ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 21.07.2020
Просмотров: 838
Скачиваний: 4
4. Бригада слесарей может выполнить задание по обработке деталей на 15ч. Скорее, чем бригада учеников. Если бригада учеников отработает 18 часов, а потом в течение 18 часов продолжит работу бригада слесарей, то и тогда будет выполнено 3/5 всего задания.
Сколько времени потребуется бригаде учеников для выполнения всего задания?
5. Числители трех дробей пропорциональны числам 1, 2, 5, а знаменатели соответственно числам 1, 3, 7. Среднее арифметическое этих дробей равно 200/441. Найти дроби.
6. Цену товара сначала снизили на 20%, новую еще на 15% и, наконец, последнюю еще на 10%. На сколько процентов всего снизили первоначальную цену?
7. Найти сумму трех чисел, если известно, что третье относится к первому, как 4,5: и составляет 40% второго, а сумма первого и третьего равна 400.
8. Свежие грибы содержат по массе 90% воды, а сухие 12% воды. Сколько получится сухих грибов из 22 кг свежих?
Практическое задание № 2.
Тема: Элементарные функции, их свойства и графики. Производная и ее применение. Общая схема исследования функции.
Вопросы:
1. Что такое числовая функция? Ее область определения и область значений?
2. Что такое график функций?
3. Как найти нули функций? Промежутки знакопостоянства?
4. Сформулируйте определение возрастающей (убывающей) функций.
5. Как найти промежутки монотонности и экстремумы функции?
6. Как исследовать функцию на выпуклость и нахождение точек перегиба?
7. Виды асимптот графика функции и их определения. Нахождение асимптот.
8. Элементарные способы построения графиков функции.
а) Использование симметрии для построения графиков четных и нечетных функций.
б) Отражение относительно оси при построении графиков, содержащих модуль.
Задания:
1. Построить график функции: .
Функция четная.
Схема построения:
1. ;
2. . Так как при , то x = 1 – вертикальная асимптота;
3. – отобразим у2 симметрично оси ординат;
4. - часть графика, находящуюся под осью абсцисс, отразим симметрично ей.
2. Построить график функции: .
Схема построения:
1) ;
2) (с помощью вспомогательной таблицы, см. пример 1). Так как при , то y = 1 является горизонтальной асимптотой. При , т.е. прямые x=1 и x=3 являются горизонтальными асимптотами. При справа и слева график приближается к точкам (1;0) и (3; 0), так как .
3. Построить график функции:
Область определения: .
При , следовательно, прямые – вертикальные асимптоты. Функция четная, периодическая.
x |
|
|
|
1 |
0 |
|
|
-1 |
у = ln|sin x|
4. Определите асимптоты функции y = и постройте ее график.
5. Исследуйте функцию y = и постройте ее график.
Практическое задание № 3 - 4.
Тема: Тригонометрические формулы. Тождественные преобразования тригонометрических выражений.
Вопросы:
-
Основные тригонометрические тождества.
-
Формулы приведения.
-
Формулы сложения, двойных углов и следствия из них.
-
Формулы половинных углов.
-
Выражение синуса и косинуса через тангенс половинного угла.
-
Формулы суммы и разности тригонометрических функций.
-
Преобразование произведения тригонометрических функций в сумму.
Задания:
Упростите выражения (1-6):
-
tgx - sin x - tgx sin x;
-
cos 2 + tgsin 2 ;
-
2 cos - 2sin ;
-
;
-
;
-
sin + sin 4 +…+ sin 28 + sin 32 . Вычислите (7-20):
-
, если tg х = 1;
8. sin , если cos x = 0,3;
9. cos 2 , если ctg = -2;
10. ctg 2 , если tg = 4;
11. cos ( -), если sin = - , cos = - , и - углы третьей четверти;
12. sin ( + arcsin );
13.
14. ;
15. arcsin (cos );
16. sin (arcos );
17. sin sin - cos sin + сtg ;
18. cos cos cos ;
19. ;
20. tg.
21. Преобразуйте выражение - 2cos в произведение тригонометрических функций.
Практическое задание № 5 - 6.
