Файл: Доходы и расходы бюджетов публичных образований (1 Теоретические аспекты финансирования бюджетов муниципальных образований).pdf
Добавлен: 04.07.2023
Просмотров: 119
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Теоретические аспекты финансирования бюджетов муниципальных образований
1.1 Состав и структура доходов и расходов муниципального бюджета
1.2 Правовое обеспечение формирования доходной и расходной частей муниципального бюджета
Глава 2. Анализ доходов и расходов публичного образования на примере бюджета города Томска
2.1 Характеристика бюджетного процесса города Томска
2.2 Анализ доходов бюджета г. Томска
2.3 Анализ расходов бюджета г. Томска
2.4 Основные характеристики бюджета города Томска на 2019-2021 гг.
2.5 Проблема баланса доходов и расходов в бюджете г.Томска и пути её решения
ВВЕДЕНИЕ
Многообразие бюджетных отношений, их роль и специфика появления являются предметом теоретического исследования и играют важную роль на субъектном и муниципальном уровнях хозяйствования.
Безусловно, одним из важнейших условий адекватного функционирования местного самоуправления является наличие достаточной экономической и финансовой базы для его осуществления. Поэтому так важно совместно с созданием организационно-правовых условий обеспечения деятельности органов местной власти осуществлять работу по формированию и укреплению его финансовой основы, которую, в первую очередь, составляет местный бюджет.
Бюджет муниципального образования - это форма образования и расходования фондов денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения задач и функций, отнесенных к предметам ведения муниципального образования. Как известно, бюджет состоит из смет доходов и расходов. Доходы местных бюджетов в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации формируются за счет собственных доходов: налоговых и неналоговых, и доходов за счет отчислений из федерального и региональных бюджетов: субвенций, субсидий, дотаций и иных форм финансовой помощи. Формирование расходов местного бюджета осуществляется в соответствии с расходными обязательствами органов местного самоуправления. Расходы местного бюджета должны целиком и полностью соответствовать законодательно закрепленным полномочиям органов местной власти по решению вопросов местного значения и отдельным переданным государственным полномочиям.
Объектом исследования выступает муниципальный бюджет города Томска.
Предметом исследования является анализ доходов и расходов публичного бюджета.
Цель курсовой работы состоит в исследовании проблем баланса доходов и расходов бюджета города Томска.
Для реализации цели в работе будут решены следующие задачи:
- изучение теоретических аспектов бюджетов муниципальных образований;
- анализ доходов и расходов муниципального бюджета города Томска;
- раскрытие понятия бюджетного дефицита и рассмотрены источники его финансирования;
- определение направлений совершенствования бюджетной политики муниципального образования;
- определение возможных путей решения проблемы сбалансированности бюджета муниципального образования «Город Томск» в долгосрочном периоде.
Методы, которые применялись в исследовании, следующие: анализ литературных источников, обобщения, описания, анализ и синтез, процессный и системный подходы, сравнительно-сопоставительный метод и др.
Исходя из цели и задач курсовая работа имеет следующую структуру: введение, две главы, заключение, список использованных источников.
Глава 1. Теоретические аспекты финансирования бюджетов муниципальных образований
1.1 Состав и структура доходов и расходов муниципального бюджета
В бюджетной системе Российской Федерации местные бюджеты являются самыми многочисленными. Им принадлежит важная роль в финансировании местных потребностей, в обеспечении защиты населения, проживающего на территории муниципальных образований. В связи с этим на органы местного самоуправления возложены полномочия по созданию соответствующей экономической базы. Формирование местных бюджетов и управление ими становятся приоритетными для органов местного самоуправления.
Бюджет муниципального образования (местный бюджет) является формой по образованию и расходованию денежных средств в расчете на финансовый год, предназначаемых для обеспечения задач и функций, относимых к предметам ведения местного самоуправления, посредством выполнения расходных обязательств соответствующего муниципального образования.
Деятельность, связанная с бюджетным процессом на уровне местного самоуправления, состоит из:
- составления и рассмотрения проектов местного бюджета;
- утверждения и исполнения проектов местного бюджета;
- контроля над выполнением проекта местного бюджета;
- утверждения отчетов об исполнении [13, с. 16].
