Файл: Доходы местных бюджетов, пути их роста (Общие положения организации местных бюджетов в Российской Федерации).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 27.06.2023

Просмотров: 83

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
  • дефицит доходов местного бюджета;
  • слабая собственная доходная база;
  • низкая собираемость местных налогов;
  • завышение норм расходов;
  • высокий уровень финансовой зависимости местного бюджета от бюджетов других уровней;
  • безответственность должностных лиц местного самоуправления.

Одной из самых главных проблем формирования и исполнения местного бюджета является проблема недостаточности для покрытия расходных обязательств муниципальных образований. Для выравнивания платежного баланса и решения данной проблемы вышестоящие звенья бюджетной системы передают в доходы органов местного самоуправления отчисления в виде безвозмездных поступлений.

Однако с учетом даже этих поступлений большинство местных бюджетов, в том числе и бюджет города Томска, исполняются с дефицитом. Решение данной проблемы возможно благодаря увеличению доходов местного бюджета, которое может осуществляться по трем направлениям.

Во-первых, путем увеличения налоговых поступлений. При всей прогрессивности данного метода наращивания доходной части бюджета он имеет весьма проблемный характер. Это можно связать, в первую очередь, с сильной правовой ограниченностью местных бюджетов в налоговой сфере.

Также большое значение имеет тот факт, что увеличение налоговых ставок, расширение круга объектов налогообложения, а также отмена льготных категорий субъектов налогообложения вызывает отрицательный общественный резонанс. Вследствие этого органы местного самоуправления могут реально стимулировать увеличение налоговых поступлений в бюджет лишь посредством возврата недоимок.

Вторым направлением увеличения доходов местного бюджета может быть увеличение неналоговых поступлений. В современных условиях реальное решение проблемы повышения уровня доходов местных бюджетов осуществимо через увеличение поступлений по статьям неналоговых доходов, главным отличием которых от налоговых доходов является отсутствие законодательной базы администрирования. В связи с этим, поступление неналоговых доходов напрямую зависит от инициативности и находчивости органов местного самоуправления.

Таким образом, одним из возможных путей увеличения доходной части бюджета от неналоговых источников может быть увеличение поступлений от имущества и земель, находящихся в муниципальной собственности и земель, собственность на которые не разграничена.

Управление данными видами имущества осуществляется разными подразделениями исполнительной власти. Это, в свою очередь, затрудняет администрирование денежных средств в связи с рядом причин. В данном вопросе можно выделить следующие причины:


1. Отсутствие единой выработанной системы оценки объектов;

2. Отсутствие учета арендаторов и взимания рентных платежей;

3. Отсутствие механизмов реального воздействия на неплательщиков.

Упорядочение организации администрирования данных доходов сопряжено с реорганизацией управленческого механизма и выработкой единых методических подходов к формированию рентных платежей.

Кроме того, необходимо ускорить разграничение государственной собственности на земли, собственность на которые не разграничена. Такое решение данной проблемы позволит не только увеличить объем собственности муниципалитета, но и, как следствие, увеличить доходы бюджета.

С целью увеличения доходов бюджета необходимо усилить контроль за уплатой арендных платежей и ужесточить административную ответственность. Более того, разграничение собственности на землю и инвентаризации земельных участков, а также упорядочение системы кадастров приведет к увеличению собственных доходов бюджета.

Также необходимо провести реструктуризацию муниципальной собственности в части муниципальных предприятий. Реализация данного направления лежит через отчуждение неэффективных предприятий при сохранении прибыльных активов.

В настоящие время наблюдается повсеместное сокращение величины муниципальных унитарных предприятий через приватизацию, ликвидацию и укрупнение в форме присоединения убыточных муниципальных предприятий к более рентабельным предприятиям. Можно предположить, что реформирование процедуры управления муниципальными унитарными предприятиями должно производиться целенаправленно и осуществляться посредством передачи части контрольных компетенций в области производственной деятельности именно отраслевым муниципальным исполнительным органам власти, а также в обязательном порядке с помощью введения системы краткосрочного планирования – бюджетирования. Поэтому внедрение системы бюджетов по основным расходным статьям муниципальных унитарных предприятий обеспечит эффективность контрольной деятельности.

Неналоговыми источниками доходов местных бюджетов может стать и повышение эффективности использования муниципального недвижимого имущества. Например, передача в долгосрочную аренду земельных участков или объектов нежилого фонда с правом последующего выкупа, однако в соответствии с действующим законодательством данная процедура должна реализовываться на торгах. Договоры аренды муниципального имущества следует ставить под особый контроль органов исполнительной власти, поскольку возможна последующая передача имущества в субаренду по завышенным расценкам и дальнейшее его использование по нецелевому назначению.


В-третьих, путем увеличения безвозмездных поступлений. Одним из недостаточно используемых способов роста доходов муниципальных бюджетов является стимулирование инвестиционной активности, так как не сформированы действенные инструменты, направленные на повышение инвестиционной привлекательности муниципалитетов. Однако общеизвестно, что инвестиции в производственные проекты и объекты социальной инфраструктуры обеспечивают рост доходов местных бюджетов не только по статьям безвозмездных поступлений, но и налоговых, а также позволяют сгладить проблемы с занятостью населения. Внедрение инструментов инвестиционной привлекательности малых территорий должно осуществляться с учетом прогнозов развития на долгосрочную перспективу, так как отсутствие перспектив не создаст фундамента для эффективной реализации инвестиционных проектов.