Тема: Тригонометрические уравнения и неравенства.
Вопросы:
1. Формулы решения простейших тригонометрических уравнений. Частные случаи решения.
2. Указать интервалы, в которых определены обратные тригонометрические функции:
y = arcsin x; y = arcos x; y = arctg x; y = arcctg x.
3. Основные виды тригонометрических уравнений и способы их решения.
4. В каких случаях наиболее эффектно решение уравнения вида a sin x + b cos x = c введением вспомогательного угла?
5. Покажите на тригонометрическом круге линии синусов, косинусов, тангенсов и котангенсов.
6. При каких значениях х не существует тангенс? котангенс?
Задания:
Решите уравнения:
-
сtg2x = 3;
-
2 sin 3x - 5 cos 3x - 5 = 0;
-
tg x + 3 сtg x = 4;
-
5sin x + 3sin x cos x - 4 = 0;
-
3sin x = 2(1- cos x);
-
cos x + cos 2x + cos 3x + cos 4x = 2;
-
sin x + sin 3x + sin 2x = 1;
-
sin 3x sin 5x = sin x sin 7x;
-
Найти корни уравнения cos 2x + cos 8x – cos 6x - 1 = 0,
принадлежащие промежутку ;
-
tgx +3tg x + 3сtg x + сtg x – 4 = 0;
-
sin 2x -12(sin x - cos x) + 12 = 0;
-
2 sin11 x +sin5 x + cos 5x = 0.
Решите неравенства:
-
≥ ;
-
sin 3x cos x + cos 3x sin x ≥;
-
tgx – 1 > 0;
-
6sin x - 5sin x + 1 ≥ 0;
-
11 – 2 cos x;
-
sin x > cos x.
Практическое задание № 7.
Тема: Обобщение понятия степени. Показательные, логарифмические и иррациональные уравнения и неравенства и их системы.
Вопросы:
-
Какие уравнения и неравенства называют иррациональными, показательными, логарифмическими?
-
Почему при решении иррациональных и логарифмических уравнений нужно делать проверку? Каким образом можно ее упростить?
-
Что является областью определения и множеством значений показательной ( логарифмической) функции?
-
При каких значениях а функции y = и y = logх являются возрастающими; убывающими?
-
Почему при решении показательных и логарифмических уравнений полагают, что
a > 0, a ≠ 1 ?
6. Как применяются свойства монотонности показательной и логарифмической функции при решении неравенств?
7. Какой метод используется при решении уравнений, содержащих переменную и в показателе степени, и в основании?
8. Чему равносильны условия:
а) = В(x);
б) = ;
в) < В(x);
г) > В(x);
д) =, где a > 0, a ≠ 1;
е) < , если a > 1; если 0 < a <
ж) log f(x) = log g(x), где a > 0, a ≠ 1;
з) log f(x) > log g(x) при a(1; +) и при a(0;1)?
Задания:
1. Докажите, что уравнение + = 1 не имеет корней. При каких значениях а
уравнение + = a имеет корни?
2. Решите уравнение: - = 8;
3. Решите уравнения, используя ведение новой переменной: - = 2.
4. Решите уравнение: + = ;
5. Найдите значения a, при которых выполняется равенство = a.
6. Решите неравенство:
а) + ≥ ;
б) < 1;
7. Решите уравнение:
а) = 5 ;
б) 3 + 3 + 3 = 45,5 + 22,75 + 11, 375 +… ;
в) 3*4 - 5*6 + 2*9 = 0;
8. Решите неравенство:
а) 2, 56 ≥ ;
ж) (х + 3) = (х + 3) .
б) (4 х+ 2 х + 1) > 1;
в) 1,2 < 1,2 ;
10. Решите уравнение:
а) log5- 1,25 = log;
б) х= ( ) ;
в) 6 + х = 12;
г) х = 8;
д) log = log + log ;
е) 4 log + 2 logx= 3 logx .
11. Решите неравенство:
а) log (2- 1)* log (2- 2) < 2;
б) log log < 0;
в) log(3 – 2х) > 1;
г) х< 100х;
.
Практическое задание №8.
