Файл: УМК Избранные главы 11 класс.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 21.07.2020

Просмотров: 838

Скачиваний: 4

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Министерство образования и науки Республики Казахстан

Автор-составитель:Сыропятова Н.М., учитель математики высшей категории высшего уровня квалификации

Экспериментальный учебно-методический комплекс составлен по дисциплине «Обобщение и систематизация курса математики». Предназначен для учащихся 11-х классов гимназии.

Экспериментальный учебно-методический комплекс по дисциплине «Обобщение и систематизация курса математики». Автор-составитель Сыропятова Н.М. – Караганды, Гимназия №38,

2008 – … с.

Гимназия №38, 2008

Задачи на работу можно сравнить с задачами на встречное движение. Проведём аналогии. Задачи на движение характеризуются тремя величинами: время, скорость, расстояние. Задачи на работу также характеризуются тремя величинами: время, производительность, объём выполняемой работы. Так как производительность является отношением объёма работы к промежутку времени, за которое эта работа была выполнена, то её можно иначе назвать скоростью выполнения работы.

4. Бригада слесарей может выполнить задание по обработке деталей на 15ч. Скорее, чем бригада учеников. Если бригада учеников отработает 18 часов, а потом в течение 18 часов продолжит работу бригада слесарей, то и тогда будет выполнено 3/5 всего задания.

Сколько времени потребуется бригаде учеников для выполнения всего задания?

5. Числители трех дробей пропорциональны числам 1, 2, 5, а знаменатели соответственно числам 1, 3, 7. Среднее арифметическое этих дробей равно 200/441. Найти дроби.

6. Цену товара сначала снизили на 20%, новую еще на 15% и, наконец, последнюю еще на 10%. На сколько процентов всего снизили первоначальную цену?

7. Найти сумму трех чисел, если известно, что третье относится к первому, как 4,5: и составляет 40% второго, а сумма первого и третьего равна 400.

8. Свежие грибы содержат по массе 90% воды, а сухие 12% воды. Сколько получится сухих грибов из 22 кг свежих?



Практическое задание № 2.

Тема: Элементарные функции, их свойства и графики. Производная и ее применение. Общая схема исследования функции.


Вопросы:

1. Что такое числовая функция? Ее область определения и область значений?

2. Что такое график функций?

3. Как найти нули функций? Промежутки знакопостоянства?

4. Сформулируйте определение возрастающей (убывающей) функций.

5. Как найти промежутки монотонности и экстремумы функции?

6. Как исследовать функцию на выпуклость и нахождение точек перегиба?

7. Виды асимптот графика функции и их определения. Нахождение асимптот.

8. Элементарные способы построения графиков функции.

а) Использование симметрии для построения графиков четных и нечетных функций.

б) Отражение относительно оси при построении графиков, содержащих модуль.

Задания:

1. Построить график функции: .

Функция четная.

Схема построения:

1. ;

2. . Так как при , то x = 1 – вертикальная асимптота;

3. – отобразим у2 симметрично оси ординат;

4. - часть графика, находящуюся под осью абсцисс, отразим симметрично ей.

2. Построить график функции: .

Схема построения:

1) ;

2) (с помощью вспомогательной таблицы, см. пример 1). Так как при , то y = 1 является горизонтальной асимптотой. При , т.е. прямые x=1 и x=3 являются горизонтальными асимптотами. При справа и слева график приближается к точкам (1;0) и (3; 0), так как .




3. Построить график функции:

Область определения: .

При , следовательно, прямые – вертикальные асимптоты. Функция четная, периодическая.

x

1

0

-1

у = ln|sin x|

4. Определите асимптоты функции y = и постройте ее график.

5. Исследуйте функцию y = и постройте ее график.



Практическое задание № 3 - 4.


Тема: Тригонометрические формулы. Тождественные преобразования тригонометрических выражений.


Вопросы:

  1. Основные тригонометрические тождества.

  2. Формулы приведения.

  3. Формулы сложения, двойных углов и следствия из них.

  4. Формулы половинных углов.

  5. Выражение синуса и косинуса через тангенс половинного угла.

  6. Формулы суммы и разности тригонометрических функций.

  7. Преобразование произведения тригонометрических функций в сумму.


