Файл: Франчайзинг как особый вид вертикальных ограничений.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.06.2023

Просмотров: 61

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФРАНЧАЙЗИНГА В СОВЕРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ

1.1 Понятие, классификация и виды франчайзинга

1.2 Вертикальные ограничения во франчайзинге

 2. ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ФРАНЧАЙЗИНГА В КАЗАХСТАНЕ НА ПРИМЕРЕ СОЗДАНИЯ ТОО «1С СОФТ В УК»

2.1 Статистика казахстанского франчайзинга

2.2 Создания ТОО «1С Софт в УК» на основе франчайзинга и его форма вертикального ограничения

3 ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ СОЗДАНИЯ НОВОГО ПРЕДПРИЯТИЯ, НА ОСНОВЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ФРАНШИЗЫ

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

Закон Республики Казахстан от 24 июня 2002 года № 330-II «О комплексной предпринимательской лицензии (франчайзинге)» (с изменениями по состоянию на 29.10.2015 г.)

Аборвалова О.А. Франчайзинг в торговле // Теория и практика общественного развития, - 2013. - №2. – С.57-60

Виды франчайзинга [Электронный ресурс]: режим доступа: http://franchisinginfo.ru/franchayzing/4/vidy-franchayzinga/

Виды франчайзинга [Электронный ресурс]: режим доступа: http://franchiza.kz/stati/vidy-franchayzinga.html

Довгань В.В. Франчайзинг: путь к расширению бизнеса. - Тольятти: Дока-пресс, 2012. – 231с.

Земляков Д.Н., Макашев М.О. Франчайзинг. Интегрированные фор­мы организации бизнеса: учеб. пособие для вузов. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2012. - 142 с

Ибрагимов А.А. Проблемы и перспективы развития франчайзинга // Деловая неделя. – 2015. - №9. – С.10-12

Классификация и виды франчайзинга [Электронный ресурс]: режим доступа: http://mastersales.biz/info/vidy-franchajzinga.html

Качканов В. П. Система франчайзинг в России: проблемы и перспек­тивы [Электронный ресурс] // Российский экономический интернет-жур­нал. - Режим доступа: http://www.e-rej.ru/Articles/2012/Kachkanov.pdf.

Ковалева Л.Ф. Франчайзинг как форма инфраструктурного обеспече­ния малого предпринимательства в регионе // Экономика и управление. - 2011. - № 1. - С. 122-125.

Майлер А. Актуальные мировые тенденции франчайзинга [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.pmoney.ru/txt.asp?sec=1550& id=1798874&pg=2.

Особенности и перспективы развития франчайзинга в Казахстане [Электронный ресурс]: режим доступа: http://group-global.org/ru/publication/31023-osobennosti-i-perspektivy-razvitiya-franchayzinga-v-kazahstane

Официальный сайт Агентства Республики Казахстан по статистики [Электронный ресурс]: режим доступа: http://www.stat.kz,

Толыбаев Р.М. Преимущества и недостатки франшизы для франчайзи // Бизнес и Власть. – 2014. -№5. – С.45-47

Шевелев А.М. Стратегии франчайзинга в современных условиях функционирования организаций // Экономист. – 2015. - №10. – С.23-24

Сильные и слабые стороны, угрозы и возможности предприятия вынесены в итоговую таблицу SWOT- анализа, вынесенную в Приложения 3.

Таким образом, отметить положительные стороны 1С франчайзинга:

- Компании франчайзи покрывают практически полностью потребность в консалтинговых услугах по внедрению и обслуживанию программных продуктов 1С.

- Программные продукты ТОО «1С: Рейтинг» – это программное решение казахстанское, оно полностью подходит для нужд бизнеса в Казахстане, его не требуется локализовать. А широкое распространение компаний франчайзи делает это решение доступным для предпринимателей региона.

3 ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ СОЗДАНИЯ НОВОГО ПРЕДПРИЯТИЯ, НА ОСНОВЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ФРАНШИЗЫ

На  казахстанском рынке экономических  программ представлено множество программных продуктов, предназначенных для автоматизации экономической и бухгалтерской деятельности. Для того чтобы лучше понять структуру этого рынка, можно условно разделить его на пять секторов.

Первый  сектор - это массовые бухгалтерские программы для мелкого и среднего бизнеса. Лидером этого рынка является «1С», а в тройку лидеров, занимающих более 70% рынка, входят «1С», «Инфо-Бухгалтер» и программы «Лука» Карагандинской фирмы «Плюс микро»

Второй  сектор - сравнительно недорогие массовые бухгалтерские и управленческие системы для среднего бизнеса. Основные производители программ в этом секторе - такие компании, как «Парус», «Интеллект-Сервис», «Инфин», «Инфософт», «1С». Они занимают около половины данного рынка.

Третий сектор - дорогие индивидуальные и малотиражные комплексные управленческие системы для среднего и крупного бизнеса. Основными поставщиками подобного программного обеспечения являются корпорации «Галактика», «Парус».

