Файл: Издержки обращения и производства предприятий питания (Теоретические основы формирования издержек управления на предприятиях питания).pdf
Добавлен: 27.06.2023
Просмотров: 231
Скачиваний: 4
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Теоретические основы формирования издержек управления на предприятиях питания
1.2 Порядок формирования издержек обращения и калькулирования себестоимости
Глава 2. Анализ издержек обращения ресторана «Сванский двор» (ООО «Фелиз»)
2.1 Организационно – экономическая характеристика деятельности предприятия
2.3 Факторный анализ издержек обращения
3.Основными резервами снижения себестоимости услуг в ООО «Фелис» Ресторан «Сванский двор» являются:
Введение
Эффективность функционирования предприятия зависит от рационального использования всех видов ресурсов, обусловливает необходимость перехода к единой системе управления затратами.
Преимуществами этой системы являются: обеспечение конкурентоспособности услуг за счет более низких издержек и цен, наличие качественной и достоверной информации о себестоимости отдельных видов услуг и ее позиции на рынке по сравнению с другими, предоставление объективных данных для составления бюджета предприятия, возможность оценки деятельности каждого подразделения с финансовой точки зрения, принятие эффективных и обоснованных управленческих решений.
Деятельность предприятий находится под влиянием факторов внешней среды и не может рассматриваться в отрыве от тех изменений, которые происходят в экономической системе и на рынках материальных ресурсов. уместно отметить, что в последние годы значительно выросли цены на материалы и сырье и это влияет на себестоимость продукции и услуг.
Функционирование предприятий в этих условиях требует совершенствование методов и форм системы управления затратами, построения адаптивных структур управления, их гибкости, обеспечения достоверной информацией руководителей для принятия решений по закупке сырья, материалов, разработки стратегических планов.
Выявление и использование факторов экономии ресурсов, снижения затрат является обязанностью каждого работника предприятия.
Исследования ряда данных предприятий показывают, что система управления затратами не в полной мере способствует решению проблем оптимизации затрат и эффективности хозяйствования. Поэтому целесообразно обратить внимание на требования к совершенствованию управления затратами предприятия.
Целью исследования является теоретическое и практическое изучение управление издержками предприятия и разработка проектных решений по оптимизации издержек.
Задачами работы являются:
- рассмотреть сущность издержек предприятия;
- изучить классификацию издержек предприятия;
- изучить методику анализа и управления затратами предприятия;
- проанализировать себестоимость конкретного предприятия;
- разработать мероприятия по оптимизации затрат для конкретно взятого предприятия.
Предметом исследования в работе являются издержки предприятия.
В качестве объекта исследования выбрано предприятие ООО «Фелиз».
Теоретической и методологической основой исследования является диалектический метод познания экономических явлений в их взаиморазвития, общая теория систем, методы теоретико-эмпирического исследования. Для осуществления необходимых аналитических сопоставлений и выводов были использованы экономико-статистические методы.
Информационную базу исследования составляют научные труды отечественных и зарубежных авторов; законодательные и нормативно-правовые акты России, а также данные отчетности ООО «Фелиз».
Работа состоит из введения, трех глав и списка использованной литературы.
Во введении обосновывается актуальность темы, приводятся цели и задачи работы.
В первой главе рассматриваются теоретические основы издержек предприятия, рассматривается их классификация и анализ. Во второй главе проводится практический анализ издержек предприятия. В третьей главе анализируются возможные пути совершенствования и минимизации издержек предприятия.
В заключении приводятся основные выводы по работе.
Глава 1. Теоретические основы формирования издержек управления на предприятиях питания
1.1 Сущность и классификация издержек обращения и себестоимости на предприятиях общественного питания
На предприятиях сферы услуг наряду с затратами технологического характера, значительную часть составляют расходы, связанные с выполнением общепроизводственных общехозяйственных функций - организацией, обслуживанием производства и управления. удельный вес косвенных расходов в себестоимости бытовых услуг колеблется в зависимости от видов предоставляемых услуг от 6 до 17%. Поэтому экономически обоснованная методика распределения этих расходов приобретает большое значение в учете издержек производства.