Задания:

Упростите выражения (1-6):

  1. tgx - sin x - tgx sin x;

  2. cos 2 + tgsin 2 ;

  3. 2 cos - 2sin ;

  4. ;

  5. ;

  6. sin + sin 4 +…+ sin 28 + sin 32 . Вычислите (7-20):

  7. , если tg х = 1;

8. sin , если cos x = 0,3;

9. cos 2 , если ctg = -2;

10. ctg 2 , если tg = 4;

11. cos ( -), если sin = - , cos = - , и - углы третьей четверти;

12. sin ( + arcsin );

13.

14. ;

15. arcsin (cos );

16. sin (arcos );

17. sin sin - cos sin + сtg ;

18. cos cos cos ;

19. ;

20. tg.

21. Преобразуйте выражение - 2cos в произведение тригонометрических функций.


Практическое задание № 5 - 6.

Тема: Тригонометрические уравнения и неравенства.


Вопросы:

1. Формулы решения простейших тригонометрических уравнений. Частные случаи решения.

2. Указать интервалы, в которых определены обратные тригонометрические функции:

y = arcsin x; y = arcos x; y = arctg x; y = arcctg x.

3. Основные виды тригонометрических уравнений и способы их решения.

4. В каких случаях наиболее эффектно решение уравнения вида a sin x + b cos x = c введением вспомогательного угла?

5. Покажите на тригонометрическом круге линии синусов, косинусов, тангенсов и котангенсов.

6. При каких значениях х не существует тангенс? котангенс?

Задания:

Решите уравнения:

  1. сtg2x = 3;

  2. 2 sin 3x - 5 cos 3x - 5 = 0;

  3. tg x + 3 сtg x = 4;

  4. 5sin x + 3sin x cos x - 4 = 0;

  5. 3sin x = 2(1- cos x);

  6. cos x + cos 2x + cos 3x + cos 4x = 2;

  7. sin x + sin 3x + sin 2x = 1;

  8. sin 3x sin 5x = sin x sin 7x;

  9. Найти корни уравнения cos 2x + cos 8xcos 6x - 1 = 0,

принадлежащие промежутку ;

  1. tgx +3tg x + 3сtg x + сtg x – 4 = 0;

  2. sin 2x -12(sin x - cos x) + 12 = 0;

  3. 2 sin11 x +sin5 x + cos 5x = 0.


Решите неравенства:

  1. ;

  2. sin 3x cos x + cos 3x sin x ≥;

  3. tgx – 1 > 0;

  4. 6sin x - 5sin x + 1 0;

  5. 11 – 2 cos x;

  6. sin x > cos x.



Практическое задание № 7.

Тема: Обобщение понятия степени. Показательные, логарифмические и иррациональные уравнения и неравенства и их системы.


Вопросы:

  1. Какие уравнения и неравенства называют иррациональными, показательными, логарифмическими?

  2. Почему при решении иррациональных и логарифмических уравнений нужно делать проверку? Каким образом можно ее упростить?

  3. Что является областью определения и множеством значений показательной ( логарифмической) функции?

  4. При каких значениях а функции y = и y = logх являются возрастающими; убывающими?

  5. Почему при решении показательных и логарифмических уравнений полагают, что

a > 0, a ≠ 1 ?

6. Как применяются свойства монотонности показательной и логарифмической функции при решении неравенств?

7. Какой метод используется при решении уравнений, содержащих переменную и в показателе степени, и в основании?

8. Чему равносильны условия:

а) = В(x);

б) = ;

в) < В(x);

г) > В(x);

д) =, где a > 0, a ≠ 1;

е) < , если a > 1; если 0 < a <

ж) log f(x) = log g(x), где a > 0, a ≠ 1;

з) log f(x) > log g(x) при a(1; +) и при a(0;1)?

Задания:

1. Докажите, что уравнение + = 1 не имеет корней. При каких значениях а

уравнение + = a имеет корни?

2. Решите уравнение: - = 8;

3. Решите уравнения, используя ведение новой переменной: - = 2.

4. Решите уравнение: + = ;

5. Найдите значения a, при которых выполняется равенство = a.


6. Решите неравенство:

а) + ;

б) < 1;


7. Решите уравнение:

а) = 5 ;

б) 3 + 3 + 3 = 45,5 + 22,75 + 11, 375 +… ;


в) 3*4 - 5*6 + 2*9 = 0;

8. Решите неравенство:

а) 2, 56 ;

ж) (х + 3) = (х + 3) .

