Файл: Приемка мясной, молочной, рыбной и мукомольно - крупяной продукции по качеству и количеству.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 19.06.2023

Просмотров: 94

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

О каждой поставке товаров на территории торговой организации администрация сообщает материально ответственному лицу, которое должно подготовить подъездные пути, разгрузочные площадки, складские площади под товар и необходимые документы.

Прием товара по количеству и качеству торговых объектах осуществляется в соответствии с соответствующими нормативными актами и сопроводительными документами от поставщика, а также другими необходимыми документами[10].

Количественная и качественная приемка товаров, проверка их комплектности и маркировки, правильности цен, актирование недостач и дефектов и заявление рекламации поставщиков производятся в порядке и в сроки, предусмотренные соответствующими инструкциями или договорами.

При приемки товара в первую очередь проверяется соответствие количества товара, указанного в договоре, и фактически поставленного. Производится проверка на основании транспортных и сопроводительных документов. Если такие документы существуют, составляется акт, в котором указываются недостающие документы.

Проверка количества товара в зависимости от того, в каких единицах оно выражается- весовых или объемных,- производится различными способами.

Если товар выражен в договоре весовыми единицами, его количество устанавливается взвешиванием (установление веса брутто и веса нетто). Проверка производится установлением соответствия отгруженного веса товара и выгруженного.

Если товар выражен в договоре в объемных единицах, проверка количества производится подсчетом выгруженного количества мест и его соответствия отгруженному.

Следует отметить, что если в условиях договора, а также сопроводительных документах количество указанно и в весовых и в объемных единицах, при приемке проверяется и то и другое.

Если товар находится в ненарушенной таре, то приемка может проводится по количеству товарных единиц и маркировки на таре. Если не проводится проверка фактического наличия товара в таре, то необходимо сделать отметку об этом в сопроводительном документе.

Приемка товаров по качеству

Приемка товара по качеству осуществляется двумя способами:

— на основе документа, подтверждающего соответствие качества товара;

— путем проверки качества фактически поставленного товара в месте приемки.

1) В зависимости от вида товара, условий договора качество может определятся по сертификатам, техническим условиям, стандартам, образцам и т.д.


Так, для большинства продовольственных и ряда не продовольственных товаров законодательством предусмотрена обязательная процедура сертификации – установления соответствия продукции установленным требованиям. Документом подтверждающим что товар сертифицирован, является сертификат качества. Подтверждением сертификации товара также является знак соответствия на упаковке. При приемки ряда продовольственных товаров документами, подтверждающими качество товара, являются ветеринарное и санитарно- эпидемиологическое заключение и т.д.

2) Проверка качества может осуществляться путем проведения качественного анализа, сличение ранее отобранных образцов, осмотра товара, проведение различного рода испытаний и анализов.

Для продовольственных товаров обязательной является проверка сроков и реализации поставленного товара – просроченные товары являются не качественными.

Приемка товара по количеству и качеству в магазине должна осуществляться в соответствии с правилами, установленными в инструкциях. Установленные этими инструкциями нормы применяются во всех случаях, если в стандартах, технических условиях или других обязательных правилах не предусмотрен иной порядок приемки товаров. Лица, участвующие в приемке товаров, должны хорошо знать эти документы и уметь ими пользовать.

Приемка товара по качеству должна быть проведена в установленные сроки. Если поставщик находится в том же населенном пункте, где расположен магазин, то поступившие от него товары принимают в течение 10 дней с момента их получения. При иногородней поставки срок приемки товаров составляет 20 дней с момента их поступления, а по скоропортящимся продуктам – остается прежним.

В процессе приемки работники магазина выявляют качество и комплектность товаров, а также соответствие тары, упаковки и маркировки товарам установленным требованиям[11].

Приемка товара по количеству

Она заключается в сверке массы, числа мест, единиц фактически поступивших товаров с показателями счет – фактур, товарно – транспортных накладных и других сопроводительных документов.

Если товары поступили в магазин без сопроводительных документов, то на фактически поступившее их количество составляют акт с указанием в нем отсутствующих документов, а потупившие товары принимают на ответственное хранение.

Приемку товара по количеству проводят в определенные сроки. Так, товары, в открытой или поврежденной таре, следует принимать в момент их доставки в магазин. Товары поступившие в исправной таре, по массе брутто и количеству мест принимают в момент получения их от поставщика, по массе нетто и количеству товарных единиц в каждом месте – одновременно со скрытием тары, но не позднее 10 дней, а скоропортящиеся товары – не позднее 24 часов с момента получения товаров.


Количество поступивших товаров определяют в тех же единицах измерения, которые указаны в сопроводительных документах.

Массу нетто проверяют в порядке, установленном стандартами, Техническими условиями и иными обязательными для сторон правилами. Массу тары проверяют одновременно с массой нетто товара. Результат проверки оформляют актами. Акт о массе тары должен быть составлен не позднее 10 дней после ее освобождения, а о массе тары из под влажных товаров – немедленно после ее освобождения, если иные сроки не определены в договоре. В акте результатах проверки массы тары указывают также массу нетто товаров.

Если в процессе приемки будет выявлена недостача, то приемку товаров следует приостановить. Необходимо обеспечить сохранность товаров, а также принять меры к тому, чтобы они не смешались с другими однородными товарами. О выявлении недостачи составляют акт за подписями лиц, принимавших товар.

При нарушении целостности пломбы или неисправности тары – оборудования составляют акт, в котором указывают расхождения по всей поступившей партии товаров с сопроводительными документами.

