Файл: Доходы местных бюджетов, пути их роста (Общие положения организации местных бюджетов в Российской Федерации).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 27.06.2023

Просмотров: 79

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Глава 2 Анализ местного бюджета на примере Администрации МО «Город Томск»

2.1 Характеристика местного бюджета города Томска

Город Томск является административным центром одноименной области и относится к категории средних городов России. Местный бюджет города Томска Бюджет г. Томска отражает современные проблемы местных бюджетов. Так как в течение нескольких лет местный бюджет города Томска являлся дефицитным по исполнению, а также и в планах, то можно раскрыть современные проблемы местных бюджетов на примере данного муниципального образования.

В соответствии с Уставом Города Томска (с изменениями на 6 октября 2015 года) исполнительно-распорядительным органом муниципального образования «Город Томск» является Администрация Города Томска, которая осуществляет следующие полномочия:

- полномочия по решению вопросов местного значения, предусмотренные Уставом Города Томска;

- полномочия по осуществлению частных государственных полномочий, которые переданы органам местного самоуправления федеральными законами и законами Томской области;

- полномочия по решению вопросов, которые не входят в состав вопросов местного значения городского округа, предусмотренных статьей 9 Устава Города Томска;

- полномочия по участию в осуществлении иных государственных полномочий, не переданных в соответствии федеральными законами и законами Томской области, если это участие предусмотрено федеральными законами.

В полномочия администрации входит составление проекта местного бюджета, непосредственное составление которого осуществляет финансовый орган муниципального образования «Город Томск». Также администрация обеспечивает исполнение бюджета «Города Томска» через главных распорядителей средств бюджета, а также подведомственных им распорядителей и получателей средств бюджета.

Местный бюджет обсуждается в несколько этапов. Первый этап заключается во внесении мэром города Томска проекта бюджета на очередной финансовый год и двухлетний плановый период в городскую думу города Томска. Затем проект бюджета обсуждается в комитетах Думы и комиссии по регламенту и правовым вопросам, а также в Счетной палате города Томска. Заключения по результатам обсуждений представляется в думский комитет по бюджету, экономике и собственности. После комитет по бюджету, экономике и собственности готовит сводное заключение, формирует реестр предложений в проект бюджета из поступивших предложений от депутатов, от комитетов и комиссии, а также из обращений жителей города Томска в городскую Думу. Следующим этапом является создание согласительной комиссии, в которую входят депутаты городской Думы, представители городской администрации и Счетной палаты. Комиссия дорабатывает проект бюджета и расставляет приоритеты финансирования. После этого доработанный проект бюджета выносится на публичные слушания. После публичных слушаний проект рассматривается на заседании комитета по бюджету, экономике и собственности с учетом результатов публичных слушаний и выносится на собрание Думы. После обсуждения на общем собрании городской Думы и голосования принятый бюджет передается мэру города для подписания и исполнения.


2.2 Анализ структуры и динамики доходов и расходов местного бюджета муниципального образования «Город Томск»

Анализ доходной и расходной части местных бюджетов Российской Федерации необходим для изучения процесса формирования бюджета, а также для выявления определенных закономерностей и предотвращения возникающих проблем в исполнение бюджета.

В доходную часть бюджета муниципального образования «Город Томск» в 2015 году поступило 11792718,7 тыс. рублей, что составило 100,1% от плановых назначений, в том числе: налоговых доходов – 4834841,5 тыс. рублей неналоговых доходов – 102329,4 тыс. рублей, безвозмездных поступлений (с учетом возврата остатков субсидий, субвенций и иных межбюджетных трансфертов) – 5934582,8 тыс. рублей, что составляет 99,9% к уточненному плану.

Таблица 4

Структура и динамика доходов местного бюджета «Города Томска», тыс. руб.

Показатели

2013г.

2014г.

2015г.

