ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 17.10.2020

Просмотров: 305

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

На правах рукописи

АББАСОВ ФАРИД РАМИЗ оглы

Автореферат

диссертации на соискание ученой степени

В настоящее время международным сообществом осуществляется процесс выработки всеобщей политической договоренности в формировании глобальной коалиции против терроризма, в создании общеприемлемой идеологии антитерроризма в независимости от мотивов его осуществления.

Терроризм как форма политической борьбы существовал практически всегда, но на рубеже XX–XXI веков он превращается в фактор дестабилизации мирового порядка. Причем широкое распространение террора и перехода его в разряд международного, то есть в степень глобальной угрозы теперь уже мировому порядку (а не только внутриполитической стабильности отдельных стран) является следствием обострения противоречий национального и международного, порожденного глобализацией.

АББАСОВ ФАРИД РАМИЗ оглы

АББАСОВ ФАРИД РАМИЗ оглы

Нормативной базой диссертации являются положения, закрепленные в Конституции Российской Федерации, Конституции Азербайджанской Республики Уголовно-процессуального и Уголовного кодексов Российской Федерации и Азербайджанской Республики, национальном законодательстве государств СНГ, а также международных договорах Российской Федерации, Азербайджанской Республики. В работе использовано законодательство ряда зарубежных стран.

На основе системного анализа действующих дефиниций терроризма (в т.ч. его международного аспекта), его классификаций и существующих научных взглядов и практических подходов к проблемам борьбы с терроризмом, а также исходя из результатов сравнительного анализа соответствующей законодательной и правоприменительной практики, на защиту выносятся следующие научные положения:

1. Как социально-политическое явление терроризм (в т.ч. международный) представляет собой одну из форм насильственной политической борьбы, нарушающей основные принципы, нормы права и морали. В силу присущего терроризму характера повышенной общественной опасности террористические акты считаются преступлениями, в том числе международными уголовного характера. Заведомая нелегитимность характерного для терроризма насилия ставит его вне рамок правомерных средств политической борьбы и в силу этого никакие ссылки на политическую природу данного насилия не могут служить ему оправданием.

2. Низкая эффективность существующей системы международно-правовых мер по противодействию терроризму объясняется наличием цепи разногласий и других препятствий, которые обусловлены различными политическими и экономическими интересами государств (групп государств), конфронтацией на идейной, расовой, религиозной основе и проявляются в различных подходах к проблеме определения таких понятий, как «терроризм», «международный терроризм», «политический терроризм» и других, а также способов и методов противодействия терроризму.

3. Сравнительный анализ партизанской войны и терроризма дает основания сделать вывод о том, что, пока соблюдаются законы войны и правила вооруженных конфликтов - действия противостоящей правительству стороны должны расцениваться как партизанская война. Как только нарушение этих правил становится стратегией, выражающейся в систематических атаках на мирное население и культивировании страха - это терроризм и оцениваться он должен по шкале военных преступлений (по классификации международного права - как преступление международного характера). Граница при этом будет проходить по одному признаку - признанию или нет законов войны. Если лица, оказывающие вооруженное сопротивление властям, признают такие законы и следуют им, тогда они заслуживают обращения как политические противники, если они отрицают их, то и обращение с ними должно быть соответственным - как с военными преступниками: никаких политических переговоров, иначе как с позиции уголовного права. Их вооруженные формирования незаконны и запрещаются, а любая помощь таким формированиям, организациям или лицам признается пособничеством в преступлении.


4. Сравнительно-правовой анализ законодательства Российской Федерации и Азербайджанской Республики о противодействии терроризму показал, что, во-первых, российское законодательство развивается более интенсивно, системно и опирается на международный опыт; во-вторых, схожесть подходов к основным позициям запретов на акты терроризма в России и Азербайджане, что объясняется, прежде всего, преемственностью уголовного права двух стран уголовному праву СССР; в-третьих, в законодательстве Азербайджанской Республики многие конституционно-правовые аспекты противодействия терроризму заимствованы из российского законодательства; в-четвертых, критическое осмысление существующих в России и Азербайджане уголовно-правовой основы борьбы с терроризмом не в полной мере отвечают современным потребностям правоохранительных органов в борьбе с этим опасным социально-правовым явлением.

