Файл: Приемка мясной, молочной, рыбной и мукомольно - крупяной продукции по качеству и количеству.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 19.06.2023

Просмотров: 99

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

3) ускорение и удешевление процедуры приемки.

Субъекты отношений по приемке товаров

С учетом вида обязательства, регулирующего передачу имущества, необходимо различать:

а) приемку товаров покупателем непосредственно во взаимоотношениях с продавцом и

б) приемку товаров от органов транспорта.

Таким образом, субъектами отношений по приемке товаров будут субъекты по договору поставки либо субъекты транспортного обязательства.

Сторонами договора поставки обычно являются лица, ведущие предпринимательскую деятельность. На стороне поставщика, как правило, выступают коммерческие организации и граждане – предприниматели. Покупателями в договоре поставки, в принципе, могут быть любые лица (за исключением гражданина, приобретающего товары для бытовых нужд), однако чаще всего – это предприниматели (индивидуальные и коллективные). Государство также может выступать покупателем по договору поставки (например, приобретая товары в государственный резерв), что чаще всего оформляется государственным контрактом на поставку товаров для государственных нужд[27].

Исчерпывающий перечень форм коммерческих организаций определен нормами ГК РФ, в соответствии с которыми коммерческие организации могут быть созданы в форме хозяйственного товарищества, хозяйственного общества, производственного кооператива (артели) и государственного или муниципального унитарного предприятия.

Транспортно – экспедиторские предприятия специализируются на осуществлении операций по доставке товаров покупателю, выполняя поручения промышленных, торговых и других фирм. Функции этих предприятий весьма многообразны. Сюда входит проверка состояния тары, упаковки и маркировки, оформление товаросопроводительных документов, оплата стоимости перевозки по поручению грузовладельца, осуществление погрузочно-разгрузочных работ, хранение, страхование, подбор и комплектация мелких отправок, информация грузополучателя о прибытии груза, получение акта об ущербе, если таковой был, осуществление таможенных формальностей, организация контейнерных перевозок, обеспечение грузовых поставок документами карантинного, санитарного и ветеринарного надзора и др.

Источники правового регулирования приемки товаров

Общие правовые акты о приемке существуют в виде документов, фактически утративших силу. Положения о поставках продукции и товаров 1988 г. предусматривают (п. 38, 45; 31, 38), что порядок приемки по количеству и качеству регулируется инструкциями, утвержденными Госарбитражем СССР. Имеются две не отмененные инструкции бывшего Госарбитража СССР. Это Инструкция о порядке приемки продукции производственно – технического назначения и товаров народного потребления по количеству 1965 г. N П – 6[28] и Инструкция о порядке приемки продукции производственно-технического назначения и товаров народного потребления по качеству 1966 г. N П – 7[29] (далее – Инструкция о приемке по количеству и Инструкция о приемке по качеству).


Названные инструкции уже на момент их принятия были крайне несовершенны, нуждались в коренной переработке. Взамен им в 1991 г. были подготовлены проекты новых инструкций. Однако с распадом СССР они не были приняты. Между тем проблема правового регулирования порядка приемки остается и требует своего решения.

Инструкции о порядке приемки продолжают применяться, но уже не в качестве обязательных правовых актов. Стороны вправе предусмотреть в договоре, что приемка товара будет производиться согласно инструкциям Госарбитража СССР как факультативно применяемым нормам. Даже если такое условие не включено в договор, однако получатель провел приемку в соответствии с названными инструкциями, то составленный акт приемки признается арбитражными судами надлежащим доказательством по делу, поскольку никакого иного общего порядка приемки не существует. Таким образом, хозяйственная и судебно – арбитражная практика признают действие инструкций Госарбитража СССР в качестве обычаев делового оборота. Отсюда необходимость учитывать и соблюдать требования этих инструкций, обучать работников проведению приемки и оформлению документов в соответствии с ними, а также умению устранять на основе договоров недостатки инструкций.

