ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 17.10.2020
Просмотров: 308
Скачиваний: 1
СОДЕРЖАНИЕ
Однако, на наш взгляд, одной из главных проблем, существенно влияющих на предотвращение распространения терроризма является совершенствование международного сотрудничества в сфере перекрытия мировых финансовых потоков, направляемых на поддержку террористов.
Показано, что специфика борьбы с финансированием терроризма включает сложную взаимосвязь разведывательных и правоприменительных аспектов, затрагивающих такую уязвимую область, как банковская тайна, связанную как с вопросами экономической безопасности целых государств, так и с правом собственности, коммерческими и личными интересами отдельных граждан, в чем и заключается исключительная трудность соответствующей деятельности как внутри государства, так и на международном уровне. Проблема выявления и пресечения финансовых каналов подпитки терроризма заключается в исключительном разнообразии используемых преступниками методов получения требуемых средств. Эти методы могут включать легальные и нелегальные источники.
Ключевое значение в выявлении и пресечении финансовых операций, осуществляемых в поддержку террористической деятельности, по мнению автора, имеет установление конечного адресата - террористической организации или группы. В то же время, отдельные страны руководствуются в борьбе с финансированием терроризма своими «списками» таких запрещенных на их территории организаций, не признавая (или делая это с большой неохотой) соответствующие решения компетентных органов других стран. Поэтому целесообразным было бы выработать согласованную позицию относительно критериев отнесения организаций к террористическим, механизма объявления их таковыми (с соблюдением надлежащих механизмов судебной защиты против возможного административного произвола) и применения в отношении таких организаций санкций административного, гражданско-правового и уголовно-правового характера.
В главе показано, что в документах ООН отстаивается: законность, защиту гражданских лиц, взаимное уважение людей, принадлежащих к различным конфессиям и культурам, и мирное урегулирование конфликтов. Она включает пять основных элементов:
-
во-первых, разубедить недовольные группы использовать терроризм в качестве тактического средства для достижения своих целей;
-
во-вторых, лишить террористов средств для совершения нападений;
-
в-третьих, удержать государства от оказания поддержки террористам;
-
в-четвертых, создать государственный потенциал для предотвращения терроризма;
-
в-пятых, защищать права человека в борьбе с терроризмом.
Так, в рамках ООН международным сообществом выработано 13 конвенций и протоколов, направленных на пресечение актов терроризма. Однако, отсутствие согласованного на международном уровне определения терроризма и, вследствие этого, проблема с завершением работы над Всеобщей конвенцией по борьбе с терроризмом, является существенным препятствием в эффективном применении действующих международных договоров, т.к. сохраняющиеся двойные стандарты в оценке действий террористов другими странами и предоставлении им политического убежища.
На международном уровне для успешной реализации международного мандата на ликвидацию терроризма является исключительно важными вопросы уточнения юрисдикции государств, повышения их ответственности, устранения случаев произвольного отказа в выдаче (без компенсации ее беспристрастным уголовным преследованием непосредственно в запрашиваемом государстве). Нередко ссылки на ограничения во внутреннем законодательстве служат прикрытием определенных политических интересов и приоритетов.
В диссертации показано, что существенной чертой современного состояния международной борьбы с преступностью — возрастание роли международных организаций в качестве организационных и координирующих центров. В настоящее время Россия и Азербайджан являются участниками многих международных и региональных соглашений по борьбе с терроризмом. На национальном уровне борьба с терроризмом преступностью осуществляется главным образом путем применения внутригосударственных мер превентивного, репрессивного и воспитательного характера. Однако только этих мер для достижения положительных результатов может быть недостаточно, все большую роль начинает играть сотрудничество государств.
Региональное и глобальное сотрудничество государств можно рассматривать в качестве перекрещивающихся стратегий, которые дополняют друг друга. Такой подход оказывает синтетическое воздействие, особенно в случаях, когда результаты совместных операций ощущаются на национальном уровне и поощряют государства к разработке внутреннего права в соответствии с их обязательствами, принятыми на международном уровне. Но существуют различия в исходных предпосылках, лежащих в основе двустороннего сотрудничества, с одной стороны, и многостороннего сотрудничества, с другой стороны, особенно тогда, когда предпринимаются усилия по многостороннему сотрудничеству в глобальных формах.
Несомненно, контртеррористический опыт, приобретенный в рамках СНГ, демонстрирует возможный вариант разностороннего подхода к соответствующим вопросам и отражает наиболее важные и актуальные направления международного сотрудничества по борьбе с терроризмом, включающие в себя: систематический информационный обмен на основе объединенного банка данных специальных служб и других компетентных органов; унификацию законодательства в сфере борьбы с терроризмом (прежде всего в части криминализации конкретных деяний террористической направленности); содействие в подготовке и проведении оперативно-розыскных мероприятий и комплексных операций по борьбе с международным терроризмом и иными проявлениями экстремизма, а также в обеспечении безопасности потенциально наиболее уязвимых объектов и лиц; содействие в осуществлении межгосударственного розыска и задержания лиц, совершивших преступления террористического характера и скрывающихся от уголовного преследования или исполнения судебного приговора; разработку методик противодействия терроризму и др.