б) (4 х+ 2 х + 1) > 1;

в) 1,2 < 1,2 ;

10. Решите уравнение:

а) log5- 1,25 = log;

б) х= ( ) ;

в) 6 + х = 12;


г) х = 8;

д) log = log + log ;

е) 4 log + 2 logx= 3 logx .


11. Решите неравенство:

а) log (2- 1)* log (2- 2) < 2;

б) log log < 0;

в) log(3 – 2х) > 1;

г) х< 100х;

.



Практическое задание №8.

Тема: Методы решения уравнений, систем уравнений, неравенств. Уравнения и неравенства с модулем и параметрами.


Вопросы:

  1. При каких значениях коэффициента k уравнение k х = 5 имеет единственный корень? Существует ли значение k, при котором это уравнение не имеет корней; имеет бесконечное множество корней?

  2. Не решая уравнения 7(2х + 1) = 13, докажите, что его корень не является целым числом.

  3. При каких значениях n ровно один из корней уравнения х + (n + 3) х + - 3 = 0 равен нулю?

  4. При каких значениях m оба корня уравнения х + (16 - m) х + m- 8 = 0 равны нулю?

  5. При каких значениях m корни уравнения 4х + (5- 1) х + 3 m+ m = 0 равны по модулю, но противоположны по знаку?

  6. Решите неравенства: х > 4 ; х ≤ 1.

  7. Назовите подстановки, позволяющие свести данные уравнения к квадратным:

а) 3 x – 5 – 2 = 0;

б) (x - 1) - х + 2 x - 73 = 0;

в) (х + 3 x + 1)( х + 3 x +3) + 1 = 0;

г) (x + 1) (х + 2 x) = 12;

д) = ;

е) x = 5 + 4 .

Задания:

1. Решите уравнение: (x - 3)(x - 4)(x - 5)(x - 6) = 1680.

2. Решите уравнение: 4(х + 5)(х + 6) (х + 10)(х + 12) = 3х .

3. Решите уравнение: x- 2x- х - 2х + 1 = 0.

4. Решите уравнение: (х + х - 2)(х + х - 3) = 12.

5. Решите уравнение: (2х – 3х + 1)(2х + 5х + 1) = 9х .

6. Решите уравнение: (x - 8)+ (x - 6)= 16.

7. Решите уравнение: f (x) = f ( ), где f (x) = .

8. Не вычисляя корней уравнения 2 х - 5 х – 4 = 0, найдите

а) ;

б) xx+ xx;

в) ;

г) x+ x.

9. Докажите, используя неравенство Коши, что (a + 1) (a + 2) (a + 3) (a + 6) > 96 a,

где a > 0.

10. Решите неравенство: - ≥ 2 х – 1;

11. Решите неравенство: ≤ 2.

12. Решите неравенство: (x - 2)(x + 1)(4 – 4x) ( х + 2 + 5) < 0;

13. Решите систему уравнений:

(х + y- 25)( х + y - 8) = 0;

xy = 12.

14. Решите систему уравнений:

х + y= 28;

хy + x y = 12.

15. Решите систему уравнений:

хy + x y= 300;

xy + х + y = 37.

16. Изобразите множество решений системы неравенств на координатной плоскости:

х - y + 1 ≥ 0;

х + y - 3 ≤ 0;

х + 3y + 1 ≥ 0.




Практическое задание №9.

Тема: Обобщение и повторение курса планиметрии.

Вопросы:

  1. Треугольники. Элементы треугольников. Равенство и подобие. Соотношения между сторонами и углами. Замечательные точки треугольника.

  2. Четырехугольники и их свойства.

  3. Окружность и круг, их элементы. Свойства вписанных и описанных многоугольников. Правильные многоугольники.

  4. Решение треугольников. Теоремы.

  5. Площади.

  6. Метод координат и векторы на плоскости.

Задания:

Задача 1.

В треугольнике АВС длины сторон СВ, СА и АВ соответственно равны 4, 3 и 2см. Найти отношение, в котором точка пересечения биссектрис делит биссектрису угла (считая от вершины В).


Решение:

АВС: = = = .

АС = 3см, поэтому АВ = 1см , В С = 2см.

ВВ С: = = = .





Ответ: 2:1

Задача 2.

