Файл: Доходы и расходы бюджетов публичных образований (1 Теоретические аспекты финансирования бюджетов муниципальных образований).pdf
Добавлен: 04.07.2023
Просмотров: 115
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Теоретические аспекты финансирования бюджетов муниципальных образований
1.1 Состав и структура доходов и расходов муниципального бюджета
1.2 Правовое обеспечение формирования доходной и расходной частей муниципального бюджета
Глава 2. Анализ доходов и расходов публичного образования на примере бюджета города Томска
2.1 Характеристика бюджетного процесса города Томска
2.2 Анализ доходов бюджета г. Томска
2.3 Анализ расходов бюджета г. Томска
2.4 Основные характеристики бюджета города Томска на 2019-2021 гг.
2.5 Проблема баланса доходов и расходов в бюджете г.Томска и пути её решения
Доходная часть местных бюджетов согласно Бюджетному кодексу Российской Федерации формируется за счет собственных доходов и доходов за счет отчислений от федеральных и региональных регулирующих налогов и сборов.
Наибольшая доля поступлений в бюджет Томска приходится на налоговые доходы, а именно на НДФЛ. Соответственно, из всех администраторов доходных статей бюджета основные поступления в бюджет обеспечивает инспекция Федеральной налоговой службы России по г.Томску.
Департамент управления муниципальной собственностью администрации города контролирует большинство поступлений неналоговых доходов, т.к. именно он администратор доходов бюджета - орган местного самоуправления. Перечень неналоговых доходов является единым для бюджетов всех уровней и определяется бюджетной классификацией.
За 2016 год бюджет Томска по доходам изначально планировался в размере 11 781,1 млн. руб., но был исполнен в сумме 11 792,7 млн. руб., т.е. на 100,1% от утвержденного плана. Перевыполнение незначительно, но подчеркивает ответственную работу по проведению мероприятий для сбора доходов (в основном перевыполнение произошло по налоговым доходам). Налоговых и неналоговых доходов поступило в сумме 5 858,1 млн. руб. (на 16,2 млн. руб. больше запланированной суммы), а безвозмездных поступлений 5 934,6 млн. руб. (на 4,5 млн. руб. меньше плана).
Таблица 1
Показатели доходных статей бюджета г.Томска в 2016-2018 гг.
Статья доходов |
2016 |
2017 |
2018 |
налоговые и неналоговые доходы |
5 858 135,9 |
6189238,2 |
6784093,1 |
доходы по безвозмездным поступлениям |
5 934 582,8 |
7683552,0 |
8106667,5 |
доходы итого |
11 792 718,7 |
13872790,2 |
14890760,6 |
Итак, в 2016 г. по налоговым доходам план исполнен на 100,1% (при плане 4 831,5 млн. руб. поступления составили 4 834,8 млн. руб.), сверх плана поступило 3,3 млн. руб. В структуре налоговых поступлений наибольшую долю занимает НДФЛ и земельный налог, на долю которых в 2016 году приходится 73,8%.
Плановый бюджет 2016 года по этим налогам исполнен на 101,0% и 101,4% соответственно, а сверх запланированных сумм поступило 38,6 млн. руб .
Наиболее вероятной причиной роста поступлений по отдельным налогоплательщикам НДФЛ можно назвать проведение инспекцией ФНС России по г.Томску в 4 квартале 2016 года комплекса мер, направленных исключительно на сбор задолженностей по налогам и нацеленных на исполнение плана. По земельному налогу перевыполнение сложилось за счет поступлений налога в 4 квартале 2016 года по отдельным налогоплательщикам, которые в 2015 году и в течение 2016 года не уплачивали авансовые платежи, а также досрочной уплаты налога за 4 квартал 2016 года.
В связи со сложной экономической обстановкой в 2016 году и значительным снижением производительности и платежеспособности предпринимателей план по единому налогу на вмененный доход исполнен на 98,9%. В связи с тем, что налоговой базой по единому налогу на вмененный доход являются физические показатели, то доля сокрытия доходов считается незначительной.
План по налогу, взимаемому в связи с применением упрощенной системы налогообложения, исполнен на 99,7%. Инспекция федеральной налоговой службы по г.Томску связывает неполный сбор с неуплатой налога по декларациям за прошлый 2015 год, снижением начислений налога по отдельным организациям в связи со снижением предпринимательской активности и, соответственно, поступлений налога, а также переходом налогоплательщиков на иные, более выгодные, режимы налогообложения.
План по налогу, взимаемому в связи с применением патентной системы налогообложения не выполнен на 7,7%, что связано с изменениями отдельных норм патентной системы налогообложения, которые привели к сокращению, как количества налогоплательщиков, так и количества выданных в 2016 году патентов.
