Файл: УМК Избранные главы 11 класс.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 21.07.2020

Просмотров: 879

Скачиваний: 4

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Министерство образования и науки Республики Казахстан

Автор-составитель:Сыропятова Н.М., учитель математики высшей категории высшего уровня квалификации

Экспериментальный учебно-методический комплекс составлен по дисциплине «Обобщение и систематизация курса математики». Предназначен для учащихся 11-х классов гимназии.

Экспериментальный учебно-методический комплекс по дисциплине «Обобщение и систематизация курса математики». Автор-составитель Сыропятова Н.М. – Караганды, Гимназия №38,

2008 – … с.

Гимназия №38, 2008

Задачи на работу можно сравнить с задачами на встречное движение. Проведём аналогии. Задачи на движение характеризуются тремя величинами: время, скорость, расстояние. Задачи на работу также характеризуются тремя величинами: время, производительность, объём выполняемой работы. Так как производительность является отношением объёма работы к промежутку времени, за которое эта работа была выполнена, то её можно иначе назвать скоростью выполнения работы.

Министерство образования и науки Республики Казахстан

Областной департамент образования

Городской отдел образования

Гимназия №38















Учебно-методический комплекс

по дисциплине

«избранные главы математики»

для учащихся 11-х классов


Направление: естественно-математическое



























Караганда 2008



Автор-составитель:Сыропятова Н.М., учитель математики высшей категории высшего уровня квалификации





Экспериментальный учебно-методический комплекс составлен по дисциплине «Обобщение и систематизация курса математики». Предназначен для учащихся 11-х классов гимназии.

Экспериментальный учебно-методический комплекс по дисциплине «Обобщение и систематизация курса математики». Автор-составитель Сыропятова Н.М. – Караганды, Гимназия №38,

2008 – … с.



Экспериментальный УМК обсужден на заседании кафедры естественно-математического цикла гимназии №38

Протокол № _____ от «____» 2008 г.


Экспериментальный УМК одобрен на заседании методического совета гимназии №38

Протокол №_____ от «____» 2008 г.


Экспериментальный УМК одобрен на заседании методического совета методического кабинета отдела образования г.Караганды

Протокол №_____ от «____» 2008 г.












Гимназия №38, 2008






1. УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ – SYLLABUS


    1. 1.1 Данные об учителе: Сыропятова Нина Михайловна, учитель математики вышей категории высшего уровня квалификации; гимназия №38, тел. 56-66-49

    2. Данные о дисциплине: Обобщение и систематизация курса математики (34 часа; 0, 950 кредитов); место проведения: кабинет математики №326.


Класс

Кредиты

Лекции

семинары

СРОУ

СРУ

Всего

Форма контроля

10

0,950





34

зачет


    1. Пререквизиты курса: для изучения данного курса гимназисту необходимы знания по математике в объеме основной школы.


Постреквизиты курса: данный курс позволяет повторить и закрепить решение текстовых задач по различным темам, свойства и графики функций. Пользоваться схемой исследования функций, производить преобразования графиков функций. Упрощать тригонометрические выражения, используя тригонометрические тождества. Решать рациональные, тригонометрические, иррациональные, логарифмические и показательные уравнения, неравенства, системы уравнений и неравенств. Повторить и обобщить применение производной и интеграла, а так же повторить решение планиметрических и стереометрических задач. Постреквезиты определяются сдачей ЕНТ в объеме средней общеобразовательной школы и дальнейшим обучением в вузах по данному профилю.


    1. Краткое описание курса: Данный курс предназначен для подготовки учеников

11–х классов с целью овладения ими системой фундаментальных знаний по математике, а также способствует развитию навыков по применению математического аппарата к исследованию функций, преобразованию тригонометрических выражений, алгебраических выражений, решению уравнений, неравенств и текстовых задач по алгебре и геометрии.



Цель курса: обобщение и систематизация школьного курса математики с целью подготовки учащихся к ЕНТ, углубление и расширения математической базы для успешного изучения высшей математики и других технических дисциплин в вузах с политехническим профилем.

Главной задачей является раскрытие политехнического и прикладного значения общих методов математики, связанных с исследованием функций, решением задач, уравнений и неравенств, подготовка необходимого аппарата для изучения высшей математики. В ходе изучения ставятся следующие задачи:

  • Формировать у учащихся прочную систему знаний и навыков по данной дисциплине, повышать общий уровень математической культуры.

  • Научить выполнять тождественные преобразования, решать различные виды уравнений, неравенств, систем уравнений.

  • Систематизировать виды и методы решения текстовых задач по алгебре и геометрии.

  • Научить учащихся самостоятельной работе с учебной и научной литературой.


В результате изучения дисциплины учащиеся должны знать:

  • Виды задач и способы их решения.

  • Применение формул в тождественных преобразованиях.

  • Приемы и методы решения различных видов уравнений, неравенств и их систем.

  • Правила дифференцирования и интегрирования функции.

  • Общую схему исследования функции.

  • Теоретический материал курса планиметрии и стереометрии.

Уметь:

  • Решать различные виды текстовых задач.

  • Применять изученные формулы для выполнения тождественных преобразований.

