Файл: Проблемы коммуникаций в современных организациях. Теоретические основы организационных коммуникаций.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 27.06.2023

Просмотров: 89

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Главным условием успешного функционирования производства является также уровень квалификации рабочих (табл. 5).

Таблица 5

Квалификационный состав рабочих ОАО «РУСАЛ Ачинский глинозёмный комбинат» за 2013-2015 гг., %

Уровень квалификации

2013

2014

2015

Отклонение, п.п.

2014 г. от
2013 г.

2015 г. от 2014 г.

безразрядные

30

24

16

-6

-8

1 -2 разряд

26

22

20

-4

-2

3 – 4 разряд

32

35

41

3

6

5 - 6 разряд

12

14

23

2

9

Анализ квалификационного состава рабочих ОАО «РУСАЛ Ачинский
глинозёмный комбинат» за исследуемый период показал положительные изменения. В сравнении 2015 г. с 2013 г. произошло снижение показателя безразрядных сотрудников и имеющих 1-2 разряд, соответственно на 14% и 6%. В 2015 г. в сравнении с 2014 г. произошло увеличение сотрудников с 3-4 разрядом на 9% и 5-6 разрядом на 11%. Это можно оценить положительно, особенно в условиях модернизации производства, когда требуется для обслуживания сложного оборудования квалифицированного персонала.

2.2. Анализ организационных коммуникаций

Коммуникационные процессы, происходящие в ОАО «РУСАЛ Ачинский глинозёмный комбинат», оказывают влияние на все элементы работы. Система коммуникаций в ОАО «РУСАЛ Ачинский глинозёмный комбинат»
включает в себя следующие элементы (рис. 3).

Рисунок 3 - Элементы системы коммуникаций в ОАО «РУСАЛ Ачинский глинозёмный комбинат»

В ОАО «РУСАЛ Ачинский глинозёмный комбинат» протекают разные
коммуникационные процессы, как и в любой другой организации. Их можно разделить на коммуникации внешние и внутренние.

Внутренние коммуникации - это информация, которая может передаваться между сотрудниками организации, то есть внутри исследуемого предприятия. При этом указанные внутренние коммуникации можно подразделить формальные и неформальные. В свою очередь формальные коммуникации включают в себя вертикальные и горизонтальные связи. Внешние коммуникации - это контакты организации с внешней средой, а также получаемая информация и сведения, передаваемые контактным аудиториям.


Горизонтальные коммуникации в ОАО «РУСАЛ Ачинский глиноземный
комбинат» - это связи между работниками различных подразделений, а также между линейными руководителями одного уровня. Интенсивность коммуникационных процессов, которые происходят на каждом уровне управления, зависит от того, насколько деятельность подразделений, осуществляющих коммуникации горизонтального характера, является взаимосвязанней.

Горизонтальные коммуникации в ОАО «РУСАЛ Ачинский глинозёмный
комбинат» осуществляются со стороны линейных руководителей путем запросов о предоставлении необходимой им информации, а также в непосредственном обмене информацией между подразделениями определенного уровня.

Коммуникационные процессы протекают внутри различных отделов комбината по схеме «всеканальной» коммуникационной сети.

Из-за существования внутренних барьеров может быть искажена информация, передаваемая при осуществлении горизонтальных коммуникаций. Это могут быть барьеры, которые противодействуют осуществлению эффективного обмена информацией между линейными руководителями.

При осуществлении горизонтальных коммуникаций обратная связь осуществляется в виде совместной выработки решений и двухстороннего обмена информацией. Результатом горизонтальных коммуникаций может стать улучшение или ухудшение работы всех участников коммуникационного процесса, в зависимости от полученной ими информации. Если данная информация являлась достоверной и продуктивной, то сотрудникам организации она должна помочь в работе. Если же информация была неправильной и недостоверной, то она может повредить выполнению работы и привести к
выполнению лишних, несвоевременных и дублирующихся работ.