По неналоговым доходам при плане 1 010,4 млн. руб. поступления составили 1 023,3 млн. руб. или 101,3%, сверх плана в 2016 году поступило 12,9 млн. руб.
Перечень неналоговых доходов является единым для бюджетов всех уровней и определяется бюджетной классификацией.
Главными доходными источниками в структуре неналоговых доходов являются:
- доходы от сдачи в аренду земельных участков и средства от продажи права на заключение договоров аренды указанных земельных участков;
- доходы от продажи земельных участков.
Доходы от сдачи в аренду земельных участков и средства от продажи права на заключение договоров аренды указанных земельных участков поступили в объеме 437,8 млн. руб. или 96,5% от плана (453,6 млн. руб.). Невыполнение на 15,8 млн. руб., связано с ростом в течение 2016 года задолженности организаций, в отношении которых введена процедура банкротства (со 110,9 млн. руб. до 150,5 млн. руб.).
Кроме того, некоторое количество арендаторов земельных участков, расчет арендной платы у которых зависит от кадастровой стоимости, не оплатили в 2016 г. арендную плату в полном объеме в связи с оспариванием. В результате введения с 01.01.2016г. новых результатов кадастровой оценки земельных участков очень большая часть собственников земельных участков и арендаторов приняли решение оспаривать результаты кадастровой оценки и, следовательно, не уплачивали своевременно и в полном объеме в бюджет земельный налог и арендную плату.
Так, в течение 2016 года только в комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости поступило большое количество заявлений по оспариванию стоимости 220 земельных участков. В результате по 140 земельным участкам принято решение об изменении и последующем определении кадастровой стоимости земельных участков в размере среднерыночной стоимости. Это позволило собственникам земельных участков значительно снизить размер платежей, подлежащих уплате в бюджет, и произвести перерасчет начислений за 2016 год.
Также недополучение дохода обусловлено несостоявшимися продажами права аренды земельных участков на торгах в связи со значительным снижением инвестиционной активности потенциальных покупателей из-за повышения неплатежеспособности в современных условиях. Например, из выставленных на торги 61 земельного участка с общим размером начальной годовой арендной платы в сумме 187,1 млн. руб. в течение года было продано только 22 земельных участка на общую сумму годовой арендной платы 24,1 млн. руб., т.е. значительное недополучение запланированных средств.
Доходы от продажи земельных участков поступили в сумме 230,0 млн. руб. или 105,7% от плана (план - 217,5 млн. руб.). Общая сумма поступлений в бюджет города от продажи данных объектов составила 64,2 млн. руб.
Прочие неналоговые доходы - это плата за право установки и эксплуатации рекламных конструкций на объектах муниципальной собственности; плата за наем муниципального жилищного фонда; часть прибыли муниципальных унитарных предприятий; плата за негативное воздействие на окружающую среду; административные платежи и сборы; плата за снос зеленых насаждений. Данных доходов в 2016 году поступило в сумме 153,6 млн. руб. при запланированных 152,9 млн. руб., т.е.на 0,7 млн. руб. сверх плана.
Исполнение бюджета муниципального образования «Город Томск» по доходам за 2017 год составило 99,6%, (13 872,8 млн. руб. или при плановом значении 13 933,1 млн. руб.), невыполнение 60,3 млн. руб., в том числе по налоговым и неналоговым доходам план исполнен на 99,9%, невыполнение составило 3,4 млн. руб.
По налоговым доходам невыполнение плана составило 30,6 млн. руб., план не выполнен практически по всем видам налогов и сборов, за исключением акцизов. По акцизам по подакцизным товарам (продукции), производимым на территории Российской Федерации, исполнение плана составило 104,4%. Основное невыполнение сложилось по следующим доходным источникам:
- НДФЛ - на 5,6 млн. руб. за счет снижения поступлений налога по отдельным налоговым агентам в связи с сокращением численности работников, снижением премиальных выплат (единовременных выплат), дивидендов, выплат за предыдущий год в текущем году;
- налоги на совокупный доход - на 4,3 млн. руб. в связи с неуплатой отдельными налогоплательщиками налога, взимаемого в связи с применением упрощенной системы налогообложения, единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности и единого сельскохозяйственного налога;
- налог на имущество физических лиц - на 10,5 млн. руб. - объясняется поздней рассылкой уведомлений на уплату данного налога в связи с переходом налоговых органов Российской Федерации на новое программное обеспечение по учету расчетов с физическими лицами в части имущественных налогов;
- земельный налог - на 8,1 млн. руб., что связано с возвратами плательщикам сумм уплаченного налога по решениям судов по пересмотру кадастровой оценки земельных участков;
- государственная пошлина - на 2,5 млн. руб. в связи с уменьшением количества юридически значимых действий по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции.