  • Применять различные приемы и методы для решения уравнений, неравенств и их систем.

  • Применять дифференцирование и интегрирование к исследованию функции и решению задач.

Знать и уметь применять к решению задач теоремы планиметрии и стереометрии.


Проектная деятельность.

Темы научных работ и рефератов:

  • Преобразование графиков функций.

  • Исследование функции.

  • Применение метода координат к решению задач.

  • Применение векторного метода к решению задач.

  • Операции над обратными тригонометрическими функциями.

  • Доказательство тождеств, содержащих обратные тригонометрические функции.

  • Уравнения и неравенства, содержащие обратные тригонометрические функции.

  • Уравнения и неравенства с параметрами.

  • Методы решения уравнений.

  • Методы решения неравенств.

  • Методы решения систем уравнений и неравенств.

  • Виды тригонометрических уравнений и способы их решения.

  • Тригонометрические неравенства.

  • Комбинации многогранников, цилиндра, конуса и шара



    • Используемая литература


Основу учебно-методического комплекс комплекса составляет литература, посвященная вопросам математики.


Основная литература:

1. М.Л. Галицкий, А.М. Гольдман, Л.И. Звавич. Сборник задач по алгебре для 8-9 классов (для школ и классов с углубленным изучением математики). Москва «Просвещение» 2005.


2. Н.Я. Виленкин, О.С Ивашев-Мусатов, С.И. Шварцбурд. Алгебра и математический анализ для 11 класса. Москва «Просвещение» 1993.

3. Л.С. Атанасян. Геометрия 7-11.

4. В.С.Крамор. Повторяем и систематизируем школьный курс геометрии.

5. В.С. Крамор. Повторяем и систематизируем школьный курс алгебры и начала анализа.

6. М.И. Сканави. Сборник конкурсных задач.

7. Г. Дорофеев. Математика для поступающих в ВУЗы.

8. И.Ф. Шарыгин. Математика для поступающих в ВУЗы.

9. Сборники тестов по математике. Национальный центр государственных стандартов и тестирования. Астана. Алматы.

10. Сборник задач по математике для поступающих в ВУЗы под редакцией А.И. Прилепко. Москва «Высшая школа» 1989.

11. Дороднов А.М. и др. Графики функций. Высшая школа, 1972 г.

12. Гельфанд И.М., Глаголева Е.Г., Шноль Э.Э. Функции и графики. Изд-во: «Наука». Москва, 1965г.

13. А.Н.Шыныбеков. Алгебра и начала анализа. Учебник для 10 кл.

14. Башмаков М.И. Алгебра и начала анализа. Учебник для 10-11 классов. Москва, «Просвещение», 1992г.

15. Вавилов В.В. и др. Задачи по математике. Алгебра. Справочное пособие. Москва, «Наука», главная редакция физико-математической литературы 1987.

16. А.Г. Цыпкин. Справочник по математике для средней школы. Москва, «Наука», главная редакция физико-математической литературы 1981.


1.6 График выполнения и сдачи заданий по дисциплине


Виды работ

Цель и содержание задания

Рекомендуемая литература

Продолжительность выполнения

баллы

Форма контроля

Сроки сдачи

1

Решение задач на семинарском занятии

В соответст-вии с планами семинарских занятий

Использовать литературу, рекомендуе-

мую для подготовки семинарских занятий.

В течение изучения курса в соответствии с расписанием занятий и учебным планом

До 20 баллов за устный ответ по каждой теме семинарского занятия

Текущий контроль (оценка устного ответа и работа на семинарском занятии)

На семинарском занятии в соответствии с расписанием и учебным планом

2

Устный ответ

В соответст-вии с планами СРОУ

Использовать литературу, рекомендуе-

мую для подготовки СРОУП

В течение изучения курса в соответствии с расписанием занятий и учебным планом

До 15 баллов за устный ответ

Промежуточный контроль (оценка устного ответа)

На СРОУ, в соответствии с расписанием и учебным планом.

3

Письменные работы

В соответст-вии с планами СРОУ (контроль-ная работа, самостоя-тельная работа)

Использовать литературу, рекомендуе-мую для подготовки СРОУ

В течение изучения курса в соответствии с учебным планом

До 20 баллов за каждую контрольную и самостоятельную работу

Промежуточный контроль (оценка каждой работы)

На СРОУП, в соответствии с расписанием и учебным планом

4

Письменная работа

В соответст-вии с планами СРУ

(самостоя-тельная работа, ИДЗ)

Использовать литературу, рекомендуе-мую для подготовки СРУ

В течение изучения курса в соответствии с учебным планом

До 10 баллов за каждую ДКР

Домашний контроль (оценка каждой ДКР)

В соответствии с планом СРУ

5

Зачет

тесты


1 час

До 35 баллов

Итоговый контроль

В соответствии с учебным планом


Информация по оценке знаний учащихся

Все оценки складываются по результатам учащихся по каждому заданию и по итоговому зачету, из чего выводится средний балл для итоговой оценки.