Вопросам распределения общепроизводственных расходов традиционно уделяется значительное внимание, исследуются проблемы классификации общепроизводственных расходов, разрабатываются новые подходы к их распределению, обосновываются базы распределения.
Достаточно глубоко прорабатываются недостатки группировки указанных расходов в законодательно - нормативной базе, несовершенство методики учета и включения их в себестоимости. Активность наблюдается и в направлении совершенствования управления общепроизводственным расходам в общей системе менеджмента предприятия. Вместе с тем, на сегодня много внимания уделено раскрытию методики калькулирования себестоимости продукции на предприятиях различных отраслей, определению моделей организации калькулирования себестоимости.[23,ст.110]
Однако, указанные вопросы рассматриваются более обще, не концентрируя внимания на особенностях распределения общепроизводственных расходов на предприятиях сферы услуг.
Отсутствие предметных методологических рекомендаций по этой проблемы приводит к проблематичности накопления затрат в процессе выполнения услуг, нечеткого разграничения различного рода расходов, нецелесообразного выбора базы распределения, необоснованной методики распределения, и как результат - недостоверного определения себестоимости отдельных видов услуг, необходимой для управлением предприятия.
Однако изучение распределения косвенных расходов на предприятиях сферы услуг в современных условиях требует дополнительных исследований, в частности выяснение ряда теоретических и практических аспектов определения базы распределения, методики накопления и распределения общепроизводственных расходов по направлениям деятельности и видами услуг. [13,ст.98]
Отличительной особенностью расходов по обслуживанию и управлению производством является то, что, во-первых, они относятся не к какой-либо конкретной услуги или группы услуг, а ко всей массе услуг, предоставляемых отдельными предприятиями, во-вторых, они формируются в виде экономических комплексов включают в свой состав экономически неоднородны элементы расходов, в-третьих, как результат указанных обстоятельств эти расходы доводятся до каждого конкретного вида платных услуг путем распределения.
В основе любого экономического решения лежит ответ на вопрос: как соотносится то, что мы затрачиваем - издержки, и то, что в результате можем получить сверх своих затрат –прибыль. Наиболее важным фактором является фактор издержек, то есть тех реальных расходов, которые должно понести предприятие в процессе своей деятельности, направленной на получение прибыли. [13,ст.110]
Если предприятие не уделяет должного внимания издержкам, они начинают вести себя непредсказуемо, вследствие чего величина прибыли закономерно уменьшается и зачастую становится отрицательной, т.е. деятельность начинает приносить убытки.
В самом общем случае любое предприятие может быть отнесено к производственным, торговым или предприятиям сферы услуг. В целом понятие издержек одинокого для предприятия любой сферы деятельности, однако основные статьи затрат на производстве сильно отличаются от основных статей затрат на предприятиях сферы услуг, и на торговых предприятиях. Соответственно будут отличаться и методы управления издержками которые целесообразно применять на предприятиях различных сфер деятельности. [44,ст.98]
Необходимо определить понятия издержки, затраты и расходы, понять в чем их отличия.
Затраты — это денежная оценка стоимости материальных, трудовых, финансовых, природных, информационных и других видов ресурсов на производство и реализацию продукции за определенный период времени. Как видно из определения затраты характеризуются:
- денежной оценкой ресурсов, обеспечивая принцип измерения различных видов ресурсов;
- целевой установкой (связаны с производством и реализацией продукции в целом или с какой-то из стадий этого процесса);
- определенным периодом времени, т. е. должны быть отнесены на продукцию за данный период времени.
