Файл: Особенности политики мотивации персонала организаций бюджетной сферы (Глава 1 теоретические основы мотивации труда персонала бюджетной сферы).pdf
Добавлен: 05.07.2023
Просмотров: 222
Скачиваний: 3
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1 теоретические основы мотивации труда персонала бюджетной сферы
1.1. Понятие и сущность политики мотивации персонала организаций бюджетной сферы
1.2. Анализ особенностей политики мотивации персонала организаций бюджетной сферы
3.2 Экономическая и социальная оценка предложенных мероприятий
Отметим, что за счет того, что мероприятия мотивации будут носить индивидуальный, а не коллективный характер, предприятие сможет получить экономию затрачиваемых средств на мотивацию (таблица 17).
Таблица 17 - Расчет экономии на затратах на мотивацию за счет перехода с коллективного на индивидуальный подход к средствам мотивации
Параметры |
До мероприятия |
После мероприятия |
Изменение |
Средства на мотивацию (общий фонд), т.р. |
1637 |
1473 |
164 |
Таким образом, необходимо учесть, что за счет отказа от всеобщей направленности мотивационных мероприятий в пользу индивидуального подбора мотивационных средств Администрации сельского поселения Барвихинское Одинцовского муниципального района сможет получить экономию денежных средств в размере 164 тыс.руб. в год.
Далее дадим социально-экономическую оценку описанных мероприятий.
3.2 Экономическая и социальная оценка предложенных мероприятий
Проведем оценку экономической и социальной эффективности разработанных мероприятий по совершенствованию системы мотивации служащих Администрации сельского поселения Барвихинское Одинцовского муниципального района.
Рассмотрим затраты на предложенные меры (таблица 18).
В итоге администрации не только не потребуются дополнительные затраты, но и будет получена экономия в размере 185,44 тыс.руб.
Для удобства представления полученные результаты приведены на рис. 5.
Таблица 18 - Затраты на мероприятия по совершенствованию системы мотивации служащих Администрации сельского поселения Барвихинское Одинцовского муниципального района
Мероприятия |
Стоимость, тыс.руб. |
Экономия ФОТ в результате предоставления выходного дня |
- 55,44 |
Оборудование комнаты отдыха |
22 |
Организация обучения служащих |
12 |
Внедрение мотивационной карты (экономия ФОТ) |
- 164 |
Итого |
-185,44 |
Рисунок 5. Затраты на мероприятия по совершенствованию системы мотивации служащих Администрации сельского поселения Барвихинское Одинцовского муниципального района
Полученный экономический эффект от разработанных мероприятий будет состоять в уменьшении текучести кадров и снижении затрат на подбор и обучение вновь пришедших служащих.
Оценка экономического эффекта от снижения текучести кадров и сокращения расходов на подбор персонала определяется по формуле:
(2)
Где Sтк – экономический эффект (ущерб) от снижения (увеличения) текучести кадров; ∆kтк – коэффициент, характеризующий снижение (увеличение) текучести кадров (например была текучесть персонала 15%, после реализации каких-либо мероприятий стала 10%, снижение составляет 5%, соответственно ∆kтк=0,05); H – численность персонала организации или подразделения, чел.; Sпо – затраты на поиск, подбор и обучение нового сотрудника, руб. в расчете на одного человека.
Увольнение каждого служащего, особенно опытного и проработавшего более 3 лет, приводит к потерям финансовых средств, находящимся в промежутке от 10% до 20% (в зависимости от уровня должности и опыта работы) годового заработка уволившегося служащего. Это связано с потребностью вложения средств, как финансовых, так и временных, в поиск и подбор нового персонала, его обучение, адаптацию и т.д.
Проведем проверку данного утверждения на примере опыта Администрации сельского поселения Барвихинское Одинцовского муниципального района. Проанализируем расходы на примере одной из вакансий, замещавшихся в 2018 году – сметчик (таблица 19).
