Файл: Доходы и расходы бюджетов публичных образований (1 Теоретические аспекты финансирования бюджетов муниципальных образований).pdf
Добавлен: 04.07.2023
Просмотров: 113
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Теоретические аспекты финансирования бюджетов муниципальных образований
1.1 Состав и структура доходов и расходов муниципального бюджета
1.2 Правовое обеспечение формирования доходной и расходной частей муниципального бюджета
Глава 2. Анализ доходов и расходов публичного образования на примере бюджета города Томска
2.1 Характеристика бюджетного процесса города Томска
2.2 Анализ доходов бюджета г. Томска
2.3 Анализ расходов бюджета г. Томска
2.4 Основные характеристики бюджета города Томска на 2019-2021 гг.
2.5 Проблема баланса доходов и расходов в бюджете г.Томска и пути её решения
Таблица 3
Показатели прогноза социально-экономического развития муниципального образования «Город Томск» на 2019-2021 гг.
Показатели |
2017- |
2018- |
2019-прогноз |
2020-прогноз |
2021-прогноз |
|||
факт |
оценка |
1 вар |
2 вар |
1 вар |
2 вар |
1 вар |
2 вар |
|
Численность постоянного населения (среднегодовая), тыс. чел. |
592,4 |
595,6 |
598,9 |
599,3 |
602,3 |
603,6 |
605,8 |
608,1 |
Уровень регистрируемой безработицы (в % к экономически активному населению), % |
0,9 |
0,78 |
0,74 |
0,72 |
0,71 |
0,68 |
0,68 |
0,64 |
Среднемесячная заработная |
||||||||
плата одного работника в целом по городу, руб. |
30902,6 |
32446,2 |
34360 |
34548,8 |
36490,3 |
37029,9 |
38899,1 |
39948,6 |
Величина прожиточного |
||||||||
минимума в среднем на 1 человека в месяц, руб. |
10483 |
10546 |
10630 |
10588 |
10726 |
10672 |
10812 |
10715 |
Ввод в эксплуатацию жилых домов, тыс. кв. м |
171 |
250 |
300 |
380 |
320 |
405 |
330 |
415 |
Сводный |
||||||||
индекс потребительских цен, % |
106,9 |
103,9 |
103,9 |
103,9 |
104,0 |
104,0 |
104,0 |
104,0 |
Показатели определены на основании постановления администрации Города Томска 01.09.2018 № 780 «О прогнозе социально-экономического развития муниципального образования «Город Томск» на 2019 год и плановый период 2020 и 2021 годов и на период до 2030 года».
Основные показатели бюджета города Томска на 2019-2021 гг. представлены в таблице 4.
Таблица 4
Основные характеристики бюджета г. Томска на 2019-2021 гг.
(с изменениями в % к предыдущему году), млн. руб.
2019 |
% |
2020 |
% |
2021 |
% |
|
Численность населения, тыс. чел. |
598,8 |
100,9 |
604,5 |
101,0 |
611,5 |
101,2 |
Всего доходов |
15433,5 |
92,7 |
13990,5 |
90,7 |
14277,3 |
102,0 |
Всего расходов |
15345,8 |
91,3 |
13201,4 |
86,0 |
13053,8 |
98,9 |
Дефицит / Профицит |
87,8 |
114,2 |
789,1 |
898,7 |
1223,5 |
155,0 |
Налоговые доходы, в т.ч: |
5785,5 |
102,8 |
5896,6 |
101,9 |
6226,9 |
105,6 |
- доходы от патентов |
18,9 |
104,2 |
22,4 |
118,5 |
23,8 |
106,3 |
- упрощенная налоговая система |
76,5 |
103,5 |
80,4 |
105,1 |
89,6 |
111,4 |
- налог на имущество |
621,9 |
249,0 |
455,6 |
73,3 |
455,6 |
100,0 |
- налог на землю |
979,8 |
90,0 |
866,2 |
88,4 |
874,8 |
101,0 |
Из таблицы очевидно, что бюджет г. Томска планировался с профицитом бюджета, в 2021 г. он достигнет 1223,5 млн. руб.
Налоговые доходы в структуре бюджета муниципального образования в 2019 г. составили 37,5%, или 5785,5 млн. руб.
В свою очередь, структура неналоговых доходов муниципального образования на 2019 г. представлена на рис. 3. Очевидно, что большую часть занимают доходы от сдачи в аренду земельных участков и средства от продажи права на заключение договоров аренды указанных земельных участков - 42,8%, или 525,4 млн. руб.
Рисунок 3. Структура неналоговых доходов г. Томска на 2019 г.
В структуре расходов бюджета муниципального образования на 2019 г. без учета безвозмездных поступлений большую долю занимают заработная плата и начисления на оплату труда - 35,0%, или 2349,8 млн. руб.
Объемы средств, получаемых на основе софинансирования, в 2019 г. планируются в размере 2772,4 млн. руб. (рис. 4).
Рисунок 4. Объемы средств бюджета г. Томска, получаемых на основе софинансирования, в 2019 г.
