Файл: Доходы и расходы бюджетов публичных образований (1 Теоретические аспекты финансирования бюджетов муниципальных образований).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 04.07.2023

Просмотров: 119

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ВВЕДЕНИЕ

Многообразие бюджетных отношений, их роль и специфика появления являются предметом теоретического исследования и играют важную роль на субъектном и муниципальном уровнях хозяйствования.

Безусловно, одним из важнейших условий адекватного функционирования местного самоуправления является наличие достаточной экономической и финансовой базы для его осуществления. Поэтому так важно совместно с созданием организационно-правовых условий обеспечения деятельности органов местной власти осуществлять работу по формированию и укреплению его финансовой основы, которую, в первую очередь, составляет местный бюджет.

Бюджет муниципального образования - это форма образования и расходования фондов денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения задач и функций, отнесенных к предметам ведения муниципального образования. Как известно, бюджет состоит из смет доходов и расходов. Доходы местных бюджетов в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации формируются за счет собственных доходов: налоговых и неналоговых, и доходов за счет отчислений из федерального и региональных бюджетов: субвенций, субсидий, дотаций и иных форм финансовой помощи. Формирование расходов местного бюджета осуществляется в соответствии с расходными обязательствами органов местного самоуправления. Расходы местного бюджета должны целиком и полностью соответствовать законодательно закрепленным полномочиям органов местной власти по решению вопросов местного значения и отдельным переданным государственным полномочиям.

Объектом исследования выступает муниципальный бюджет города Томска.

Предметом исследования является анализ доходов и расходов публичного бюджета.

Цель курсовой работы состоит в исследовании проблем баланса доходов и расходов бюджета города Томска.

Для реализации цели в работе будут решены следующие задачи:

  • изучение теоретических аспектов бюджетов муниципальных образований;
  • анализ доходов и расходов муниципального бюджета города Томска;
  • раскрытие понятия бюджетного дефицита и рассмотрены источники его финансирования;
  • определение направлений совершенствования бюджетной политики муниципального образования;
  • определение возможных путей решения проблемы сбалансированности бюджета муниципального образования «Город Томск» в долгосрочном периоде.

Методы, которые применялись в исследовании, следующие: анализ литературных источников, обобщения, описания, анализ и синтез, процессный и системный подходы, сравнительно-сопоставительный метод и др.


Исходя из цели и задач курсовая работа имеет следующую структуру: введение, две главы, заключение, список использованных источников.

Глава 1. Теоретические аспекты финансирования бюджетов муниципальных образований

1.1 Состав и структура доходов и расходов муниципального бюджета

В бюджетной системе Российской Федерации местные бюджеты являются самыми многочисленными. Им принадлежит важная роль в финансировании местных потребностей, в обеспечении защиты населения, проживающего на территории муниципальных образований. В связи с этим на органы местного самоуправления возложены полномочия по созданию соответствующей экономической базы. Формирование местных бюджетов и управление ими становятся приоритетными для органов местного самоуправления.

Бюджет муниципального образования (местный бюджет) является формой по образованию и расходованию денежных средств в расчете на финансовый год, предназначаемых для обеспечения задач и функций, относимых к предметам ведения местного самоуправления, посредством выполнения расходных обязательств соответствующего муниципального образования.

Деятельность, связанная с бюджетным процессом на уровне местного самоуправления, состоит из:

  • составления и рассмотрения проектов местного бюджета;
  • утверждения и исполнения проектов местного бюджета;
  • контроля над выполнением проекта местного бюджета;
  • утверждения отчетов об исполнении [13, с. 16].

В основе бюджетного процесса лежит Бюджетный Кодекс РФ (ст. 9), а также нормативные акты, принятые органами местного самоуправления.

Участниками бюджетного процесса являются представительные, а также иные органы местного самоуправления (местная администрация, финансовый отдел или управление, муниципальное казначейство, отраслевые муниципальные службы, муниципальная налоговая инспекция) [2].

