Файл: Франчайзинг как особый вид вертикальных ограничений.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.06.2023

Просмотров: 73

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФРАНЧАЙЗИНГА В СОВЕРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ

1.1 Понятие, классификация и виды франчайзинга

1.2 Вертикальные ограничения во франчайзинге

 2. ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ФРАНЧАЙЗИНГА В КАЗАХСТАНЕ НА ПРИМЕРЕ СОЗДАНИЯ ТОО «1С СОФТ В УК»

2.1 Статистика казахстанского франчайзинга

2.2 Создания ТОО «1С Софт в УК» на основе франчайзинга и его форма вертикального ограничения

3 ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ СОЗДАНИЯ НОВОГО ПРЕДПРИЯТИЯ, НА ОСНОВЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ФРАНШИЗЫ

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

Закон Республики Казахстан от 24 июня 2002 года № 330-II «О комплексной предпринимательской лицензии (франчайзинге)» (с изменениями по состоянию на 29.10.2015 г.)

Аборвалова О.А. Франчайзинг в торговле // Теория и практика общественного развития, - 2013. - №2. – С.57-60

Виды франчайзинга [Электронный ресурс]: режим доступа: http://franchisinginfo.ru/franchayzing/4/vidy-franchayzinga/

Виды франчайзинга [Электронный ресурс]: режим доступа: http://franchiza.kz/stati/vidy-franchayzinga.html

Довгань В.В. Франчайзинг: путь к расширению бизнеса. - Тольятти: Дока-пресс, 2012. – 231с.

Земляков Д.Н., Макашев М.О. Франчайзинг. Интегрированные фор­мы организации бизнеса: учеб. пособие для вузов. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2012. - 142 с

Ибрагимов А.А. Проблемы и перспективы развития франчайзинга // Деловая неделя. – 2015. - №9. – С.10-12

Классификация и виды франчайзинга [Электронный ресурс]: режим доступа: http://mastersales.biz/info/vidy-franchajzinga.html

Качканов В. П. Система франчайзинг в России: проблемы и перспек­тивы [Электронный ресурс] // Российский экономический интернет-жур­нал. - Режим доступа: http://www.e-rej.ru/Articles/2012/Kachkanov.pdf.

Ковалева Л.Ф. Франчайзинг как форма инфраструктурного обеспече­ния малого предпринимательства в регионе // Экономика и управление. - 2011. - № 1. - С. 122-125.

Майлер А. Актуальные мировые тенденции франчайзинга [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.pmoney.ru/txt.asp?sec=1550& id=1798874&pg=2.

Особенности и перспективы развития франчайзинга в Казахстане [Электронный ресурс]: режим доступа: http://group-global.org/ru/publication/31023-osobennosti-i-perspektivy-razvitiya-franchayzinga-v-kazahstane

Официальный сайт Агентства Республики Казахстан по статистики [Электронный ресурс]: режим доступа: http://www.stat.kz,

Толыбаев Р.М. Преимущества и недостатки франшизы для франчайзи // Бизнес и Власть. – 2014. -№5. – С.45-47

Шевелев А.М. Стратегии франчайзинга в современных условиях функционирования организаций // Экономист. – 2015. - №10. – С.23-24

ВВЕДЕНИЕ

Наличие конкурентной среды является одним из основных признаков современных экономических отношений. В настоящее время субъекты пред­принимательства сосредоточены не только на рыночном выживании, но и на непрерывном поиске дальнейших направлений своего развития. Продвиже­нию бизнеса на сегодняшний день способствует его интеграция в производ­ственные сети более мощных экономических систем, и одной из организа­ционных форм такой интеграции является франчайзинг. Свидетельством успешности франчайзинговой деятельности может служить большое коли­чество предприятий, использующих эту стратегию, как на глобальном, так и национальных рынках.

