Файл: Социальная психология.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 18.06.2023

Просмотров: 303

Скачиваний: 4

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Введение

Глава 1. Понятие малых групп и их классификация

1.1. Понятие малой группы

1.2. Классификация малых групп и уровни развития

Глава 2. Параметры описания малых групп

2.1. Структура малой группы

2.2. Сплочённость группы. Положение индивида в малой группе

2.3. Принцип деятельности в исследованиях малой группы

2.4. Развитие группы. Стадии развития коллектива. Общие качества группы

Глава 3. Диагностика уровня развития малой группы на примере классного коллектива

3.1. Общие сведения

3.2. Содержание и характер коллективной деятельности

3.3.Жизнь коллектива вне учебных занятий.

3.5. Характеристика актива класса

3.6. Характеристика неформального лидерства

3.7. Особенности межличностных отношений внутри класса.

3.8. Коллективизм и дружба

3.9. Возрастные особенности школьников и взаимоотношения мальчиков и девочек.

Заключение

Список использованных источников

Неблагополучные семьи – 3 (Зубарев Н., Габова К., Рогожников К.)

Многодетные семьи – 1 (Золотаревский А.);

Родители участвовали в военных действиях – 1 (Сирия Гладунец А.);

Учащиеся, стоящие на ВШУ – 5 (Белёв К., Габова К., Колегов С., Рогожников К., Гладунец А. – успеваемость, поведение, пропуски без уважительной причины);

Учащиеся, стоящие на КДН – 2 (Зубарев Н. – хулиганские действия в состоянии алкогольного опьянения и Гладунец А. – драка со сверстником);

Детей – инвалидов нет;

Детей с хроническими заболеваниями нет;

Дети, замеченные в употреблении алкоголя – 2 (Зубарев Н., Рогожников К.); в курении – 3 (Гладунец А., Колегов С., Рогожников К.); в употреблении химических веществ (токсикомания) – 1 (Гладунец А.).

Основной состав классного коллектива сформировался в 2010 году по приходу в 1 класс. За время обучения 4 человека выбыло. 1 сентября 2016 года 4 человека прибыло. Особенностью класса является то, что из 17 человек 10 детей находятся на «подвозе», то есть не проживают в селе, где расположена школа: с. Вторые Ключики – 3 (Колегов С., Золотаревский А,. Гладунец А.); д. Межовка – 2 (Рогожников К,. Федоровцева Т.); д. Климиха – 1 (Белёв К.); д. Опачёвка – 3 (Иванова Н., Игнатьева Л., Зелёнкина К.); д. Андреевка – 1 (Габова К.). Смены классного руководителя не было.

3.2. Содержание и характер коллективной деятельности

Успеваемость класса: отличников нет, хорошистов – 5 (Иванова Н., Кожина Д., Негодных И., Хлюпина М., Чураков Г.); неуспевающих – 2 (Колегов С., Зубарев Н.).

Классный руководитель систематически контролирует отметки как отдельных учеников, так и класса в целом. Через систему электронных дневников и журналов лишь несколько родителей контролируют успеваемость своих детей. С остальными работа осуществляется через информационные письма, записи в дневниках или при индивидуальных встречах. Со стороны актива и всего классного коллектива контроля нет. Взаимопомощь выражается в том, что дают списать друг другу выполненные работы.

Класс с низкой мотивацией. По умственному развитию есть учащиеся 7 вида – 2 (Колегов С., Белёв К.), есть учащиеся со слабым восприятием учебной информации – 4 (Байдин Н., Зубарев Н., Рогожников К., Федоровцева Т.), есть учащиеся, которые не желают повысить уровень своих знаний, ленятся - 6 (Батуева Н., Габова К., Гладунец А., Зелёнкина К., Золотаревский А., Игнатьева Л. – нет должного внимания со стороны родителей), есть дети, стремящиеся получить знания в полном объёме – 5 (Иванова Н., Кожина Д., Негодных И., Хлюпина М., Чураков Г.). Личностная мотивация присутствует у Негодных И. и Ивановой Н., ситуационная мотивация – Кожина Д, Хлюпина М., Чураков Г., отсутствие учебной мотивации наблюдается у Колегова С., Зубарева Н., Рогожникова К. Наличие познавательных (личностных) интересов к учебной деятельности, проявление интеллектуальной самостоятельности и инициативы в учебной деятельности, заинтересованность и активное включение в решение проблемной ситуации на уроке, интерес к трудному материалу, умение преодолевать посильные трудности учебной деятельности, понимание смысла и важности учебной деятельности, стремление к улучшению результатов учебной деятельности – низкое.


