ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 17.10.2020

Просмотров: 304

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

На правах рукописи

АББАСОВ ФАРИД РАМИЗ оглы

Автореферат

диссертации на соискание ученой степени

В настоящее время международным сообществом осуществляется процесс выработки всеобщей политической договоренности в формировании глобальной коалиции против терроризма, в создании общеприемлемой идеологии антитерроризма в независимости от мотивов его осуществления.

Терроризм как форма политической борьбы существовал практически всегда, но на рубеже XX–XXI веков он превращается в фактор дестабилизации мирового порядка. Причем широкое распространение террора и перехода его в разряд международного, то есть в степень глобальной угрозы теперь уже мировому порядку (а не только внутриполитической стабильности отдельных стран) является следствием обострения противоречий национального и международного, порожденного глобализацией.

АББАСОВ ФАРИД РАМИЗ оглы

АББАСОВ ФАРИД РАМИЗ оглы

Анализ определений международного терроризма, предлагаемых отечественными и зарубежными учеными, а также отдельными государственными или международными структурами, указывает на то, что акт международного терроризма объективно направлен против определенных общечеловеческих ценностей, охраняемых уже не только национальным, но и международным правом. В этом случае объективно возникает необходимость дать определение поведению, которое, с точки зрения мирового сообщества, является неприемлемым, чтобы принять решение о его предотвращении и борьбе с ним путем разработки эффективных мер, в соответствии с установленными принципами и нормами международного права.

Как нам представляется, определение международного терроризма является необходимым ориентиром для решения международных, политических и правовых проблем, а также создания целостной системы противодействия терроризму. В диссертации автором предлагается следующий вариант определения международного терроризма: международным терроризмом является посягающее на международный правопорядок применение или угроза применения организованного насилия, направленное на устранение политического противника или на достижение иных политических целей путем устрашения лиц, не являющихся непосредственными целями нападения.

Определенные сложности в изучение проблемы терроризма вносит до сих пор переменный политико-правовой вопрос: насколько оправдано революционное насилие. С одной стороны, оно допускается (и в Конституции, например, Франции закреплено право народа на сопротивление угнетению), с другой — террор, в том числе и революционный, осуждается. Как показывает сопоставление различных точек зрения, в конечном случае правовая оценка напрямую зависит от политических и идеологических позиций политиков, историков и общественных деятелей

Это лишь одна из правовых и политических проблем, затрудняющих эффективное противостояние терроризму даже в национальных масштабах. Она порождает сложность дефиниции в правовом поле и, следовательно, открывает пути, как для оправдания террора, так и для оправдания государственного терроризма.

Политический терроризм связан с применением или угрозой насилия, причем насилие в данном случае не является самоцелью, а служит средством достижения других целей. Более того, политический терроризм как форма организованного насилия связан с деятельностью группировок и организаций, имеющих структуру и финансовое обеспечение.

Анализ практики политического современного террора показывает, что его феномен практически всегда имеет международный характер.

В главе исследован вопрос о соотношении понятий «партизанское движение» и «политический терроризм». Предложено партизанскими назвать военные действия против оккупационного режима или против существующего политического режима во время гражданского противостояния. При этом объектом партизанских выступлений почти всегда являются представители воюющей стороны.


Следует признать, что в настоящее время отсутствуют правила, определяющие, что запрещено и что позволено в нетрадиционной войне, и часто одинаковые санкции применяются государством в отношении террористов и партизан. При этом необходимо отметить, что террористическая деятельность связана с меньшим риском и меньшими затратами, чем партизанская борьба с соблюдением всех законов обычной войны, но, как правило, гораздо более эффектна по последствиям. В такой ситуации партизаны часто прибегают к тактике террористов.

Вторая глава «Правовое регулирование вопросов предупреждения актов международного терроризма» посвящена анализу причин и условий, способствующих совершению актов терроризма, роли права в предупреждении актов терроризма, а также унификации законодательства как основа борьбы с международным терроризмом.

В главе показано, что в качестве одной из причин международного терроризма необходимо назвать глобализацию преступности. Процессы мировой глобализации и интеграции оказывают свое влияние на развитие социально-экономических и политико-правовых процессов в государствах. Вместе с тем, оказали они свое влияние и на терроризм. Так, известный международный террорист Бен Ладен дал своим ученикам проект, который оправдывал терроризм и давал им финансовые средства. Главная мотивация исламистов – не религия, а политика.1 Для Усамы бен Ладена это – построение исламского халифата, для других, (например, террористы Шри Ланки, баски Испании, ирландские и им подобные террористические организации) – создание собственного государства, достижение автономии или определенного статуса в международной системе, выход на международную арену.