Объемы средств бюджета г. Томска, получаемых на основе софинансирования, в 2019 г.: 1737,1 млн. руб., или 62,7%, 689,8 млн. руб., или 24,9%, 345,5 млн. руб., или 12,4%.
Направления расходования средств, выделенных из бюджетов всех уровней на условиях софинансирования в 2019 году:
- строительство общеобразовательной организации на 1100 мест по ул. Дизайнеров, 4 в г. Томске;
- строительство объектов транспортной и инженерной инфраструктуры для промпарков №1 в Северной промзоне;
- капитальный ремонт объектов коммунальной инфраструктуры в целях подготовки хозяйственного комплекса к безаварийному прохождению отопительного сезона;
- проведение противооползневых мероприятий;
- строительство объекта «Улицы №1 и №2 в микрорайоне №13 жилого района «Восточный»;
- газоснабжение территории муниципального образования «Город Томск»;
- организация групп в негосударственных дошкольных образовательных учреждениях;
- выплаты компенсаций родителям, дети которых посещают частные сады (группы по присмотру и уходу за детьми).
Таблица 5
Структура расходов бюджета г. Томска на 2019-2021 гг., млн. руб.
Наименование |
2019 сумма, млн. руб. |
Доля в общем объеме расходов |
2020 сумма, млн. руб |
Доля в общем объеме расходов |
2021 сумма, млн. руб. |
Доля в общем объеме расходов |
Всего расходов без учета безвозмездных поступлений, в т.ч.: |
6993,7 |
100,0 |
6721,9 |
100,0 |
7150,8 |
100,0 |
Капитальный ремонт |
549,0 |
7,8 |
301,3 |
4,5 |
684,2 |
9,6 |
Капитальные вложения |
857,9 |
12,3 |
640,5 |
9,5 |
711,9 |
10,0 |
Резервные фонды |
128,0 |
1,8 |
150,6 |
2,2 |
180,5 |
2,5 |
Обслуживание муниципального долга |
196,7 |
2,8 |
194,7 |
2,9 |
201,8 |
2,8 |
Заработная плата и начисления на оплату труда |
2186,1 |
31,3 |
2349,8 |
35,0 |
2517,9 |
35,2 |
Исполнение решений судов |
259,9 |
3,7 |
150,7 |
2,2 |
226,3 |
3,2 |
В целом, приоритетами расходования средств бюджета города Томска, являются:
- обеспечение безопасности детей;
- обеспечение доступности дошкольного образования;
- модернизация общего образования;
- содержание, ремонт и развитие улично-дорожной сети, улучшение транспортного обслуживания;
- развитие инженерной инфраструктуры;
- социальная поддержка отдельных категорий граждан;
- повышение инвестиционной привлекательности путем создания благоприятных условий для устойчивого развития предприятий реального сектора экономики.
В целом, основные направления бюджетной политики г. Томска на 2019-2021 гг. состоят из:
- трехлетнего бюджетного планирования;
- формирования бюджетных параметров исходя из необходимости выполнения действующих расходных обязательств, в т.ч. учитывая их оптимизацию и повышение эффективности использования финансовых ресурсов;
- использования механизмов по повышению результативности бюджетных расходов;
- мониторинга качества финансового менеджмента, осуществляемого главными распорядителями бюджетных средств;
- обеспечения выполнения социальных обязательств;
- обеспечения режима экономного и рационального использования бюджетных средств, учитывая проведение мероприятий по энергосбережению;
- отказа от дальнейшей реализации муниципальных программ в случаях, если предусмотренные в них конкретные цели их реализации и индикаторы оценки не достигнуты;
- совершенствования процедур принятия решений о реализации новых инвестиционных проектов;
- усиления внутреннего финансового контроля и повышения ответственности учредителя за результаты деятельности учреждений, включая деятельность их руководителей;
- повышения качества управления муниципальной собственностью и обеспечения полноценного учета имущества казны с его отражением в бюджетной отчетности;
- осуществления контроля за устранением выявленных финансовых нарушений;
- внедрения в работу органов внутреннего финансового контроля методов оценки достигнутых результатов, учитывая изменения действующего бюджетного законодательства;
- повышения качества предоставляемых населению муниципальных услуг, прежде всего, в сферах образования, культуры и физической культуры;
- продолжения оптимизации сети муниципальных учреждений;
- продолжения работы по переходу на «эффективный контракт»;
Таким образом, анализ поступлений доходов в бюджет г. Томска свидетельствует о том, что собственные доходы с каждым годом увеличиваются, но это рост не значителен по сравнению с увеличением межбюджетных трансфертов. При этом налоговые доходы в целом демонстрируют устойчивый рост, а неналоговые доходы - нестабильный, что говорит о том, что в будущем данной составляющей бюджета необходимо уделять основное внимание, работать над вопросами более эффективного использования муниципальной собственности. В налоговых доходах наибольшее увеличение поступлений связано с налогом на добычу общераспространенных полезных ископаемых, государственной пошлиной и земельным налогом. Практически по всем статьям расходов, связанных с социально-экономическим развитием муниципального образования отмечается рост.