5. Сравнительно-правовое исследования законодательства США, направленное на борьбу с терроризмом показало, что принятые после событий 11 сентября 2001 года законодательные и иные нормативные правовые акты входят в противоречие с общепризнанными принципами и нормами международного права. Они ограничивают права и свободы человека, а также процедуры их обеспечения, применительно к отдельным лицам и группам: заключение под стражу и справедливый суд; право на неприкосновенность частной жизни; прозрачность действий спецслужб и контроль закона над ними; экстрадиция или высылка «нежелательных» элементов; иммиграционная политика в отношении беженцев и людей, ищущих убежища; право на свободный поиск и распространение информации.

Анализ законодательства Великобритании о борьбе с терроризмом показывает, что до последнего времени оно было направлено на решение проблем, существовавших в Северной Ирландии, имело временный характер и считалось чрезвычайным. По мере того как терроризм стал принимать более глобальные формы законодательство поступательно ужесточалось, и нормы, когда-то носившие чрезвычайный характер, стали обычными.

6. Перед опасностью, какую представляет собой международный терроризм, существует ряд международно-правовых и национальных мер, которые может и вправе использовать каждое государство для защиты институтов власти и своих граждан. Существующие уже в современном международном праве нормы запрета на акты террора могут быть использованы в качестве основной базы для разработки универсальной юридической системы противодействия международному терроризму. При этом, сходя из наднационального характера современного терроризма, обозначившейся тенденции к нивелированию грани между внутригосударственным и международным терроризмом, решить задачу противодействия терроризму можно лишь путем создания соответствующего международно-правового инструментария, базирующегося на гармонизации основных элементов существующего мирового порядка, устранения (ослабления) причин, порождающих его и способствующих активизации террористических проявлений.


При этом проблема выявления и пресечения террористической деятельности носит глобальный характер, в связи с чем, необходим комплексный подход к формированию политико-правовых механизмов международного сотрудничества в интересах борьбы со всеми видами и проявлениями терроризма.

Научная новизна исследования определяется методологическим подходом и задачей сравнительно-правового исследования различных аспектов деятельности международного сообщества в борьбе с терроризмом. Основываясь на данном подходе, впервые комплексно в юридической науке исследованы проблемы специфики терроризма как формы политического насилия и тактики вооруженной борьбы.

Новизна работы, кроме того, заключается в ряде конкретных научных результатов, полученных в ходе исследования, а именно:

  • предложены принципы разграничения различных форм мотивированного насилия, в числе которых терроризм, война;

  • системному сравнительному анализу подвергнуты действия Азербайджанского и Российского государств по борьбе с терроризмом с точки зрения различных существующих в международной практике подходов, а также международных правовых стандартов;

  • обобщены различные подходы к вопросу запрета на угрозы, акты терроризма в российском, азербайджанском и международном праве;

  • обоснованы пределы допустимости ограничения гражданских прав и свобод в условиях борьбы с терроризмом;

  • обоснованы предложения по дальнейшему совершенствованию правового поля борьбы с терроризмом в рамках СНГ и развитию международному сотрудничеству в данной области.

Теоретическая и практическая значимость исследования. Выводы и результаты исследований могут быть использованы для разработки рекомендаций для правовой обоснованности позиции России, Азербайджанской Республики в сотрудничестве в целях противодействия международному терроризму. Материалы исследования могут найти применение в преподавании курсов международного права, политологии, других общественных наук, на курсах повышения квалификации работников правоохранительной сферы, а также при подготовке учебных пособий для системы высшего образования.

Апробация результатов исследования. Основные положения, результаты и выводы диссертационного исследования были доложены на научных семинарах и круглых столах, проводимых Конституционным Судом Азербайджанской Республики в 2002-2005 г.г.

Основные научные результаты отражены в публикациях автора.







II. ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ


Первая глава «Современный терроризм – как социально-политическое и правовое явление» посвящена проблемной ситуации в предмете и объекте исследования.

Действующая российская Кон­ституция провозглашает высшей ценностью государства и общества человека, его права и свободы (ст.2). Основной Закон России, как и Конституция Азербайджанской Республики, определяя основы правового положения личности, исхо­дит из концепции естественных и неотчуждаемых прав и свобод человека.


Права человека как общесоциальная категория представляют собой вытекающие из са­мой природы человека возможности пользоваться элементарными, наиболее важными благами и условиями безопасного и свободного существования лично­сти в гражданском обществе. При этом, государство обязано признать эти права, закрепить их в конституции и оберегать всеми имеющимися средствами.