Опираясь на многочисленные данные и результаты современный исследований в качестве основных причин терроризма, прежде всего на территории бывшего СССР следует выделить: заметное снижение жизненного уровня населения; кризисное положение ряда социальных и профессиональных групп, особенно военных, имеющих военный; рост безработицы, который обуславливает проблемы миграции в условиях рыночной экономики; широкое распространение среди населения оружия, связанное с участием значительной части военных в реальных боевых событиях (афганская и чеченская войны), так и с вынужденным перепрофилированием многих работников спецслужб, нередко оказывающихся в криминальных структурах; национальное самоутверждение и др.

На наш взгляд, в качестве фактора, способствующего распространению терроризма в России, Азербайджане и других государствах СНГ следует назвать коррупцию. Крайне негативную роль в разрастании террористических проявлений в странах СНГ сыграло распространение во всех слоях общества правового и нравственного нигилизма, утрата общей и политической культуры, духовности. Многократному повышению количества проявлений террористического характера благоприятствовали не только утрата функционировавшей в Советском Союзе эффективной системы мер профилактики и пресечения тяжких общеуголовных правонарушений и преступлений, имеющих социальную мотивацию, но также и возникновение целого комплекса новых обстоятельств, способствующих увеличению масштабов терроризма: обострение социальной напряженности, порожденное кризисом в различных сферах человеческих отношений (экономике, политике, духовности, идеологии, нравственности и т.д.); криминализация различных сфер общественной жизни; подрывная деятельность зарубежных террористических организаций, осуществляемая под лозунгами борьбы за чистоту ислама; национализм и сепаратизм; незаконный оборот средств совершения акций терроризма; разрастание масштабов и общественной опасности организованной преступности и наркобизнеса, а также ряд других негативных процессов.


Современный терроризм, широко распространяющийся по территории России и СНГ, имеет существенные особенности. Социальные корни отечественного терроризма в принципе более глубоки и мощны, а его скрытые возможности значительнее, чем на Западе. В наших условиях развиваются совсем незнакомые западным странам формы. Следует отметить, например, широко распространившиеся проявления экономического терроризма с криминальным подтекстом. Так, по статистике Ассоциации Российских банков только за четыре года было совершено 106 покушений на банкиров, в результате которых погибло 53 человека. Поэтому показателю Россия прочно занимает первое место в мире1.

В последние годы активизировалась работа мирового сообщества по формированию согласованной политики противодействия терроризму, но в целом эти меры нельзя считать адекватными. Отчасти это объясняется следующими факторами:

  • неоднозначными подходами к пониманию сущности терроризма;

  • недопониманием угрозы терроризма мирному сосуществованию государств;

  • неоднозначным освещением преступлений террористической направленности в официальных источниках и средствах массовой информации;

  • попытками ряда государств оправдать совершение террористических актов, «рассматривая их как форму борьбы за национальное освобождение, борьбы против колониализма, диктата сильных государств».

Анализ международно-правовых документов показал, что в современном международном гуманитарном праве четко обозначены положения, запрещающие террористические акты, зачастую называемые просто терроризмом. Однако, исходя из предмета нашей работы, следует четко обозначить, что лишь акты террора, совершенные в ситуациях вооруженных конфликтов, попадают в сферу применения международного гуманитарного права. Терроризм в мирное время, то есть в ситуациях, которые не могут квалифицироваться как вооруженный конфликт, не подпадает под действия международного гуманитарного права, которое в этих случаях просто не применяется. Террористические акты, совершенные в военное время, имеют иную юридическую коннотацию

В третьей главе «Конституционно-правовой анализ проблемы запрещения актов терроризма в национальном и международном гуманитарном праве» проводится анализ теории и практики запретов на акты терроризма в национальном законодательстве России, Азербайджана и международном законодательстве, а также анализируется правовая практика применения норм международного гуманитарного права.

Показано, что общественной безопасности как объекту терроризма присущ комплекс отношений по защите личности, материальных ценностей, социальных институтов, окружающей среды и др. Посягательство на общественную безопасность неизбежно связано с угрозой этим благам либо причинением им реального вреда. Таким образом, без взрыва, поджога, угрозы не может быть самого терроризма, а эти действия в свою очередь, невозможны без причинения вреда личности или собственности или хотя бы угрозы его.


Выработка адекватной системы мер противодействия террористической угрозе требует значительного периода времени, а также гибкого реагирования на изменение ситуации в рассматриваемой области, основанного на изучении и учете как опыты Российской Федерации и Азербайджанской Республики, так и зарубежного опыта.

По мнению автора, целесообразно в законодательстве формулировать состав терроризма как совершение террористических действий, создающих опасность не только гибели людей, но и создающих опасность для их здоровья, так как в большинстве случаев потерпевшим причиняется именно вред здоровью различной степени тяжести. Указание на опасность причинения значительного имущественного ущерба либо наступления иных общественно опасных последствий представляется нецелесообразным, так как главным свойством терроризма является его направленность на устрашение населения, либо оказание воздействия на принятие решений органами власти.