Повышение инвестиционной привлекательности муниципальных образований следует одновременно осуществлять в нескольких направлениях, каждое из которых предполагает применение особых методов и инструментов.

Важно отметить, что общераспространенным в теории и практике государственной и муниципальной инвестиционной политики способами улучшения инвестиционного климата являются:

внедрение механизмов наилучшего благоприятствования в инвестиционной среде, достигаемое за счет большей доступности в получении бюджетных кредитов, муниципальных гарантий и налоговых льгот;

привлечение органов местного самоуправления к реализации востребованных инвестиционных проектов за счет использования бюджетных источников финансирования инвестиций и размещения муниципальных займов;

участие в инвестиционных программах субъектов предпринимательства путем использования муниципального частного партнерства и элементов самообложения юридических и физических лиц.

Таким образом, были обозначены основные направления повышения уровня доходов местных бюджетов.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Доходы местных бюджетов являются базой местных органов власти по финансированию всего комплекса социально и экономически направленных программ, и мероприятий на их территории.

Именно от эффективности и рациональности формирования местных бюджетов зависит уровень удовлетворения минимальных социальных потребностей жителей различных регионов страны.

Местные бюджеты непосредственно оказывают влияние на уровень доходов и расходов, занятости населения, развитие промышленного и научно-технического потенциала регионов, распределение инвестиций по территории страны, экономического и социального развития.


Анализ формирования доходных источников на уровне муниципального образования «Город Томск», который был проведен в данной работе, показал, что за период 2013-2015 года бюджет в большей степени формируется за счёт межбюджетных трансфертов, которые остаются практически на одном уровне в течении анализируемого периода, затем уже за счет налоговых и неналоговых поступлений.

За исследуемый период по местному бюджету наблюдалось и снижение, и увеличение доли налоговых поступлений. Доля налоговых поступлений в общей сумме доходных поступлений по бюджету МО «Город Томск» ааааауменьшилась на 7,68% в 2014 году по сравнению с 2013 годом, где доля налоговых доходов составляла 41,63%, затем в 2015 году доля налоговых поступлений в местный бюджет увеличилась на 7,05% и составила 41%. Таким образом удельный вес налоговых доходов практически вернулся на прежний уровень доли налоговых поступлений на начало анализируемого периода и общий итог за анализируемый период составил сокращение удельного веса налоговых доходов на 0,63%.

В завершении анализа был выявлен ряд проблем местного бюджета и предложены направления совершенствования системы формирования и исполнения местного бюджета.

В целях укрепления доходной части местного бюджета муниципального образования «Город Томск» на основании проведенного анализа в данной работе могут быть предложены следующие рекомендации:

1) повышение качества управления муниципальными финансами в части минимизации объемов изменений сводной бюджетной росписи в ходе исполнения бюджета, обеспечения исполнения расходов в утвержденных объемах, равномерности кассовых расходов бюджета города Томска в течение финансового года, сокращения дебиторской и кредиторской задолженности;

2) обеспечение обоснованности прогнозирования и повышение эффективности администрирования доходов бюджета города Томска;

3) продолжение работы по сдерживанию роста муниципального долга и снижению расходов на его обслуживание;

4) продолжение работы по разработке и реализации комплекса дополнительных мер, направленных на развитие доходного потенциала бюджета города Томска (в том числе, изучение опыта других муниципальных образований), в объемах, позволяющих обеспечить устойчивое развитие муниципального образования «Город Томск».

Следует отметить, что перспективы развития местных бюджетов связаны с устранением имеющихся проблем муниципальных образований, т.е. как с доходной, так и с расходной частями бюджета. Вопрос экономической самостоятельности муниципальных образований стоит на первом месте, поэтому, прежде всего, необходимо обеспечить экономический рост, усилить независимость и сбалансированность местного бюджета, которые в совокупности образуют основу бюджетной системы страны.


СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Конституция Российской Федерации: Конституция Росс. Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ, от 05.02.2014 № 2-ФКЗ) // «Собрание законодательства РФ».
  2. Консультант Плюс: Бюджетный кодекс Российской Федерации [Электронный ресурс]: Бюджетный кодекс Российской Федерации от 31.07.1998 № 145–ФЗ
  3. Консультант Плюс: Налоговый кодекс Российской Федерации [Электронный ресурс]: Налоговый кодекс Российской Федерации от 31.07.1998 № 146–ФЗ
  4. Консультант Плюс: Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации [Электронный ресурс]: федеральный закон от 06.10.2003 № 131–ФЗ
  5. Информация о результатах мониторинга местных бюджетов Российской Федерации за 2014 год по состоянию на 1 января 2015 года [Электронный ресурс] / Официальный сайт Министерства финансов РФ, 2016. URL:http://www.minfin.ru/ru/perfomance/regions/monitoring_results/Monitoring_local/results.
  6. Ниналалова Ф.И. Бюджетная система Российской Федерации: учеб. пособие. М.: НИЦ Инфра-М, 2013. 272 с.
  7. Поляк Г.Б. Бюджетная система России: учебник для студентов вузов, обучающихся по экономическим специальностям. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2012. 703 с.
  8. Васильева Н.В. Доходы местных бюджетов как залог финансовой самостоятельности местного самоуправления: правовой аспект // Известия Иркутской государственной экономической академии. 2015. №1. С. 117-125
  9. Говорушина Т.К. Влияние межбюджетных отношений на формирование доходов местного самоуправления // Царскосельские чтения. 2014. № 18. С. 22-26.
  10. Ковалерова Л.А. Проблемы формирования и использования средств местных бюджетов // Проблемы учёта и финансов. 2011. № 4. С. 73-77.
  11. Колебанов А.В. Некоторые аспекты исполнения бюджета муниципального образования // Ученые записки Тамбовского отделения РоСМУ 2015. № 4. С. 161-166.
  12. Курченко Л.Ф. Бюджетная система Российской Федерации: субфедеральный и местный уровни: учебное пособие. М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и Ко», 2012. 252 с.
  13. Реутова И.М. Бюджетная система. М.: Форум, 2011. 184 с.
  14. Золотарева Г.И. Бюджетная система Российской Федерации. М.: КноРус, 2011. 240 с.
  15. Никиткова У.О. К вопросу о финансовой самостоятельности муниципальных образований // Финансы. 2012. №7. С. 26–29.
  16. Комаревцева О.О. Применение методик управления экономической системой муниципального образования как факторы развития территории // Актуальные вопросы менеджмента современной организации. 2015. С. 35-40.
  17. Бочкарева Е.А. Управление бюджетными ресурсами региона: финансово-правовое исследование. М.: Инфра-М, 2016. 104 с.
  18. Дементьева О.А. Соответствие ресурсов местных бюджетов полномочиям местного самоуправления: декларация и реальность // Законодательство и экономика. 2013. № 2. С. 5 – 16.
  19. Одиноков Б.В. Практика и проблемы формирования доходов местных бюджетов Российской Федерации // Современное общество и наука: социально-экономические проблемы в исследованиях преподавателей вуза. 2015. № 1. С. 17-21.
  20. Лагунова Т.П. О доходах местных бюджетов // Вестник ИжГТУ. 2014. № 3. С. 75-77.
  21. Городские финансы [Электронный ресурс] / Официальный портал МО «Город Томск», 2016. URL: http://www.admin.tomsk.ru/pgs/2eq
  22. Отчет об исполнении бюджета МО «Город Томск» за 2015 год [Электронный ресурс] / Официальный портал МО «Город Томск» ,2016. URL: http://www.admin.tomsk.ru/site/core.ns
  23. Занятость и заработная плата [Электронный ресурс] / Официальный сайт территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Томской области, 2016. URL:http://www.gks.ru/scripts/db_ inet2/passport /table. aspx?opt=697010002013201
  24. Муниципальная собственность и земельные ресурсы [Электронный ресурс] / Официальный портал МО «Город Томск», 2016. URL: http://www.admin.tomsk.ru/pgs/2ee
  25. Годовой отчет ОАО «Томское пиво» по результатам работы за 2013 год [Электронный ресурс] / Центр раскрытия корпоративной информации «Интерфакс», 2016. URL: https://www.edisclosure.ru/portal/files.aspx?id=3945&type=2
  26. Годовой отчет ОАО «Томское пиво» по результатам работы за 2014 год [Электронный ресурс] / Центр раскрытия корпоративной информации «Интерфакс», 2016. URL: https://www.edisclosure.ru/portal/files.aspx
  27. Пояснения к бухгалтерскому балансу и отчету о финансовых результатах за 2015 год ООО «Томскнефтехим» [Электронный ресурс] / Официальный сайт ООО «Томскнефтехим», 2016. URL: http://www.sibur.ru/upload/iblock/dcb/dcb74390e94b386fba9e15c80c73e3bc
  28. Аудиторское заключение о бухгалтерской отчетности ООО «Томскнефтехим» по итогам деятельности за 2014 год [Электронный ресурс] / Официальный сайт ООО «Томскнефтехим», 2016. URL: http://www.sibur.ru/upload/iblock/313/313b6dc422d98e061da81b825519b7f1
  29. Аудиторское заключение о бухгалтерской отчетности ООО «Томскнефтехим» по итогам деятельности за 2013 год [Электронный ресурс] / Официальный сайт ООО «Томскнефтехим», 2016. URL: http://www.sibur.ru/upload/iblock/c3d/c3def87129f321a6ea509f2f4bea29c
  30. Дьякова Е.Б. Механизм распределения налоговых доходов бюджетов // Финансы. 2011. №5. С. 19-23.
  31. Отчет об исполнении бюджета МО «Город Томск» за 2014 год [Электронный ресурс] / Официальный портал МО «Город Томск» ,2016. URL: http://www.admin.tomsk.ru/site/core.nsf