Файл: Доходы местных бюджетов, пути их роста (Общие положения организации местных бюджетов в Российской Федерации).pdf
Добавлен: 27.06.2023
Просмотров: 75
Скачиваний: 3
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1 Общие положения организации местных бюджетов в Российской Федерации
1.1 Понятие местного бюджета и его роль в бюджетной системе РФ
1.2 Система и элементы формирования доходов местного бюджета
Глава 2 Анализ местного бюджета на примере Администрации МО «Город Томск»
2.1 Характеристика местного бюджета города Томска
2.3 Проблемы и направления совершенствования системы формирования и исполнения местного бюджета
Таблица 8
Налоговые доходы бюджета с учетом налогов компаний и их удельный вес в общей структуре, тыс. руб.
Показатели |
2013г. |
2014г. |
2015г. |
Уд. Вес 2013г., % |
Уд. Вес 2014г., % |
Уд. Вес 2015г., % |
Налоговые доходы |
4960524 |
4455048 |
4709189 |
100 |
100 |
100 |
НДФЛ всего, в том числе: |
3233881,6 |
2576820,2 |
2604420,6 |
65,2 |
57,8 |
55,3 |
- НДФЛ ОАО «Томское пиво» |
71400 |
66300 |
- |
1,4 |
1,5 |
- |
-НДФЛ ООО «Томскнефтехим» |
389267 |
389637 |
594704 |
7,8 |
8,7 |
12,6 |
Налог на совокупный доход |
786415,8 |
843308,5 |
873214,8 |
15,9 |
18,9 |
18,5 |
Налог на имущество физических лиц |
242669,1 |
287105,7 |
268506,7 |
4,9 |
6,4 |
5,7 |
Земельный налог, в том числе: |
648253,7 |
651839,9 |
963046,5 |
13,1 |
14,6 |
20,5 |
- Земельный налог ООО «Томскнефтехим» |
10232 |
10116 |
10860 |
0,2 |
0,2 |
0,2 |
Прочие налоги, пошлины и сборы |
59303,9 |
95973,7 |
125652,9 |
1,2 |
2,2 |
2,7 |
Еще одним из основных налогоплательщиков города Томска и одним из крупнейших работодателей является ООО «Томскнефтехим». Численность персонала Общества в 2015 году составила 2046 человек [27], 2014 году составила 2264 человека [28], в 2013 году – 2469 человек [29]. Сумма НДФЛ, уплаченная ООО «Томскнефтехим», составила 389267 тыс. рублей [29], 389637 тыс. рублей [28] и 594704 тыс. рублей [27] в 2013,2014 и 2015 годах соответственно. В структуре налоговых поступлений доходной части бюджета города Томска от НДФЛ и земельного налога удельный вес уплаченного НДФЛ ООО «Томскнефтехим», представленный в таблице 9, составил 12,04%, 15,12% и 23,06% в 2013, 2014, 2015 годах соответственно. Удельный вес земельного налога, уплаченного ООО «Томскнефтехим», в составе суммы земельного налога в бюджете города Томска равен 1,58%, 1,55% и 1,14% в 2013 году, 2014 году и 2015 году соответственно.
Таблица 9
Удельный вес налогов от ОАО «Томское пиво» и ООО «Томскнефтехим» в налоговых поступлениях в бюджет города Томска
Показатели |
2013г. |
2014г. |
2015г. |
Уд. Вес 2013г., % |
Уд. Вес 2014г., % |
Уд. Вес 2015г., % |
НДФЛ всего |
3233881,6 |
2576820,2 |
2578877 |
100,00 |
100,00 |
100,00 |
- НДФЛ ОАО «Томское пиво» |
71400 |
66300 |
- |
2,21 |
2,57 |
- |
-НДФЛ ООО «Томскнефтехим» |
389267 |
389637 |
594704 |
12,04 |
15,12 |
23,06 |
Земельный налог всего |
648253,7 |
651839,9 |
950000 |
100,00 |
100,00 |
100,00 |
Проблемы формирования доходной части бюджета, как и во многих других отраслях, вызваны коррупцией в сфере налогообложения [30]. Этот вид коррупционных проявлений достаточно специфичен, так как для пресечения требует особенных, более утонченных мер сопротивления и противодействия. Помимо этого, благоприятные условия для появления коррупции возникают также на этапе исполнения бюджета, это происходит из-за неполноты или непрозрачности информации. А также этому способствует недостаточный контроль за доходной и расходной частями бюджета и безнаказанность за какие-либо отклонения. Другой возможной проблемой является несовершенство налогового контроля. Несовершенство системы налогового контроля - это проблема, которую необходимо решать на всех уровнях власти: федеральном, региональном и местном.