В 2006 году в Российской Федерации был принят Федеральной закон «О противодействии терроризму». Данный закон устанавливает правовые и организационные основы противодействия терроризму в Российской Федерации, определяет основные направления, формы и методы противодействия терроризму, полномочия органов государственной власти, органов местного самоуправления и общественных объединений в данной области, а также порядок координации деятельности субъектов, осуществляющих противодействие терроризму.  Выход в свет данного закона позволит расширить правовое поле противодействия терроризму, а также будет способствовать ускорению принятия аналогичного закона в Азербайджанской Республике.

В целом, сравнительно-правовой анализ законодательства Российской Федерации и Азербайджанской Республики свидетельствует о схожести подходов к основным позициям запретов на акты терроризма. Это объясняется, прежде всего, преемственностью уголовного права России и Азербайджана уголовному праву СССР. Кроме того, в законодательстве Азербайджанской Республики многие конституционно-правовые аспекты противодействия терроризму заимствованы из российского законодательства. В то же время, критическое осмысление существующих в России и Азербайджане уголовно-правовой основы борьбы с терроризмом не отвечают современным потребностям правоохранительных органов в борьбе с этим опасным социально-правовым явлением.

Анализ применимости норм международного гуманитарного права к проблеме терроризма показал, что данный анализ следует ограничивать ситуациями вооруженных конфликтов, так как лишь в этих случаях вообще применимо международное гуманитарное право.

Кроме того, можно сделать вывод, что действующее право, применяемое в вооруженных конфликтах, Женевские конвенции от 12 августа 1949 г., касающиеся защиты жертв вооруженных конфликтов, дополнительные протоколы к ним от 8 июня 1977 г. являются основными документами в плане запрета на акты террора. Основополагающие принципы международного права, закрепленные в уставе Международного военного трибунала и Международного уголовного суда, также должны быть приняты во внимание, так как и они касаются террористических актов, совершаемых в мирное время, и объявляют их международными преступлениями.


Таким образом, следует констатировать, что гражданское население защищено и Женевским, и Гаагским правом от актов террора. Однако проблемой остается правовая защита военнослужащих, рядового и начальствующего состава органов внутренних дел не только в ходе военных действий и при актах терроризма, но что, самое важное в ходе контртеррористических операций. Например, общественное мнение разделилось в оценке действий и вины офицеров российских Вооруженных Сил полковника Ю. Буданова и капитана Э.Ульмана, а также других должностных лиц, виновных в гибели гражданского населения Чеченской Республики в ходе операций по «зачистки», ликвидации незаконных вооруженных формирований.

По мнению автора, понятие «конфликт» квалифицируется «открытым применением насилия» и безусловным запретом причинения ущерба жизни и достоинству человека, объектам жизнеобеспечения и т.д.

Прежде всего, необходимо отметить, что запрещаются акты насилия или угрозы насилия, имеющие основной целью терроризировать гражданское население. Естественно, что речь идет о ситуации вооруженного конфликта, но учеными-правоведами рассматривается возможность широкой интерпретации этого понятия. Таким образом, можно констатировать, что в международном гуманитарном праве содержится категорический и ясный запрет на акты насилия против населения. Это относится и к нанесению ущерба гражданским объектам, объектам жизнеобеспечения, культурным и религиозным объектам.

В соответствии с широкой трактовкой этих запретов в отмеченных отраслях международного права определяется и принцип ответственности за них (это признается в Протоколе 1), имеющие, по мнению автора, универсальный характер. И дело не только в том, что эти принципы распространяются на ситуации вооруженных конфликтов немеждународного характера, характеризующихся широким применением насилия, а в том, что ответственность имеет обязательный характер, иначе за акты террора предусмотрена ответственность, имеющая также принципиальный характер: санкций против государства и индивидуальной уголовной ответственности. Однако, несмотря на ясность этих положений, юридические и политические противоречия не позволили завершить эти отрасли права механизмом реализации.

Четвертая глава «Политико-правовые аспекты международного сотрудничества в области борьбы с терроризмом: проблемы и перспективы» посвящена рассмотрению международно-правовых механизмов борьбы с терроризмом, содержит предложения по их совершенствованию, а также предложения и рекомендации по развитию международного сотрудничества в борьбе с терроризмом.

В главе проводится анализ принятой в 2005 году Международная конвенция о борьбе с актами ядерного терроризма. Важность данной Конвенции состоит, прежде всего, в том, что она определяет круг лиц, совершающих преступления, связанные с ядерным терроризмом, а также является важным шагом в антитеррористическом сотрудничестве государств.