Тема: Методы решения уравнений, систем уравнений, неравенств. Уравнения и неравенства с модулем и параметрами.
Вопросы:
-
При каких значениях коэффициента k уравнение k х = 5 имеет единственный корень? Существует ли значение k, при котором это уравнение не имеет корней; имеет бесконечное множество корней?
-
Не решая уравнения 7(2х + 1) = 13, докажите, что его корень не является целым числом.
-
При каких значениях n ровно один из корней уравнения х + (n + 3) х + - 3 = 0 равен нулю?
-
При каких значениях m оба корня уравнения х + (16 - m) х + m- 8 = 0 равны нулю?
-
При каких значениях m корни уравнения 4х + (5- 1) х + 3 m+ m = 0 равны по модулю, но противоположны по знаку?
-
Решите неравенства: х > 4 ; х ≤ 1.
-
Назовите подстановки, позволяющие свести данные уравнения к квадратным:
а) 3 x – 5 – 2 = 0;
б) (x - 1) - х + 2 x - 73 = 0;
в) (х + 3 x + 1)( х + 3 x +3) + 1 = 0;
г) (x + 1) (х + 2 x) = 12;
д) = ;
е) x = 5 + 4 .
Задания:
1. Решите уравнение: (x - 3)(x - 4)(x - 5)(x - 6) = 1680.
2. Решите уравнение: 4(х + 5)(х + 6) (х + 10)(х + 12) = 3х .
3. Решите уравнение: x- 2x- х - 2х + 1 = 0.
4. Решите уравнение: (х + х - 2)(х + х - 3) = 12.
5. Решите уравнение: (2х – 3х + 1)(2х + 5х + 1) = 9х .
6. Решите уравнение: (x - 8)+ (x - 6)= 16.
7. Решите уравнение: f (x) = f ( ), где f (x) = .
8. Не вычисляя корней уравнения 2 х - 5 х – 4 = 0, найдите
а) ;
б) xx+ xx;
в) ;
г) x+ x.
9. Докажите, используя неравенство Коши, что (a + 1) (a + 2) (a + 3) (a + 6) > 96 a,
где a > 0.
10. Решите неравенство: - ≥ 2 х – 1;
11. Решите неравенство: ≤ 2.
12. Решите неравенство: (x - 2)(x + 1)(4 – 4x) ( х + 2 + 5) < 0;
13. Решите систему уравнений:
(х + y- 25)( х + y - 8) = 0;
xy = 12.
14. Решите систему уравнений:
х + y= 28;
хy + x y = 12.
15. Решите систему уравнений:
хy + x y= 300;
xy + х + y = 37.
16. Изобразите множество решений системы неравенств на координатной плоскости:
х - y + 1 ≥ 0;
х + y - 3 ≤ 0;
х + 3y + 1 ≥ 0.
Практическое задание №9.
Тема: Обобщение и повторение курса планиметрии.
Вопросы:
-
Треугольники. Элементы треугольников. Равенство и подобие. Соотношения между сторонами и углами. Замечательные точки треугольника.
-
Четырехугольники и их свойства.
-
Окружность и круг, их элементы. Свойства вписанных и описанных многоугольников. Правильные многоугольники.
-
Решение треугольников. Теоремы.
-
Площади.
-
Метод координат и векторы на плоскости.
Задания:
Задача 1.
В треугольнике АВС длины сторон СВ, СА и АВ соответственно равны 4, 3 и 2см. Найти отношение, в котором точка пересечения биссектрис делит биссектрису угла (считая от вершины В).
Решение:
∆ АВС: = = = .
АС = 3см, поэтому АВ = 1см , В С = 2см.
∆ ВВ С: = = = .
Ответ: 2:1
Задача 2.
В равнобедренном треугольнике АВС длина основания АВ равна см, угол при основании равен 30˚. Найдите длину биссектрисы АD.
Решение:
∆ АВС: А = В = 30˚.
∆АDВ: DАВ = 15 ˚, поэтому
АDВ = 180˚ - (30˚ + 15 ˚ ) = 135˚.
= ,
следовательно
АD = * : =1 (см).
Ответ: 1см.
Задача 3.
