Файл: Контроль почтовых отправлений, телеграмм и иных сообщений. Отличие от прослушивания телефонных разговоров (Основные правовые положения контроля почтовых отправлений, телеграмм и иных сообщений, прослушивания телефонных разговоров).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 19.06.2023

Просмотров: 123

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

4. Классификацию посылок, подлежащих осмотру.

5. Наименование организации, на которую возложена эта ответственность[25].

Следующим шагом является вынесение решения суда по удовлетворению ходатайства следственных органов. В отношении ареста выносится соответствующее письменное постановление.

Второй экземпляр непосредственно направляется в учреждение связи. По итогам вынесения решения суда почтовое отделение получив описанное отправление, сразу сообщает об этом следователю. Когда действие не терпит отлагательства, дознаватель, не дожидаясь постановления суда, производит выемку отправлений. Затем в течение суток уведомляет об этом прокурора и судью. Предоставляет им как доказательство законности проверки копию постановления и протокола.

Законное основание на прослушивание появляется на основании судебного решения (ст.165 УПК РФ). Если такового нет, процесс проводится на основании письменного обращения одного из членов переговоров. Применяется когда присутствует по отношению к потерпевшему: вымогательство; угроза насилия; иные преступные действия[26].

Для осуществления контроля переговоров следователь подает в суд ходатайство.

Документ должен содержать следующие сведения: Описание открытого уголовного дела. Повод прослушивания. ФИО контролируемого лица. Срок проведения операции. Наименование учреждения, которое должно ее осуществить.

Решение суда позволяет соблюсти права граждан на свободу переписки (ст.23 Конституции РФ).

Предварительный осмотр, конфискация почтово-телеграфных отправлений проходит с участием понятых. К процессу привлекаются работники почтового учреждения. Помощь переводчика понадобится, если исследуемое сообщение содержит текст на иностранном языке, который незнаком ни следователю и понятым. Участие специалиста-криминалиста приветствуется для определения отпечатков пальцев на переписке.

Получив уведомление из учреждения связи, следователь прибывает на место и осматривает задержанные отправления. Когда найдены данные, интересующие следствие, происходит выемка содержимого. Иногда просто снимаются копии, а оригинал адресат получает в неповрежденном виде.

Во всех случаях, даже если не обнаружены искомые доказательства, составляется протокол.

Документ обязан содержать информацию, указанную в ст.166 УПК РФ. Также туда вписывается: описание и перечисление содержимого посылки, бандероли; сведения из письма, телеграммы; кто отправил; кому предназначалось; изъято ли содержимое; были ли сняты копии; получил ли отправление адресат.


При необходимости протокол дополняется особой описью извлеченных документов и предметов. Надлежащим постановлением следователя изъятые сведения приобщаются к криминальному делу, как доказательство (ст.81 УПК РФ). Если полученная информация не представляет следственный интерес, решение не выносится. Для проведения выемки оригинала отправления соблюдаются надлежащие правила[27].

Изъятие вещественных доказательств является продолжением осмотра. Поэтому не составляется дополнительный протокол. Один документ отражает результат выемки и осмотра.

Процесс контроля переговоров напоминает звуковое наблюдение за переговорами, прослушивание, фиксирование данных с технических средств связи, контролирование сообщений. Этот метод используют подразделения ОВД, ФСБ в условиях строгой засекреченности. Контроль переговоров не является сугубо процессуальным действием. Он происходит по решению суда специализированным подразделением в течение установленного срока (ст.8, 9 ФЗ «Об ОРД»). УПК РФ не регулирует техническую его реализацию. Признаком розыскной работы является прослушивание следователем фонограммы. Обязательно присутствие понятых, специалистов и участников разговора.

Процесс осуществляется в несколько этапов:

1. Дознаватель выносит мотивированное постановление для подачи ходатайства в суд. Если контроль проводится по письменной просьбе одного из участников переговоров, тогда направляется решение следователя прокурору.

2. Судья выносит необходимое решение. Его копия направляется соответствующему органу для исполнения.

3. Техническое осуществление процесса проводят специалисты подразделения дознания.

4. Следователь подает запрос. Ему предоставляется опечатанная фонограмма с пояснительным письмом, в котором указано время записи, технические свойства примененных средств связи.

5. Затем проходит прослушивание записи в присутствии свидетелей и составляется протокол. Дословно цитируется та часть документа, которая касается дела. Присутствующие лица имеют также право записать свои замечания.

6. Полная запись приобщается к делу как существенное доказательство. И остается там на весь срок хранения материалов по данному делу. Обеспечивается ее полная сохранность, предотвращается монтаж и повреждение[28].

Арест с последующей выемкой почтовых, телеграфных отправлений существенно отличаются от контроля и дальнейшей записи переговоров.


Эти два метода имеют два существенных отличия:

1. При обыске и изъятии происходит задержание и выемка информации, которая заранее оформляются письменно участниками переговоров. Во время записи переговоров фонограмму создают оперативные подразделения по распоряжению следователя. Сами переговоры проводятся устно.

2. При задержании телеграфных отправлений участвует обычный оператор связи. Контроль переговоров осуществляет специализированный орган[29].

Конфискация отправлений и прослушивание переговоров производится только на начальной стадии расследования. Потом следователь снимает арест и уведомляет об этом прокурора и суд (ст.185 УПК РФ). Аннулировать действие можно и тогда, когда в нем отпадает необходимость. Для этого суд или следователь выносит должное решение.