Также особенности бюджетного процесса можно рассмотреть конкретно на стадии его исполнения по доходам и расходам.


Доходная часть местных бюджетов согласно Бюджетному кодексу Российской Федерации формируется за счет собственных доходов и доходов за счет отчислений от федеральных и региональных регулирующих налогов и сборов.

Собственные доходы местных бюджетов состоят из:

  • налоговых доходов, зачисляемых в местные бюджеты согласно бюджетному законодательству Российской Федерации и законодательству о налогах и сборах;
  • неналоговых доходов, зачисляемых в местные бюджеты согласно законодательству Российской Федерации;
  • доходов, полученных местными бюджетами в виде безвозмездных и безвозвратных перечислений, исключая субвенции из Федерального фонда компенсаций и (или) региональных фондов компенсаций [2].

В соответствии со ст. 53 Закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» расходы местных бюджетов осуществляются в формах, предусмотренных Бюджетным Кодексом РФ [4].

Расходы муниципального образования - это средства, которые выделяются из местного бюджета и направляются на решение задач по реализации части государственных полномочий, переданные органам местного самоуправления; на обеспечение решения задач местного значения, развития муниципального образования.

Расходная часть бюджета муниципального образования состоит из:

    1. Обязательных расходов (обеспечения выплат гражданам, собственных расходов муниципальных образований, связанных с разрешением задач местного значения и обслуживанием муниципального долга).

Классификация расходов состоит из:

  • содержания органов местного самоуправления;
  • проведения местных выборов и референдумов;
  • реализации муниципального заказа;
  • исполнения нормативных актов;
  • финансовой поддержки отраслей местного хозяйства;
  • обслуживания долговых обязательств муниципальных образований;
  • специальных целевых программ местного значения;
  • инвестиций в местную инфраструктуру.

Данные категории затрат должны быть покрыты собственными источниками доходов (налоговые и неналоговые поступления), а также межбюджетными трансфертами, в случае наличия дефицита бюджетного обеспечения собственными средствами.

  1. Дискреционные расходы - это затраты, взаимосвязанные с реализацией отдельных госполномочий, переданных местным органам, они заключаются в следующем:
  • обеспечении госгарантий прав населения на получение общедоступного и бесплатного дошкольного, а также дополнительного образования в общеобразовательных учреждениях в рамках осуществления основных общеобразовательных программ, в части финансирования затрат на оплату труда сотрудников муниципальных учреждений;
  • социальной поддержки и социальном обслуживании населения в пожилом возрасте и инвалидов, граждан, которые находятся в трудной жизненной ситуации, а также детей-сирот, безнадзорных, ветеранов, малоимущих;
  • выплате гражданам адресных субсидий на оплату жилья и коммунальных услуг;
  • субвенциях на исполнение федеральных полномочий по госрегистрации актов гражданского состояния;
  • строительстве и содержании автомобильных дорог общего пользования межмуниципального значения;
  • предупреждении ситуаций, которые могут приводить к нарушениям функционирования систем жизнеобеспечения населения, и ликвидации их последствий;
  • организации и осуществлении межмуниципальных программ и проектов в сфере охраны окружающей среды и экологической безопасности;
  • субвенциях на покрытие дополнительных затрат (убытков тепло- и электроснабжения);
  • осуществлении поселениями полномочий по первичному воинскому учету;
  • организации библиотечного обслуживания населения библиотеками субъекта РФ и пр. [38, с. 117] .

В целом, приведенная структура доходов и расходов бюджетов муниципальных образований дает только общее теоретическое представление о том, как формируют местный бюджет и на какие цели выделяют средства из него. Для того чтобы понимать реальное положение дел, оценивать и сопоставлять разные источники доходной части местных бюджетов, оценивать их роль и процентное соотношение в его структуре, а также анализировать основные расходы местных бюджетов и показывать их структуру, количественные показатели, требуется обратиться к исследованию показателей реального бюджета муниципального образования.