Среди преимуществ, в первую очередь, следует отметить возможность существенной экономии денежных средств на открытие бизнеса. Компания, которая продаёт франшизу, также заинтересована в положительных результатах, ведь речь идёт о ее авторитете. Представители франчайзера обяза­тельно проконсультируют новичка относительно правильного и эффектив­ного использования материалов и оборудования, работы с поставщиками, системой сбыта и других вопросов. Благодаря тому, что развитие фирмы происходит за счёт привлечения чужих ресурсов, изменения прибыли в ее балансе происходят очень быстро по сравнению с прочими методами веде­ния бизнеса. Плюс ко всему, зарабатывать без вложений можно еще и за счёт пользования развитой торговой маркой. Сюда же входят ее маркетинго­вые схемы и реклама. При этом потребитель услуг и товаров зачастую и понятия не имеет, кто является их поставщиком.

Необходимо отметить ,что как и любая бизнес-система, франчайзинг имеет свои преимущества и риски. Для право­обладателя (франчайзера) франчайзинг является наиболее удобным средством расширения бизнеса. Франчайзинг избавляет предпринимателя (франчайзера) от необходимости открывать большое число филиалов или регистрировать предприятия на удаленных от него территориях, а также значительно сокращает количество инвестированных средств в развитие. Помимо это­го, франчайзинг увеличивает сбыт продукции и полученный доход, способствует ускоренному продвижению товаров на рынке без прямых инвестиций или издержек, связанных с инфра­структурой. Решает проблему быстрого ввода на рынок модифицированных товаров и услуг.

Наряду со значительными преимуществами для франчайзера данная система бизнес от­ношений имеет очевидные плюсы и для франчайзи, среди них: использование узнаваемого бренда или популярной торговой марки, широко известной потребителям; поддержка со сторо­ны бизнес партнера; вступление в апробированную бизнес среду и использование ее конкурентных преимуществ; отработанная маркетинговая стратегия и др. Для франчайзи схема подобного сотрудничества значительно снижает предприниматель­ский риск и ускоряет окупаемость капиталовложений.


Все вышеизложенное свидетельствует об актуальности темы курсовой работы.

Цель данной работы состоит в изучении франчайзинга как особого вида вертикальных ограничений.

Для реализации поставленной цели были решены следующие задачи:

- рассмотреть Понятие, классификация и виды франчайзинга

- изучить Вертикальные ограничения во франчайзинге

- проанализировать использования франчайзинга на примере создания нового предприятия и его форма вертикального ограничения.

- дать оценку эффективности создания нового предприятия, на основе использования франшизы.

В качестве объекта исследования выступило ТОО «1С Софт в УК».

Предмет исследования – применения франшизы ТОО «1С Софт в УК».

1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФРАНЧАЙЗИНГА В СОВЕРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ

1.1 Понятие, классификация и виды франчайзинга

До настоящего времени франчайзинг рассматривался исключительно как инструмент, позволяющий с относительно низкими издержками организовать «с нуля» предприятие малого бизнеса. Однако потенциал этого инструмента еще не раскрыт в полной мере: франчайзинг, особенно бизнес-формата, представляет собой специфическую форму сетевой организационной структуры, открывающая для бизнеса новые возможности, но и устанавливающая новые задачи в сфере управления [10].

Система франчайзинга определяется как метод продвижения и сбыта продукции. Он включает в себя систему маркетинга, управления и дистрибьюторства, при которых один бизнесмен (франчайзи) получает право продавать товары или оказывать услуги по стандартам и технологиям другой стороны (франчайзера). При этом франчайзер сопровождает деятельность франчайзи на всех этапах, оказывая разную организационную и маркетинговую поддержку. За оказание данного рода услуг и использование бренда он получает оплату от франчайзи в виде финансовых отчислений:

- паушального взноса – единоразового платежа, осуществляющегося при заключении договора франшизы;

- роялти – ежемесячного отчисления в виде фиксированной ставки или процента от выручки созданного предприятия [8].


Сущность франчайзинга заключается в предоставлении успешной знаменитой компании небольшой фирме, часто новичку, право на определенный срок вести бизнес по отработанной технологии, использовать бренд с возможностью обучения и консалтинговой поддержки.