Стороны ∆ АВС равны 13см, 14см, 15см, О – точка пересечения медиан. Найдите площадь треугольника АОС.
Решение:
а = 13см, в = 14см, с = 15см.
р = (13+14+15) : 2 = 21(см).
S=84cм – площадь треугольника АВС.
84 : 3 = 28 (см ) – площадь треугольника АОС.
Ответ: 28 см .
Задача 4.
Стороны угла АВС, равного 60˚, касаются двух окружностей с центрами О и О , касающихся одна другой ( О - центр меньшей окружности).СО = 12см. Найдите радиус окружности с центром О
Решение:
АСО =30˚,
следовательно О Н = 0,5 СО = 6см = О К.
СО = СО - О К -О К =
= 12 – 6 – R = 6 – R (см).
СО : О Н = 2, поэтому
(6- R) : R = 2.
6-R = 2 R
3R = 6
R = 2 см.
Ответ: R = 2 см.
Задача 5.
Медианы, проведенные к катетам прямоугольного треугольника, равны а и в. Найдите гипотенузу.
Решение:
Пусть ВС = х, АС = у, тогда А С = , В С = .
Рассмотрим треугольники ВВ С и АА С:
х + ( ) = в ,
( ) + у = а .
х + у = а + в ,
х + у = (а + в ).
Так как АВ = а + в , то АВ= 2 .
Ответ: 2 .
Задача 6 .
В прямоугольном треугольнике медианы, проведенные к катетам, равны и . Найдите гипотенузу треугольника.
Решение:
П усть СВ = х , СА = у, тогда СА = 2х , СВ =2у.
Применив теорему Пифагора к треугольникам СВ В и СА А, получим систему уравнений:
(2х ) + у = 52,
х + (2у ) = 73.
Складывая левые и правые части уравнений, получим
5х +5у = 125,
х + у = 25,
=5.
Из треугольника АВС : АВ = 2 = 2*5 = 10.
Ответ: 10.
Задача 7.
Найдите углы равнобедренного треугольника, если известно, что найдется
прямая, проходящая через вершину угла при основании, делящая исходный треугольник на два равнобедренных.
Решение:
С лучай 1:
АD = АС, поэтому 1 = 2 = ;
АDС – внешний, поэтому 3 + 4 = 2 = , следовательно , т.к. АD=АВ, то 3 = 4 = .
Сумма углов треугольника равна 180˚, поэтому А + 1 + 4 = 180˚, тогда
2 + = 180˚,
= 180˚,
= 72˚, т.е. А = С = 72˚,
В = 72˚: 2 = 36˚.
Случай 2:
АD = АВ, поэтому 1 = 2 =
АDС – внешний, поэтому АDС = 1 + 2 = 2 , следовательно
4 = 2 , т.к . АD = АС.
3 = 180˚ - ( 4 + АDС) = 180˚ - 4 .
Сумма углов треугольника АВС равна 180˚, поэтому
2 * (180˚ - 4 ) + = 180˚,
7 = 180˚,
= (25 )˚ = В,
А = С =180˚ - 4 = 180˚ - 4 * (25 )˚ = (77 )˚.
Ответ: 36˚, 72˚, 72˚ и 25 ˚; 77 ˚, 77 ˚;
Задача 8.
Дана трапеция АВСD с основаниями ВС=12 см и АD=27 см. Найдите диагональ АС, если АВС= АСD.
Решение:
У глы 1 и 2 равны как накрест лежащие при
параллельных прямых ВС и АD.
Углы АВС и АСD равны по условию, поэтому
треугольники АВС и АСD подобны. Отсюда следует, что
ВС : АС = АС : АD, т.е. 12 : АС = АС : 27.
АС = = = 2*3*3 = 18 (см).
Ответ: 18 см.
Задача 9.
Концы одного диаметра удалены от касательной к окружности на 2,4 дм и 1,8 дм. Найдите диаметр окружности.
Решение:
А ВСD – трапеция, т.к. АС СD и ВD СD.
ОН – средняя линия, т.к. ОН СD, следовательно
ОН || АС || ВD.