Такой многосторонний подход соответствует сложной структуре терроризма как преступления и социально-политического явления и может служить в качестве ориентира для развития двусторонних и многосторонних контактов России, Азербайджана в сфере пресечения терроризма.
Проведенные исследования позволили сформулировать ряд предложений, направленных на преодоление юридического вакуума в международном праве для правовой основы современного международного сотрудничества в борьбе с терроризмом.
Первое. До преодоления политических и юридических разногласий, распространить нормы запрета на терроризм и ответственности за него, существующие в гуманитарном праве и правилах и обычаях войны, на любые акты террора, совершенные или подготовленные организованной группой или организацией или от их лица. Целесообразно принять Межгосударственный Договор о взаимопризнании в случае наличия террористических проявлений.
Второе. Осуществить разработку международного антитеррористического законодательства из положений, существующих в указанных специализированных отраслях международного права. Прежде всего, исходить из полного запрета посягательства на жизнь и физическую неприкосновенность граждан. В этой связи представляется целесообразным принятие Концепции безопасности государств-участников СНГ.
Третье. Добиваться соблюдения странами международных обязательств в области борьбы с терроризмом. Принять соглашение о неконтролируемых территориях в составе границ независимых суверенных государств, где изложить предпринимаемые санкции в отношении «самообразований», т.к. все эти самообразования имеют незаконные вооруженные формирования, широкий доступ к приобретению оружия, где не исключены и ядерные компоненты, и биологическое вооружение и т.д. Эта проблема особа актуальна для Грузии, Молдовы и др. С нашей точки зрения, подобный подход позволит преодолеть существующие юридические и политические разногласия, создать действительно эффективное правовое поле для совместных антитеррористических действий.
В заключении подводятся итоги исследования, формулируются основные выводы, рекомендации и предложения, направленные на формирование целостной правовой базы и политико-правовых механизмов борьбы с терроризмом.
Основные положения диссертационного исследования изложены в следующих публикациях автора:
-
Аббасов Ф.Р. Роль интерпола в борьбе с терроризмом. Баку, журнал «Гагун», № 5, 2002. – 0.4 п.л.
-
Аббасов Ф.Р. Право международной безопасности – актуальность наших дней. Баку, Сборник научных статей Академии авиации Республики Азербайджан, № 2, 2002. – 0.3 п.л.
-
Аббасов Ф.Р. Терроризм – очевидность наших дней. Баку, журнал «Актуальные проблемы государственного устройства Азербайджанской Республики в переходный период», № 5, 2003. – 0.5 п.л.
-
Аббасов Ф.Р., Шпаковский Ю.Г. Международное сотрудничество в сфере борьбы с финансированием терроризма. Москва, журнал «Юрист-международник», № 2, 2005. – 0.25 п.л.
Автореферат
диссертации на соискание ученой степени
кандидата юридических наук
АББАСОВ ФАРИД РАМИЗ оглы
ПОЛИТИКО-ПРАВОВЫЕ АСПЕКТЫ БОРЬБЫ
С МЕЖДУНАРОДНЫМ ТЕРРОРИЗМОМ
Научный руководитель
доктор юридических наук, профессор
Шпаковский Юрий Григорьевич
Изготовление оригинала-макета
АББАСОВ ФАРИД РАМИЗ оглы
Подписано в печать _________. Тираж _____ экз.
Усл. п.л. ____
1 Общая теория национальной безопасности / Под ред. А.А.Прохожева. – М: Изд-во РАГС, 2002.
1 Азербайджан: Баку обеспокоен угрозой терроризма. Баку, Интервью на ЦТ 17 марта 2006 г.
1 Ляхов Е.Г. Терроризм и межгосударственные отношения. - М., 1991.
2 Международный терроризм: истоки и противодействие: Материалы международной научно-практической конференции, 18-19 апр. 2001 г. – СПб., 2001; Глобализация и новые вызовы безопасности в виде преступности и терроризма. Москва, 2001; 107 конференция Межпарламентского союза по борьбе с международным терроризмом. Маракеш. Марокко, март 2002; Страны Балтийского моря против голобализации преступности и терроризма. Рига, 1 июня 2002; Проблемы внутренней безопасности Россия в XXI веке. Материалы международной научно-практической конференции, 15-16 февраля 2001 г. – М., 2002; Мировое сообщество против глобализации преступности и терроризма. Материалы международной конференции. ВААФ. – М., 2002; Мир после 11 сентября 2001 г. и некоторые проблемы борьбы с терроризмом. Юрмала, 2002.
1 См. Уткин А.И. Единственная сверхдержава. М., 2002, с.345.
1 См. Василенко В.И. Терроризм как социально-политический феномен. М.,2002, с.79.