Рассмотрим, что такое франшиза и как она работает. В экономической литературе данное понятие трактуется по-разному. Большинство авторов сходятся на мнении, что это соглашение на право использования определенной торговой марки и возможности развивать свой бизнес по отработанным технологиям.

Раскрывая сущность франчайзинга, обратимся к вопросу дефиниций.

Гражданским кодексом Российской Федерации (далее - ГК) в торговый оборот и соответственно в договорно-обязательственные отношения введена новая разновидность коммерческих сделок, ранее не существовавших в России. Посвященная им глава 54 ГК получила название «коммерческая концессия». Термин «коммерческая концессия» применительно к отношениям, регулируемым главой 54 ГК, достаточно условен и был избран как наиболее близкий по смыслу к английскому «franchising» (франчайзинг), одно из значений которого - право, привилегия. Одним из значений термина «franchises» является «места, где разрешена торговля» [5].

Ст.1 гл.1 Закона Республики Казахстан от 24 июня 2002 года № 330-II «О комплексной предпринимательской лицензии (франчайзинге)» гласит, что комплексная предпринимательская лицензия (франчайзинг) – это предпринимательская деятельность, при которой правообладатель комплекса исключительных прав предоставляет его в пользование на возмездной основе другому лицу [1].

В Оксфордском словаре английского языка отмечено, что «franchising» - это все права и свободы епископатов, пожалованные королевской короной в 1559г., а «franchises» - это ярмарки, рынки и другие места, отведенные для торговли [6]. Толковый экономический и финансовый словарь Ива Бернара и Жан-Клода Колли дает следующее определение франчайзинга: «контракт, по которому предприятие за вознаграждение предоставляет другим самостоятельным предприятиям право на использование его фирменного имени и его торговой марки для продажи товаров и услуг» [7].

Весьма классической представляется, по нашему мнению, точка зрения Н.В. Месяшной, согласно которой, «франчайзинг» характеризуется «как соглашение, при котором производитель или единоличный распространитель продукта или услуги, являющегося владельцем товарного знака, предоставляет исключительное право на рассмотрение на данной территории своей продукции или услуги независимым предприятием (розничная торговля), в обмен на полученные от них платежи (роялти) при условии соблюдения производственных технологий и обусловленных операций» [8].


Интересной представляется точка зрения Б. И. Пугинского, представляющий франчайзинг как « систему договорных отношений крупных изготовителей (продавцов) с мелкими фирмами, в которых обязательства по продвижению товара сопровождаются использованием на основе лицензии фирменного наименования или товарного знака головной фирмы, а также соблюдением ее технологий производства и стратегии по сбыту товаров» [9].

Экономист Баженов А.Ю. хотя и определяет «франчайзинг» «как систему распределения доходов, которая при условии соблюдения определенных норм приносит выгоду», но делает акцент на использование торговой марки предприятием, получившим данное право, и ни слова про использование технологии ведения бизнеса, маркетинга и рекламы [10].

Еще более узкое понятие франчайзинга дают А. Шулус и Н. Быченко, определяя «как систему договорных отношений между франчайзером и франчайзи» посредством кооперации и производства в области сбыта товаров и услуг [11].

Из приведенных выше определений, следует отметить, что в настоящее время, не существует общепринятого понимания значения термина «франчайзинг», то есть используются термины «франчайзинг», «франшиза», «коммерческая концессия». Данной позиции придерживаются многие авторы. Н.В. Месяшная отмечает, что «сложность отношений, возникающих при франчайзинге, обуславливает существование нескольких позиций относительно его понятия и сущности. В мире не сложилось единой точки зрения по поводу определения франчайзинга, так как в разных странах он приобрел свои специфические особенности» [12].