Учащиеся соблюдают школьный режим, но не в полной мере. Стараются выполнять единые требования со стороны учителей. Организованность и дисциплина в классе не всегда удовлетворительная. Во время уроков и проведения внеклассных мероприятий активности не проявляют, могут заниматься посторонней деятельностью – переговариваться, писать записки, рисовать и т.д. В учебной работе могут применять шпаргалки, списывать друг у друга.

3.3.Жизнь коллектива вне учебных занятий.

В жизни школы класс проявляет низкую степень активности. Инициаторами общешкольных дел не выступают. Некоторые дети участвуют в делах, но чаще по принуждению, чем по доброй воле. Поэтому роль класса в школьной жизни воспринимается как исполнительская. С ребятами других классов взаимодействуют активно: общение на переменах, дружеские отношения и личные симпатии, общение в соцсетях. Поддерживаются отношения и вне школы. К сожалению, формируются чаще всего разновозрастные группы подростков из неблагополучных семей, которых объединяет общее безделье и асоциальное поведение.

В целом общественная активность класса низкая. Среди учащихся выделяются Габова К., Чураков Г., Зубарев Н., Золотаревский А., Гладунец А., Рогожников К., Федоровцева Т. тем, что они чаще других откликаются на просьбы о выполнении того или иного поручения. Потребности в общественной деятельности у них нет – у каждого свои мотивы и причины для такой активности. Первые двое стремятся быть лидерами в классном коллективе, а остальные – это подвозимые дети, и чтобы скоротать время, они участвуют в различных общешкольных мероприятиях. В общем итоге целесообразность общественных поручений в классе низкая.

В школе работают кружки и спортивные секции, так же они есть и в сельском доме культуры, но обучающиеся класса не проявляют к ним интереса. Фактически из 17 человек занимается только один: Золотаревский А. (секция «Волейбол»).

Интерес к современным политическим событиям проявляют через СМИ, интересуются современными направлениями в молодёжной музыке. К искусству, литературе и спорту интерес очень низкий. На уровне классных часов могут поддержать разговор в каком – то направлении, но с наводящими вопросами. Читательские конференции, диспуты, посещения театров и кинотеатров отсутствуют.

Из традиций класса выделяется поздравление именинников и чаепитие в честь этого события. Ритуалы и творческие дела классного коллектива отсутствуют (более активные члены класса участвуют в подготовке и проведении различных общешкольных мероприятий: «Осенний бал», Новый год, День Святого Валентина и т.д.).


Общественно-полезный труд и его место во внеклассной жизни коллектива.

Трудовая деятельность современных обучающихся ограничена – это дежурство в столовой и в учебных кабинетах (убрать со стола, вымыть доску). Генеральные уборки в кабинете если и проводятся, то только после длительных уговоров. Желания трудиться не проявляют, а если и начинают, то работают по принципу «лишь бы скорей» и «так сойдёт». Очень трудно организовать на общее дело. Нет заинтересованности в успехе совместной деятельности. Сознательная дисциплина отсутствует.

Влияние родительской общественности на класс отсутствует по причине того, что многие из родителей не интересуются жизнью своего ребёнка в школе (редко проверяют дневники, не просматривают «электронные дневники и журналы», не приходят в школу даже на родительские собрания). Причины разные: далеко живут и нет личного транспорта, заняты зарабатыванием средств к существованию и т.д.

3.5. Характеристика актива класса

Актив класса был выбран на классном собрании в начале учебного года. Выбор был сделан по разным причинам: собственное желание (1 человек), «на зло» (2 человека), дружеские симпатии (2 человека). Староста добровольно изъявила желание работать. Она старается, но её практически не поддерживают. Актив не проявляет инициативности, его фактически нет в классе в качестве рабочего органа. Все поручения выполняются по принуждению, инициатором творческих или трудовых дел он не выступает - нет умения организовать класс на решение важнейших учебных и общественных задач. Авторитет актива низкий. Перевыборы бессмысленны.

У членов «актива» в первую очередь отсутствует мотивация и потребность в деятельности. Чувства неудовлетворённости не испытывают. Круг интересов, стремлений и желаний очень узок. Организаторские способности низкие (это характерно и для остальных учеников класса). Коммуникативные способности (регуляционно – коммуникативные, аффектно – коммуникативные и информационно- коммуникативные) удовлетворительные.

3.6. Характеристика неформального лидерства

По результатам референтометрии[17], исходя из референтометрического статуса, выявилось следующее (Приложение 2А, В):


1. Высокореферентные члены группы: Габова К. (0,16), Белёв К. (0,16), Батуева Н. (0,13), Иванова Н. (0,13), Игнатьева Л. (0,13), Колегов С. (0,13), Рогожников К. (0,13), Зубарев Н. (0,1).

