Файл: Приемка мясной, молочной, рыбной и мукомольно - крупяной продукции по качеству и количеству.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 19.06.2023

Просмотров: 92

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

б) следить за исправностью средств испытания или измерения, которыми определяется качество продукции, а также своевременно проверять их в установленном порядке;

в) систематически контролировать работу лиц, на которых возложена приемка продукции по качеству и комплектности, и тем самым предупреждать всевозможные нарушения правил приемки продукции.

Принимая продукцию по качеству и комплектности согласно сопроводительным документам, удостоверяющим ее качество и комплектность,- техническому паспорту, сертификату, удостоверению о качестве, счету фактуре, спецификации и т.п. Отсутствие указанных сопроводительных документов или некоторых из них не приостанавливает приемку продукции. В этом случае составляется акт о фактическом качестве и комплектности поступившей продукции и в нем оговаривают, какие документы отсутствуют.

При обнаружении дефектов продукции, получатель приостанавливает приемку продукции и составляет акт, в котором указывается количество осмотренной продукции и характер выявленной во время приемки дефектов[3].

Приемку считают своевременной, если проверка количества продукции окончена в установленные сроки.

Лица уполномоченные руководителем предприятия – получателя проводить приемку продукции, несут ответственность за строгое соблюдение правил этой операции.

Приемка товаров по качеству и количеству

Доставляемые в зону приемки товары принимаются по количеству и по качеству.

Приемка товаров по количеству — это установление точного количества поступившего товара и его соответствия данным сопроводительных документов, предусматривающее выполнение следующих операций:

а) отбор тарных мест для вскрытия;

б) вскрытие тары;

в) подсчет количества единиц (взвешивание товаров);

г) сверка с сопроводительными документами.

Приемка товаров по количеству осуществляется, как правило, путем сплошного подсчета единиц, меры и массы товара в данной партии (за исключением товаров в фабричной упаковке), однако допускается и выборочная проверка количества товаров[4].

Приемка товаров по качеству — это определение достоинства товаров (т.е. их качества), комплектности (т.е. наличия всех предметов, входящих в данный комплект) и маркировки.

Приемка товаров по качеству предусматривает выполнение следующих операций:


а) перемещение товаров к рабочему месту товароведов – бракеров;

б) вскрытие тары;

в) непосредственная проверка качества и его соответствия условиям договора.

Обычно проводится сплошная проверка качества и комплектности товаров. Однако допускается и выборочная проверка, если это предусмотрено условиями договора.

В случае несоответствия фактического наличия товаров или отклонения по качеству, комплектности, маркировке товаров, установленных в договоре и указанных в сопроводительных документах, приемка товаров приостанавливается. Затем составляется акт, который является юридическим основанием для выставления претензий поставщику. При этом в сопроводительных документах делается отметка об актировании.

При приемке товара руководству торговых предприятий необходимо следить за наличием сертификата соответствия на закупаемый товар или его заверенной копии, подтверждающими качество и безопасность продукции для здоровья и жизни потребителя.

При отсутствии сопроводительных и расчетных документов приемка товаров на складе ведется по данным маркировки и внутри тарным упаковочным листам, а при их отсутствии — по фактическому наличию товара.

Во всех случаях приемку товаров осуществляют материально ответственные лица, на которых возлагается материальная ответственность за поступившие ценности.

После завершения приемки товаров каждому из них отводится определенное место на складе. При выборе места хранения товара учитываются количество и частота поступления товаров[5].

Глава II Технология приемки в магазине

Приемка товаров в магазине является важной составной частью технологического процесса. Она осуществляется материально ответственными лицами в соответствии с Положением о порядке приемки товаров по количеству и качеству. Правила приемки товаров, установленные этим документом, применяются во всех случаях, когда иной порядок не предусмотрен нормативно – технической

документацией, договором или другими обязательными нормативными актами[6].

Товары в магазине принимаются по количеству и качеству.

В зависимости от способа доставки и упаковки товара определяется технология приемки по количеству:


1) При централизованной доставке товара без тары, в открытой и в поврежденной таре приемка производится сразу же в момент доставки товаров в магазин.

2) Если товар доставлен в исправной таре, кроме проверки массы брутто, количества тарных мест, наличия маркировки, магазин вправе потребовать вскрытия тары и проверки массы нетто и количества единиц в каждом месте.

По массе нетто и количеству товарных единиц в каждом месте товары принимаются одновременно со вскрытием тары, но не позднее 24 часов по скоропортящимся товарам и 10 дней – по нескоропортящимся с момента поступления товаров.

Приемка товаров по количеству производится путем сопоставления данных сопроводительных и транспортных документов (товарно – транспортных накладных, счетов – фактур, спецификаций, упаковочных ярлыков, описей и др.) с фактическим наличием товаров. Если сопроводительные документы отсутствуют, то товары принимаются по фактическому наличию на основе составленного акта, в котором указываются отсутствующие документы.

При поступлении товаров, которые нельзя перевесить без тары (сельдь, масло растительное и др.), необходимо в момент получений принять их по массе брутто, а после продажи товаров проверить массу тары. В случае расхождения фактической массы тары с трафаретными данными результаты проверки оформляются актом[7].

При обнаружении в процессе приемки недостачи магазин должен дальнейшую приемку приостановить, поступившую партию товара хранить отдельно от имеющихся в магазине материальных ценностей, обеспечить их полную сохранность. О выявлении недостачи составляется акт за подписями лиц, принимавших товар. Магазин обязан по скоропортящимся товарам немедленно после обнаружения недостачи, по остальным не позднее 24 ч направить поставщику по средству срочной связи вызов – уведомление. В нем указываются наименование товара, номер товарно – транспортной накладной, характер недостачи, состояние пломб, а также количество недостающего товара.