С целью разграничения выше указанных определений отметим, что франшиза - это полная бизнес-система, которую франчайзер продает франчайзи. Другим названием для подобной системы служит франчайзинговый пакет, который обычно включает пособия по ведению работ и другие важные материалы, принадлежащие франчайзеру. По мнению Бобкова С.А. «коммерческая концессия является разновидностью франчайзинга - франчайзинга бизнес-формата» [13].

Как видно из приведенных определений, франчайзи обязуется продавать продукт или услуги по заранее определенным законам и правилам ведения бизнеса, которые устанавливает франчайзер. В обмен на осуществление всех этих правил франчайзи получает разрешение использовать имя компании, ее репутацию, продукт и услуги, маркетинговые технологии, экспертизу, и механизмы поддержки. Чтобы получить такие права, франчайзи делает первоначальный взнос франчайзеру, а затем выплачивает ежемесячные взносы. Это своего рода аренда, потому что франчайзи никогда не является полным владельцем товарного знака, а просто имеет право использовать товарный знак на период выплаты ежемесячных взносов. Суммы этих взносов оговариваются во франчайзинговом договоре (контракте) и являются предметом переговоров. Франчайзинговый пакет (полная система ведения бизнеса, передаваемая франчайзи) позволяет соответствующему предпринимателю вести свой бизнес успешно, даже не имея предварительного опыта, знаний или обучения в данной области.


Одной из причин успеха франчайзинга, по нашему мнению является особый эффект сотрудничества между франчайзи и франчайзером, объединенных под одним торговым знаком. Совместно, они могут осуществлять деятельность, которая непосильна индивидуальным предпринимателям. В связи с этим, франчайзинговые взаимоотношения могут быть прибыльными для обеих сторон. Франчайзи заинтересован в максимальных продажах при минимальных затратах. Франчайзи должен следовать правилам ведения бизнеса по франшизе и участвовать в рекламных и маркетинговых компаниях, проводимых франчайзером. Франчайзер сосредоточенно работает над тем, чтобы лидировать в конкурентной борьбе, что было бы очень трудно сделать одному франчайзи. Франчайзер предоставляет необходимую поддержку с тем, чтобы франчайзи мог уделять все внимание своим ежедневным операциям.

Как бизнес концепция франчайзинг предлагает много преимуществ и для франчайзи, и для франчайзера. Но, в то же время, следует указать и недостатки франчайзинга, которые возникают в процессе взаимодействия сторон. Известно, что франчайзинговый договор предусматривает ряд положений, защищающих франчайзи. Эти положения предусматривают невозможность для франчайзера расторгнуть контракт с франчайзи. Но, вместе с тем, такие положения осложняют вывод из системы франчайзи, который не выполняет законов франчайзингового бизнеса. Таким образом, франчайзер и франчайзи, заключив договор, становятся элементами единой франчайзинговой системы, то есть оказываются зависимыми друг от друга. Кроме того, многие потребители воспринимают каждое франчайзинговое предприятие как часть одной цепи предприятий, работающих под единым товарным знаком. Если какой-нибудь франчайзи плохо ведет свой бизнес, то это будет бросать тень на всю франчайзинговую систему [10].

Учитывая специфику франчайзинга, необходимо отметить, что на сегодняшний день существуют различные классификации франчайзинга. Тем самым выбор субъектами того или иного вида франчайзинга зависит не только от формы хозяйственной деятельности, стабильности франчайзера, но и его места на определенном рынке товаров и услуг, особенностей рынка местного франчайзи. По нашему мнению, наибольшее распространение получила классификация франчайзинга, которая выделяет следующие его виды: товарный, производственный, деловой, корпоративный, конверсионный франчайзинг.

Рассмотрим их более детально:

- Товарный франчайзинг. При торговом франчайзинге, франчайзи имеет право реализовывать товар франчайзера и использовать его методику продаж. Это сопровождается тем, что франчайзи для названия магазина использует бренд франчайзера и пользуется поддержкой франчайзера в оформлении торговой точки, выборе ассортимента, обучении персонала, обслуживании клиента, мерчандайзинге и маркетинге [3].