Акт составляют в установленной форме в четырех экземплярах.

Магазин обязан принять на временное хранение недоброкачественные или некомплектные товары до принятия поставщиков решения об их дальнейшем использовании.

Претензии о несоответствии качества товара должно быть заявлено поставщику в те же сроки, что и претензия о несоответствии количества товаров. К ней должен быть приложен акт и все другие документы.

Если недоброкачественность обнаружена покупателем, то к акту прикладывают: заявление покупателя с заключением магазина, фабричный ярлык или копию товарного чека и документы, подтверждающие стоимость ремонта[12].

2.2 Документальное оформление приемки товаров по качеству и количеству

В основе приема товаров должны лежать сопроводительные документы. Приемка товара оформляется документами, формы которых утверждены постановлением Госкомстата России от 25.12.1998 № 132[13].

Транспортными документами являются товарно – транспортная накладная (ТТН), счет, счет – фактура, а также некоторые другие документы, зависящие от особенностей товара.


1) Товарно – транспортная накладная используется при доставке товаров автомобильным транспортом. Выписывается поставщиком в четырех экземплярах и состоит из двух разделов – товарного (определяющего взаимоотношения поставщика и получателя) и транспортного (определяющего взаимоотношения поставщика с транспортными организациями). (Приложение 1)

Товарный раздел заполняется поставщиком товара и содержит сведения: (Приложение 2)

- о поставщике и плательщике (наименования, адреса и банковские реквизиты);

- о товаре и таре (артикул, наименование и краткое описание товара, количество мест, масса брутто, количество (масса нетто), цена, сумма, вид упаковки).

Здесь же указываются суммы НДС, а также фиксируются подписи лиц, разрешивших отпуск товара, и подписи лиц, отпустивших товар.

Транспортный раздел ("Сведения о грузе") заполняется в ходе доставки товара и содержит следующие данные:

- дата;

- номер автомобиля и путевого листа;

- наименования и адреса заказчика (плательщика) товара, грузоотправителя и грузополучателя;

- пункты погрузки и разгрузки (при необходимости);

- сведения о грузе (артикул, наименование и краткое описание товара; единицы измерения; количество единиц; цена за единицу;

- сумма на которую поставляется товар (с учетом НДС и спецналога).

Кроме того, указываются документы, следующие с грузом, вид упаковки, количество мест.

Товарно – транспортная накладная составляется поставщиком и является приходным документом при поступлении товаров на розничное торговое предприятие. Документом, сопровождающим поступление на торговое предприятие крупной партии товара автомобильным транспортом, является товарно – транспортная накладная по форме № 1-Т (торговля).

Один экземпляр накладной остается в магазине и служит основанием для оприходования товаров.

2) Один из основных товаросопроводительных документов — накладная[14].(Приложение 3)

Товарная накладная применяется для оформления продажи товаров и составляется в двух экземплярах, один из которых остается у поставщика, а другой – в магазине и служит для оприходования товаров.

В накладной указываются номер и дата выписки, наименование поставщика и покупателя, наименование и краткое описание товара, его количество (в единицах), цена и общая сумма (с учетом налога на добавленную стоимость — НДС) отпуска товара. Накладная подписывается материально ответственными лицами, сдавшими и принявшими товар, и заверяется круглыми печатями предприятий поставщика и получателя.


Количество экземпляров, в которых выписывается накладная, зависит от условий получения товара покупателем — вида предприятия – поставщика, места передачи товара и др. Например, при отпуске товара со склада поставщика накладная выписывается на основании договора, заключенного между поставщиком и покупателем, требования на отпуск товара с указанием наименования, артикулов и количества необходимого товара и при предъявлении материально ответственным лицом — представителем торгового предприятия-покупателя доверенности на приобретение товара. В этом случае накладная оформляется в 4 экземплярах: 1 – и и 2 – й экземпляры остаются у грузо ­ отправителя (1- й экземпляр — в бухгалтерии предприятия, 2 – й — у материально ответственного лица, который осуществляет отпуск товара на складе), а 3- й и 4- й экземпляры поступают вместе с товаром к грузополучателю. Один экземпляр представляется в бухгалтерию торгового предприятия – покупателя, а другой остается у лица, отвечающего за хранение товара, и учитывается коммерческой службой или товарным отделом.

При поступлении товаров с оптовых баз может оформляться накладная на отпуск материалов на сторону по форме № М – 15.

Накладные на перевозку товаров в торговле имеют небольшие различия в зависимости от вида используемого транспорта.

Специализированные формы товарных накладных № 1-Т, № 2-Т, № 3-Т, № 4-Т, которые применяются организациями и предприятиями отрасли торговли в качестве товарного раздела к товарно-транспортной накладной единого образца, были утверждены еще в 80 – е гг. и с тех пор не пересматривались.

3) Для оплаты поступающих товаров может быть использован счет. Счет для магазина является документом, на основании которого производится оплата товара. (Приложение 4)

Счет выписывается поставщиком на поставляемую партию товара одновременно с накладной (номер и дата оформления которой обязательно указываются в счете), а в случае предоплаты — до отпуска товара и также является основанием для оплаты товара[15].

4) Счет – фактура содержит подробное описание и цену товара, номер транспортного документа, сумму счета и иные реквизиты.

Качественная приемка товаров, проверка их маркировки, правильности цены, актирование недостач и дефектов производится в порядке и в сроки, предусмотренные договорами поставки.

Приемка товара по качеству в настоящее время производится на основе документа, подтверждающего соответствие качества товара, и путем проверки качества фактически поставленного товара в месте приемки.