Темп роста 2014/2013,%

Темп роста 2015/2014,%

Доходы местного бюджета – всего

11915226

13122907

11792719

110,1

89,9

в том числе:

Налоговые доходы

4960524

4455048

4834841,5

89,8

108,5

Налог на доходы физических лиц

3233881,6

2576820,2

2604420,6

79,7

101,1

Земельный налог

648253,7

651839,9

963046,5

100,6

147,7

Налог на имущество физических лиц

242669,1

287105,7

268506,7

118,3

93,5

Налог на совокупный доход

786415,8

843308,5

873214,8

107,2

103,5

прочие налоги, пошлины и сборы

59303,9

95973,7

125652,9

161,8

130,9

Неналоговые доходы

920464

1309702

1023294

142,3

78,1

арендная плата за землю

363406,1

648845,3

423692

111,5

91,8

Доходы от использования муниципальной собственности

542513,8

628716,7

576102,8

129,9

344,7

прочие неналоговые доходы

14544,1

32140

23499,6

180,2

3,5

Безвозмездные поступления

6034238

7358157

5934582,8

121,9

80,7


Анализируя динамику доходов бюджета города Томска за трехлетний период, которая представлена в таблице 4, можно отметить, что доходная часть бюджета, объем которой возрастал в 2013-2014 годах, в 2015 году по отношению к 2014 году сократился на 1330188 тыс. рублей или на 10,1%, что в большей степени связано с уменьшением безвозмездных поступлений, которые зачисляются от других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации. При этом наибольший удельный вес – 50,32% в структуре доходов, продемонстрированный на рисунке 6, остается у безвозмездных поступлений (в 2013 году – 50,64%, в 2014 году – 56,07%). Данный факт демонстрирует сохраняющуюся зависимость бюджета города Томска от бюджетов других уровней Российской Федерации.

Рисунок 6 - Структура доходов местного бюджета "Города Томска" в динамике за 2013-2015гг.

В 2015 году в бюджет города Томска налоговые доходы поступили в размере 4834841,5 тыс. рублей [22], что составляет 41% от общей суммы доходов. Можно заметить, что налоговые поступления в 2015 году увеличились на 6,05% по сравнению с 2014 годом и уменьшились на 1,63% по сравнению с 2013 годом. В связи с этим темпы роста налоговых доходов ускорились и составили в 2015 году 108,5% сравнительно с 89,8% в 2014 году. В отчетном году наибольший удельный вес в структуре поступивших налоговых платежей, представленный в таблице 5 и на рисунке 7, составляют следующие налоги:

- НДФЛ – 53,9%;

- земельный налог – 19,9%;

- налог на совокупный доход – 18,1%.

Остальные налоги составляют 8,2% в общем объеме налоговых поступлений.

Таблица 5

Удельный вес налоговых доходов в динамике

Показатели

2013г.

2014г.

2015г.

Удельный вес 2013г., %

Удельный вес 2014г., %

Удельный вес 2015г.,%

Налоговые доходы

4960524

4455048

4834842

100

100

100

НДФЛ

3233881,6

2576820,2

2604420,6

65,2

57,8

53,9

Налог на совокупный доход

786415,8

843308,5

873214,8

15,9

18,9

18,1

Земельный налог

648253,7

651839,9

963046,5

13,1

14,6

19,9

Налог на имущество физических лиц

242669,1

287105,7

268506,7

4,9

6,4

5,6

Прочие налоги, пошлины и сборы

59303,9

95973,7

125652,9

1,2

2,2

2,6


Рисунок 7 - Удельный вес налоговых доходов в динамике

Сумма поступления НДФЛ в 2015 году равна 2604420,6 тыс. рублям [22], что на 1% выше поступлений в уточненном плане. Наблюдается увеличение темпов роста НДФЛ: в отчетном году прирост поступления составил 1,1% против снижения темпов роста на 20,3% в 2014 году. Увеличение темпов роста НДФЛ можно объяснить тем, что, согласно данным Томскстата, представленным в таблице 6, темп роста фонда оплаты труда увеличился на 3,3% [23]. Суммарная просроченная задолженность по заработной плате по кругу наблюдаемых видов экономической деятельности снизилась за 2015 год в 1,81 раз.

