Файл: Доходы и расходы бюджетов публичных образований (1 Теоретические аспекты финансирования бюджетов муниципальных образований).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 04.07.2023

Просмотров: 116

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
  • 43,2 млн. руб. за счет привлечения временно свободных средств бюджетных и автономных учреждений для погашения действующих долговых обязательств;
  • 3,9 млн. руб. за счет привлечения временно свободных средств, находящихся во временном распоряжении муниципальных казенных учреждений, для погашения действующих долговых обязательств;
  • 10,4 млн. руб. за счет привлечения временно свободных собственных средств бюджета для погашение действующих долговых обязательств;
  • 35,6 млн. руб. за счет направления бюджетного кредита УФК Томской области, полученного на пополнение остатков средств на счетах местных бюджетов, на погашение действующих долговых обязательств;
  • 11,1 млн. руб. за счет доразмещения облигаций Томского городского займа 2015 года по цене выше номинала (полученная премия);
  • 0,7 млн. руб. за счет снижения процентных ставок при привлечении кредитов у кредитных организаций по заключенным муниципальным контрактам (подписаны соглашения о снижении размера процентных ставок по ряду действующих муниципальных контрактов);
  • 9,9 млн. руб. за счет погашения кредитов коммерческих банков за счет средств, полученных от размещения облигаций Томского городского займа 2017 года.

По итогам 2018 года при утвержденном дефиците бюджета Города Томска в размере 594,1 млн. руб. фактический профицит бюджета составил 91,5 млн. руб., в том числе профицит бюджета без учета изменения остатков средств на счетах по учету средств бюджета - 27,1 млн. руб.

Объем муниципального долга на 01.01.2019 составил 3 523,0 млн. руб., что ниже планового значения на 410,3 млн. руб. Снижение муниципального долга по сравнению с его величиной на

  1. составило 0,8% или 27,1 млн. руб., за счет направления в 2018 году на погашение долговых обязательств собственных средств бюджета. Отношение муниципального долга к доходам бюджета Города Томска без учета объема безвозмездных поступлений по состоянию на 01.01.2019составило 51,9% (на 01.01.2018 - 57,4%).

В 2018 году в целях сокращения расходов на обслуживание муниципального долга, сокращения рисков рефинансирования, сглаживания графика погашения муниципального долга и увеличения средневзвешенной дюрации долга были заключены контракты по привлечению кредитов коммерческих банков сроком на 4 года на общую сумму 300,0 млн. руб.

В 2018 году преодолена негативная тенденция увеличения муниципального долга, снижение муниципального долга по сравнению с 2017 годом составило 0,8% или 27 140,3 тыс. руб.

Также, в 2018 году была осуществлена эмиссия третьего выпуска облигаций Томского городского внутреннего займа. Ставка купонного дохода была установлена в размере 8,51% годовых, период обращения выпуска - три года.


В 2018 году запланированный объем бюджетных ассигнований по расходам на обслуживание муниципального долга в сумме 255,4 млн. руб. в рамках реализации подпрограммы «Управление муниципальным долгом» муниципальной программы «Эффективное управление муниципальными финансами», утвержденной постановлением администрации Города Томска от 20.08.2015 №827, исполнен в полном объеме.

В рамках данной подпрограммы проведены мероприятия по сокращению расходов на обслуживание муниципального долга муниципального образования «Город Томск», что позволило сократить расходы на обслуживание муниципального долга по сравнению с первоначально утвержденным планом (354,4 млн. руб.) на 27,9% или на 99,0 млн. руб. (в 2017 году - на 32,0 %, или на 114,8 млн. руб.).

Во-первых, необходимо отметить, что в исследуемый период бюджет города заранее планировался дефицитным, т.е. расходы по всем муниципальным программам и непрограммным статьям финансирования из бюджета не покрывались планируемыми доходами. А во-вторых, как видно из данных таблицы 6, фактически исполненный бюджет в 2018 году перестал быть дефицитным и полученные доходы на 91,5 млн. руб. превысили понесенные расходы. То есть администрация города последние годы придерживалась стратегии последовательного снижения дефицита.

