Файл: Доходы местных бюджетов, пути их роста (Общие положения организации местных бюджетов в Российской Федерации).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 27.06.2023

Просмотров: 62

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Местное самоуправление в Российской Федерации помогает обеспечить самостоятельные решения вопросов местного значения и вопросов, связанных с правами собственности по отношению к муниципальной собственности. Поэтому каждое муниципальное образование имеет собственный бюджет, предназначенный для исполнения его расходных обязательств [1].

Роль местных бюджетов в социально-экономическом развитии территорий можно охарактеризовать следующим. Во-первых, бюджет муниципального образования позволяет органам местного самоуправления реализовать свои полномочия в соответствии с Конституцией РФ. Во-вторых, дается возможность бюджетам муниципальных образований в полной мере проявить финансово-хозяйственную автономность в использовании средств на социально-экономическое развитие района. В-третьих, с помощью местных бюджетов проводится корректировка экономического и социального уровня развития территорий. В-четвертых, путем концентрации доли финансовых средств в местных бюджетах органы представительной и исполнительной власти могут делегировать эти ресурсы на решение важных задач развития района и приоритетных отраслей [6]. В-пятых, повлиять на образование оптимальных пропорций в финансировании текущих и капитальных затрат, простимулировать эффективное использование материальных и трудовых ресурсов, организовать новые местные промышленные предприятия можно используя местные бюджеты.

Местные бюджеты являются основным каналом доведения до населения конечных результатов производства. Распределение общественных фондов потребления между отдельными группами населения осуществляется при помощи местных бюджетов.

Одной из важных функций местного бюджета является формирование денежных фондов, которые составляют финансовую основу обеспечения деятельности местных органов управления. Так же с помощью местных бюджетов распределяются и используются денежные фонды между отраслями народного хозяйства. Наряду с этим местный бюджет контролирует финансово-хозяйственную деятельность предприятий и организаций, которые подведомственны органам местного самоуправления.

1.2 Система и элементы формирования доходов местного бюджета

В первую очередь, социально-экономическое развитие муниципальных образований зависит от наличия в местных бюджетах финансовых ресурсов, за счет которых они смогут эффективно решать вопросы местного значения.


Согласно статье 39 Бюджетного кодекса РФ доходы бюджетов формируются в соответствии с бюджетным и налоговым законодательством Российской Федерации и состоят из собственных доходов местных бюджетов и субвенций, предоставляемых на осуществление органами местного самоуправления отдельных государственных полномочий, данных им федеральными законами и законами субъекта РФ [1].

Доходы местного бюджета составляют налоговые и неналоговые доходы, а также межбюджетные трансферты.

Доходы бюджета выражают экономические отношения, которые возникают между государством и субъектами воспроизводства в процессе генерирования бюджетного фонда страны. Различные виды платежей юридических и физических лиц являются формой проявления этих экономических отношений. Процесс формирования бюджетных ресурсов осуществляется с помощью доходов, тогда как расходы опосредуют процесс их использования.

Доходы бюджетов в Бюджетном кодексе Российской Федерации определены как денежные средства, которые поступают в бюджет, за исключением средств, являющихся в соответствии с Бюджетным Кодексом Российской Федерации источниками финансирования бюджета [1].

Налоговые доходы местных бюджетов формируются за счет отчислений от федеральных и региональных налогов и сборов, а также местных налогов [7].

Согласно статье 61 Бюджетного кодекса РФ в бюджеты поселений состоят из налоговых доходов от земельного налога – по нормативу 100% [1] и от налога на имущество физических лиц – по нормативу 100% [1].

Налоговые доходы от федеральных налогов и сборов и предусмотренные налоги специальными налоговыми режимами [7], которые зачисляются в бюджеты поселений, представлены в таблице 1.

