Файл: Роль рекламы в современном маркетинге (На примере конкретной организации) (ГЛАВА 1. РОЛЬ И МЕСТО РЕКЛАМЫ В СИСТЕМЕ МАРКЕТИНГА).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 04.07.2023

Просмотров: 389

Скачиваний: 6

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Во Дворце культуры активно работают театр, любительские объединения, творческие студии, коллективы художественной самодеятельности, библиотека, автошкола.

На сцене небольшого театрального зала Дворца гастролируют начинающие театральные коллективы и актеры из регионов России и зарубежных стран.

В концертном зале проводятся различные симпозиумы, конференции, семинары, концерты творческих коллективов Дворца.

Многие предприятия и организации города проводят в помещениях Дворца юбилейные вечера, конференции, презентации и праздники.

В помещении Невского дворца культуры находятся:

  • детско-юношеский имидж-театр «Бриз»;
  • детско-юношеский хоровой коллектив «Стихия»;
  • детский ансамбль танца «Клякса»;
  • клуб мягкой игрушки;
  • клуб «Природа и фантазия»;
  • фотоклуб;
  • классы фортепиано;
  • народная филармония;
  • хоровая капелла;
  • оркестр русских народных инструментов;
  • народный театр юного зрителя.

По результатам деятельности дворца за 2018 год постоянными участниками указанных образований являются около 1000 детей и 300 взрослых. Мероприятия дворца посетили более 20000 человек.

Финансовые результаты деятельности дворца культуры за последние несколько лет отражены в таблице 5.

Таблица 5

Показатели деятельности Невского дворца культуры

Показатели

2016 г.

2017 г.

2018 г.

Количество организованных гастролей

7

9

9

Количество проведенных мероприятий

26

35

43

Количество занимающихся детей

842

899

986

Количество занимающихся взрослых

184

236

295

Сдача в аренду помещений (под проведение мероприятий другими организациями)

21

16

14

Выступления детей и взрослых

18

18

28

Прирост занимающихся (%)

10,1

10,6

12,8

Количество посетителей

15623

17526

20103

Прирост посетителей (%)

11,3

12,2

14,7

Наполняемость залов на мероприятиях (%)

52

61

80

Доход дворца культуры (тыс. руб)

2102,546

2908,177

4000,024


Для разработки эффективной рекламы необходимо провести анализ основных элементов маркетинговой среды дворца культуры: потребителей услуг учреждений культуры, характеристики их спроса, конкурентов, маркетинговых посредников (в том числе рекламистов) и т.п.

В 2017 г. в рамках внедрения системы регулярного мониторинга в Минкультуры России Фонд "Институт экономики и социальной политики" провел исследование в учреждениях культуры.

Исследование показало, что среди посетителей учреждений культуры 65,1% составляют женщины, мужчины соответственно 34,3%. Структура респондентов характеризуется преобладанием людей, из возрастных групп 16-25 лет и 36-55 лет (соответственно, 39,3% и 20,7% от массива респондентов). Род занятий участников опроса весьма разнообразен - от учащихся средней школы до пенсионеров.

В исследовании были представлены все социально-статусные группы, различающиеся по уровню доходов:

  • основную часть массива составили респонденты, оценившие свой уровень доходов как средний (49,3%);
  • посетители учреждений культуры, считающие свой доход ниже среднего или совсем низким, составили 13,3% и 5,7% от массива респондентов, соответственно;
  • к группе с уровнем доходов выше среднего отнесли себя 11,6% опрошенных (в т.ч. 2,8% считают его высоким);
  • около 23% участников опроса затруднились с определением своего материального положения.

В составе потребителей услуг учреждений культуры люди с высшим образованием составляют 48,5%. Среди них лидируют представители социально-гуманитарного и технического направлений (28,4% и 19,9%)

Основными целями посещения учреждений культуры являлись "культурно-просветительская" - 52,6%, "образовательная" - 15,9% и "информационная" - 9,5%. Оценка респондентами достижения целей посещения распределилась следующим образом: 66,9% отметили полное достижение целей, 29,7% - частичное, не достигли целей 1,8% респондентов.

Как показало исследование, к основным причинам низкой культурно-досуговой активности относятся:

  • недостаток свободного времени (33,7%);
  • отдаленность учреждений культуры от дома (25,0%);
  • усталость после работы (9,4%);
  • состояние здоровья (4,5%);
  • режим работы учреждений культуры (4,0%);
  • семейно-бытовые условия (3,9%);
  • недостатки в работе учреждений культуры (1,6%).

Результаты исследования показали, что на сегодняшний день работники учреждений культуры не в полной мере владеют необходимой информацией о том, что действительно важно для клиентов и на какие аспекты деятельности необходимо обратить внимание в приоритетном порядке с целью повышения удовлетворенности посетителей качеством оказываемых услуг.


В результате исследования были выявлены зоны потенциального улучшения работы учреждения культуры, т.е. определены приоритетные направления совершенствования его работы по обеспечению качества предоставляемых услуг. Это группа факторов включает:

- условия доступа в учреждения культуры;

- информация об учреждениях культуры, их ресурсах и оказываемых услугах;

- стоимость услуг учреждений культуры;

- услуги учреждений культуры.