В аналитической записке Счетной палаты города за 2018 год отмечено перевыполнение плановых показателей по ряду неналоговых доходов:

    1. Поступления от доходов, полученных в виде прибыли, приходящейся на доли в уставных (складочных) капиталах хозяйственных товариществ и обществ, или дивидендов по акциям, принадлежащим городским округам составили 18,22 тыс. руб. при отсутствии плановых назначений.
    2. Платежи по соглашениям об установлении сервитута в отношении земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, составили 676,01 тыс. руб. при плане 50,00 тыс. руб. .
    3. Платежи от государственных и муниципальных унитарных предприятий составили 3 547,02 тыс. руб. при плане 2 979,60 тыс. руб. (исполнение составило 119,0%).
    4. Поступления от доходов, полученных от компенсации затрат государства составили 13 662,44 тыс. руб. при отсутствии плановых назначений.
    5. Поступления по платежам, полученным за увеличения площади земельных участков, находящихся в частной собственности, в результате перераспределения таких земельных участков и земель (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной, составили 7 362,39 тыс. руб. при плане 1 500,00 тыс. руб. .
    6. Поступления от доходов, полученных от реализации имущества, находящегося в собственности городских округов (за исключением имущества муниципальных бюджетных и автономных учреждений, а также имущества муниципальных унитарных предприятий, в том числе казенных), в части реализации материальных запасов по указанному имуществу составили 587,19 тыс. руб. при отсутствии плановых назначений.
    7. Поступления от денежных взысканий (штрафов) за нарушение законодательства о налогах и сборах составило 5 370,29 тыс. руб. при плане 4 465,00 тыс. руб. (исполнение составило 120,3%).
    8. Поступления от денежных взысканий (штрафов) и иных сумм, взыскиваемых с лиц, виновных в совершении преступлений, и в возмещение ущерба имуществу составили 10,00 тыс. руб. при отсутствии плановых назначений.
    9. Поступления от денежных взысканий (штрафов) за нарушение законодательства Российской Федерации об охране и использовании животного мира составили 553,71 тыс. руб. при плане 324,00 тыс. руб. (исполнение составило 170,9%).
    10. Поступления от денежных взысканий (штрафов) за нарушение законодательства в области охраны окружающей среды составили 2 368,13 тыс. руб. при плане 1 940,00 тыс. руб. (исполнение составило 122,1%).
    11. Поступления от денежных взысканий (штрафов) за правонарушения в области дорожного движения составило 6 996,06 тыс. руб. при плане 2 000,00 тыс. руб. .
    12. Поступления от денежных взысканий (штрафов) за нарушение законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд составило 726,57 тыс. руб. при плане 100,00 тыс. руб.
    13. Поступления, полученные от сумм по искам о возмещении вреда, причиненного окружающей среде 32,27 тыс. руб. при отсутствии плановых назначений.
    14. Поступления от денежных взысканий (штрафов) за нарушение законодательства Российской Федерации об административных правонарушениях, предусмотренные статьей 20.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях составили 2 699,98 тыс. руб. при плане 323,00 тыс. руб. .
    15. Поступления от прочих денежных взысканий (штрафов) и иных сумм в возмещение ущерба составили 32 731,71 тыс. руб. при плане 23 308,60 тыс. руб. (исполнение составило 140,4%).

Учитывая, что бюджет города долгое время был дефицитным, процесс его планирования, контроля и дальнейшего финансирования должен быть тщательно проработан.

Все возможные источники внутреннего финансирования дефицита местного бюджета определены в ст.96 БК РФ.

Согласно отчетам об исполнении бюджета муниципального образования «Город Томск» в исследуемом периоде 2016-2018 гг. основными источниками финансирования дефицита бюджета были:

  • размещение государственных (муниципальных) ценных бумаг, номинальная стоимость которых указана в валюте Российской Федерации;
  • кредиты от кредитных организаций в валюте Российской Федерации;
  • бюджетные кредиты от других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации в валюте Российской Федерации;
  • изменение остатков средств на счетах по учету средств бюджета.

Конкретные размеры источников финансирования бюджета утверждаются

решением Думы города Томска на будущий год.

Наибольшую долю в структуре источников финансирования дефицита бюджета города Томска в исследуемом периоде 2016-2018гг. занимали кредиты кредитных организаций РФ - около 6,5 млрд. руб. было получено, но также кредиты и были погашены, причем в 2017 и 2018 гг. на сумму, превышающую сумму получения.

В 2017 г. большая сумма для покрытия дефицита бюджета города была привлечена за счет размещения муниципальных ценных бумаг - 1 363,0 млн. руб. В 2018 году - только 120,3 млн. руб.

Количество размещенных ценных бумаг, как указано в отчете об итогах эмиссии муниципальных ценных бумаг муниципального образования «Город Томск» за 2017 г. составило - 1 363 015 шт., а за 2018 г. - 120 301 шт.

Источниками внутреннего финансирования дефицита бюджета в 2018 году являлись:

  • разница между средствами, поступившими от размещения ценных бумаг и объемом средств, направленных на их погашение, в размере (-18 840,2) тыс. рублей;
  • разница между привлеченными и погашенными кредитами, полученными от кредитных организаций в сумме (- 8 300,0) тыс. рублей;
  • изменение остатков средств на счетах по учету средств бюджета (-64 389,6) тыс. рублей.

Таблица 7

Источники внутреннего финансирования дефицита бюджета города Томск в 2016-2018 гг. (тыс.руб.)

2016

2017

2018

Муниципальные ценные бумаги, номинальная стоимость которых указана в валюте РФ

66 150,0

931 572,0

-18 840,2

- размещение муниципальных ценных бумаг, номинальная стоимость которых указана в валюте РФ

306 150,0

1 363 015,0

120 301,0

- погашение муниципальных ценных бумаг, номинальная стоимость которых указана в валюте РФ

240 000,0

431 443,0

139 141,2

Кредиты кредитных организаций в валюте РФ

447 000,0

-800 350,0

-8 300,0

- получение кредитов от кредитных организаций в валюте РФ

6 431 000,0

6 773 870,0

6 817 150,0

- погашение кредитов, предоставленных кредитными организациями в валюте РФ

5 984 000,0

7 574 220,0

6 825 450,0

Бюджетные кредиты от других бюджетов бюджетной системы РФ

-190 000,0

0,0

0,0

- получение бюджетных кредитов от других бюджетов бюджетной системы РФ в валюте РФ

3 211 000,0

2 552 420,0

3 356 700,0

- погашение бюджетных кредитов, полученных от других бюджетов бюджетной системы РФ в валюте РФ

3 401 000,0

2 552 420,0

3 356 700,0

Изменение остатков средств на счетах по учету средств бюджета

305 843,1

84 076,1

-64 389,6

ВСЕГО ИСТОЧНИКОВ

628 993,1

215 298,1

-91 529,8


Таким образом, администрация города Томска завершила 2018 год с профицитом. Размер дефицита бюджета на 2018 год первоначально был утвержден в сумме 646 842,8 тыс. руб., позже уточнен до 594 147,7 тыс. руб., фактически по итогам 2018 года бюджет исполнен с профицитом в размере 91 529,8 тыс. руб., в том числе профицит бюджета без учета изменения остатков средств на счетах по учету средств бюджета - 27 140,2 тыс. руб.

Основными причинами профицита можно назвать неисполнение плана по расходам в абсолютной величине на сумму 420 729,9 тыс. рублей, процент исполнения составил 97,2% и перевыполнение плана по доходам на 264 947,6 тыс. рублей или 1,8%.

Согласно рещению Думы города Томска от 05.12.2018г. № 688 «О бюджете муниципального образования "Город Томск" на 2019 год и плановый период 2020-2021 годов» (с изменениями на 3 апреля 2019 года), общий объем доходов на 2019 год установлен в сумме 1 681 334,3 тыс. руб., общий объем расходов - в сумме 12 351 481,2 тыс. руб., дефицит бюджета планируется в сумме 670 146,9 тыс. руб. Предельный объем муниципального долга города на 2019 год определен в сумме 6 686 811,9 тыс. руб. .

Источники финансирования дефицита бюджета в 2019 году утверждены решением следующие:

  • разница между средствами, поступившими от размещения муниципальных ценных бумаг, и средствами, направленными на их погашение, в сумме 400 000,0 тыс.руб.;
  • разница между полученными и погашенными муниципальным образованием "Город Томск" кредитами кредитных организаций в валюте Российской Федерации в сумме 267 755,1 тыс. руб. ;
  • разница между полученными и погашенными муниципальным образованием "Город Томск" в валюте Российской Федерации бюджетными кредитами, предоставленными бюджету муниципального образования "Город Томск" другими бюджетами бюджетной системы Российской Федерации, в сумме 0 руб. ;
  • изменение остатков средств на счетах по учету средств бюджета в течение финансового года в сумме 48 150,9 тыс. рублей.

Бюджет города в 2020 году планируется со следующими параметрами: доходы - 12 680 312,7 тыс. руб., расходы - 12 907 488,7 тыс. руб., дефицит бюджета в сумме 227 176,0 тыс. руб.; на 2021 год: общий объем доходов в сумме 12 419 675,1 тыс. руб. , общий объем расходов в сумме 12 418 745,8 тыс. руб. , профицит бюджета в сумме 929,3 тыс. руб.

Источниками финансирования дефицита бюджета в 2020-2021 годах должны стать:

  • разница между средствами, поступившими от размещения муниципальных ценных бумаг и средствами, направленными на их погашение, в 2020 году в сумме 450 000,0 тыс. руб. , в 2021 году - в сумме 450 000,0 тыс. руб. ;
  • разница между полученными и погашенными муниципальным образованием "Город Томск" кредитами кредитных организаций в валюте Российской Федерации в 2020 году в сумме - (минус) 222 824,0 тыс. руб. , в 2021 году - в сумме - (минус) 450 929,3 тыс. руб.

Максимально допустимый предел муниципального внутреннего долга города Томска на 01.01.2021 утвержден в сумме 4 417 967,9 тыс. руб., на 01.01.2022 - 4 417 038,6 тыс. руб. При этом бюджетные ассигнования по муниципальным гарантиям на планируемый период 2020-2021 гг. не предусмотрены.

В целях недопущения развития ситуации с бюджетом муниципального образования «Город Томск» в негативную сторону, основными мерами, направленными на минимизацию риска его несбалансированности будут являться:

  • оптимизация расходов и мораторий на принятие новых расходных обязательств;
  • активное использование оценки эффективности бюджетных расходов при подготовке бюджетных решений;
  • повышение адресности мер социальной поддержки нуждающихся категорий граждан;
  • активное участие в привлечении средств федерального и областного бюджетов, в том числе в рамках государственных программ Российской Федерации и Томской области;

- постоянная оценка расходных обязательств муниципального образования «Город Томск» в целях приведения их в соответствие со складывающимися бюджетными возможностями.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Бюджет является самым важным инструментом, с помощью которого государство и его субъекты регулируют экономические процессы, решают различные социальные и экономические проблемы. Одним из основных принципов бюджетной системы любого уровня выступает сбалансированность бюджета, которая предполагает равенство между доходами и расходами. Нарушение сбалансированности бюджета может выражаться в его дефиците - превышении суммы затрат над доходами, или профиците - превышении доходной части бюджета над расходной.

Основной целью реформирования бюджетной системы страны является обеспечение финансовой самостоятельности и сбалансированности бюджетов регионов и муниципалитетов, что напрямую зависит от уровня доходов региональных и местных бюджетов, от федерального и регионального законодательства, от состояния федеральных, регионального и местных бюджетов.

Томск - областной центр, по численности жителей относящийся к средним городам России. Томск является муниципальным образованием с градообразующим научно- образовательным комплексом. Научный потенциал города представлен научными центрами Российской академии наук, 19 организациями отраслевой науки. По концентрации научных сотрудников высшей квалификации Томск занимает одно из первых мест в России.