Таблица 19 - Расходы на подбор персонала на примере должности «сметчик», замещавшейся в 2018 году
Статьи расходов |
Затраты, т.р. |
Выплаты при увольнении служащего, чья должность замещается |
25 |
Оплата объявления о вакансии (2 тематических сайта * 1500/одно) |
3 |
оплата рабочего времени сотрудника, занимающегося подбором, (3,55 тыс.руб. (составление заявки – 250 руб., работа с резюме – 1500 руб., собеседование – 500 руб., принятие решения – 300 руб., оформление кадровых документов – 1 т.р).) |
3,55 |
Медосмотр |
4 |
Оплата труда наставника с отчислениями (1 месяц * 10 * 1,3 (отчисления)) |
13 |
Обучение нового сотрудника |
2 |
Итого |
50,55 |
Далее определим, какую долю от годовой заработной платы сметчика составляют данные расходы: 50,55/520*100 = 9,72%. Таким образом, выдвинутое ранее утверждение подтверждается. В случае Администрации сельского поселения Барвихинское Одинцовского муниципального района потери в случае ухода опытного сотрудника составляют порядка 10% от его годовой оплаты труда.
Текучесть кадров в Администрации сельского поселения Барвихинское Одинцовского муниципального района за 2018 год составила 7%. Отток кадров составляет: 28 × 0,07 = 2 чел./год. Среднегодовая заработная плата служащего составляет 580,18 тыс.руб.
Таким образом, потери от текучести кадров в настоящее время составляют:
З1 = 580,18 × 2 × 0,1 = 116,04 тыс. руб.
Предполагается, что за счет предложенных мероприятий текучесть кадров сократится до 4%. Если численность работников останется на том же уровне, то предположительно уволится 1 чел. (28 *0,04). Следовательно, после внедрения мероприятий, потери от текучести составят (при условии сохранения размера среднего заработка):
З2 = 580,18 × 1 × 0,1 = 58,02 тыс. руб.
Экономический эффект от реализации мероприятий составит:
Э = З1 – З2 = 116,04 – 58,02 = 58,02 тыс. руб.
Сопоставим полученную экономию финансовых ресурсов от сокращения текучести кадров с затратами на внедрение предложенных мероприятий (таблица 20).
Таблица 20 - Определение чистого экономического эффекта от совершенствования системы мотивации персонала Администрации сельского поселения Барвихинское
Показатели |
Параметры |
Потери от текучести кадров до мероприятия, тыс.руб. |
116,04 |
Потери от текучести кадров после мероприятия, тыс.руб. |
58,02 |
Экономия ФОТ (таблица 18), тыс.руб. |
185,44 |
Чистый экономический эффект, тыс.руб. |
243,46 |
Таким образом, Администрация сельского поселения Барвихинское сможет получить чистый экономический эффект в размере 243,46 тыс.руб.
Рассмотрим изменение основных показателей, характеризующих систему мотивации персонала Администрации сельского поселения Барвихинское (таблица 21).
Таким образом, ФОТ сократится на 1,5% или на 14,87%.
Также данные направления позволят достичь и определенного социального эффекта, который будет состоять в повышении профессионального уровня служащих, обеспечении соответствия работы учреждения законодательству, в том числе и региональному, улучшению имиджа администрации в глазах граждан.
Таблица 21 - Изменение основных показателей, характеризующих систему мотивации персонала Администрации сельского поселения Барвихинское
Показатели |
Ед.изм. |
Факт |
Проект |
Проект в % к факту |
ФОТ всего |
Тыс.руб. |
16245 |
16001,54 |
98,50 |
Оклады |
Тыс.руб. |
4720 |
4720 |
100,00 |
Надбавки за сложность, напряженность, высокие достижения в труде и специальный режим работы |
Тыс.руб. |
4794 |
4794 |
100,00 |
Продолжение Премия по результатам работы |
Тыс.руб. |
5027 |
5027 |
100,00 |
Доплата за стаж |
Тыс.руб. |
41 |
41 |
100,00 |
Доплата за классный чин |
Тыс.руб. |
26 |
26 |
100,00 |
Прочие надбавки и доплаты |
Тыс.руб. |
1637 |
1393,54 |
85,13 |
Таким образом, можно выделить следующие социальные критерии эффективности, которых сможет достичь Администрация сельского поселения Барвихинское: достижение целей и задач, поставленных перед администрацией в соответствии с ее уставом и законодательными актами; повышение уровня лояльности служащих, мотивации к своей работе, улучшении отношения к гражданам и коллегам; улучшение восприятия Администрации сельского поселения Барвихинское как представителя государственной власти.