Одним из важных достоинств российской Конституции является то, что «основные характеристики всего конституционно-регламентируемого пространства в целом и правовой государственности в особенности даются в ней с позиций и под углом зрения прав и свобод человека и гражданина, их призна­ния и защиты». Конституция России закрепляет основные права и свободы человека и гражданина и тем самым гарантирует свободу человеческой личности. Категория свободы является «важнейшим качественным показателем зрелости всей системы общественных отношений, критерием уровня самоорганизации населения, степе­ни демократизма государственной и общественной жизни».

В то же время, с момента зарождения человечества важнейшей потребностью человека является безопасность. Как философская категория она выступает формой выражения жизнеспособности и жизнестойкости объектов материального мира. Но в реальной жизни всегда существовали и будут существовать опасности самого различного характера.

В либеральных учениях о безопасности личности, наряду с реальным обеспечением конституционных прав и свобод человека, выделяется обеспечение его жизни и здоровья, надежная защита личной и имущественной безопасности. При этом интересы государства требуют консолидации усилий общества и государства, выработки комплексной системы мер правового, специального и иного характера для эффективного пресечения преступлений и правонарушений, для обеспечения защиты личности, общества и государства от преступных посягательств, для создания системы контроля за уровнем преступности.

В официальных документах Президента Азербайджанской Республики подчеркивалось, что в основе государства, его политики «должны лежать естественные ценности ... такие как безопасность, свобода, благосостояние, солидарность». Эта мысль более концентрированно выражение в Послании по национальной безопасности Президента Российской Федерации Федеральному Собранию: «С точки зрения универсальных ценностных ориентиров развития страна сделала стратегический выбор: гражданское общество, правовое государство и рыночная экономика». Следует заметить, что социальная ценность Конституции определяется, прежде всего, тем, что она является главным нормативно-правовым средством обеспечения свободы и безопасности личности, основным инструментом упорядочения взаимоотношений человека с обществом и государством. Свобода и безопасность - необходимое условие полного и всестороннего расцвета лично­сти.


Одной из серьезных угроз свободы и безопасности личности, как в Российской Федерации, так и в Азербайджанской Республики является терроризм. Современный терроризм представляет собой чрезвычайно сложное социально-политическое явление, выступающее в десятках проявлений идеологической, национально-этнической, религиозной окраски, тесно переплетенных с организованной преступностью. Кроме того, современный терроризм характеризуется резко возросшей технической оснащенностью, высоким уровнем организации, наличием значительных финансовых средств. Научно-технические достижения представляют новые возможности организациям и политическим режимам, использующим террористические методы в политической борьбе. Именно этими причинами обусловлено становление терроризма как глобальной угрозы человечеству.

Все это обуславливает то обстоятельство, что мировому сообществу до сих пор не удалось выработать общеприемлемое юридическое определение терроризма. По мнению автора необходимо наделить терроризм конкретными правовыми признаками, которые препятствовали бы возможному манипулированию этим понятием. На наш взгляд, правовое понятие терроризма должно быть намного уже философского и социально-политического, поэтому главным в его анализе должны быть: оценка насилия, анализ целей, характеристика возможных субъектов и оценка его последствий.

Процесс выработки единого определения понятия «терроризм» затрудняют и субъективные факторы политического характера - нежелание некоторых государств связывать себя твердой формулой, способной создать препятствия для их скрытой от мира и собственного народа связи с террористической деятельностью. Выработка и, что более важно, закрепление в нормах международного права данного понятия необходимы для уточнения реальных позиций членов мирового сообщества по этому вопросу и, следовательно, для формирования определенной правовой базы международно-договорных обязательств по борьбе с этим явлением.

В главе проведены исследования, связанные с уточнением понятия, основных признаков и характерных черт «государственного терроризма». Обосновано, что для выработки согласованных международных санкций необходимо ввести классификация государств по уровню участия их в террористической деятельности. В этом случае представляется целесообразным подразделять государства на поддерживающие терроризм, планирующие терроризм и осуществляющие террористические действия. В последнем случае государства намеренно, но без объявления войны, атакуют гражданское население в других странах для достижения собственных политических целей. При этом государственный терроризм правомерно рассматривать как внешнеполитическую проблему, поскольку уголовная санкция как категория национального права неприменима к государству.