Таблица 1

Норматив отчислений налогов в бюджеты поселений

Налог

Норматив, %

Налог на доходы физических лиц

100

Единый сельскохозяйственный налог

35

Госпошлина, уплачиваемая должностными лицами органов местного самоуправления за совершение нотариальных действий

100

В бюджеты муниципальных районов включаются налоговые доходы от таких местных налогов как [1]:

• земельный налог, взимаемый на межселенных территориях (норматив 100%);

• налог на имущество физических лиц, взимаемый на межселенных территориях (норматив 100%).

В бюджеты муниципальных районов зачисляются налоговые доходы от федеральных налогов и сборов и налогов, предусмотренных специальными налоговыми режимами, представленные в таблице 2.


Таблица 2

Норматив отчислений налогов в бюджеты муниципальных районов

Налог

Норматив, %

Единый налог на вмененный доход для отдельных видов деятельности

100

Единый сельхозналог, взимаемый на межселенных территориях

70

Налог на доходы физических лиц

10

Единый сельскохозяйственный налог

35

Налог на доходы физических лиц, взимаемый на межселенных территориях

20

Государственная пошлина по отдельным операциям

100

Налоговые доходы бюджетов городских округов включают в себя доходы от таких местных налогов как:

• налог на имущество физических лиц (норматив 100%);

• земельный налог (норматив 100%).

В бюджеты городских округов могут быть зачислены следующие налоговые доходы от федеральных налогов и сборов и налогов, предусмотренных специальными налоговыми режимами, представленные в таблице 3.

Таблица 3

Норматив отчислений налогов в бюджеты городских округов

Налог

Норматив, %

Единый налог на вмененный доход для отдельных видов деятельности

100

Единый сельскохозяйственный налог

70

Налог на доходы физических лиц

20

Государственная пошлина по отдельным операциям

100

По данным Министерства финансов РФ по состоянию на 1 февраля 2016 года налоговые доходы местных бюджетов составили 63,6 млрд. рублей. Таким образом, можно увидеть структуру налоговых доходов местных бюджетов на рисунке 4.

Рисунок 4 - Структура налоговых доходов местных бюджетов

Наряду с налоговыми доходами местного бюджета важную роль в фискальном покрытии расходных обязательств органов местного самоуправления играют неналоговые доходы [8], так как они менее зависимы от изменений федерального и регионального законодательства и в большей мере способны отразить результативность работы органов местного самоуправления с их муниципальной собственностью.

Неналоговые доходы местных бюджетов Российской Федерации в соответствии с Бюджетным кодексом РФ формируются за счет [1]:


1) доходов от использования имущества, находящегося в муниципальной собственности;

2) доходов от продажи имущества, находящегося в муниципальной собственности;

3) доходов от платных услуг, оказываемых муниципальными учреждениями;

4) части прибыли муниципальных унитарных предприятий, остающейся после уплаты налогов и иных обязательных платежей.

Главное место в доходах местных бюджетов занимают отчисления от регулирующих налогов. Регулирующие налоги обеспечивают финансовыми ресурсами местные органы власти, а также обеспечивают заинтересованность в мобилизации средств в вышестоящий бюджет и увеличивают эффективность производства.

Наряду с налоговыми и неналоговыми доходами значительную часть доходов местных бюджетов составляют межбюджетные трансферты из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, которые предоставляются в форме дотаций, субсидий, субвенций и иных межбюджетных трансфертов.

Формы выделения средств, осуществляемых на безвозмездной и безвозвратной основе, установлены и определены Федеральным законом от 06.10.2003г. №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» [3]:

• дотации – бюджетные средства, выделяемые для выравнивания уровня бюджетной обеспеченности поселений, муниципальных районов и городских округов в целях покрытия текущих расходов этих муниципальных образований [3];

• субвенции – бюджетные средства, выделяемые на осуществление органам местного самоуправления отдельных государственных полномочий, переданных органами государственной власти РФ или субъекта РФ [3];

• субсидии – бюджетные средства, выделяемые для долевого финансирования инвестиционных программ и проектов развития общественной инфраструктуры или приоритетных социально-значимых расходов муниципальных образований [3].