Спрогнозируем, как изменится уровень мотивации служащих после реализации предложенных мероприятий.
Для этого необходимо провести опрос служащих с целью выяснить, насколько изменилась их удовлетворенность системой мотивации. Было опрошено 20 служащих из 28, то есть более 70%.
На рисунке 6, составленном автором, представлены ответы на вопрос: «Насколько вы удовлетворены своей службой в администрации?» (после реализации программы мероприятий по совершенствованию системы мотивации).
Рисунок 16. Анализ ответов на вопрос: «Насколько вы удовлетворены своей службой в администрации?» (после реализации программы мероприятий по совершенствованию системы мотивации)
Как можно увидеть, ситуация существенно улучшилась.
Тех, кто не удовлетворен работой в администрации, после мероприятий нет. Удовлетворенность на 100% увеличилась вдвое. Удовлетворены на 90% 4 служащих (до мероприятия их было 3). Удовлетворены на 80% 10 служащих (до мероприятий их было 8). Удовлетворены на 50% 4 служащих, их число сократилось на 2 человека.
Таким образом, можно наблюдать значимое увеличение уровня удовлетворенности своей работой в администрации сельского поселения Барвихинское у служащих.
Рассмотрим, как изменится удовлетворенность служащих различными аспектами мотивации в администрации сельского поселения Барвихинское после реализации мероприятий (см. таблицу 22).
Данные таблицы позволяют сделать следующие выводы:
- по позиции «размер заработка» удовлетворенность выразили 13 служащих (до мероприятий 12), затруднились с ответом 4 служащих (ситуация не изменилась), не удовлетворены размером заработка 3 служащих (до мероприятий 4).
- по позиции «режим работы» удовлетворенность выразили 19 служащих (до мероприятий 18), затруднились с ответом 1 служащий (до мероприятий 2 сотрудника), не удовлетворены режимом работы 0 служащих (ситуация не изменилась).
- по позиции «условия труда» удовлетворенность выразили 16 служащих (до мероприятий 10), затруднились с ответом 2 служащих (до мероприятия 3), не удовлетворены 2 служащих (до мероприятий 7).
- по позиции «отношения с коллегами» удовлетворенность выразили 14 служащих (до мероприятий 13), затруднились с ответом 4 служащих (показатель тот же), не удовлетворены 2 служащих (до мероприятий 3).
- по позиции «отношения с руководством» удовлетворенность выразили 13 служащих (до мероприятий 12), затруднились с ответом 3 служащих (ранее 2 служащих), не удовлетворены 4 служащих (до мероприятий 6).
- по позиции «обучение профессиональным навыкам» удовлетворенность выразили 14 служащих (до мероприятий 5), затруднились с ответом 4 служащих (ситуация без изменений), не удовлетворены 2 служащих (до мероприятий 11).
Таблица 22 - Ответы на вопрос: «Насколько вы удовлетворены системой мотивации администрации» (после реализации программы мероприятий по совершенствованию системы мотивации)
Параметры |
Удовлетворен |
Затрудняюсь с ответом |
Не удовлетворен |
|||
До мероприятий |
После мероприятий |
До мероприятий |
После мероприятий |
До мероприятий |
После мероприятий |
|
Размер заработка |
12 |
13 |
4 |
4 |
4 |
3 |
Режим работы |
18 |
19 |
2 |
1 |
0 |
0 |
Условия труда |
10 |
16 |
3 |
2 |
7 |
2 |
Отношения с коллегами |
13 |
14 |
4 |
4 |
3 |
2 |
Отношения с руководством |
12 |
13 |
2 |
3 |
6 |
4 |
Обучение профессиональным навыкам |
5 |
14 |
4 |
4 |
11 |
2 |