В равнобедренном треугольнике АВС длина основания АВ равна см, угол при основании равен 30˚. Найдите длину биссектрисы АD.

Решение:

АВС: А = В = 30˚.

АDВ: DАВ = 15 ˚, поэтому

АDВ = 180˚ - (30˚ + 15 ˚ ) = 135˚.

= ,

следовательно

АD = * : =1 (см).



Ответ: 1см.

Задача 3.

Стороны ∆ АВС равны 13см, 14см, 15см, О – точка пересечения медиан. Найдите площадь треугольника АОС.

Решение:

а = 13см, в = 14см, с = 15см.

р = (13+14+15) : 2 = 21(см).

S=84cм – площадь треугольника АВС.

84 : 3 = 28 (см ) – площадь треугольника АОС.






Ответ: 28 см .

Задача 4.

Стороны угла АВС, равного 60˚, касаются двух окружностей с центрами О и О , касающихся одна другой ( О - центр меньшей окружности).СО = 12см. Найдите радиус окружности с центром О

Решение:

АСО =30˚,

следовательно О Н = 0,5 СО = 6см = О К.

СО = СО - О К -О К =

= 12 – 6 – R = 6 – R (см).

СО : О Н = 2, поэтому

(6- R) : R = 2.

6-R = 2 R

3R = 6

R = 2 см.


Ответ: R = 2 см.


Задача 5.

Медианы, проведенные к катетам прямоугольного треугольника, равны а и в. Найдите гипотенузу.

Решение:

Пусть ВС = х, АС = у, тогда А С = , В С = .

Рассмотрим треугольники ВВ С и АА С:

х + ( ) = в ,

( ) + у = а .

х + у = а + в ,

х + у = + в ).

Так как АВ = а + в , то АВ= 2 .

Ответ: 2 .

Задача 6 .

В прямоугольном треугольнике медианы, проведенные к катетам, равны и . Найдите гипотенузу треугольника.

Решение:

П усть СВ = х , СА = у, тогда СА = 2х , СВ =2у.

Применив теорему Пифагора к треугольникам СВ В и СА А, получим систему уравнений:

(2х ) + у = 52,

х + (2у ) = 73.

Складывая левые и правые части уравнений, получим

+5у = 125,

х + у = 25,

=5.

Из треугольника АВС : АВ = 2 = 2*5 = 10.

Ответ: 10.

Задача 7.

Найдите углы равнобедренного треугольника, если известно, что найдется

прямая, проходящая через вершину угла при основании, делящая исходный треугольник на два равнобедренных.

Решение:

С лучай 1:

АD = АС, поэтому 1 = 2 = ;

АDС – внешний, поэтому 3 + 4 = 2 = , следовательно , т.к. АD=АВ, то 3 = 4 = .

Сумма углов треугольника равна 180˚, поэтому А + 1 + 4 = 180˚, тогда

2 + = 180˚,

= 180˚,

= 72˚, т.е. А = С = 72˚,

В = 72˚: 2 = 36˚.

Случай 2:

АD = АВ, поэтому 1 = 2 =

АDС – внешний, поэтому АDС = 1 + 2 = 2 , следовательно

4 = 2 , т.к . АD = АС.

3 = 180˚ - ( 4 + АDС) = 180˚ - 4 .

Сумма углов треугольника АВС равна 180˚, поэтому

2 * (180˚ - 4 ) + = 180˚,

7 = 180˚,

= (25 )˚ = В,

А = С =180˚ - 4 = 180˚ - 4 * (25= (77 )˚.

Ответ: 36˚, 72˚, 72˚ и 25 ˚; 77 ˚, 77 ˚;

Задача 8.

Дана трапеция АВСD с основаниями ВС=12 см и АD=27 см. Найдите диагональ АС, если АВС= АСD.

Решение:

У глы 1 и 2 равны как накрест лежащие при

параллельных прямых ВС и АD.

Углы АВС и АСD равны по условию, поэтому

треугольники АВС и АСD подобны. Отсюда следует, что

ВС : АС = АС : АD, т.е. 12 : АС = АС : 27.

АС = = = 2*3*3 = 18 (см).


Ответ: 18 см.

Задача 9.

Концы одного диаметра удалены от касательной к окружности на 2,4 дм и 1,8 дм. Найдите диаметр окружности.

Решение:

А ВСD – трапеция, т.к. АС СD и ВD СD.