В основе бюджетного процесса лежит Бюджетный Кодекс РФ (ст. 9), а также нормативные акты, принятые органами местного самоуправления.
Участниками бюджетного процесса являются представительные, а также иные органы местного самоуправления (местная администрация, финансовый отдел или управление, муниципальное казначейство, отраслевые муниципальные службы, муниципальная налоговая инспекция) [2].
Также особенности бюджетного процесса можно рассмотреть конкретно на стадии его исполнения по доходам и расходам.
Доходная часть местных бюджетов согласно Бюджетному кодексу Российской Федерации формируется за счет собственных доходов и доходов за счет отчислений от федеральных и региональных регулирующих налогов и сборов.
Собственные доходы местных бюджетов состоят из:
- налоговых доходов, зачисляемых в местные бюджеты согласно бюджетному законодательству Российской Федерации и законодательству о налогах и сборах;
- неналоговых доходов, зачисляемых в местные бюджеты согласно законодательству Российской Федерации;
- доходов, полученных местными бюджетами в виде безвозмездных и безвозвратных перечислений, исключая субвенции из Федерального фонда компенсаций и (или) региональных фондов компенсаций [2].
В соответствии со ст. 53 Закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» расходы местных бюджетов осуществляются в формах, предусмотренных Бюджетным Кодексом РФ [4].
Расходы муниципального образования - это средства, которые выделяются из местного бюджета и направляются на решение задач по реализации части государственных полномочий, переданные органам местного самоуправления; на обеспечение решения задач местного значения, развития муниципального образования.
Расходная часть бюджета муниципального образования состоит из:
-
- Обязательных расходов (обеспечения выплат гражданам, собственных расходов муниципальных образований, связанных с разрешением задач местного значения и обслуживанием муниципального долга).
Классификация расходов состоит из:
- содержания органов местного самоуправления;
- проведения местных выборов и референдумов;
- реализации муниципального заказа;
- исполнения нормативных актов;
- финансовой поддержки отраслей местного хозяйства;
- обслуживания долговых обязательств муниципальных образований;
- специальных целевых программ местного значения;
- инвестиций в местную инфраструктуру.
Данные категории затрат должны быть покрыты собственными источниками доходов (налоговые и неналоговые поступления), а также межбюджетными трансфертами, в случае наличия дефицита бюджетного обеспечения собственными средствами.
- Дискреционные расходы - это затраты, взаимосвязанные с реализацией отдельных госполномочий, переданных местным органам, они заключаются в следующем:
- обеспечении госгарантий прав населения на получение общедоступного и бесплатного дошкольного, а также дополнительного образования в общеобразовательных учреждениях в рамках осуществления основных общеобразовательных программ, в части финансирования затрат на оплату труда сотрудников муниципальных учреждений;
- социальной поддержки и социальном обслуживании населения в пожилом возрасте и инвалидов, граждан, которые находятся в трудной жизненной ситуации, а также детей-сирот, безнадзорных, ветеранов, малоимущих;
- выплате гражданам адресных субсидий на оплату жилья и коммунальных услуг;
- субвенциях на исполнение федеральных полномочий по госрегистрации актов гражданского состояния;
- строительстве и содержании автомобильных дорог общего пользования межмуниципального значения;
- предупреждении ситуаций, которые могут приводить к нарушениям функционирования систем жизнеобеспечения населения, и ликвидации их последствий;
- организации и осуществлении межмуниципальных программ и проектов в сфере охраны окружающей среды и экологической безопасности;
- субвенциях на покрытие дополнительных затрат (убытков тепло- и электроснабжения);
- осуществлении поселениями полномочий по первичному воинскому учету;
- организации библиотечного обслуживания населения библиотеками субъекта РФ и пр. [38, с. 117] .
В целом, приведенная структура доходов и расходов бюджетов муниципальных образований дает только общее теоретическое представление о том, как формируют местный бюджет и на какие цели выделяют средства из него. Для того чтобы понимать реальное положение дел, оценивать и сопоставлять разные источники доходной части местных бюджетов, оценивать их роль и процентное соотношение в его структуре, а также анализировать основные расходы местных бюджетов и показывать их структуру, количественные показатели, требуется обратиться к исследованию показателей реального бюджета муниципального образования.
