Файл: Общие особенности кадровой стратегии организаций бюджетной сферы (Объект оценки - бизнес).pdf
Добавлен: 04.07.2023
Просмотров: 111
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
1.2. Основные принципы оценки бизнеса.
1.3. Оценка бизнеса: подходы и методы.
2. Оценка предприятия (бизнеса) на примере ОАО "Хабаровскэнергосбыт"
2.2. Основные предположения и ограничивающие условия
2.4. Рыночная стоимость объекта оценки.
2.5. Социально-экономическое положение региона объекта оценки.
2.6. Характеристика рынка предприятия.
2.7. Общая характеристика фирмы
2.8. Анализ финансового состояния объекта оценки
2.9.Имущественный (затратный) подход
2.10. Рыночный (сравнительный) подход
2.11. Оценка бизнеса с точки зрения доходов (метод дисконтированных денежных потоков (ДДП).
Введение
В экономике оценочная деятельность выступает как важное и необходимое дополнение к бухгалтерскому учёту, который не может объективно учесть все факторы вне организации, например, изменение рыночной стоимости объектов недвижимости, основных средств, нематериальных активов.
Кроме того, бывают ситуации, когда необходимо оценить стоимость имущества, ранее не состоявшего на бухгалтерском учёте. В этом случае независимые оценщики помогают восстановить реальную стоимость объекта и отразить её в бухгалтерском учёте. Акт независимой оценки – это документ, дающий объективное основание для внесения изменений в данные бухгалтерского учёта. Независимая оценка значительно повышает доверие инвесторов, кредиторов и других заинтересованных организаций к данным, предоставленным бухгалтерией, к бизнес-планам, кредитным заявкам, что немаловажно в условиях рыночной конкуренции.
Также независимая оценка может помочь предпринимателю в спорных ситуациях. Например, при оценке имущества кредитным отделом банка. Риск-менеджеры банка напрямую заинтересованы в занижении стоимости активов, поскольку занижение снижает риски банка. Независимая оценка позволяет избежать предвзятости и субъективности в оценке.
Целью данной курсовой работы изучение оценки стоимости на примере предприятия ОАО « Хабаровскэнергосбыт».
1.1. Объект оценки - бизнес.
Приступая к характеристике бизнеса как объекта оценки, зададимся вопросом: а что же такое бизнес? Чтобы открыть бизнес, необходимо определённое имущество - оборудование, оргтехника, спецодежда и т.д. Но бизнес - это не просто набор имущества, а это и система отношений, складывающихся вокруг этого имущества, и в конечном итоге это способность набора имущества приносить добавленную стоимость. Помимо имущественного комплекса есть ещё и нематериальные активы, которые увеличивают стоимость бизнеса по сравнению со стоимостью имущественного комплекса.
С точки зрения традиционного понимания, оценка бизнеса - это целенаправленный, упорядоченный процесс рассчёта величины стоимости объекта в денежном выражении с учётом влияющих на неё факторов в конкретный момент времени в конкретных условиях рынка. В частном случае оценка бизнеса может производиться по оценке стоимости акций предприятия. Оценка бизнеса и оценка рыночной стоимости имущества - это не тождественные понятия, оценка бизнеса предполагает определение стоимости предприятия для собственника, при этом часть активов может финансироваться за счет заемного капитала. Рыночная стоимость предприятия - это наиболее вероятная цена, по которой данный объект может быть отчуждён на открытом рынке.
Но есть и другое понимание оценки бизнеса (более распространённое в мировой практике), когда оцениваются не только доходы, но и права собственности, технологии, конкурентные преимущества, материальные и нематериальные активы, которые дают возможность зарабатывать данные доходы.
Не знать, сколько стоит твое предприятие в современных условиях развития экономики тождественно непониманию своего места на рынке и стратегических приоритетов развития. Переход к рыночной экономике в России привел к появлению новой профессии, утвержденной Министерством труда РФ - эксперт-оценщик. В связи с растущими потребностями в сфере оценки разработаны законодательные методические основы оценочной деятельности, правительством РФ утверждены стандарты оценки. При этом создание в организации структурного подразделения, готового в любой момент дать ответ на вопрос о стоимости предприятия, является только первым шагом. Значимость оценки бизнеса в России подчёркивается тем, что лицензии на право выступать в качестве оценщика бизнеса выдаются только в Мингосимуществе РФ и не делегируются субъектам РФ.