Субсидии и субвенции могут быть предоставлены из федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ, бюджета муниципального района. Предоставление субсидий и субвенций допускается в случаях, которые предусмотрены федеральными и региональными целевыми программами, федеральными законами, законами субъектов РФ и решениями органов муниципальной власти.

Объем межбюджетных трансфертов муниципальным образованиям, представленный на рисунке 5, без учета субвенций и других безвозмездных поступлений, в том числе возвратов остатков по состоянию на 01.02.2016 увеличился в сравнении с аналогичным периодом 2015 года на 2,9% или на 1млрд. рублей и составил 35 млрд. рублей. Объем дотаций местным бюджетам по состоянию на 01.02.2016 увеличился на 5,7% и составил 22,6 млрд. рублей. Объем субсидий местным бюджетам составил 8,2 млрд. рублей, что ниже на 3,5% аналогичного показателя по состоянию на 01.02.2015. Объем субвенций, предоставленных местным бюджетам по состоянию на 01.02.2016, вырос на 9% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года и составил 85,1 млрд. рублей.


Рисунок 5 - Межбюджетные трансферты муниципальным образованиям на 01.02.2016г.

Общая тенденция в межбюджетных отношениях региональных и местных властей выражается в том, что первые предпочитают формировать доходную часть местных бюджетов путем оказания из региональных бюджетов как целевой, так и нецелевой финансовой помощи. Объемы такой помощи утверждаются ежегодно принимаемыми законами о бюджете субъекта Российской Федерации.

Эксперты отмечают, что на практике распределение трансфертов часто порождает конфликт интересов органов региональной и муниципальной власти. Субъект Российской Федерации в силу своих задач пытается найти всевозможные способы через предельно допустимую централизацию бюджетных средств создать условия для максимального выравнивания всех муниципалитетов, в то время как отдельные муниципалитеты отдают должное финансовой самостоятельности [9]. В результате, в большей степени уровень финансового обеспечения муниципальных образований зависит от решений, которые принимаются на региональном уровне.

В ситуации, когда значительную роль в формировании доходов местных бюджетов играют межбюджетные трансферты, муниципальные образования с низким уровнем экономических возможностей продолжают зависеть от финансовой помощи из вышестоящих бюджетов, следовательно, у муниципальных образований не возникает причин для заинтересованности внедрения политики, которая направлена на экономическое и социальное развитие.

Определив основные элементы доходов местного бюджета, можно рассмотреть динамику состава доходов местных бюджетов в Российской Федерации в период с 1 февраля 2015 г. по 1 февраля 2016г. по данным Министерства Финансов. В объеме поступивших по состоянию на 1 февраля 2016 года доходов местных бюджетов налоговые доходы составили 63,6 млрд. рублей (39,7%), неналоговые –14,7 млрд. рублей (9,2%), безвозмездные поступления, в том числе межбюджетные трансферты из бюджетов других уровней с учетом субвенций – 82 млрд. рублей (51,1%).

Таким образом, можно сделать вывод, что местные бюджеты в целом по России имеют положительную динамику по увеличению налоговых доходов и межбюджетных трансфертов. В общей структуре по данным за два года налоговые доходы занимают большую долю, на основании чего можно сделать вывод, что местные бюджеты способны самостоятельно обеспечивать свои расходные обязательства. Доходы местных бюджетов по состоянию на 1 февраля 2016 года исполнены в объеме 160,3 млрд. рублей или с ростом на 17% к аналогичному периоду прошлого года. В структуре собственных доходов местных бюджетов, то есть без учета других безвозмездных поступлений, в том числе возвратов остатков прошлых лет, собственные доходы бюджетов городских округов, в том числе с внутригородским делением, занимают 50,8%, бюджетов муниципальных районов 35,3%, бюджетов сельских поселений 7,3%, бюджетов городских поселений 5,3%, бюджетов внутригородских муниципальных образований 1,1% и бюджетов внутригородских районов 0,2 процента.