Госкомстатом РФ издан приказ от 25.12.98 N 132 "Об утверждении унифицированных форм первичной документации по учету торговых операций"[30]. Названным приказом предусмотрено, что при приемке товара без участия органа транспорта получателем составляются акты согласно устанавливаемым формам N Торг – 1, Торг – 2 и Торг – 3. Их реквизиты соответствуют содержанию актов приемки, установленному Инструкциями N П – 6 и П – 7. Закрепляя формы актов приемки, приказ Госкомстата РФ N 132 не регламентирует саму процедуру приемки. Поэтому в отношении порядка проведения приемки надлежит руководствоваться Инструкциями о порядке приемки по количеству и качеству.

Важно учитывать соотношение инструкций с другими нормативными документами и договором. В стандартах всех уровней (национальных стандартах, стандартах организаций и др.) нередко предусматриваются отдельные требования к порядку приемки. По общему правилу, если какой-то вопрос в соответствующем стандарте решен иначе, чем в инструкции, то применяются нормы стандарта.

Вместе с тем в самих стандартах процедура приемки обычно бывает урегулирована лишь частично. По отношению к таким стандартам инструкции о порядке приемки по количеству и качеству выполняют субсидиарную роль, регламентируя те вопросы приемки, которые не определены самим стандартом.


Порядок и условия проверки качества товара, применяемые продавцом и покупателем, должны быть одинаковыми.[31] Эта норма, воспроизводящая один из пунктов Принципов международных коммерческих договоров (Принципов УНИДРУА), императивно закрепляет сложившийся торговый обычай. Это предполагает необходимость согласования в договорах, в том числе внешнеторговых, порядка проведения приемки товаров по качеству.

Условия договоров, определяющие порядок приемки, должны соответствовать требованиям стандартов и других обязательных правил[32]. Вместе с тем с учетом установленного в настоящее время положения о добровольности применения стандартов и возможности их изменения и дополнения в договорах требование о соответствии условий договора показателям стандартов в части порядка приемки не является обязательным.

Порядок приемки товара от перевозчиков и организаций связи регламентируется Уставом железнодорожного транспорта РФ от 10.01.2003 N 18 – ФЗ, Воздушным кодексом РФ от 19.03.97 N 60 – ФЗ, Кодексом внутреннего водного транспорта РФ от 07.03.2001 N 24 – ФЗ, Кодексом торгового мореплавания РФ от 30.04.99 N 81-ФЗ, ФЗ "О почтовой связи" N176 – ФЗ от 17.07.99, Правилами оказания услуг почтовой связи, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 15.04.2005 г. N 221.

Следует вместе с тем учитывать, что приемка товара – это не совокупность правил, а вид правовой деятельности, согласующейся с соответствующими правилами. Как и всякая деятельность, она должна организовываться руководством фирмы. Должны определяться круг исполнителей, проводиться их обучение, в том числе путем деловых игр, составляться образцы приемных документов, осуществляться контроль за соблюдением установленных требований. Ведение такой организационной работы должно возлагаться на конкретное руководящее лицо, вместе с тем активное участие в ней обязан принимать юрист фирмы.

3.2 Условие о приемке товара в гражданско – правовых договорах

Особенности закрепления условия о приемке товара и его содержание

Важным условием коммерческого договора является приемка продукции производственно – технического назначения и товаров народного потребления, которая, как правило, оговаривается в договоре.


Правовое регулирование приемки продукции по количеству и качеству осуществляется, в соответствии с:

- Инструкцией о приемке продукции производственно – технического назначения и товаров народного потребления по количеству, утвержденной Постановлением Госарбитража СССР от 15.06.65 г. № П – 6 (с изменениями от 29.12.78 г. и от 14.11.74 г.);

- Инструкцией о приемке продукции производственно – технического назначения товаров народного потребления по качеству, утвержденной Постановлением Госарбитража СССР от 25.04.66 г. № П – 7 (с изменениями, внесенными Постановлением Госарбитража СССР от 29.12.73 г. № 81 и от 14.11.74 г. № 89).

