Файл: Теоретические основы формирования функций менеджмента.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 27.06.2023

Просмотров: 140

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Введение

Актуальность темы курсовой работы подчеркивается следующим. Сформировавшиеся рыночные отношения требует от субъекта хозяйствования повышения эффективности управления, работы, конкурентоспособности выпускаемой продукции и услуг на основе внедрения достижений научно-технического прогресса, эффективности форм управления производственным процессом, активизации предпринимательской деятельности и т.п. При помощи него производится выработка стратегии и тактики развития субъекта хозяйствования, обоснование планов и управленческих решений, осуществление контроля за их выполнением, выявление резервов повышения эффективности производственного процесса, оценка результатов деятельности субъекта хозяйствования, его подразделений и работников.

Осуществление в современных условиях разных преобразований в формах и методах управления, организационных структурах, которые направлены на стимулирование предприимчивости и развитие отношений субъектов хозяйствования с разными формами собственности, часто может быть недостаточно эффективным и не достигает намеченных целей. Положение еще и тем усугубляется, что отсутствует серьезная система подготовки специалистов в области управления, что существенным образом тормозит как развитие теоретических основ работы, так и практическое применение уже имеющихся разработок на практике.

Цель данной работы - исследовать теоретические и практические аспекты функций и методов управления и определить рекомендации по их улучшению.

Задачи работы:

- рассмотрение сущности системы менеджмента на предприятии;

- представление функций менеджмента: планирование, организация, мотивация;

- представление организационно-экономической характеристики предприятия;

- оценка системы управления предприятием и основных управленческих функций;

- разработка основных предложений по совершенствованию функций управления.

Объект исследования – ООО «Спецзапчасть».

Предмет исследования – формирование показателей эффективности функций управления на предприятии.

Методы исследования: методы индукции и дедукции, метод сравнения, табличный и графический методы, индексный метод.

Теоретической базой курсовой работы выступили труды таких авторов, как: Веснин В.Р., Галаян Д.В., Гладков И.С., Стейскал Н.А. и др.

Практическая значимость результатов курсового исследования: выводы и предложения будут полезны в дальнейшей деятельности руководству ООО «Спецзапчасть», а также руководителям и экономистам других подобных субъектов экономики.


1. Теоретические основы формирования функций менеджмента

1.1. Сущность системы менеджмента на предприятии

Менеджмент - это управление социально-экономическими организациями в условиях рыночной экономики, цели которых, как правило, являются экономическими[1]. Менеджмент представляет собой область знаний и профессиональной деятельности, направленных на формирование и обеспечение достижения целей организации путем рационального использования имеющихся ресурсов[2]. Первоначально менеджмент начал развиваться как теория управления производством, а затем трансформировался в теорию управления деятельностным поведением людей.

Следует различать понятия: «управление», «менеджмент» и «руководство». Руководство является постановкой целей организации и управления. В качестве основной цели менеджмента выступает обеспечение гармонии в развитии компании, то есть согласованного и эффективного функционирования всех внешних и внутренних ее элементов. Задача гармонизации по отношению к организации имеет внутренний (эндогенный) и внешний (экзогенный) аспекты[3]. На содержание менеджмента воздействие оказывают две основные группы факторов:

1) тенденция развития субъекта экономики;

2) национальные факторы развития экономики специфического характера.

Категория менеджмента представляет собой наиболее общие и фундаментальные понятия, которые отражают существующие свойства и устойчивые отношения в процессах управления компанией[4]. Состав основных категорий менеджмента:

1) объекты и субъекты менеджмента;

2) функции менеджмента;

3) виды менеджмента;

4) методы менеджмента;

5) принципы менеджмента.

Содержание, формы и методы менеджмента находятся в зависимости от иерархического уровня его осуществления в субъекте хозяйствования. Как правило, в компании можно выделить три иерархических уровня менеджмента: высший, средний и низовой. Субъекты менеджмента, менеджеры выступают в качестве руководителей различного уровня, которые занимают постоянную должность в компании и наделены полномочиями в сфере принятия решений в определенных сферах ее деятельности[5].Виды менеджмента - специальные сферы управленческой деятельности, которые связаны с решением определенных задач менеджмента.


По признаку объекта различают общий и функциональный менеджмент.

Общий или генеральный менеджмент заключается в управлении деятельностью компании в целом или ее самостоятельных хозяйственных звеньев (центров прибыли). Функциональный или специальный менеджмент заключается в управлении определенными сферами деятельности организации или ее звеньев[6]. К примеру, инновационной деятельностью, персоналом, маркетингом, финансами и т.д.

По признаку содержания различают нормативный, стратегический и оперативный менеджмент. Нормативный менеджмент предусматривает разработку и реализацию философии организации, ее предпринимательской политики, определение позиции организации в конкурентной нише рынка и формирование общих стратегических намерений[7].

Стратегический менеджмент предполагает выработку набора стратегий, их распределение во времени, формирование потенциала успеха организации и обеспечение стратегического контроля за их реализацией[8].