ОН – средняя линия, т.к. ОН СD, следовательно

ОН || АС || ВD.

Т.к. АО = ВО, то СН = DН, следовательно

ОН = (1,8 + 2,4) :2 = 2,1 (см) =R.

D = 2 R = 2* 2,1 = 4,2 (см).





Ответ: 4,2 см.

Задача 10.

В трапеции АВСD АD и ВС – основания, АD : ВС = 4 : 3. Площадь трапеции равна 70 см . Найдите площадь треугольника АВС.

Решение:

1 способ (см. рис. 1):

У глы АСВ и САD равны как накрест лежащие, поэтому

= , тогда =, поэтому


S =

Рис. 1

= *70 = =30 (см )


2 способ (см. рис. 2):


S = , S = h = ,

поэтому S = = *70 = 30 (см ).



Рис. 2


Ответ: 30 см .

Задача 11.

В трапеции основания равны 5 и 15, а диагонали 12 и 16. Найдите площадь трапеции Решение:

Т реугольники АОD и СОВ подобны по двум углам,

k = = =3,

следовательно,

ВО = х, ОD = 3х.

Так как ВD =16,

то х + 3х = 16,

х = 4,

следовательно,

ВО = 4, ОD =12.

Аналогично

АС = 12, АО = 9.

ОВС – прямоугольный, т.к.

3 + 4 = 5 , следовательно,

О = 90˚

S= 0, 5 АС * ВD = 0,5 * 12 * 16 = 96. Ответ: 96.

З адача 12.

Высота прямоугольного треугольника, проведенная из вершины прямого угла к гипотенузе, равна 4 . Один из катетов равен 8. Найдите площадь исходного треугольника.

Решение:

А Н = = = = 4;

= ,

следовательно АВ = = = 16.

S = 0,5 АВ * СН =0,5*16*4 = 32 .







Ответ: 32 .



Практическое задание №10.

Тема: Обобщение и повторение курса стереометрии.

Вопросы:

  1. Назовите признаки: параллельности прямой и плоскости, двух плоскостей; перпендикулярности двух плоскостей.

  2. Какие прямые называются скрещивающимися?

  3. Что принимают за расстояние между скрещивающимися прямыми?

  4. Каким образом можно установить, что две плоскости перпендикулярны?

  5. Как определяются координаты точки в пространстве?

  6. Чему равны координаты точки, делящей отрезок с заданными координатами в отношении ?

  7. Чему равно расстояние между двумя точками с заданными координатами?

  8. Как определяется угол между пересекающимися (скрещивающимися) прямыми в пространстве?

  9. Дайте определение угла между прямой и плоскостью.

  10. Что такое скалярное произведение двух векторов?

  11. Каким образом можно установить перпендикулярность двух векторов?

  12. Что такое диагональное сечение?

  13. Чему равны площадь поверхности и объем призмы, пирамиды, конуса, цилиндра, шара?

  14. Как можно вычислить объем тела вращения?

  15. Где находится центр сферы, вписанной в правильную призму, пирамиду?

  16. Где находится центр сферы, описанной вокруг правильной призмы, пирамиды?

  17. Как найти объем шарового сектора, сегмента, слоя?

Задания:

  1. Основанием пирамиды служит ромб со стороной, равной a и острым углом . Двугранные углы при основании равны . Найдите радиус шара, вписанного в эту пирамиду. Ответ: 0,5 a sin tg.

  2. Найдите ребро куба, вписанного в конус, образующая которого равна l и наклонена к плоскости основания под углом . Ответ: .

  3. Основанием пирамиды служит ромб со стороной, равной a и острым углом . Двугранные углы при основании равны . Найдите объем и площадь полной поверхности. Ответ: ; .

  4. Около шара радиуса r описан конус. Наибольший угол между образующими конуса прямой. Найдите площадь полной поверхности конуса. Ответ: r(5 + 7).

  5. Найдите площадь боковой поверхности и объем усеченного конуса, описанного около шара, если его образующая равна 13 см, а радиус шара 6 см. Ответ: 169см , 532 см .

  6. В наклонном параллелепипеде основание и боковая грань – прямоугольники, площади которых соответственно равны 20 см и 24 см , а угол между их плоскостями равен . Одна из боковых граней параллелепипеда имеет площадь 15 см . Найдите объем параллелепипеда.