Процесс оценки жестко регулирует Федеральный закон № 135-ФЗ. В статьях 15, 15.1 и 16 изложены требования к оценщику. Эксперт, предоставляющий услуги по оценке бизнеса, должен быть членом саморегулируемой организации, иметь действующий страховой полис и документ об образовании в области оценочной деятельности. Компания, в которой работает оценщик, обязана иметь банковскую гарантию. Принцип независимости оценщика (компании) обеспечивается «… отсутствием имущественных интересов в объекте оценки, вещных или обязательственных прав вне договора, оценщик (компания) не является аффилированным лицом заказчика, не имеет родственных и других близких связей с сотрудниками организации-заказчика, его гонорар не зависит от итоговой величины стоимости объекта оценки…».
Оценка предприятия подчинена решению определенной, конкретной задачи. Чаще всего возникает потребность в оценке стоимости предприятия в следующих случаях:
1) продажа предприятия, либо части имущества предприятия (земельных участков, зданий, сооружений);
2) реорганизация и ликвидация предприятия;
3) купля-продажа акций предприятия на рынке ценных бумаг;
4) купля-продажа доли (вклада) в уставном капитале общества с ограниченной ответственностью;
5) передача предприятия в аренду;
6) в мировой практике: для проверки, насколько объективна котировка акций той или иной компании для покупки - продажи пакетов акций;
Таким образом, обоснованность и достоверность оценки стоимости имущественного комплекса во многом зависит от того, насколько правильно определена область использования оценки: купля-продажа, получение кредита, страхование, налогообложение и т.д.
1.2. Основные принципы оценки бизнеса.
Оценка бизнеса - это процесс установления экспертом-оценщиком стоимости объекта оценки, результатом которого является научно обоснованное мнение о стоимости оцениваемого объекта на дату оценки в денежном выражении. Хотя оценщики могут прийти к разным результатам, стоимость является объективной величиной, отражающей, с одной стороны, состояние рынка, с другой — состояние объекта.
Объектами оценки могут являться различные активы — земля, здания, сооружения и другие объекты недвижимости, оборудование, ценные бумаги и нематериальные активы (авторские права, лицензии, патенты, торговые марки и т. д.). Единую базу оценки стоимости любого объекта, в том числе и имущества предприятия, составляют принципы оценки бизнеса.
Можно выделить три группы принципов оценки бизнеса:
1) принципы, основанные на субъективном мнении собственника;
2) принципы, отражающие компоненты объекта;
3) принципы, обусловленные воздействием рыночной среды;
Согласно определения, принципы оценки - это основные закономерности поведения субъектов рыночной экономики при оценке того или иного объекта (предприятия, организации). На этапе перехода к рыночной экономике принципы оценки отражают лишь общую тенденцию экономического поведения субъектов рыночных отношений, а не гарантируют такого поведения. В каждом конкретном случае выделяют основные и вспомогательные принципы. Не используются все принципы одновременно.
I. Рассмотрим первую группу принципов оценки, основанную на представлениях собственников бизнеса.
Основным критерием стоимости любого объекта собственности является его полезность. Это аксиома. И бизнес обладает стоимостью только в том случае, когда может быть полезен реальному потенциальному собственнику. В понимании каждого потребителя полезность весьма индивидуальна, но качественно и количественно она определена во времени, пространстве и стоимости. Как общую полезность объекта в рыночной экономике можно выделить его способность приносить доход.
Полезность одного и того же объекта для всех участников рынка неодинакова. Очевидно, что если оцениваемый объект бесполезен то, скорее всего, он не будет обладать положительной стоимостью.
Значит, полезность бизнеса — это его способность приносить доход в данном месте и в данное время. Чем больше полезность, тем выше величина оценочной стоимости, то есть чем больше предприятие способно удовлетворить потребности собственника, тем выше его стоимость. Кроме того, за объект не разумно платить больше, чем может стоить создание нового объекта с аналогичной полезностью.