Оперативный менеджмент предусматривает разработку тактических и оперативных мер, направленных на практическую реализацию принятых стратегий развития организации[9].

Методы менеджмента представляет собой систему правил и процедур решения различных задач управления с целью обеспечения эффективного развития компании.

Принципы менеджмента выступают в качестве общих закономерностей и устойчивых требований, при соблюдении которых обеспечивается эффективное развитие компании. К числу важнейших принципов эффективного менеджмента относятся такие:

1) принцип целостности;

2) принцип иерархической упорядоченности;

3) принцип целевой направленности и оптимальности;

4) принцип сочетания централизации и децентрализации;

5) принцип демократизации.

Существует несколько подходов в управлении:

1) процессный подход: управление рассматривается как процесс, к примеру, планирование, организация, мотивация, контроль;

2) системный подход: здесь представляются цели, задачи в показательной форме. Происходит построение дерева целей, где идет разбиение системы на подсистемы, к примеру, компания - на подразделения.

Системный подход представляет собой направление методологии специального научного познания и социальной практики, в основе которого лежит исследование объектов как систем[10]. Системный подход способствует адекватности постановки проблем в конкретных науках и выработке эффективной стратегии их исследования.


Методы менеджмента представляет собой систему правил и процедур решения различных задач управления с целью обеспечения эффективного развития компании[11].

Методы менеджмента делят на 3 группы: экономические, административные и социально-психологические.

Экономические методы подразумевают:

- государственную регуляцию (налогообложение, ссуды и др.);

- рыночную регуляцию (конкуренция, спрос, падение цен, распродажи);

- внутренне организационное направление.

Административные методы являются такие[12]:

- организационные (установление правил, которые обязательны для исполнения, нормы и нормативы расходования ресурсов и др.);

- распорядительные (приказы, распоряжения и др.).

Социально-психологические методы включают моральное поощрение, убеждение или внушение, метод личного примера и т.д.

Методы менеджмента применяются при выполнении им основных функций.

Функциями менеджмента определяется устойчивый состав специфических видов управленческой деятельности, которые характеризуются однородностью целей, действий или объектов их приложения[13].

Они имеют общие задачи и направления управленческих работ, состав и предложение которых в наименьшей степени зависит от специфики конкретной организации (ее отраслевой принадлежности, размера, организационно-правовой формы и т.д.).

Дифференциация функций менеджмента позволяет выделить отдельные задачи и виды управленческой деятельности и регламентировать рациональные правила и процедуры их осуществления.

Рассмотрение менеджмента в качестве совокупности процесса взаимосвязанных функций обеспечивает синтез различных школ научного управления и возможность реализации ситуационного подхода при принятии управленческих решений[14].

Различными концепциями менеджмента предусматривается большое разнообразие состава и содержания функций менеджмента.

При системном рассмотрении можно выделить три группы функций менеджмента, которые являются наиболее общими для всех видов компаний и любых условий функционирования[15]:

1) общие функции менеджмента;

2) социально-психологические функции менеджмента;

3) технологические функции менеджмента.

Общие функции менеджмента отражают содержание основных стадий процесса управления деятельностью организации на всех иерархических уровнях. Успешный менеджмент в любой организации должен предусматривать осуществление следующих общих функций:


1) формирование целей;

2) планирование;

3) организацию;

4) контроль[16].

Зачастую к ним добавляются функции: мотивации, координации, управления.

Социально-психологические функции менеджмента связаны в основе своей с характером производственных отношений в коллективе. Они содержат две разновидности функций: делегирование и мотивацию.

Технологические функции менеджмента определяют два основных вида деятельности, составляющие содержание технологии труда менеджера любого уровня иерархии: решения и коммуникации[17].

Общие, социально-психологические и технологические функции взаимно дополняют друг друга, создают целостную систему менеджмента, позволяющую дифференцировать методы и приемы управленческого воздействия на деятельность организации, специализировать органы управления и труд отдельных менеджеров.

В целом область деятельности, называемая менеджментом фирмы, может быть разделена на отдельные функции, которые сосредоточены в трех основных группах[18]:

1) общее управление (установление нормативных требований и политики управления, политики инноваций, планирование, организация работы, мотивация, координация, контроль, ответственность);

2) управление структурой компании (его создание, предмет деятельности, правовые формы, связи с другими предприятиями, территориальные вопросы, организация, реконструкция, ликвидация);

3) конкретные сферы управления (маркетинг, НИОКР, производство, кадры, финансы, основные фонды)[19].

Если структурные стороны деятельности компании определены, то все функции управления разделены на общие и конкретные[20].

Функция управления являются видом деятельности, который базируется на разделении и кооперации менеджмента и характеризующийся определенной однородностью, сложностью и стабильностью воздействия на объект со стороны субъекта управления.

Далее будут рассмотрены основные функции – планирование, организация мотивация.

1.2. Планирование, организация, мотивация как важнейшие
функции управления

Планирование как функция управления заключается в построении плана действий в будущем. При помощи него устанавливается последовательность и содержание шагов, которые должны привести к намеченной цели, устанавливаются намеченные конечные результаты[21].