По неналоговым доходам план исполнен на 103,1%, перевыполнение в сумме 27,2 млн. руб. сложилось практически по всем неналоговым доходам, за исключением доходов от использования имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности, план не исполнен на 2,2 млн. руб., что связано с неуплатой текущих платежей предприятиями-должниками и по административным платежам и сборам (родительская плата за содержание детей в школе - интернате) план не исполнен на 0,04 млн. руб. в связи с низким материальным положением родителей учащихся.
Прирост поступлений налоговых и неналоговых доходов в 2017 году к уровню 2016 года составил 331,1 млн. руб. или 5,7% (факт за 2017 год - 6 189,2 млн. руб., за 2016 год - 5 858,1 млн. руб.).
По безвозмездным поступлениям из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации поступило в бюджет города 7 776,3 млн. руб., при плане 7 810,0 млн. руб. или 99,6%.
Итоги социально - экономического развития Томска в 2018 году характеризуются следующими количественными данными: собственные доходы бюджета муниципального образования «Город Томск» увеличились к уровню 2017 года на 594,9 млн. руб. или на 9,6%. По итогам 2018 года бюджет Томска по доходам исполнен в сумме 14 890,7 млн. руб. или на 101,8% от утвержденного плана.
Рисунок 1.Анализ изменений доходных статей бюджета г.Томскв 2016-2018 гг.
Таким образом, несмотря на сложную общую экономическую обстановку в стране, снижение платежеспособности и предпринимательской активности за последние три года можно констатировать положительную динамику по росту размера доходной части бюджета муниципального образования «Город Томск». Общий рост доходов за 2018 год по сравнению с 2016 годом составил 20%.
2.3 Анализ расходов бюджета г. Томска
Расходы местного бюджета - это денежные средства, направляемые на финансирование задач и основных функций местного самоуправления. Это неотъемлемая часть бюджетного процесса.
За исследуемый период 2016, 2017 и 2018 гг. расходная часть бюджета не исполнялась в полном объеме. Процент исполнения составлял соответственно 97,1%, 97,3% и 97,2%. Структура фактически произведенных расходов муниципального образования «Город Томск» за 2016-2018 гг. представлена в табл.2.
Таблица 2
Показатели расходных статей бюджета г.Томска в 2016-2018 гг.
Наименование статьи расходов |
2016 |
2017 |
2018 |
Общегосударственные вопросы |
1 094 302,8 |
1 006 427,9 |
1 133 055,1 |
Национальная оборона |
1 107,3 |
1 019,5 |
651,2 |
Национальная безопасность и |
511,2 |
174,7 |
2 269,9 |
правоохранительная деятельность |
|||
Национальная экономика |
1 770 102,1 |
1 740 882,6 |
1 794 104,1 |
Жилищно-коммунальное хозяйство |
1 013 766,4 |
907 248,4 |
1 127 564,9 |
Образование |
7 331 932,9 |
8 986 060,9 |
9 344 150,4 |
Культура и кинематография |
230 416,3 |
229 023,2 |
272 910,6 |
Социальная политика |
672 848,2 |
915 846,4 |
818 451,9 |
Физическая культура и спорт |
112 001,2 |
57 846,5 |
50 722,1 |
Обслуживание муниципального долга |
194 723,4 |
243 558,2 |
255 350,6 |
Всего расходов |
12 421 711,8 |
14 088 088,3 |
14 799 230,8 |
Расходы бюджета Томска в 2016 году составили 12 421,7 млн руб. (вместо запланированных 12 798,8 млн. руб.). Исполнение бюджета муниципального образования «Город Томск» по расходам в 2017 году составило в сумме 14 088,1 млн. руб. или 97,3%, годового плана 14 484,4 млн руб. В 2018 году запланированные расходы бюджета в размере 15 219,9 млн. руб. были исполнены на 97,2% и фактические расходы составили 14 799,2 млн. руб. Более трети бюджетных ассигнований в 2016-2018 гг., исполнены в IV квартале финансового года.
Наибольший удельный вес в структуре расходов бюджета города Томска, как видно из таблицы 2, имеет статья «Образование». К ней относятся такие расходы, как закупка товаров, работ и услуг для государственных (муниципальных) нужд и в целях капитального ремонта, социальное обеспечение и иные выплаты населению, субсидии бюджетным учреждениям на финансовое обеспечение государственного (муниципального) задания на оказание государственных (муниципальных) услуг (выполнение работ) и т.д., в разрезе дошкольного, общего, начального профессионального образования и профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации. Отдельно в расходной статье «Образование» выделены мероприятия на развитие и продвижение молодежной политики города.
Второй по объему финансирования является расходная статья «Национальная экономика» (фонд оплаты труда государственных (муниципальных) органов, налоги и сборы, субсидии юридическим лицам и т.п.). Наименьшие расходы бюджет города несет на национальную безопасность и правоохранительную деятельность.