2. Низкореферентные члены группы: Федоровцева Т. (0), Гладунец А. (0,02), Байдин Н. (0,06), Хлюпина М. (0,08).

3. Референтное ядро группы: Чураков Г. (0,23), Негодных И. (0,21), Кожина Д. (0,19), Зелёнкина К. (0,19).

Интересной особенностью является то, что ни один из членов референтного ядра не выбран в члены актива класса в виду их пассивности в общественных делах. Их влияние на класс заключается в поддержании дружеских отношений между обучающимися. Они не являются инициаторами конфликтов и полезных дел, наблюдают со стороны за происходящим, ни во что не вмешиваясь. Актив класса не использует влияние референтного ядра на остальных членов коллектива в виду их низкой мотивации к действию.

3.7. Особенности межличностных отношений внутри класса.

Используя диагностику коммуникативных навыков Дж. Морено («Социометрия») выявились следующие результаты (Приложение 1А, В, С):

Обработка результатов по Матрице 1

1. коэффициент отношения школьника к коллективу К1 = -1,4

2. коэффициент отношения коллектива к ученику К2 = -1,3

3. индекс прочности взаимосвязей К5 = 4,9

4. индекс взаимного неприятия К6 = 2,3

5. Статусные группы.

I группа - «звезды» (6 и более выборов) – 9 человек

II группа - «предпочитаемые» (3 – 5 выборов) - 6 человек

III группа – «избираемые» (1 - 2 выбора) - 2 человека

IV группа – «отвергаемые» (нет выборов) – 0 человек

6. коэффициент благополучия отношений: КБО= 7,5

7. коэффициент изолированности Ки=0% (группа благополучная)

8. индекс групповой сплоченности или коэффициент взаимности Кв=68% (свидетельствует о разобщённости на отдельные группировки)

9. социограмма

Обработка результатов по Матрице 2

1. индекс уверенности школьника в положительном отношении к нему коллектива К3=2,5

2. индекс уверенности коллектива в положительном отношении к нему школьника К4=3,8


Обработка результатов по Матрице 3

Референтный статус каждого ученика практически совпадает с первоначальным исследованием.

При изучении межличностных отношений (Приложение 3) в отличие от методики Дж. Морено, получился другой результат (по моему мнению, он ближе к истине). В классе есть «отверженные». По каждому своя причина:

  • Федоровцева Т. – не умеет «держать удар», сразу же плачет, начинает ныть и жаловаться педагогу;
  • Колегов С. – страдает энурезом (поэтому присутствует запах мочи), не следит за выделениями из носа, не интересен в плане общения;
  • Байдин Н. – развитие на уровне обучающегося 4 класса, не интересен в плане общения.

В классном коллективе нет явно выделяющихся группировок, есть предпочтения. А это значит, что нет и острой вражды между обучающимися. Предпочтение друг другу отдаётся в большей мере по причине особенностей характера, по принципу «интересен – неинтересен», по общим увлечениям. Явных лидеров в группах нет.

На основании полученных результатов, можно сделать следующие выводы:

1. КВ = 68% Следовательно, данный коллектив можно считать недостаточно сплоченным.

2. Радиальная социограмма показывает, что в целом в коллективе имеется активное сплоченное «ядро», а остальные держатся парами (микрогруппами, диадами и триадами) или по одиночке.

 3. Из социограммы видно, что в классном коллективе есть 4 популярных обучающихся - это Чураков Г., Негодных И. Кожина Д., Зелёнкина К.. Они имеют высокий социометрический статус, но неудовлетворенны своим положением, так как не все выборы оказались взаимными. То есть лидеры есть, но вокруг них нет сплочения. Лидеры находятся в разных «группировках», поэтому единого ядра в классном коллективе нет.

4. Полученная социоматрица показывает так же, что в коллективе имеется три изолированных, непопулярных ученика с низким социометрическим статусом, которые имеют нулевой коэффициент удовлетворенности.

3.8. Коллективизм и дружба

О коллективизме и дружбе необходимо говорить по единству целей и интересов обучающихся. Находясь в учебном заведении, целью любого классного коллектива является получение знаний. В зависимости от мотивации обучающихся её нельзя назвать единой по той простой причине, что кто – то видит смысл приобретения новых знаний, а кто – то нет. В классном коллективе нет и единства интересов. Как уже было сказано выше, в классе имеются хотя и не ярко выраженные, но группировки, которые объединены по общим интересам.