Наибольшую долю доходной части бюджета города Томска в динамике за три года занимают безвозмездные поступления. Это связано с тем, что величина поступающих налоговых и неналоговых доходов местного бюджета не обеспечивает выполнение всех финансовых обязательств, стоящих перед местным бюджетом, поэтому органы государственной власти компенсируют недостаток финансовых ресурсов местных бюджетов ростом финансовой помощи из бюджетов вышестоящего уровня.
Анализируя данные таблицы 10, в 2013 году большую долю в безвозмездных поступлениях, полученных от остальных бюджетов Российской Федерации занимали межбюджетные субсидии, которая составила 54,92%. В 2014-2015 годах ситуация изменилась и большую долю стали занимать субвенции, динамика которых приобрела положительную тенденцию, и их доля составила 41,45% и 53,59% соответственно от общей суммы безвозмездных поступлений. Несмотря на эти изменения, темп роста межбюджетных трансфертов в 2015 году снизился по сравнению с 2014 годом на 19,35% или на 1423574,2 тысячи рублей в абсолютном выражении.
Таблица 10
Структура безвозмездных поступлений в бюджет города Томска
Показатель |
Абсолютные значения, тыс. руб. |
Относительные значения, % |
||||||
2013 |
2014 |
2015 |
Темп роста 2013/ 2014 |
Темп роста 2014/ 2015 |
Уд. вес, 2013 |
Уд. вес, 2014 |
Уд. Вес 2015 |
|
Безвозмездные поступления |
6034238 |
7358157 |
5934582,8 |
121,94 |
80,65 |
|||
Безвозмездные поступления от других бюджетов бюдж. системы РФ |
6070853 |
7562089 |
5994853 |
124,56 |
79,28 |
100,00 |
100,00 |
100,00 |
Дотации |
213662 |
1181812 |
594774,8 |
553,12 |
50,33 |
3,52 |
15,63 |
9,92 |
Субсидии |
3333866 |
2640096 |
1429947,2 |
79,19 |
54,16 |
54,92 |
34,91 |
23,85 |
Субвенции |
2063057 |
3134652 |
3212656 |
151,94 |
102,49 |
33,98 |
41,45 |
53,59 |
Иные межбюджетные трансферты |
460268 |
605528 |
757475 |
131,56 |
125,09 |
7,58 |
8,01 |
12,64 |
Прочие безвозмездные поступления |
5425,7 |
12445 |
8871,8 |
|||||
Возврат остатков субсидий, субвенций и иных межбюджетных трансфертов, имеющих целевое назначение, прошлых лет |
-42281 |
-216377 |
-69142 |
Для оценки значимости состава собственных налоговых доходов местного бюджета города Томска проведен бюджетно-налоговый анализ, представленный в таблице 11, который позволяет определить перспективные направления получения налоговых доходов с целью построения эффективной государственной политики и основывается на системе аналитических показателей качества и результативности управления муниципальными финансами.
Для расчета данных показателей были использованы данные Федеральной службы государственной статистики. Согласно данным, численность всего населения в 2013 году составила 569462 человек, в 2014 году – 578596 человек, в 2015 году численность была равна 586350 человек [32]. Для расчетных формул введем следующие обозначения:
1) Д – доходы бюджета;
2) Ч – численность населения;
3) Ден – собственные налоговые доходы бюджета;
4) СД – итого налоговых и неналоговых доходов.