Четвертый сектор - массовые аналитические системы. Наиболее крупными поставщиками подобных систем являются фирмы «Инэк» и «Про-Инвест Консалтинг».

Пятый сектор - информационно-правовые системы. В этом секторе лидируют три компании: «Гарант», «Консультант Плюс» и «Закон КЗ».

Лидером среди предприятий, представляющих услуги 1С, в ВКО является Внедренческий Центр «1С: Рейтинг». Следуя политике фирмы «1С», ТОО «1С: Рейтинг» заключает договора на условиях франчайзинга с другими фирмами и продвигает политику партнёрства. Кроме того, наиболее сильными признаны такие предприятия, как ТОО «Две вершины», ТОО «TengriSoft», ТОО «Сигма», ТОО «Верное решение».


Таким образом, не следует не дооценивать потенциал и возможности конкурентов и при выходе на рынок услуг 1С сделать акцент на качестве и сроках исполнения, решении специфических задач автоматизации бизнес-процессов. Планируемый объём услуг в год представлен в Таблице 3.1.

Таблица 3.1

Планируемый объём услуг ТОО «1С Софт в УК» на 2017 год-2019 год

Наименование

Цена, тенге

Количество

Сумма, тысяч тенге

2017

2018

2019

Сервисные услуги сопровождения 12 месяцев

45000

100

4500

5400

5940

Сервисные услуги для удаленных офисов за 12 месяцев

7500

100

750

900

990

Доработка программы под особенности учета предприятия

7200 за час

8352 часа

60134,4

72161,28

79377,41

Внедрение систем 1С: Предприятие

7200 за час

10440 часов

75168

90201,6

99221,76

Итого в год

140552,4

168662,9

185529,2

Стоимость услуг, которые будет оказывать предприятие ТОО «1С Софт в УК» представлена в Приложении 4.

Представим пояснения к Таблице 2.4, на примере расчёта данных на 2017 год. Сервисные услуги сопровождения на год предоставляются клиентам при заключении договора, стоимость услуги составляет 45 тысяч тенге в год. Но следует отметить, что клиенты предпочитают вызывать специалиста и оплачивать его работу по часовому тарифу. Таким образом, планируется заключение подобного договора на год не более чем со ста клиентами.

Аналогичная ситуация и с сопровождением удалённых офисов.

Таким образом, основная ставка ставится на доработке и внедрении программ.

Доработка программы под особенности ведения учета предприятия стоит 7200 тенге в час. Всего на предприятии в группе разработке четыре программиста, рабочий день которых длится с 9 до 18 часов, т.е. девять часов. Согласно производственному календарю на 2016 год, рабочих дней в году 232. Тогда получаем: 7200тенге*232 дня*9 часов *4 программиста= 60 134 400 тенге.

Внедрение программ 1С осуществляется по часовой ставке 7200 тенге. В отделе внедрения трудится 5 специалистов, рабочий день которых также длится 9 часов, 232 рабочих дня.

Получаем: 7200тенге*232 дня*9 часов *5 специалистов = 75 168 000 тенге.


Таким образом, годовой план на 2017 год реализации услуг составляет 140 552, 4 тысяч тенге. Следует отметить, что планируется увеличение оказываемых услуг в 2018 году на 20%, тогда плановый объём оказываемых услуг составит 168 662, 88 тысяч тенге. В 2019 году планируется увеличение на 10% от итога 2016 года, соответственно, получаем 185 529,2 тысяч тенге.

Согласно плановым расчётам годовой объём продаж готового программного обеспечения в 2017 году составит 1 245 млн. тенге. Плановое увеличение продаж на 2018 год составляет 20 %. Соответственно, объёмы продаж к концу 2018 года достигнут 1494 млн. тенге.

Для оценки риска проекта использовалась методика, предложенная Липсицом И.В. и Коссовым В.В., и известная как методика постадийной оценки риска [9. С. 52]. В данной методике под риском понимается опасность того, что цели, поставленные в проекте, могут быть не достигнуты полностью или частично.

Постадийная оценка рисков основана на том, что риски определяются для каждой стадии проекта отдельно, а затем находится суммарный риск по всему проекту. В настоящем проекте выделяются следующие стадии:

-подготовительная: выполнение всего комплекса работ, необходимого для начала реализации проекта;

-функционирования: вывод проекта на полную мощность и получение прибыли.

Наиболее значимые простые риски приведены в Таблице 3.2.

Таблица 3.2

Величины значимых для инвестиционного проекта рисков

Наименование

Риск

Непредвиденные затраты

5,83

Недостаток оборотных средств

3,33

Валютный риск

1,67

Платежеспособность потребителей

1,67

Значимость отдельных видов риска определена экспертами в этой области.

Характер бизнес-плана, как чего-то совершаемого в индивидуальном порядке, по существу, оставляет единственную возможность для оценки значений рисков - использование мнений экспертов.

Для оценки вероятности рисков использовались мнения трех экспертов: Директор товарищества с ограниченной ответственностью «1С Софт в УК» (1); Начальник группы разработки и отдела установки и внедрения ПО (2); главный специалист инвестиционного отдела коммерческого банка (3).

Основываясь на мнении выше перечисленных экспертов, предлагался перечень первичных рисков по всем стадиям проекта. Каждому эксперту, работающему отдельно, предоставлялся перечень первичных рисков, и им предлагалось оценить вероятность их наступления, руководствуясь следующей системой оценок:


- 0 - риск рассматривается как несущественный;

- 25 - риск, скорее всего, не реализуется;

- 50 - о наступлении события ничего определенного сказать нельзя;

- 75 - риск, скорее всего, проявится;

- 100 - риск наверняка реализуется.

Оценки экспертов подвергались анализу на их непротиворечивость согласно принятой методике.

Три оценки сведены в среднюю, которая используется в дальнейших расчетах (см. графу 5 таблицы Приложения 5).

После определения вероятностей по простым рискам была проведена интегральная оценка риска. В соответствии с применяемой методикой интегральная оценка риска осуществлялась в два последовательных этапа: сначала определялась оценка риска для каждой из стадий, предварительно рассчитав риски для подстадий (композиций), стадии функционирования - финансово-экономической, технологической, социальной; после этого можно работать с объединенными рисками и дать оценку риска всего проекта на основе оценок риска отдельных стадий.

Для получения оценки объединенных рисков использовалась процедура взвешивания, для которой необходимо определить веса, с которыми каждый простой риск входит в общий риск проекта.

При этом использовалась единая система весов для каждой композиции простых рисков, веса удовлетворяли естественному условию не отрицательности, а их сумма была равна единице.

Процедура взвешивания (определение веса, с которыми каждый простой риск входит в общий риск проекта) проводилась согласно следующим правилам:

- все простые риски могут быть проранжированы по степени важности (расставлены по приоритетам). Риски первого приоритета имеют больший вес, чем риски второго, и т.д.;

- все риски с одним и тем же приоритетом имеют равные веса

Определение приоритетов прямо связано с социально-экономической ситуацией в стране. Так как она существенным образом связана с неплатежами, то все риски, связанные с системой расчетов, имели первый приоритет. Второй приоритет был отдан социальным факторам.

При анализе рисков рассматриваемого проекта были использованы три приоритета. Они определяют значения весов следующим образом: первый и последний приоритеты определяют соответственно максимальное и минимальное значение весов; веса, второй приоритет является средним арифметическим между ними, т.е. веса, соответствующие соседним приоритетам, являются эквидистантными.

Для получения значений веса каждого простого риска было принято отношение весов, соответствующих первому и третьему приоритетам, равное 10 и вес простого риска в третьем приоритете был принят равным 0,01.


При использовании средней арифметической вес одного простого риска в первом приоритете составит 0,1. Вес простого риска во втором приоритете составит 0,055=(0,01+0,1)/2.

Анализ рисков создания нового предприятия, на основе использования франшизы приведен в Приложении 5.

Из приведенных данных следует, что вероятность риска для подготовительной стадии - 1,67%, которая складывается из риска отсутствия у поставщика необходимого объёма продукции 1С.

Из результатов расчета финансово-экономических рисков следует, что средняя вероятность составляет примерно 6,25%, причем главной, доминирующими причинами этого является недостаток оборотных средств, вероятность существенного изменения налоговой системы и возможная неплатежеспособность потребителей в условиях кризиса.

Вероятность социальных рисков составляет 2,46%. Среди технических рисков, как и следовало ожидать, наибольшие опасения вызывает недостаточная защищённость технологии.

В качестве условий предотвращения рисков проекта рассматриваются:

  • заключение контрактов на поставку и выполнение работ;
  • получение от первоклассных банков гарантий надлежащего исполнения контрактов;
  • разработка системы мероприятий по снижению потребности предприятия в оборотных средствах за счет повышения ритмичности работы, уменьшения запасов товаров 1С, и работы с дебиторами;
  • заключение долгосрочных контрактов с четкими условиями и штрафными санкциями;
  • использование механизмов страхования валютных рисков (хеджирование, закрытие открытой валютной позиции и др.).

В ходе исследования сделан вывод о том, что создания нового предприятия, на основе использования франшизы является эффективным и условия вертикального ограничения выгодные для ведения бизнеса.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Анализ литературных источников показал, что франчайзинг - это способ организации бизнеса, при котором используется уже проверенная и доказавшая свою эффективность на практике бизнес-модель. Франчайзор – компания, передающая партнерам (франчайзи) права на использование этой бизнес-модели, а также методы и рекомендации для ее развития.

Франчайзинг обычно вводит ограничения на конкуренцию, с которой сталкивается дилер на других рынках, где продаются товары производителя.

В настоящее время франчайзинг в Казахстане используется практически во всех отраслях экономики и охватывает сектор торговли, услуг для населения и бизнеса, различные производственные сферы.