Горизонтальные связи в ОАО «РУСАЛ Ачинский глинозёмный комбинат» носят линейный характер.

Вертикальные коммуникации на исследуемом предприятии - это связь между линейными руководителями и управляющим директором, а также коммуникации между сотрудниками различных отделов и их руководителями. Вертикальные коммуникации между линейными руководителями и управляющим директором в ОАО «РУСАЛ Ачинский глинозёмный комбинат» осуществляется во всех направлениях. К руководителям отделов и начальникам производственных цехов по нисходящей информация от управляющего директора поступает в форме ежедневных запросов о получении от них текущей информации и ходе выполнения работ. По восходящей линейные руководители делают отчеты о выполнении порученных им заданий и
направляют доклады о своей работе в разном формате (как письменном, так и устном виде). Такая связь представляется достаточной при отсутствии помех на пути передачи информации сверху вниз и снизу вверх. Для устранения помех в ОАО «РУСАЛ Ачинский глинозёмный комбинат» все распоряжения принято получать лично у директоров по направлению и управляющего директора комбината, в зависимости от ситуации. А также непосредственно с ними согласовывать все важные вопросы. Это снижает риск искажения
информации и обеспечивает ее передачу без посредников.


При осуществлении вертикальных коммуникаций коммуникационной сетью в ОАО «РУСАЛ Ачинский глинозёмный комбинат» является сеть «Y», при которой участники коммуникационного процесса взаимодействуют не между собой, а лишь общаются с одним участником коммуникационного процесса, расположенном в центре сети. В данном случае управляющий директор комбината собирает у себя всю информацию, полученную от линейных рук обод ит елей, не распространяя ее среди других участников коммуникационного процесса. Такой обор информации позволяет руководитель:
осуществлять оперативное управление организацией.

Что касается вертикальных коммуникаций между подчиненными и их линейными руководителями, то они осуществляются также в форме предоставления отчетов со стороны работников запросов о ходе выполнения работ со стороны руководителей подразделений. Линейными руководителями при этом по нисходящей может передаваться информация, непосредственно исходящая от них, а также могут передаваться распоряжения управляющего директора, которые касаются непосредственных исполнителей и выполняемой ими работы.

В таких подразделениях в ОАО «РУСАЛ Ачинский глинозёмный комбинат», как, например, бухгалтерия, по каждому подчиненному информация передается функциональным руководителем отдельно в зависимости от выполняемой тем работы. Эта информация передается также по коммуникационной сети «Y».

При осуществлении вертикальных коммуникаций обратная связь проявляется в виде передачи подчиненными руководителю того, как они предполагают решить возникшую проблему, состояние производственных участков. Результатом вертикальных коммуникаций является выполнение распоряжений и приказов, поступивших от вышестоящих руководителей. Об эффективности коммуникаций можно супить по санным результатам - если работа качественно выполнена и полностью соответствует распоряжению руководителя и установленным показателям, то, значит, течение коммуникационного процесса осуществлено эффективно. Если же нет, значит, существовали какие-то помехи, которые помешали адекватному восприятию переданной
информации.

При осуществлении вертикальных коммуникаций линейных руководителей со своими подчиненными для устранения искажений и помех при передаче информации приняты непосредственные контакты исполнителей работ с руководителями, что также способствует повышению результативности работы и улучшению обратной связи.

Диагональные коммуникации - это связь сотрудник се подразделений с линейными руководителями, не находящихся в непосредственном подчинении и связь сотрудников одних подразделений с линейными руководителями других подразделений. Обмен информацией между различными подразделениями является обратной связью при диагональных коммуникациях, а результатом - изменение деятельности подразделений вследствие полученных распоряжений или информации.


Кроме того, в ОАО «РУСАЛ Ачинский глинозёмный комбинат» существуют еще и неформальные коммуникации. Они осуществляются в рамках различных неформальных групп, возникающих между работниками организации вследствие привязанностей и личных симпатий. Коммуникационные стили и коммуникационные сети в рамках неформальных групп различны и имеют зависимость от направления общения между ее членами неформальной группы, количества участников и наличия внутри группы неформального лидера, осуществляющего общую координацию деятельности данной группы.