1.2 Правовое обеспечение формирования доходной и расходной частей муниципального бюджета
Нормативно-правовая составляющая бюджетной политики муниципалитетов в РФ представляет собой совокупность правовых норм, содержащихся в нормативных правовых актах, которыми руководствуются органы и организации, участвующие в выработке бюджетной политики и устанавливающие процедуры ее реализации.
Немаловажным является ясное и недвусмысленное разграничение доходов и расходов между бюджетами бюджетной системы, начало которому положено на конституционном уровне (в Конституции РФ) и продолжено в бюджетном законодательстве (Бюджетный кодекс РФ). Полномочия и права, которые закреплены за органами муниципального управления БК РФ и Федеральным законом «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ».
Формирование, рассмотрение, утверждение и исполнение бюджетов муниципальных образований помимо вышеназванных нормативно-правовых актов, регламентируется уставами и иными правовыми актами органов муниципального управления. В муниципальных образованиях принимают собственное Положение о бюджетном процессе в муниципальном образовании [27, С. 59].
В свете реформирования законодательства о местном самоуправлении, а также БК РФ и НК РФ в последние несколько лет, выявились некоторые проблемы, возникающие при утверждении доходной и расходной частей бюджетов муниципальных образований, а также их балансировке. Так, на данный момент существуют расхождения в размерах налоговых поступлений, образующих налоговую базу бюджетов различных уровней. Стоит отметить, что внесенные в федеральное и региональное законодательство изменения, цель которых состояла в приведении его в соответствие с новыми нормами федеративных отношений и принципами местного самоуправления, привели к существенному перераспределению источников доходов между органами государственной власти РФ и муниципалитетами [23, с. 9].
Также к проблемам в сфере муниципальной бюджетной политики можно причислить несоответствие величины источников собственных доходов местных бюджетов величине расходных обязательств публично-правовых образований. Значительный объем расходных полномочий муниципалитетов не обеспечен доходными источниками, и из-за этого имеет место разбалансированность местного бюджета вследствие образования диспропорции в соотношении доходных ресурсов и расходных обязательств. Муниципальные образования испытывают недостаток собственных источников формирования полноценных самостоятельных бюджетов.
Принятый порядок распределения доходов между органами государственной власти и органами самоуправления, который существует в России, оказывает негативный эффект на самостоятельность муниципалитетов, и в то же время отрицательно сказывается на стимулировании их развития. Несмотря на имеющиеся достижения, модернизация местного самоуправления в нашей стране не сумела решить проблемы недостаточной финансовой самостоятельности местного самоуправления.
Важнейшей детерминантой, оказывающей негативное влияние на сформированность местных бюджетов, является несовершенство действующего законодательства. В настоящее время актуален вопрос дальнейшей модернизации и развития законодательства в сторону увеличения налоговой базы муниципалитетов. Налоговая база муниципальных территориальных образований, которая состоит из налоговых платежей за земельные участки, за имущество физических лиц и торгового сбора, недостаточна для обеспечения расходной части бюджета. [30, с.63]
При этом налоговое законодательство устанавливает, что местные власти не имеют права устанавливать налоги на муниципальном уровне; они лишь вправе вводить налоги, которые установлены федеральными органами власти. Для того чтобы решить данную проблему, необходимо создать на муниципальном уровне стабильную налоговую базу, которая содержала бы наиболее приемлемое и пропорциональное соотношение финансового обеспечения бюджетов муниципальных образований за счет дотационной помощи и за счет налоговых поступлений [18, с. 107].
В дополнение к сказанному на уровне законодательства необходимо зафиксировать обязанности, препорученные муниципалитетам, таким образом, чтобы они были соразмерны с их финансовым потенциалом. Определённая Правительством РФ предельная величина «финансовых вливаний», необходимых муниципалитетам для того, чтобы обеспечивать свои финансовые обязательства в реальности оказывается ниже их действительных потребностей. Местным органам власти отраслевым законодательством вверяются различные полномочия федерального и регионального уровня, связанные с расходованием средств из бюджетного фонда, в большом объеме и несколько беспорядочно.