1.2 Правовое обеспечение формирования доходной и расходной частей муниципального бюджета

Нормативно-правовая составляющая бюджетной политики муниципалитетов в РФ представляет собой совокупность правовых норм, содержащихся в нормативных правовых актах, которыми руководствуются органы и организации, участвующие в выработке бюджетной политики и устанавливающие процедуры ее реализации.

Немаловажным является ясное и недвусмысленное разграничение доходов и расходов между бюджетами бюджетной системы, начало которому положено на конституционном уровне (в Конституции РФ) и продолжено в бюджетном законодательстве (Бюджетный кодекс РФ). Полномочия и права, которые закреплены за органами муниципального управления БК РФ и Федеральным законом «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ».

Формирование, рассмотрение, утверждение и исполнение бюджетов муниципальных образований помимо вышеназванных нормативно-правовых актов, регламентируется уставами и иными правовыми актами органов муниципального управления. В муниципальных образованиях принимают собственное Положение о бюджетном процессе в муниципальном образовании [27, С. 59].

В свете реформирования законодательства о местном самоуправлении, а также БК РФ и НК РФ в последние несколько лет, выявились некоторые проблемы, возникающие при утверждении доходной и расходной частей бюджетов муниципальных образований, а также их балансировке. Так, на данный момент существуют расхождения в размерах налоговых поступлений, образующих налоговую базу бюджетов различных уровней. Стоит отметить, что внесенные в федеральное и региональное законодательство изменения, цель которых состояла в приведении его в соответствие с новыми нормами федеративных отношений и принципами местного самоуправления, привели к существенному перераспределению источников доходов между органами государственной власти РФ и муниципалитетами [23, с. 9].


Также к проблемам в сфере муниципальной бюджетной политики можно причислить несоответствие величины источников собственных доходов местных бюджетов величине расходных обязательств публично-правовых образований. Значительный объем расходных полномочий муниципалитетов не обеспечен доходными источниками, и из-за этого имеет место разбалансированность местного бюджета вследствие образования диспропорции в соотношении доходных ресурсов и расходных обязательств. Муниципальные образования испытывают недостаток собственных источников формирования полноценных самостоятельных бюджетов.

Принятый порядок распределения доходов между органами государственной власти и органами самоуправления, который существует в России, оказывает негативный эффект на самостоятельность муниципалитетов, и в то же время отрицательно сказывается на стимулировании их развития. Несмотря на имеющиеся достижения, модернизация местного самоуправления в нашей стране не сумела решить проблемы недостаточной финансовой самостоятельности местного самоуправления.

Важнейшей детерминантой, оказывающей негативное влияние на сформированность местных бюджетов, является несовершенство действующего законодательства. В настоящее время актуален вопрос дальнейшей модернизации и развития законодательства в сторону увеличения налоговой базы муниципалитетов. Налоговая база муниципальных территориальных образований, которая состоит из налоговых платежей за земельные участки, за имущество физических лиц и торгового сбора, недостаточна для обеспечения расходной части бюджета. [30, с.63]

При этом налоговое законодательство устанавливает, что местные власти не имеют права устанавливать налоги на муниципальном уровне; они лишь вправе вводить налоги, которые установлены федеральными органами власти. Для того чтобы решить данную проблему, необходимо создать на муниципальном уровне стабильную налоговую базу, которая содержала бы наиболее приемлемое и пропорциональное соотношение финансового обеспечения бюджетов муниципальных образований за счет дотационной помощи и за счет налоговых поступлений [18, с. 107].

В дополнение к сказанному на уровне законодательства необходимо зафиксировать обязанности, препорученные муниципалитетам, таким образом, чтобы они были соразмерны с их финансовым потенциалом. Определённая Правительством РФ предельная величина «финансовых вливаний», необходимых муниципалитетам для того, чтобы обеспечивать свои финансовые обязательства в реальности оказывается ниже их действительных потребностей. Местным органам власти отраслевым законодательством вверяются различные полномочия федерального и регионального уровня, связанные с расходованием средств из бюджетного фонда, в большом объеме и несколько беспорядочно.