Порядок приемки товаров по количеству и качеству, установленный указанными инструкциями, может применяться покупателем (получателем) только в случаях, когда это предусмотрено договором поставки.[33]

Инструкции применяются во всех случаях, когда стандартами, техническими условиями, особыми условиями поставки или другими правилами не установлен иной порядок приемки продукции по количеству, качеству, комплектности, а также таре и упаковке[34] .

В договорах могут быть предусмотрены иные правила приемки.

Покупатели – базы, оптовые и розничные торговые предприятия, переотправляющие продукцию в таре и упаковке изготовителя или первоначального отправителя, должны производить приемку тарных мест в случаях, предусмотренных договором, а также при несоответствии фактического веса брутто весу брутто, указанному в сопроводительных документах.

Если продукция поступила в поврежденной таре, приемка продукции по количеству тарных единиц в каждом тарном месте производится получателями в соответствии с Инструкцией № П – 6.

Приемка считается произведенной своевременно, если проверка количества продукции окончена в установленные сроки.

Поставка продукции по качеству определяется стандартами, техническими условиями и иными обязательными для сторон правилами поставки продукции по качеству, комплектности, а также в надлежащей таре и упаковке[35].

В договорах между сторонами могут быть предусмотрены особенности приемки соответствующих видов продукции и товаров.

Торговые организации могут составлять акты по качеству и комплектности при обнаружении скрытых производственных недостатков, если они обнаружены при подготовке товаров к розничной продаже или при розничной продаже в течение 4 месяцев после получения товаров.


Акт о скрытых недостатках продукции, производимой двумя или несколькими предприятиями, должен быть составлен в течение 5 дней по обнаружении недостатков, но не позднее 4 месяцев со дня поступления продукции на склад получателя.

Одновременно с приемкой продукции по качеству предприятие-получатель проверяет комплектность продукции, а также маркировку и упаковку на соответствие ее требованиям стандартов, технических условий, ОСТов и других обязательных для сторон правил.

Если между изготовителем (отправителем) и получателем возникают разногласия о характере выявленных дефектов и причинах их возникновения, то для определения качества продукции получатель обязан пригласить эксперта бюро товарных экспертиз, представителя соответствующей инспекции по качеству или другой компетентной организации.

Акт, составленный бюро товарных экспертиз или инспекцией по качеству продукции, утверждается в порядке, установленном соответствующими Положениями об инспекциях и бюро товарных экспертиз.

Акт о скрытых недостатках, обнаруженных в продукции, составляется в порядке, предусмотренном Инструкцией № П – 7.

При установленном несоответствии продукции по качеству, комплектности, таре, упаковке и маркировке стандартам, техническим условиям, чертежам, рецептурам, образцам (эталонам) получателем (покупателем) предъявляется претензия изготовителю (отправителю) в установленном порядке.

Условие об оформлении результатов приемки товаров

Приемка продукции производится лицами, уполномоченными на то руководителем предприятия – получателя. Эти лица несут ответственность за строгое исполнение законодательства и правил приемки продукции.

Как правило, общим собранием трудового коллектива избираются несколько человек для участия в приемке продукции. Следует иметь в виду, что каждый представитель общественности не может более двух раз в месяц принимать участие в приемке продукции. Следовательно, необходима заменяемость.

Срок полномочий представителя общественности предприятия-получателя определяется собранием.

В качестве представителя общественности предприятия (организации) не могут выделяться руководители предприятия и их заместители, работники технического контроля, бухгалтеры, товароведы, связанные с учетом, хранением, отпуском и приемкой материальных ценностей, работники юридической службы предприятия, претензионисты.

Представителю общественности выдается удостоверение на право приемки продукции по количеству за подписью руководителя или заместителя руководителя, которое удостоверяется печатью.