Файл: Теоретические основы формирования функций менеджмента.pdf
Добавлен: 27.06.2023
Просмотров: 145
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
1. Теоретические основы формирования функций менеджмента
1.1. Сущность системы менеджмента на предприятии
1.2. Планирование, организация, мотивация как важнейшие функции управления
2. Исследование функций и методов управления на примере ООО «Спецзапчасть»
2.1. Организационно-экономическая характеристика предприятия
2.2. Характеристика состояния планирования на предприятии
2.3. Функция организации в управлении ООО «Спецзапчасть»
Процедура планирования представляет собой разработку и корректировку плана, в которую включаются в себя предвидение, обоснование, конкретизация и описание возможной деятельности субъекта хозяйствования на перспективу ближайшего и отдаленного характера. Планированием в субъектах хозяйствования поэтапным образом охватывается деятельность людей и движение необходимых ресурсов (материальных и финансовых), которые являются нацеленными на получение конечного результата, который был необходим[22]. Утвержденный руководителем компании план имеет силу приказа для представленных в нем лиц и структурных единиц. Там достаточно четким образом и достаточно детализированным образом указываются[23]:
- цель деятельности хозяйствующего субъекта и его структуры на период планирования, которая количественным образом выражена системой определенных показателей;
- финансовые, материальные и трудовые средства для достижения необходимой цели;
- правила и сроки увязки целей и средств по отдельным этапам на весь период действия составленного плана;
- этапы и сроки исполнения необходимых работ;
- исполнители плана по срокам и видам работ;
- методы, этапы и средства проведения контроля за выполнением плана.
Практически вся система управления хозяйственного характера и регулирования деятельности субъекта экономики должна строиться на методах планирования. Завершение одного отдельного этапа выполняемой работы является началом другого этапа. Произвести взаимоувязку всех этапов производственно-технологического процесса другим методом, не прибегая к помощи процедуры планирования, не представляется возможным[24]. Планирование должно занимать центральное место в механизме хозяйственного управления, потому что выступает в качестве способа достижения цели на базе сбалансированности и последовательности выполнения всех производственно-технологических операций.
Каждый отдельно взятый предприниматель или субъект экономики должны решить три задачи собственной деятельности: что, каким образом и на кого будет направлена их деятельность[25]. Здесь достаточно важным является то, чтобы это были ни импровизация, ни спонтанные действия по ситуации, а целенаправленная точная подготовка принятия решений о целях, средствах и действиях при помощи проведения сравнительной оценки альтернатив в ожидаемых условиях представляет сущность планирования производственного и торгового предпринимательства. Технология планирования включает в себя следующие этапы[26]:
- установление и обоснование основной цели и вытекающих из нее задач деятельности субъекта хозяйствования;
- оформление поставленной задачи, установление конкретных показателей и заданий для исполнителей;
- детализацию задания по всем возможным видам и объемам работ, конкретным рабочим местам и срокам исполнения;
- детальный характер расчетов расходов и получаемых результатов на весь период планирования.
С целью проведения разработки плана специалистам по планированию являются необходимыми соответствующие сведения. Помимо плановых и маркетинговых сведений, то есть в основном сведений из среды, в органы планирования поступает большой массив внутренних управленческих сведений.
Следовательно, планирование представляет собой разработку и корректировку плана, которая включает в себя предвидение, обоснование, конкретизацию и описание деятельности субъекта хозяйствования на ближайшую и отдаленную перспективу[27].
Для достижения в компании намеченных целей и реализации намеченных планов необходимой является организация. В качестве основной задачи организации в качестве функции управления выступает формирование структуры объекта и обеспечение его всем необходимым для обеспечения нормального функционирования[28].
Для специалиста в сфере управления организация как функция представляет собой сознательным образом формализованную структуру должностных обязанностей с распределением заданий, полномочий, ролей, ответственности, ресурсов и т.д. Совместная работа отдельно взятых работников будет эффективной только в том случае, когда каждый хорошо будет осознавать собственные функции.
Организация в качестве функции управления должна включат[29]ь:
1) наличие целей, а это выступает в качестве результата реализации функции планирования;
2) четкое установление и распределение обязанностей, которое зафиксировано в инструкциях должностных;
3) систему обеспечения исполнителя ресурсами, включая и в первую очередь информационными;
4) формы предоставления определенного рода свободы действий исполнителям[30].
Организационная деятельность представляет собой, прежде всего, процесс группировки разного рода видов деятельности, которые необходимы для достижения намеченных целей: кто и что делает, кто у кого находится в подчинении, кто где получает необходимые сведения, кому предоставляет результаты и т.п.
Есть два важнейших принципа рациональной организации как управленческой функции[31]:
1) принцип единства целей, суть которого заключается в том, что организация деятельности персонала должна способствовать их сотрудничеству в достижении компанией общей цели;
2) принцип эффективности, который состоит в том, что организация деятельности персонала должна способствовать достижению цели в заданные сроки с наименьшими затратами.
При этом возможным является вести речь об индивидуальной эффективности, которая отражает уровень выполнения задач определенным специалистом; о групповой эффективности, которая характеризует уровень исполнения задач целой группой специалистов; совокупной эффективности деятельности организации, которая отражает в себе синергетический эффект[32].
Организация в качестве функции управления выполняется непрерывным образом, большое количество вопросов решаются одновременно по горизонтальному и по вертикальному уровню. Упрощенно данного рода процесс выглядит так[33]:
1) определение общих целей для данного периода;
2) подготовка определенных планов работ;
3) формирование ресурсного обеспечения с целью исполнения плановых мероприятий;
4) наделение исполнителей определенного рода полномочиями;
5) координация деятельности исполнителей.