Отметим еще одно важное свойство затрат: если затраты не вовлечены в производство и не списаны (не полностью списаны) на данную продукцию, то затраты превращаются в запасы сырья, материалов и т. д., запасы в незавершенном производстве, запасы готовой продукции и т. п. Из этого следует, что затраты обладают свойством запасоемкости и в данном случае они относятся к активам предприятия[34,ст.221].
Согласно Положению по бухгалтерскому учету расходами организации признается уменьшение экономических выгод в результате выбытия активов (денежных средств, иного имущества) и (или) возникновения обязательств, приводящее к уменьшению капитала этой организации, за исключением уменьшения вкладов по решению участников (собственников имущества). Кроме того, предусматривается ряд условий для признания расходов в бухгалтерском учете и отчете о прибылях и убытках.
Согласно Налоговому кодексу РФ расходами признаются обоснованные и документально подтвержденные затраты, осуществленные (понесенные) налогоплательщиком. Под обоснованными расходами понимаются экономически оправданные затраты, оценка которых выражена в денежной форме. Под документально подтвержденными расходами понимаются затраты, подтвержденные документами, оформленными в соответствии с законодательством РФ. Расходами признаются любые затраты при условии, что они произведены для осуществления деятельности, направленной на получение дохода. Отметим, что существенно различается классификация расходов для целей налогообложения и бухгалтерского учета.
Расходы — это затраты определенного периода времени, документально подтвержденные, экономически оправданные (обоснованные), полностью перенесшие свою стоимость на реализованную за этот период продукцию. В отличие от затрат расходы не могут быть в состоянии запасоемкости, не могут относиться к активам предприятия. Они отражаются при расчете прибыли предприятия в отчете о прибылях и убытках. Понятие затраты шире понятия расходы, однако при определенных условиях они могут совпадать.
Понятие издержки используется в экономической теории и практике в качестве понятия затраты применительно к производству продукции (работ, услуг) в целом или его отдельным стадиям. Некоторые авторы рассматривают понятия затраты на производство и издержки производства как идентичные, однако это не соответствует действительности. Понятие издержки шире понятия затраты. [29,ст.56]
Издержки — это совокупность различных видов затрат на производство и продажу продукции в целом или ее отдельных частей. Например, издержки производства — это затраты материальных, трудовых, финансовых и других видов ресурсов на производство и продажу продукции. Кроме того, «издержки» включают специфические виды затрат: единый социальный налог, потери от брака, гарантийный ремонт и др. Понятия «затраты на производство» и «издержки производства» могут совпадать и рассматриваться как идентичные только в определенных условиях.
Понятие издержек обычно ассоциируется с определенными потерями, жертвами, которые необходимо понести для получения некоторых полезных результатов. Эти потери могут быть разнообразны, поэтому нет единого универсального и простого метода определения издержек. Существуют два подхода к трактовке издержек: бухгалтерский и экономический, каждый из которых имеет свою область применения.
Согласно первому подходу, бухгалтерские издержки– это стоимость израсходованных ресурсов в фактических ценах их приобретения.
Бухгалтерские издержки принимают форму денежных платежей внешним поставщикам ресурсов, не принадлежащим к числу владельцев фирмы. Они полностью отражаются в бухгалтерской отчетности предприятия. Поэтому эти издержки также называют внешними (денежными, явными). [23,ст.123]
На предприятии сферы услуг к внешним издержкам можно отнести:
- затраты на расходные материалы;
- арендные платежи;
- платежи за электроэнергию;
- затраты на связь;
- оплата транспортных услуг;
- оплата субподрядчикам за услуги и другое. [44,ст.34]
Поскольку ресурсы ограничены, то их использование для производства данного продукта означает отказ от производства других, альтернативных, продуктов. Отсюда следует, что все издержки производства по природе своей альтернативны, т.е. связаны с упущенной возможностью применения ресурсов в другом производстве. Согласно этому подходу, экономические(альтернативные) издержки– это стоимость других благ, которые можно было бы получить при наиболее выгодном использовании тех же ресурсов. В этих условиях говорят об альтернативных издержках – цене выбора.