Критерий оценки знаний учащихся: критериями оценки знаний учащихся являются полнота и качество выполнения заданий, рейтинги текущего, промежуточного, домашнего и итогового контроля. Оценка знаний учащихся основана на принципах объективности, прозрачности, гибкости, которые предполагают учет всех форм активности учащегося.

Рейтинг – шкала


Формы контроля

Баллы

1

Текущий контроль (посещение занятий и выполнение работ на лекционных, лабораторных и практических занятиях)

20

2

Промежуточный контроль (СРОУ)

35

3

Домашний контроль (СРС)

10

4

Итоговый контроль (зачет)

35


Всего

100


1.8 Процедура и политика изучения дисциплины: обязанности учащихся определяются «Уставом гимназии №38», «Правилами внутреннего распорядка гимназии №38» и «Положением об организации». «Временным Положением об организации учебного процесса по кредитной системе обучения в гимназии №38». Необходимая информация представлена в «Справочнике-путеводителе для гимназиста», предназначенной для индивидуального планирования обучения учащимися.


1.9 Требования, предъявляемые к учащимся в процессе изучения дисциплины

В ходе работы по дисциплине учащиеся обязаны:

Ученик обязан кратко записывать в тетрадь читаемый курс лекций, выполнять практические и домашние задания, не опаздывать на занятия, не разговаривать во время занятий, активно участвовать в учебном процессе. Вовремя сдавать ДКР, СР и контрольные работы.

Посещение должно быть обязательным, пропуски отрабатываются в полном объеме.


2. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ПО ДИСЦИПЛИНЕ


2.1. Тематический план курса


Наименование темы

Учебные лекции

Семинарские, практические занятия

СРОУ

СРУ

1. Виды текстовых задач и способы их решения



1



1



2


2. Элементарные функции, их свойства и графики. Производная и ее применение. Общая схема исследования функции.


1


1


2


3. Тригонометрические формулы. Тождественные преобразования тригонометрических выражений.


1


1


3


4. Тригонометрические уравнения и неравенства.


1


1


3


5. Обобщение понятия степени. Показательные, логарифмические и иррациональные уравнения и неравенства и их системы.




1




1




2



6. Методы решения уравнений, систем уравнений, неравенств.

Уравнения и неравенства с модулем и параметрами.




1




1




2



7. Обобщение и повторение курса планиметрии.



1



1



2


8. Обобщение и повторение курса стереометрии.


1


1


2


Итого:

8

8

18

Всего 34 часа



2.2 Тезисы лекционных занятий

Тема лекции 1. Виды текстовых задач и способы их решения.


1. Основные типы задач.

Основными типами задач являются задачи на:

1) движение;

2) совместную работу;

3) планирование;

4) зависимость между компонентами арифметических действий;

5) проценты;

6) смеси и сплавы;

7) разбавление;

8) оптимальное решение (нахождение экстремума функции);

9) задачи с параметрами.

Задачи на движении подразделяются на следующие типы:

а) движение из одного пункта в другой в одном и противоположных направлениях;

б) движение из одного пункта в другой с остановкой в пути;

в) движение по водному пути;

г) определение скорости при встречном прямолинейном движении;

д) движение по окружности;

е) задачи с параметрами.

2. Способы решения задач.

Задачи на движение характеризуются тремя физическими величинами:

vскорость;

S – расстояние;

t – время.

При решении задач на движение необходимо определить количество движений, рассматриваемых в задаче, и, вводя при необходимости переменные, записать все три величины для каждого движения. Оставшаяся в тексте информация должна быть использована для составления уравнения или системы уравнений.

При решении задач на движение по водному пути необходимо учитывать, что

v= v + v

v= v - v

v= .

При движении двух тел по окружности учитываем, что совпадение двух точек происходит, когда одна из них обошла другую на целый круг.

Задачи на работу можно сравнить с задачами на встречное движение. Проведём аналогии. Задачи на движение характеризуются тремя величинами: время, скорость, расстояние. Задачи на работу также характеризуются тремя величинами: время, производительность, объём выполняемой работы. Так как производительность является отношением объёма работы к промежутку времени, за которое эта работа была выполнена, то её можно иначе назвать скоростью выполнения работы.

В формулах, выражающих зависимость между величинами движения и работы, расстояние и объём работы являются соответствующими величинами. При этом объём выполненной работы берётся в процентах от заданного и вся работа принимается за 100%=1. В данную подгруппу входят и задачи на заполнение бассейна двумя или несколькими трубами.

Рассмотрим задачи на работу, проводя соответствующие аналогии.

Задача 1. Один рабочий выполняет некоторую работу за 10 дней, а второй рабочий выполнит эту работу за 15 дней. За сколько дней они, работая вместе, выполнят эту работу?

Решение. Составим таблицу:



Объем работы

Производительность

Время (дни)

1-ый рабочий

1

10

2-ой рабочий

1

15

вместе

1

+

?


Вычислим время совместной работы. Оно равно частному от работы объёма совместной работы на совместную производительность, т.е.

= = 1: = = 6

Ответ: 6 дней.

Задача 2. Две трубы вместе наполняют бассейн за 7,5 часов. Одна труба в отдельности наполняет бассейн на 8 часов быстрее, чем вторая. Определить за сколько часов наполняет бассейн вторая труба?