Для повышения доступности и качества услуг федеральных учреждений культуры, а также совершенствования системы управления отраслью в целом специалистами фонда «Институт экономики и социальной политики» был разработан комплекс мероприятий, затрагивающих деятельность всех типов рассматриваемых учреждений культуры. Он направлен на:

- развитие в учреждениях системы обратной связи с потребителями услуг путем внедрения системы регистрации, рассмотрения и реагирования на жалобы и предложения посетителей по улучшению работы;

- улучшение условий доступа к территориям, зданиям и помещениям для инвалидов, пожилых граждан, детей - в первую очередь, путем создания необходимой инфраструктуры: пандусы, лифты, эскалаторы, подъемники;

- внесение изменений в режим работы учреждений культуры, например, продление рабочего времени в вечернее время;

- улучшение обеспечения населения информацией о работе учреждений культуры - с помощью рекламы в СМИ, Интернете и т.д., а также PR-мероприятий;

- улучшение качества обслуживания - путем проведения тренингов и семинаров по обучению работников культуры эффективным методам взаимодействия с посетителями;

- усовершенствование системы пространственно-ориентирующей информации - путем установки указателей направлений потоков посетителей, информационных листовок о мероприятиях учреждений и т.п.;

- внедрение системы мониторинга удовлетворенности посетителей качеством и доступностью услуг в каждом учреждении культуры;

- обеспечение эффективного обмена информацией между федеральными учреждениями культуры, учреждениями культуры субъектов РФ, муниципальных образований и другими учреждениями культуры, для выявления и распространения лучшего опыта, т. е. бенчмаркинг.

Таким образом, мы можем сделать вывод, что реклама должна стать не только элементом маркетинговой деятельности учреждения культуры, но и одним из инструментов развития.

Поскольку среди потребителей услуг учреждений преобладают женщины (более 65%), при разработке рекламной кампании необходимо учитывать их внимание к основным средствам рекламы (табл. 6).


В условиях ограниченных финансовых ресурсов Невского дворца культуры, не может быть выбрана реклама на телевидении. В рамках рекламной кампании будут использованы реклама в газетах («Мой район»), реклама в журналах («Ваш досуг»), реклама на плакатах и щитах вблизи от места расположения дворца культуры и реклама в метро (станция «Елизаровская»).

Таблица 6

Внимание жительниц России к основным средствам рекламы[1]

Средство рекламы

Процент от женского населения России в возрасте от 16 лет

Реклама на телевидении

66,0 %

Реклама в газетах

52,0 %

Радиореклама

27,9 %

Реклама в журналах

24,2 %

Реклама на уличных плакатах, щитах

22,0 %

Реклама в витринах магазинов

19,9 %

Реклама на общественном транспорте

16,7 %

Прямая реклама, присылаемая домой

16,2 %

Реклама в метро

8,6 %

Реклама агенты-продавцы

7,3 %

Прямая реклама, присылаемая на работу

4,6 %

Для выбора основного сообщения рекламы необходимо провести сравнительный анализ прямых и косвенных конкурентов Невского дворца культуры (табл. 7).

Таблица 7

Сравнительный анализ конкурентов

Параметры сравнения

Организации

Невский дворец культуры

Кинотеатр «Спутник»

Дом культуры «Заря»

Кинотеатр «Рубеж»

Перечень оказываемых услуг

10

5

8

6

Имидж

8

9

7

10

Территориальный охват

6

7

10

9

Цены за услуги

9

8

7

8

Специальные предложения

9

8

9

10

Итого

42

37

41

43


Примечание: используется 10-ти балльная система; оценка проводилась на основе контент-анализа публикаций в периодических изданиях.

Как видно, из результатов сравнительного анализа, маркетинговые мероприятия Невского дворца культуры должны быть сосредоточены на ценовой политике и проведении рекламной кампании, направленной на привлечение новых клиентов (увеличение территориального охвата).

Для того чтобы составить правильный план рекламной кампании, недостаточно одной лишь информации о СМИ. От Невского дворца культуры необходимо получить информацию по следующим пунктам:

  • Подробное описание рекламируемых услуг. Для планирования вполне достаточно знать назначение услуги, уровень цен на аналогичные услуги, позиции, занимаемые конкурентами. К сожалению, не всякий заказчик способен предоставить эти сведения в распоряжение рекламиста. В этом случае, как правило, рекламист использует сторонние источники - приобретает информацию у исследовательских компаний. Иногда решается более расходная (дорогая) задача, и проводится специальное маркетинговое исследование.
  • Описание целевой аудитории. Аудиторию можно обозначить по социально-демографическим признакам (возраст, пол, социальное и материальное положение), по потребительским предпочтениям, по стилю жизни, по мотивации. Если для воздействия описаны несколько непересекающихся групп, то разумнее работать с несколькими целевыми сегментами или группами. Весьма полезно выделить из группы типичного ее представителя и в деталях представить себе его портрет, описывающий все существенные характеристики.
  • Территория кампании. Как правило, ответ на этот вопрос не вызывает затруднений у заказчика. Кампания может быть территориальной (Невский район) или региональной (Санкт-Петербург).
  • Сроки проведения кампании. Рекламную кампанию имеет смысл координировать с сезонными колебаниями спроса на рекламируемые услуги. Как правило, заказчик имеет представление об этих процессах. Необходимо помнить о том, что первая кампания (так называемый запуск) не дает результата немедленно. Необходимо набраться терпения и не делать скоропалительных выводов, касающихся эффективности предпринятых усилий.
  • Бюджет кампании. Очень часто рекламодатель исходит из реальных материальных возможностей в текущий период. То есть многие тратят на рекламу столько, сколько не жалко, или сколько могут потратить. Более точное, или научное, определение бюджета может быть связано с оценкой рекламных затрат ближайших конкурентов. Эти сведения также можно получить в исследовательских структурах или исходя из предыдущего опыта рекламодателя, соизмерив предыдущие рекламные затраты с их результатами (объемами повышения спроса или увеличением прибыли). Для подобных подходов к определению бюджета существуют свои показатели и методики.