Т.к. АО = ВО, то СН = DН, следовательно
ОН = (1,8 + 2,4) :2 = 2,1 (см) =R.
D = 2 R = 2* 2,1 = 4,2 (см).
Ответ: 4,2 см.
Задача 10.
В трапеции АВСD АD и ВС – основания, АD : ВС = 4 : 3. Площадь трапеции равна 70 см . Найдите площадь треугольника АВС.
Решение:
1 способ (см. рис. 1):
У глы АСВ и САD равны как накрест лежащие, поэтому
= , тогда =, поэтому
S =
Рис. 1
= *70 = =30 (см )
2 способ (см. рис. 2):
S = , S = h = ,
поэтому S = = *70 = 30 (см ).
Рис. 2
Ответ: 30 см .
Задача 11.
В трапеции основания равны 5 и 15, а диагонали 12 и 16. Найдите площадь трапеции Решение:
Т реугольники АОD и СОВ подобны по двум углам,
k = = =3,
следовательно,
ВО = х, ОD = 3х.
Так как ВD =16,
то х + 3х = 16,
х = 4,
следовательно,
ВО = 4, ОD =12.
Аналогично
АС = 12, АО = 9.
∆ ОВС – прямоугольный, т.к.
3 + 4 = 5 , следовательно,
О = 90˚
S= 0, 5 АС * ВD = 0,5 * 12 * 16 = 96. Ответ: 96.
З адача 12.
Высота прямоугольного треугольника, проведенная из вершины прямого угла к гипотенузе, равна 4 . Один из катетов равен 8. Найдите площадь исходного треугольника.
Решение:
А Н = = = = 4;
= ,
следовательно АВ = = = 16.
S = 0,5 АВ * СН =0,5*16*4 = 32 .
Ответ: 32 .
Практическое задание №10.
Тема: Обобщение и повторение курса стереометрии.
Вопросы:
-
Назовите признаки: параллельности прямой и плоскости, двух плоскостей; перпендикулярности двух плоскостей.
-
Какие прямые называются скрещивающимися?
-
Что принимают за расстояние между скрещивающимися прямыми?
-
Каким образом можно установить, что две плоскости перпендикулярны?
-
Как определяются координаты точки в пространстве?
-
Чему равны координаты точки, делящей отрезок с заданными координатами в отношении ?
-
Чему равно расстояние между двумя точками с заданными координатами?
-
Как определяется угол между пересекающимися (скрещивающимися) прямыми в пространстве?
-
Дайте определение угла между прямой и плоскостью.
-
Что такое скалярное произведение двух векторов?
-
Каким образом можно установить перпендикулярность двух векторов?
-
Что такое диагональное сечение?
-
Чему равны площадь поверхности и объем призмы, пирамиды, конуса, цилиндра, шара?
-
Как можно вычислить объем тела вращения?
-
Где находится центр сферы, вписанной в правильную призму, пирамиду?
-
Где находится центр сферы, описанной вокруг правильной призмы, пирамиды?
-
Как найти объем шарового сектора, сегмента, слоя?
Задания:
-
Основанием пирамиды служит ромб со стороной, равной a и острым углом . Двугранные углы при основании равны . Найдите радиус шара, вписанного в эту пирамиду. Ответ: 0,5 a sin tg.
-
Найдите ребро куба, вписанного в конус, образующая которого равна l и наклонена к плоскости основания под углом . Ответ: .
-
Основанием пирамиды служит ромб со стороной, равной a и острым углом . Двугранные углы при основании равны . Найдите объем и площадь полной поверхности. Ответ: ; .
-
Около шара радиуса r описан конус. Наибольший угол между образующими конуса прямой. Найдите площадь полной поверхности конуса. Ответ: r(5 + 7).
-
Найдите площадь боковой поверхности и объем усеченного конуса, описанного около шара, если его образующая равна 13 см, а радиус шара 6 см. Ответ: 169см , 532 см .
-
В наклонном параллелепипеде основание и боковая грань – прямоугольники, площади которых соответственно равны 20 см и 24 см , а угол между их плоскостями равен . Одна из боковых граней параллелепипеда имеет площадь 15 см . Найдите объем параллелепипеда.