2.5 Проблема баланса доходов и расходов в бюджете г.Томска и пути её решения
В настоящее время основной проблемой построения бюджетов всех уровней является балансировка доходов и расходов бюджета в нестабильных макроэкономических условиях. От сбалансированности этих показателей зависит экономическая стабильность отдельно взятого муниципального образования, региона и государства в целом. Таким образом, вопрос соотношения доходов и расходов бюджета является особенно актуальным.
Термин бюджетная сбалансированность отражен в виде принципа бюджетной системы в БК РФ . Статья 33 БК РФ обозначает принцип сбалансированности бюджета , как «объем предусмотренных бюджетом расходов , соответствующий суммарному объему доходов бюджета и поступлений источников финансирования его дефицита, уменьшенных на суммы выплат из бюджета, связанных с источниками финансирования дефицита бюджета и изменением остатков на с четах по учету средств бюджетов».
Таблица 6
Основные показатели бюджета города Томск
в 2016-2018 гг. (тыс.руб.)
2016 |
2017 |
2018 |
||||
план |
факт |
план |
факт |
план |
факт |
|
Доходы |
11 781 055,90 |
11 792 718,70 |
13 933 128,30 |
13 872 790,20 |
14 625 813,00 |
14 890 760,60 |
Расходы |
12 798 786,70 |
12 421 711,80 |
14 484 382,80 |
14 088 088,30 |
15 219 960,70 |
14 799 230,80 |
Дефицит |
1 017 730,80 |
628 993,10 |
551 254,50 |
215 298,10 |
594 147,70 |
-91 529,80 |
По итогам 2016 года при утвержденном дефиците бюджета Города Томска в сумме 1 017,7 млн. руб. фактический дефицит бюджета составил 629,0 млн. руб., в том числе 323,2 млн. руб. - за счет привлечения заемных средств и 305,8 млн. руб. - за счет изменения остатков средств на счетах по учету средств бюджета.
Дефицит бюджета без учета изменения остатков средств на счетах по учету средств бюджета составил 323,2 млн. руб. или 5,5% от величины доходов бюджета города Томска без учета объема безвозмездных поступлений (при максимально допустимом размере в соответствии с бюджетным законодательством - 10%), при плановом значении - 6,9%.
Объем муниципального долга на 01.01.2017 составил 3 419,0 млн. руб. По сравнению с 01.01.2016 произошел рост муниципального долга на 10,4% или на 323,2 млн.
руб. за счет роста объема заемных средств, направленных в 2016 году на финансирование дефицита бюджета города.
Отношение муниципального долга к доходам бюджета города Томска без учета объема безвозмездных поступлений по состоянию на 01.01.2017 составило 58,4% (на 01.01.2016-53,7%).
По итогам 2017 года при утвержденном дефиците бюджета Города Томска в размере 551,3 млн. руб. дефицит бюджета составил 215,3 млн. руб., в том числе:
-131,2 млн. руб. - за счет привлечения заемных средств,
-84,1 млн. руб. - за счет изменения остатков средств на счетах по учету средств бюджета.
Дефицит бюджета без учета изменения остатков средств на счетах по учету средств бюджета составил 131,2 млн. руб. или 2,1% от величины доходов бюджета Города Томска без учета объема безвозмездных поступлений (при максимально допустимом размере в соответствии с бюджетным законодательством - 10%) при плановом значении - 3,8%.
Верхний предел муниципального долга на 01.01.2018 утвержден в размере 3 655,2 млн. руб. или 59,0% от общего годового объема доходов бюджета без учета утвержденного объема безвозмездных поступлений. По итогам 2017 года объем муниципального долга на 01.01.2018 составил 3 550,2 млн. руб. или 57,4% от общего годового объема доходов бюджета без учета объема безвозмездных поступлений.
Отношение муниципального долга к доходам бюджета Города Томска, без учета объема безвозмездных поступлений, по состоянию на 01.01.2018 составило 57,4% (на 01.01.2017 - 58,4%).
В 2017 году в целях сокращения расходов на обслуживание муниципального долга, сокращения рисков рефинансирования, сглаживания графика погашения муниципального долга и увеличения средневзвешенной дюрации долга заключены контракты по привлечению кредитов коммерческих банков на сумму 1 800,0 млн. руб. Также, согласно «Отчету мэра города Томска о результатах его деятельности и деятельности администрации города Томска за 2017 год, в том числе о решении вопросов, поставленных Думой города Томска» в 2017 году в рамках реализации подпрограммы «Управление муниципальным долгом» муниципальной программы «Эффективное управление муниципальными финансами», утвержденной постановлением администрации Города Томска от 20.08.2015 № 827, проведение мероприятий по сокращению расходов на обслуживание муниципального долга муниципального образования «Город Томск» позволило сократить расходы на обслуживание муниципального долга по сравнению с первоначально утвержденным планом на 32,0% или на 114,8 млн. руб. (в 2016 - на 44,2% или на 154,1 млн. руб.), а именно: