Файл: Построение организационных структур (Глава 1. Теоретические основы формирования организационных структур управления).pdf
Добавлен: 04.07.2023
Просмотров: 221
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Теоретические основы формирования организационных структур управления
1.1. Понятие, значение, определение организационных структур управления
1.2. Типы структур и их характеристика
1.3. Методы проектирования организационных структур
Глава 2. Аналитическая основа оптимизации структуры управления
2.1. Характеристика ООО «Уральский кабельный центр»
2.2. Анализ существующей структуры управления
2.3. Анализ действующей регламентирующей документации
Глава 3. Совершенствование структуры управления организации
3.2. Разработка предложений по оптимизации структуры управления
3.3. Разработка проектного варианта организационной структуры
Введение
Рассмотрение принципиальных положений по формированию организационных структур управления показывает возможность и объективную необходимость моделирования и выбора тех структур, которые по основным характеристикам в большей степени соответствуют тенденциям развития рыночной экономики и менеджмента. Это в значительной степени относится к организационным структурам управления российской экономики. В условиях возрастающей внешней открытости экономики России поиск и использование преимуществ производственно – хозяйственных систем перед зарубежными конкурентами становятся важной управленческой задачей. Это и обуславливает актуальность выбранной темы.
Объектом данной курсовой работы является менеджмент организации
Предметом данной курсовой работы служит организационные структуры в компании.
Целью данной курсовой работы является анализ построения организационных структур
Для реализации данной цели были сформулированы следующие задачи:
- Рассмотреть понятие, значение и факторы, влияющие на формирование организационной структуры.
- Изучить типы структур и их характеристику
- Рассмотреть методы проектирования организационных структур
- Дать краткую характеристику исследуемой организации
- Проанализировать существующую структуру управления в организации и регламентирующую ее документацию.
- Усовершенствовать структуру управления рассматриваемой организации
Данная курсовая работа состоит из введения, трех глав, заключения и списка литературы
Глава 1. Теоретические основы формирования организационных структур управления
1.1. Понятие, значение, определение организационных структур управления
Факторы, влияющие на формирование организационной структуры
Структура управления – это совокупность подразделений и звеньев в управлении и их взаимосвязи. Организационная структура управления (ОСУ) является результатом формализации разделения труда.
Организационный процесс — это процесс создания организационной структуры предприятия.
Организационный процесс состоит из следующих этапов:
- деление организации на подразделения соответственно стратегиям;
- взаимоотношения полномочий. [7]
Делегирование — это передача задач и полномочий лица, которое принимает на себя ответственность за их выполнение. Если руководитель не делегировал задачу, значит должен выполнить ее сам (М.П. Фоллет). В случае роста компании предприниматель может не справиться с делегированием.
Ответственность — обязательство выполнять имеющиеся задачи и отвечать за их удовлетворительное разрешение. Ответственность нельзя делегировать. Объем ответственности — причина высоких окладов у менеджеров.
Полномочия — ограниченное право использовать ресурсы организации и направлять усилия ее сотрудников на выполнение определенных задач. Полномочия делегируются должности, а не личности. Пределы полномочий — это ограничения. [1]
Линейные полномочия передаются непосредственно от начальника к подчиненному и далее к другому подчиненному. Создается иерархия уровней управления, образуя ее ступенчатый характер, т.е. скалярную цепь. [11]
Штабные полномочия — это консультативный, личный аппарат (администрация президента, секретариат). В штабах нет подчиненности по нисходящей линии. Большая власть, полномочия сосредоточены в штабах.
Руководитель передает свои права и полномочия. Разработка структуры обычно осуществляется сверху вниз. Этапы организационного проектирования:
- разделите организацию по горизонтали на широкие блоки;
- установите соотношение полномочий для должностей;
- определите должностные обязанности. [12]
На способность предприятия адаптироваться к изменениям внешней среды влияет то, как организовано предприятие, как построена структура управления. Организационная структура предприятия — это совокупность звеньев (структурных подразделений) и связей между ними.
Выбор организационной структуры зависит от таких факторов, как:
- организационно-правовая форма предприятия;
- сфера деятельности (тип выпускаемой продукции, ее номенклатура и ассортимент);
- масштабы предприятия (объем производства, численность персонала);
- рынки, на которые выходит предприятие в процессе хозяйственной деятельности;
- используемые технологии;
- информационные потоки внутри и вне фирмы;
- степень относительной обеспеченности ресурсами и др. [4]
Рассматривая организационную структуру управления предприятием, также учитывают уровни взаимодействия:
- организации с внешней средой;
- подразделений организации;
- организации с людьми. [1]
Важную роль здесь играет структура организации, посредством которой и через которую это взаимодействие осуществляется. Структура фирмы — это состав и соотношение ее внутренних звеньев, отделов.
1.2. Типы структур и их характеристика
Разнообразие организационных структур напрямую связано с многочисленными различиями в сфере деятельности, характере выпускаемой продукции, размерах и расположении предприятий.
Исходя из характера связей, устанавливаемых между элементами организационной структуры, выделяют два класса организационных структур управления: иерархические и адхократические. [7]
Организационные структуры такого типа основаны на принципах иерархичности уровней руководства, соответствия полномочий месту в этой иерархи, разделения труда на отдельные функции и специализации. К иерархическим структурам относятся. [12]
Линейная структура управления - каждый руководитель управляет нижестоящими подразделениями по всем направлениям деятельности.
Основными достоинствами такого принципа организации являются: её простота, экономичность, чёткая система единоначалия, чётко установленные взаимосвязи подразделений. (рис.1.) [6]
Рисунок 1. Линейная структура управления
Функциональная структура управления - создание функциональных управленческих подразделений, то есть, отвечающих за отдельные виды управленческой деятельности. Основной недостаток функциональной структуры заключается в том, что применение принципа полного распорядительства по отдельным направлениям нарушает принцип единоначалия (рис.2.). [11]
Рисунок 2. Функциональная структура управления
Линейно-функциональная структура управления - линейные руководители осуществляют основную управленческую деятельность при поддержке и обслуживании функциональных подразделений. Функциональные службы осуществляют производственное и финансовое планирование, подбор кадров, материально-техническое обеспечение производства, ведут работу по стандартизации процессов и пр. (рис.3.). [11]
Рисунок 3. Линейно-функциональная система управления
Дивизиональная структура управления - выделение автономных подразделений по управлению производством отдельных продуктов и отдельными функциями производственного процесса. Для структуры такого типа характерна полная ответственность руководителей за результаты хозяйственной деятельности возглавляемых ими подразделений.
Таким образом, выделяют четыре типа дивизиональных структур:
- дивизионально-продуктивные структуры - ориентированные на выделение конкретных видов продукции в отдельное производство;
- дивизионально-региональные структуры - предполагающие создание самостоятельных подразделений в разных регионах;
- структуры, ориентированные на потребителя - предполагающие выделение автономных подразделений, призванных обеспечить удовлетворение потребностей определённого круга потребителей;
- дивизиональные структуры смешанного типа. [8]
Она позволяет эффективнее реагировать на изменения внешней среды (условий конкуренции, потребительского спроса и пр.), обеспечивает управление многопрофильными организациями, обеспечивает более тесную связь производства с потребителями, значительно улучшает координацию деятельности. (рис.4.). [9]
Рисунок 4. Дивизиональная структура организации
Бригадная структура управления основана на организации деятельности по рабочим группам. Основными принципами такого типа организации производственного процесса являются: автономная работа выделенных бригад; горизонтальная координация деятельности, привлечение специалистов разных подразделений для разработки и решения задач. (рис.5.). [7]
Рисунок 5. Бригадная структура управления
Проектная структура управления представляет собой временную форму организации управленческого процесса, создаваемую в рамках решения конкретной задачи. По завершении проекта, привлечённые для его выполнения специалисты, как правило, возвращаются к постоянной работе в свои подразделения. (рис.6). [3]
Рисунок 6. Проектная структура управления
Матричная структура управления представляет собой одну из наиболее эффективных разновидностей проектной организации. Эта структура предполагает подчинение членов проектных команд не только руководителям проектов, но и руководителям функциональных подразделений, в штате которых они постоянно числятся. При матричной форме организации руководители проектов полностью отвечают за разработку и выполнение проектов, а руководство функциональных подразделений делегирует им ряд своих полномочий и обязанностей. (рис.7.). [7]
Рисунок 7. Матричная организационная структура
Конгломератная структура управления характеризуется сочетанием различных типов организационных структур в пределах одного предприятия. Само собой, для такого типа организации характерны как положительные стороны входящих в её состав структур, так и свойственные им недостатки
(рис.8.).
Рисунок 8. Конгломератная структура управления
Заканчивая обзор стоит отметить, что не существует универсального, оптимального для всех видов предприятий типа организационной структуры. Собственно, как и во всех процессах управления, в проектировании организации существуют только структуры, наиболее подходящие для решения поставленных на определённом этапе задач.
1.3. Методы проектирования организационных структур
Процесс проектирования организационной структуры можно организовать по трем крупным стадиям:
- Предпроектный или анамнестический – установление самого факта существования проблемы, в соответствии с которой должно быть предпринято проектирование:
- Анализ объекта управления. Способен ли объект выполнить или реализовать поставленные цели;
- Анализ организационной структуры управления. Насколько она эффективна и соответствует поставленным целям;
- Анализ информационных элементов;
- Анализ управленческого персонала. Их квалификация и организация труда; [8]
- Проектное задание – техническое задание или технико-экономическое обоснование.
- Проектный этап – детальное описание организационной структуры управления, подлежащей проектированию:
- Проект организационной структуры управления;
- Требования к организационной системе;
- Требования к персоналу;
Этап реализации:
- Согласование или утверждение проекта;
- Оформление проекта в вид, который будет иметь возможность быть принятым организацией;
- Внедрение, мониторинг, коррекция. [8]
Методы проектирования структур сочетают в себе как технологические, экономические, информационные, административно-организационные взаимодействия, которые поддаются непосредственному анализу и рациональному проектированию, так и социально-психологические характеристики и связи.