Таблица 6

Фонд оплаты труда в динамике, тыс.руб.

Показатель

2013г.

2014г.

2015г.

Темп роста 2014/2013, %

Темп роста 2015/2014, %

Фонд заработной платы

60559819,4

64945970,3

67115339,5

107,2

103,3

Поступления от уплаты земельного налога в 2015 году составили 963046,5 тыс. рублей [22], что на 311206,6 тыс. рублей выше уровня 2014 года. Установленный план по поступлениям от данного налога перевыполнен на 1,4%. Причиной увеличения поступлений от земельного налога является введение новой кадастровой оценки земель, а также увеличение поступления земельного налога можно связать с отменой льготной ставки налогообложения по земельному налогу Решением Думы Города Томска от 11.11.2014 № 1146.

Следующими доходами бюджета города Томска являются неналоговые доходы. Сумма поступивших неналоговых доходов, представленная в динамике в таблице 7 и на рисунке 8, за 2015 год составила 1023294 тыс. рублей в местном бюджете муниципалитета города Томска. По сравнению с 2014 годом объем неналоговых доходов снизился на 286408 тыс. рублей или на 21,87%. Основными факторами, с которыми связано падение объема неналоговых доходов, можно считать сокращение поступления следующих доходов [24]:

- получаемых от сдачи в аренду земельных участков на 225153 тыс. рублей;

- получаемых от использования муниципальной собственности на 52613,9 тыс. рублей.

Данное падение можно связать с сокращением объемов работ по сравнению с 2014 годом по виду деятельности «Строительство» на 13%.

Основное влияние на формирование показателя оказало сокращение объемов работ по строительству зданий и сооружений на 8,8%, доля которых в общем объеме строительных работ составляет 75,4%.


Таблица 7

Структура и удельный вес неналоговых доходов в динамике, тыс. руб.

Показатели

2013г.

2014г.

2015г.

Уд. Вес 2013г., %

Уд. Вес 2014г., %

Уд. Вес 2015г., %

Неналоговые доходы –

всего

920464

1309702

1023294

100

100

100

- арендная плата за землю

363406,1

648845,3

423692

39,5

49,5

41,4

- доходы от использования муниципальной собственности

542513,8

628716,7

576102,8

58,9

48,0

56,3

- прочие неналоговые

доходы

14544,1

32140

23499,6

1,6

2,5

2,3

Рисунок 8 – Динамика удельного веса неналоговых доходов

Так как в городе Томск существуют крупные налогоплательщики, их налоги оказывают существенное влияние на налоговую доходную часть бюджета города Томск. В отношении по уплате НДФЛ можно выделить ОАО «Томское пиво», так как данная компания играет значительную роль в социально-экономическом развитии области. Благодаря внедренной социальной политике, направленной на обеспечение достойного жизненного уровня персонала, создание безопасных условий труда, соблюдение требований экологической безопасности и решение социальных проблем территории, на ОАО «Томское пиво» среднесписочная численность работников в 2013 году составила 778 человек [25], в 2014 году – 784 человека [26]. Следовательно, на основании этих данных, можно сделать вывод, что ОАО «Томское пиво» перечисляет значительные налоговые отчисления по НДФЛ в бюджет города Томска. Данных за 2015 год ещё ОАО «Томское пиво» еще не опубликовало, поэтому невозможно определить их удельный вес.

Согласно данным годовых отчетов ОАО «Томское пиво» уплаченная сумма НДФЛ в 2013 году составила 71400 тыс. рублей [25], в 2014 году – 66300 тыс. рублей [26]. Удельный вес данных сумм, представленный в таблице 8, в общей структуре налоговых доходов бюджета города Томска составляют 1,4% и 1,5% в 2013 году и 2014 году соответственно.