Теория управления, рассматривая «организовывание» в качестве функции управления, рассматривает определенные вопросы диапазона и уровней управления. В каждом конкретном случае должно быть установлено, каким количеством подчиненных может и должен управлять руководитель. Существует три уровня управления – высший, средний и низший. По мере роста уровня управления возрастает и уровень сложности управления, ответственности за принятие решений, увеличиваются требования к руководителю, становится более сложной координация. Устойчивой тенденцией последних лет стало стремление компаний к снижению количества уровней управления, что можно объяснить такими причинами: наличие большого количества уровней достаточно дорого обходится компании, усложняет взаимосвязи и искажает необходимые сведения, усложняет управленческий контроль[34].
Мотивация в качестве важнейшей функции управления связана с процессом побуждения себя и других людей к деятельности посредством формирования мотивов поведения для достижения целей личного характера и целей всей компании[35]. В процессе мотивации предполагается использование определенного рода последовательности взаимозависимых категорий: потребности людей – интересы людей – мотивы деятельности – действия людей.
Любая деятельность человека всегда обусловлена его реальными потребностями. Люди стремятся или чего-то достигнуть, или чего-то миновать. Мотивированная деятельность характеризуется обусловленными внутренними побуждениями действия индивидуумов, которые направляются на достижение своих собственных целей, а также на реализацию своих интересов[36]. В данной деятельности работник самостоятельно определяет форму и меру своих действий под влиянием внутренних побуждений и условий внешней среды.
Мотивация труда представляет собой стремление работника удовлетворить собственные потребности (приобретать определенные блага) с помощью своей трудовой деятельности[37]. В состав мотива труда включают следующие элементы:
- потребности, удовлетворения которых хочет рабочий;
- блага, которые являются способными удовлетворить данного рода потребность;
- трудовые действие, являющиеся необходимыми для получения данного рода благ;
- цена (то есть затраты материального и морального характера, которые неразрывным образом связаны с осуществлением данного трудового действия)[38].
Мотивы труда могут появляться тогда, когда в распоряжении общества (или же самого субъекта управления) имеется необходимый набор благ, который соответствует социально обусловленным потребностям человека. С целью приобретения данного рода благ необходимыми являются трудовые усилия работника[39]. Именно трудовая деятельность предоставляет возможности работнику приобрести данного рода блага с меньшими материальными и моральными затратами, чем прочие виды деятельности.
Мотив труда появляется только тогда, когда труд (или работа) являются если не единственной, то, во всяком случае, важной предпосылкой получения блага.
Мотивы труда весьма различаются по потребностям, которые человек стремится удовлетворить при помощи трудовой деятельности; вместе с тем по благам, которые являются необходимыми человеку для удовлетворения собственных нужд; вместе с тем по уровню цены, которую работник способен заплатить за получение необходимых благ. Однако во всех данных случаях удовлетворение потребностей обязательно связано с его трудовой деятельностью.
Можно выделить группы мотивов труда, которые представляют в совокупности единую систему[40]. К примеру, характерны мотивы содержательности труда; общественной полезности труда; статусные мотивы, которые связаны с общественным признанием плодотворности трудовой деятельности человека; мотивы приобретения материальных благ; вместе с тем мотивы, которые ориентированы на определенную интенсивность выполняемой работы.
Понятия «мотив труда» и «стимул труда», по своей сути, тождественны. В первом случае речь идет о работнике, который стремится приобрести благо с помощью трудовой деятельности (мотив); в другом – об элементе управления, который обладает совокупностью благ, нужных работнику, и предоставляющем их ему при условии эффективной трудовой деятельности (стимул)[41].
Стимулирование труда будет эффективным только в том случае, когда органы управления будут способны добиться и поддержать тот уровень качества работы, за который они платят. Целью стимулирования является не то, чтобы просто так побудить индивида работать, а именно заставить его делать эту работу лучше того, что было установлено трудовыми отношениями[42].
Формирование мотивов происходит еще до начала профессиональной трудовой деятельности при помощи усвоения человеком набора ценностей и норм морали и этики труда, а вместе с тем благодаря его личному участию в трудовой деятельности в пределах его семьи и системы образования. В данный период закладывается базис отношения к труду как к большой ценности, образуется система ценностей самого труда и качества труда данного человека (трудовая активность, трудолюбие, ответственность, соблюдение дисциплины и т.д.), идет приобретение начальных трудовых навыков.
С целью увеличения уровня трудовой мотивации весомое значение имеет характер усвоенных индивидуумом норм и ценностей труда, которые дают смысл всей трудовой деятельности в дальнейшем, определяют его образ жизни. Участие детей в производительном труде, к примеру, само по себе на мотивацию не влияет. Но достаточно важно, какие нормы и правила трудовой жизни здесь будут реально усвоены.
Представленная информация в данном разделе позволяет сделать выводы. Менеджмент представляет собой область знаний и профессиональной деятельности, направленных на формирование и обеспечение достижения целей организации путем рационального использования имеющихся ресурсов.
Планирование как функция управления заключается в построении плана действий в будущем.
Для достижения в компании намеченных целей и реализации намеченных планов необходимой является организация.
Мотивация в качестве важнейшей функции управления связана с процессом побуждения себя и других людей к деятельности посредством формирования мотивов поведения для достижения целей личного характера и целей всей компании.