Наложение ареста на почтово-телеграфные отправления четко регламентируется УПК РФ и другими законодательными актами. Проходит по решению суда или письменной просьбе одного из участников. Процедуру проводит следователь. Отменяется арест соответствующим решением того, кто ведет следствие.

Вывод по 1 главе.

Контроль почтовых отправлений, телеграфных и иных сообщений - оперативно-техническое мероприятие, заключающееся в получении информации о преступной деятельности подозреваемых лиц, путем негласного просмотра почтовых отправлений, телеграфных и иных сообщений.

Предметом контроля является только та корреспонденция, исходящая от конкретных лиц либо адресованная конкретным лицам.

Корреспонденция, поступающая в определенный адрес или исходящая из него, может контролироваться только в том случае, когда в адресе постоянно или временно проживает либо скрывается лицо, представляющее оперативный интерес. Согласно ст. 15 ФЗ «О почтовой связи» тайна переписки, почтовых, телеграфных и иных сообщений, входящих в сферу деятельности операторов почтовой связи, гарантируется государством Осмотр и вскрытие почтовых отправлений, также осмотр их вложений и иные ограничения тайны связи производится только на основании судебного решения. Все операторы почтовой связи обязаны обеспечивать соблюдение тайны связи.

Информация об адресных данных пользователей услуг почтовой связи, о почтовых отправлениях, почтовых переводах денежных средств, телеграфных и иных сообщениях, входящих в сферу деятельности операторов почтовой связи, а также сами эти почтовые отправления, переводимые денежные средства, телеграфные и иные сообщения являются тайной связи и могут выдаваться только отправителям (адресатам) или их представителям.


Отличительной особенностью данного ОРМ от других ОРМ судебного санкционирования заключается в том, что субъектом контроля почтовых отправлений, телеграфных и иных сообщений являются только органы ФСБ РФ.

При необходимости с почтовых отправлений снимаются копии, содержимое посылок фотографируется и даже отбираются образцы для исследования.

Прослушивание телефонных переговоров (ПТП) - оперативно-техническое мероприятие, заключающееся в негласном контроле, аудиозаписи, прослушивании переговоров а также их фиксации, проверяемых лиц, ведущихся по телефонным линиям связи. ПТП в обычном порядке проводится на основании судебного решения по постановлению начальника органа, осуществляющего ОРД. Данное постановление должно быть мотивировано и обосновано. Только при вышеуказанных условиях данное ОРМ носит правомерный характер. В случаях, не терпящих отлагательства, ПТП может проводиться без судебного решения при наличии данных о событиях и действиях, создающих угрозу государственной, военной, экономической и экологической безопасности РФ. То есть, необходимо, чтобы в наличии у органа, осуществляющего ОРМ, были данные и о событиях и о действиях, создающих угрозу государственной, военной, экономической и экологической безопасности. Если имеет место быть отсутствие одного из двух составляющих, дающих право на проведение ПТП при случае, не терпящего отлагательства, то проведение ПТП запрещено.

В случае возникновения угрозы жизни, здоровью, собственности отдельных лиц ПТП разрешается проводить по их письменному согласию, ведущихся с их телефонов, на основании постановления, утвержденного руководителем, осуществляющим ОРД, с обязательным уведомлением суда(судьи) в течении 48 часов. В своем заявлении гражданин указывает срок, на который он разрешает поставить свой телефон на прослушивание и согласны ли на это с ним несовершеннолетние члены семьи. При ПТП по заявлению граждан звукозаписывающая аппаратура может включаться только при вызове абонента для фиксации поступающих в его адрес угроз. Если телефоном пользуется не только проверяемое лицо но и иные лица, не дающие согласия на ПТП их переговоров, то инициатор ПТП указывает в задании необходимые данные об осуществлении отбора информации, которая непосредственно относится к проверяемому лицу, а информация о других лицах уничтожается. Фонограммы и другие материалы, полученные при проведении ПТП и иных переговоров лиц, в отношении которых уголовное дело не возбуждалось, подлежат уничтожению в течении 6 месяцев с момента прекращения прослушивания, о чем составляется соответствующий протокол.


2. Проблемы правового регулирования контроля почтовых отправлений, телеграмм и иных сообщений, прослушивания телефонных разговоров

2.1. Проблемы реализации права органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, прерывать предоставление услуг связи

В современных условиях технического развития общества, ускорения информационных процессов и расширения информационного пространства системы связи играют весьма значимую социальную роль. Помимо совершенствования технической составляющей систем связи и технологий передачи информации, активное развитие получило правовое регулирование общественных отношений, складывающихся в процессе предоставления услуг связи. В частности, основным нормативным правовым актом, регулирующим данные отношения, является Федеральный закон от 7 июля 2003 г. N 126-ФЗ «О связи»[30] (далее - ФЗ о связи).

Однако наряду с положительным коммуникативным эффектом в жизни общества развитие технологий и средств связи повлекло за собой их использование в противоправной деятельности. Анализ складывающейся ситуации позволяет утверждать, что совершенствование сетевых телекоммуникационных технологий приводит не только к ускорению развития общества, но и к расширению источников опасности для него, в том числе связанных с явлениями криминального плана[31]. В настоящее время информационно-коммуникационные системы связи представляют собой и «место» совершения преступлений (например, интернет-ресурсы), и средство их совершения (например, телефонная и факсимильная связь при совершении мошенничеств). Именно поэтому законодатель предоставил оперативно-розыскным органам возможность осуществлять комплекс оперативно-розыскных мероприятий, позволяющих с разрешения суда контролировать и фиксировать общение граждан по телефонным и иным каналам связи.