Каналы коммуникации, используемые в ОАО «РУСАЛ Ачинский глинозёмный комбинат», различаются в зависимости от участников коммуникационного процесса.

При осуществлении внутренних коммуникаций в ОАО «РУСАЛ Ачинский глинозёмный комбинат» используются телефонная связь, электронная почта и различные письменные носители информации - распоряжения, приказы, различного рода справки, отчеты. Однако самым эффективным и распространенным является канал прямой связи, то есть непосредственный контакт между источником информации и ее получателем. Такой канал исключает искажения и помехи.

При вертикальных нисходящих коммуникациях используются распоряжения и приказы, а доклады и отчеты - при горизонтальных и восходящих вертикальных коммуникациях.

Телефонная связь используется чаще всего при диагональных коммуникациях. При осуществлении контактов с внешней средой в ОАО «РУСАЛ Ачинский глинозёмный комбинат» широко используется еще и такое средство, как компьютер и электронная почта. Сотрудники организации при помощи этих инструментов могут получить из внешней среды любую информацию, при этом таким средством обеспечивается хорошая обратная связь. Кроме того, при контактах с внешней средой используются также различная деловая документация, телефон и факс.

Средства коммуникации на предприятии могут быть разделены на вербальные и невербальные. Виды вербальной коммуникации: слушание, устная или письменная речь. Невербальная коммуникация - это документация, электронные и печатные носители информации, электронная почта, а также особенности поведения человека в процессе коммуникации. Методы коммуникации, используемые в ОАО «РУСАЛ Ачинский глинозёмный комбинат» весьма различны, они отличаются в зависимости от используемого средства и типа коммуникаций, как показано в табл. 6.

Таблица 6

Методы коммуникаций используемых в ОАО «РУСАЛ Ачинский глиноземный комбинат»


Тип и средство коммуникации

Основные методы коммуникации

Устная

Конференции, совещания, доклады, презентации, групповое обсуждение, дни информирования, неформальные беседы, собеседования.

Письменная

Письма, отчеты, письменные доклады, служебные записки, правила и процедуры, приказы, электронная почта.

Невербальная

Поведение человека: гримасы лица, взгляд, интонация, тембр голоса, поза.

Проведенное исследование выявило недостаточную эффективность системы внутренних коммуникаций в ОАО «РУСАЛ Ачинский глиноземный комбинат». Основной проблемой является недостаточная информационная открытость руководства, снижение количества встреч с директорами по направлениям и дозирование информации, которая передается по нисходящей исполнителям работ.

Также, проведенное исследование показало «узкие» места, которые косвенно повлияли на результат информированности сотрудников комбината и, как следствие, снижение лояльности к руководству Компании и предприятия в целом:

1. Дни информирования на предприятии часто отменялись и переносились, становились не системными и сотрудники отвыкли от получения информации по определенным дням недели, это отмечено как снижение количества встреч с руководством предприятия.

2. В виду технической неисправности «РУСАЛ Радио» прекратило свое вещание на промплощадке в период с 2014-2015 гг. В связи с этим, осведомленность о положении дел на предприятии понизилась.

3. Сотрудники промплощадки не пользовались инструментом обратно связи «ящиком для сбора обратной связи». Такой способ коммуникаций с руководством предприятия не внушал доверия.

Глава 3. Пути развития организационных коммуникаций в ОАО «РУСАЛ Ачинский Глиноземный Комбинат»

На основе проведенного исследования можно дать следующие рекомендации по снижению коммуникационных барьеров в ОАО «РУСАЛ Ачинский глинозёмный комбинат»:

1) Регулирование информационных потоков. Нужно оценивать качественную и количественную стороны своих и подчиненных информационных потребностей. Информационные потребности в значительной мере зависят от целей руководителя, принимаемых им решений и характера показателей сценки результатов его работы.