При этом максимальная цена будет определяться после изучения других потоков доходов с аналогичным уровнем риска и качества. И замещающий объект не обязательно должен быть точной копией оцениваемого объекта. Если некоторый субъект хочет приобрести в собственность мебельное предприятие, специализирующееся на выпуске шкафов, то он будет сравнивать цены на аналогичные предприятия с ценами на мебельные производства, производящие диваны, стулья и другую мебель.
Кроме того, покупатель не ограничен бизнесом одного и того же типа. Отсюда вытекает еще один принцип оценки стоимости предприятия — это принцип замещения. А именно: максимальная стоимость предприятия определяется на уровне наименьшей цены, по которой может быть приобретен другой объект с той же полезностью. С точки зрения пользователя, оценочная стоимость предприятия не должна быть выше минимальной цены аналогичного предприятия с такой же полезностью. То есть стоимость объекта имеет привязку к стоимости аналогичных объектов собственности среднерыночного уровня. Приведём ряд примеров:
1. Предположим, что у потенциального покупателя есть выбор из двух предприятий: на одном установлено оборудование для розлива напитков в стеклянную тару, а на другом – в пластиковые бутылки. Если у предпринимателя планы завоевывать рынок более дешевой продукцией, он выберет второе предприятие, так как пластиковые бутылки легче транспортировать, нет убытков от боя стеклотары.
2. Вместо двух недорогих автостоянок в малонаселенных районах можно приобрести одну дорогую, но в центре города.
3. Предпринимателя, желающего приобрести мукомольное предприятие, может одновременно заинтересовать цех по расфасовке круп.
Из принципа полезности вытекает еще один принцип оценки — принцип ожидания или предвидения.
Прошлое и настоящее бизнеса очень значимы для получения информации, но его экономическую оценку определяет будущее. Полезность любого бизнеса определяется тем, во сколько сегодня оцениваются его будущие доходы. Принцип ожидания можно определить следующим образом: это определение текущей стоимости дохода или других выгод, которые могут быть получены в будущем от владения бизнесом.
Рыночная стоимость бизнеса изменяется во времени под влиянием многочисленных факторов, поэтому привязана к определённой дате. Уже через несколько месяцев она может быть иной. Период, в течение которого для данной оценки выявляются ожидаемые доходы, не может быть больше среднего «горизонта планирования», характерного для хозяйствующих субъектов в данной стране и в данных условиях её развития.
Таким образом, резюмируя первую группу принципов оценки,можно определённо сказать, что бизнес оценивается по его полезности, по возможности его замещения и по ожиданию его будущих доходов.
Перейдём ко второй группе принципов оценки:
II. Вторая группа принципов оценки бизнеса отражает компоненты объекта.
А именно: есть четыре фактора, определяющие доходность любого бизнеса - земля, рабочая сила, капитал, управление, и есть результат их взаимодействия. Необходимо учитывать вклад каждого фактора в формирование дохода предприятия, отсюда и следует принцип вклада: включение любого дополнительного актива в систему предприятия экономически выгодно, если получаемый прирост стоимости предприятия больше затрат на приобретение этого актива.
Принцип вклада подразумевает, что рыночная стоимость объекта увеличивается при добавлении каждого нового фактора, формирующего доход объекта. Сумма, на которую увеличивается рыночная стоимость объекта в этом случае, может отличаться от стоимости добавленного фактора.
Так, например, отделка производственных цехов скорее всего не повлияет на доход от производства и стоимость предприятия. Но такой вклад, как прием на работу нового компетентного управляющего с более высокой зарплатой, может сказаться положительно на результатах производства и, соответственно, стоимости предприятия.
Земля - это объект, физически недвижимый, поэтому факторы рабочей силы, капитала и управления должны быть привязаны к земле. Предприятие будет оценено выше, если земельный участок, на котором расположено предприятие, обеспечивает более высокий доход в силу тех или иных причин, или его удобное расположение позволяет минимизировать затраты (расположение коммуникаций, транспортных путей, доступность для потребителей) :
– дорогой ресторан лучше открыть в престижном элитном районе, где выше остаточная продуктивность, чем на окраине города;
– цех по производству мебели целесообразно разместить около лесопилки, что позволит минимизировать издержки на транспортировку материала;