Одногородний поставщик по скоропортящимся товарам обязан явиться в течение 4 ч после получения вызова, по остальным товарам - не позднее чем на следующий день. Иногородний поставщик является не позднее чем в трехдневный срок после получения вызова – уведомления, не считая времени на дорогу, только в том случае, если это предусмотрено договором поставки,

У явившегося представителя поставщика должно быть удостоверение на право участия в приемке товаров в данном магазине. При неявке представителя поставщика, а также в случае, если явка его необязательна, создается для приемки товаров по количеству комиссия с участием компетентного представителя иного юридического лица или государственного контролирующего органа. При их отсутствии или отказе выделить представителя проверка производится с участием представителя местного органа управления или самоуправления.


В случае его неявки или отказе товар принимается с участием представителя общественности торговой организации из числа лиц, утвержденных решением местного комитета. Отказы вышеуказанных организаций от участия в приемке должны быть оформлены письменно.

С согласия поставщика приемка товаров может быть осуществлена работниками магазина в одностороннем порядке. На выявленную недостачу составляется акт по утвержденной форме. В акте заполняются все пункты.

Если в процессе приемки выявлены излишки, то это также отражается в акте. Акт подписывают все лица, участвующие в приемке товаров по количеству. Лицо, не согласное с содержанием акта, подписывает его с изложением собственного мнения.

К акту приемки товаров по количеству, которым удостоверяются расхождения, должны быть приложены следующие документы[8]:

- копии сопроводительных документов;

- упаковочные ярлыки, кипные карты, пломбы;

- подлинный транспортный документ;

- удостоверение представителя, выделенного для участия в приемке;

- первичный акт о приостановлении приемки, составленный в магазине при обнаружении недостачи, и др.

Акт приемки товаров должен быть утвержден руководителем (заместителем) торговой организации получателя не позднее чем на следующий день после его составления.

Одновременно с приемкой товаров по количеству товар принимается также и по качеству. В тех случаях, когда товар в магазин поступает непосредственно от предприятий – изготовителей, он является единственным звеном, где проверяется качество этого товара перед продажей его покупателю.

Товары, поступившие в исправной таре, принимаются по качеству и комплектности:

- при иногородней поставке – не позднее 20 дней;

- при одногородней поставке – не позднее 10 дней, а по скоропортящимся товарам не позднее 24 ч после их поступления в магазин.

Скрытые производственные дефекты, обнаруженные позже, актируются. Акт о скрытых недостатках составляется в течение гарантийного срока. Акт о скрытых недостатках товара, гарантийный срок на который исчисляется с момента его продажи через розничную торговлю, может быть составлен и в период хранения до его продажи.

Приемка по качеству осуществляется в соответствии с требованиями стандартов, технических условий, договоров, а также по сопроводительным документам, удостоверяющим качество (сертификатам соответствия, удостоверениям о качестве, ветеринарным свидетельствам и т. д.). Не подлежат приемке товары с истекшим сроком годности, хранения (реализации): товары, подлежащие обязательной сертификации, государственной гигиенической регламентации и регистрации, но не прошедшие ее в установленном порядке. При обнаружении несоответствия качества требованиям нормативных и сопроводительных документов магазин обязан приемку приостановить, обеспечить условия хранения, предотвращающие ухудшение качества. Магазин должен уведомить поставщика в те же сроки и в том же порядке, что и при выявлении количественного расхождения.


Одногородний поставщик обязан явиться не позднее, чем на следующий день, а по скоропортящимся товарам – не позднее 4 ч после получения вызова, если в договоре не указан иной срок явки. Представитель иногороднего поставщика обязан явиться, если это предусмотрено договором, не позднее чем в трехдневный срок после получения уведомления, не считая времени, необходимого на дорогу.

Представитель поставщика должен иметь удостоверение на приемку конкретных товаров в данном магазине. При неявке представителя поставщика или необязательной его явке в состав комиссии для приемки товаров по качеству включается представитель органа, осуществляющего государственный контроль качества товара,

По доверенности поставщика приемка может осуществляться с участием компетентного представителя другого предприятия, возможна и односторонняя приемка товаров по качеству магазином, если поставщик дал на нее согласие.

Способы проверки и методы оценки качества выбираются в соответствии с требованиями нормативных документов и учетом специфических особенностей товаров. При необходимости отбора проб об этом составляется акт, который подписывается всеми членами комиссии[9]. В день окончания приемки составляется акт определенной формы. Он подписывается всеми членами комиссии. Лицо, не согласное с содержанием акта, подписывает его с изложением собственного мнения. К акту должны быть приложены все необходимые документы.

Таким образом, приемка товаров в магазине является важной составной частью технологического процесса. Она осуществляется материально ответственными лицами в соответствии с Положением о порядке приемки товаров по количеству и качеству. В зависимости от способа доставки и упаковки товара определяется технология приемки по количеству. Приемка по качеству осуществляется в соответствии с требованиями стандартов, технических условий, договоров, а также по сопроводительным документам, удостоверяющим качество (сертификатам соответствия, удостоверениям о качестве, ветеринарным свидетельствам и т. д.).

2.1 Организация и порядок приемки товаров по качеству и количеству в магазине

Для приемки товара на территории торгового объекта администрацией организации назначаются материально ответственные лица (заведующий складом, секцией, отделом; кладовщик; продавец). Обязанность этих работников по приемки товаров и условия их ответственности закрепляются в трудовых договорах о материальной ответственности этих лиц, должностных инструкциях и тп.