Таблица 12
Бюджетно-налоговый анализ бюджета города Томска
Показатели |
Формула расчета |
2013г. |
2014г. |
2015г. |
Темпы роста |
|
2014/2013 |
2015/2014 |
|||||
1.Бюджетная обеспеченность |
Д/Ч |
20,92 |
22,68 |
20,11 |
108,39 |
88,67 |
2.Налоговая обеспеченность |
Ден/Ч |
1,56 |
1,62 |
2,10 |
103,72 |
129,42 |
3.Налоговая автономия |
Ден/Д |
0,07 |
0,07 |
0,10 |
95,69 |
145,95 |
4.Коэффициент автономии |
СД/Д |
0,49 |
0,44 |
0,5 |
89,0 |
113,1 |
Произведенные расчёты позволяют сделать вывод о том, что показатель бюджетной обеспеченности по местному бюджету города Томска снизился в 2015 году по сравнению с 2014 годом на 11,33% и составил 20,11 тысяч рублей в расчёте на одного жителя города Томска, налоговая обеспеченность бюджета возросла с 1,62 тысячи рублей в 2014 году до 2,10 тысяч рублей в 2015 году.
Увеличение обеспеченности собственными налоговыми доходами свидетельствует об снижении потребности муниципального образования в неналоговых доходах [33]. Поскольку показатель налоговой автономии увеличивается с 0,07% в 2014 году до 0,10% в 2015 году, следовательно, повышается доля местных налогов. Таким образом, рост данного показателя свидетельствует о том, что большая часть расходов местного бюджета покрывается за счет местных и регулирующих налогов.
В 2014 году бюджет города Томска по доходам исполнен на 99,5% к уточненному плану, по налоговым и неналоговым доходам - на 100,6%, по расходам – на 93,8%. В 2015 году бюджет города Томска по доходам исполнен на 100,1% к уточненному плану, по налоговым и неналоговым доходам – на 100,3%, по расходам – на 97,1%.
В ходе проведенного анализа можно сделать вывод, что снижение темпов роста доходной части местного бюджета города Томска обусловлено макроэкономической ситуацией в 2014-2015 годах, которая характеризовалась постепенным ослаблением динамики развития, вызванным обострением геополитической обстановки, введением экономических санкций в отношении России, и как следствие, снижением деловой активности. Ввиду высокой зависимости доходов бюджетов от системы межбюджетных отношений, для оценки влияния внешних факторов на показатели доходов бюджетов муниципальных образований был проведен анализ поступления неналоговых доходов и налоговых доходов, которые определены к зачислению в бюджеты городских округов пунктами 1 и 2 статьи 61.2 Бюджетного кодекса РФ. В 2015 году наблюдается положительная динамика поступлений налоговых доходов, подлежащих к зачислению в бюджеты городских округов в соответствии с Бюджетным кодексом РФ, и негативная динамика неналоговых доходов – снижение к уровню 2014 года составило 21,9 %. Данную ситуацию, в большей степени, можно объяснить двумя причинами причинам. Во-первых, внесены изменения в Бюджетный кодекс РФ, в соответствии с которыми изменился норматив отчислений в бюджеты городских округов НДФЛ, имеющего наибольший удельный вес в структуре налоговых доходов бюджета, который уменьшился с 57,8 % до 53,9 %. Во-вторых – начавшиеся с середины 2014 года кризисные явления, оказавшие влияние не только на экономику страны в целом, но экономику регионов и городов.
2.3 Проблемы и направления совершенствования системы формирования и исполнения местного бюджета
Состояние местных бюджетов отражается на состоянии общества в целом, поэтому проблемы местных бюджетов отрицательно влияют на всех хозяйствующих субъектов муниципального образования. Поскольку, неблагополучное состояние местных бюджетов очевидно, как неотложность решения проблем этой сферы, следует проанализировать причины возникновения этих проблем, с целью последующего определения перспектив развития местных бюджетов [38]. Таким образом, на сегодняшний день можно выделить следующие проблемы местного бюджета: