Файл: Смирнов Анатолий. Основы военной службы_ учебное пособие - royallib.ru.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 17.10.2020

Просмотров: 2184

Скачиваний: 6

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Анатолий Тихонович Смирнов, Виктор Алексеевич Васнев

Основы военной службы: Учебное пособие

Введение

Раздел I. ОСНОВЫ ОБОРОНЫ ГОСУДАРСТВА

Глава 1. Оборона государства – система мер по защите его целостности и неприкосновенности

1.1. Конституция Российской Федерации об организации обороны государства

1.2. Концепция национальной безопасности Российской Федерации

1.3. Военная доктрина Российской Федерации

1.4. Федеральный закон Российской Федерации «Об обороне»

Глава 2. Вооруженные Силы Российской Федерации

2.1. История создания Российских Вооруженных Сил

2.2. Виды Вооруженных Сил, рода войск, история их создания

2.3. Основные задачи современных Вооруженных Сил России

2.4. Другие войска, их состав и предназначение

Глава 3. Воинская обязанность

3.1. Основные понятия воинской обязанности

3.2. Организация воинского учета и его предназначение

3.3. Обязательная подготовка граждан к военной службе

3.4. Добровольная подготовка граждан к военной службе

3.5. Организация медицинского освидетельствования и медицинского обследования граждан при постановке их на воинский учет и при призыве на военную службу

Глава 4. Военная служба

4.1. Правовые основы военной службы

4.2. Международное гуманитарное право

4.3. Военная присяга – клятва воина на верность Родине

4.4. Прохождение военной службы по призыву Призыв на военную службу

4.5. Прохождение военной службы по контракту

4.6. Как стать офицером Российской армии

4.7. Увольнение с военной службы и пребывание в запасе

4.8. Ответственность военнослужащих

4.9. Общевоинские уставы Вооруженных Сил Российской Федерации – закон воинской жизни

Глава 5. Военнослужащий – защитник своего Отечества

5.1. Военнослужащий – патриот, с честью и достоинством несущий звание защитника Отечества

5.2. Военнослужащий – специалист, в совершенстве владеющий оружием и военной техникой

5.3. Требования воинской деятельности, предъявляемые к моральным и психологическим качествам военнослужащих

5.4. Военнослужащий – подчиненный, строго соблюдающий Конституцию и законы Российской Федерации, выполняющий требования воинских уставов, приказы командиров и начальников

5.5. Международная (миротворческая) деятельность Вооруженных Сил Российской Федерации

Раздел II. ВОЕННО-ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ УЧАЩЕЙСЯ МОЛОДЕЖИ

Глава 6. Символы воинской чести

6.1. Боевое Знамя части – символ воинской чести, доблести и славы

6.2. Ордена – почетные награды за воинские отличия в бою и заслуги в военной службе

6.3. Ритуалы Вооруженных Сил Российской Федерации

6.4. Воинские звания и военная форма одежды военнослужащих Вооруженных Сил Российской Федерации

Глава 7. Боевые традиции Вооруженных Сил России

7.1. Патриотизм и верность воинскому долгу – главные качества защитника Отечества

7.2. Памяти поколений – дни воинской славы России

7.3. Дружба, войсковое товарищество – основа боевой готовности частей и подразделений

Раздел III. ГРАЖДАНСКАЯ ОБОРОНА

Глава 8. Гражданская оборона – составная часть системы обороноспособности страны

8.1. Гражданская оборона, ее предназначение и задачи

8.2. Современные средства вооруженной борьбы и их поражающие факторы, мероприятия по защите населения

8.3. Организация оповещения населения о чрезвычайных ситуациях мирного и военного времени

8.4. Эвакуация населения из зон поражения

8.5. Организация инженерной защиты населения от чрезвычайных ситуаций мирного и военного времени

8.6. Средства индивидуальной защиты

8.7. Гражданские организации гражданской обороны. Основные мероприятия по защите населения

8.8. Организация гражданской обороны в образовательном учреждении

Приложение 1. Учебные сборы

Приложение 2. Альтернативная гражданская служба

Приложение 3. Символы Вооруженных Сил Российской Федерации

Приложение 4. Ордена и медали России

Приложение 5. Военная форма одежды военнослужащих Вооруженных Сил Российской Федерации

Приложение 6. Погоны и знаки различия военнослужащих Вооруженных Сил Российской Федерации

Приложение 7. Положение о подготовке граждан РоссийскойФедерации к военной службе (извлечения)

Приложение 8. Перечень военных образовательных учреждений профессионального образования Министерства обороны Российской Федерации

Список литературы

Спасибо, что скачали книгу в бесплатной электронной библиотеке Royallib.ru

Все книги автора

Эта же книга в других форматах


Приятного чтения!




Анатолий Тихонович Смирнов, Виктор Алексеевич Васнев

Основы военной службы: Учебное пособие


Введение


Пособие разработано в полном соответствии с действующими учебными программами по основам военной службы общеобразовательных учреждений среднего (полного) общего образования, начального и среднего профессионального образования, а также учебных пунктов организаций.

В пособии последовательно и в логической взаимосвязи изложен учебный материал по следующим темам:

• оборона государства как система мер по защите его целостности и неприкосновенности;

• Вооруженные Силы Российской Федерации как государственная структура, составляющая основу обороны страны;

• воинская обязанность – установленный законом почетный долг гражданина проходить службу в рядах Вооруженных Сил;

• военная служба – особый вид федеральной государственной службы;

• прохождение военной службы по призыву и по контракту;

• требования, предъявляемые к моральным и психологическим качествам военнослужащих;

• военно-патриотическое воспитание;

• гражданская оборона – важная часть системы обороноспособности государства.

Приложение содержит основные нормативные правовые акты по подготовке граждан Российской Федерации к военной службе, прохождению альтернативной гражданской службы, перечень военных образовательных учреждений профессионального образования МО РФ и другие справочные материалы.

При разработке пособия учтены требования современных педагогических концепций, использованы материалы военно-дидактических и военно-психологических исследований. Применение его в учебном процессе позволяет реализовать три основные функции обучения:

• образовательную (вооружение учащихся определенной системой знаний);

• воспитательную (формирование у учащихся качеств, необходимых для успешного выполнения воинского долга);

• развивающую (развитие интеллектуальных способностей учащихся).

Диапазон применения пособия в процессе обучения исключительно широк. Его могут успешно использовать при изучении «Основ военной службы» не только школьники старших классов и учащиеся образовательных учреждений начального и среднего профессионального образования, но и студенты педагогических вузов, обучающиеся по специальности 033300 «Безопасность жизнедеятельности».

Авторы с благодарностью примут все предложения и замечания, направленные на совершенствование книги.


Раздел I. ОСНОВЫ ОБОРОНЫ ГОСУДАРСТВА


Глава 1. Оборона государства – система мер по защите его целостности и неприкосновенности


1.1. Конституция Российской Федерации об организации обороны государства


Оборона государства – это система политических, экономических, социальных и правовых мер по подготовке к вооруженной защите и вооруженная защита Российской Федерации, целостности и неприкосновенности ее территории. Она организуется и осуществляется в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, Федеральным законом РФ «Об обороне», законами Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами.


В целях обороны устанавливается воинская обязанность граждан и создаются Вооруженные Силы Российской Федерации.

В Конституции Российской Федерации определены правовые основы и наиболее значимые нормы по организации обороны государства и руководству Вооруженными Силами.

В статье 59 Конституции РФ говорится: «Защита Отечества является долгом и обязанностью гражданина Российской Федерации».

В ней определены полномочия высших органов государства в области обороны.

Согласно Конституции РФ глава нашего государства – Президент Российской Федерации – принимает меры по охране суверенитета страны, ее независимости и государственной неприкосновенности.

Он является Верховным Главнокомандующим Вооруженными Силами РФ. В случае агрессии, направленной против Российской Федерации, он вводит на территории России военное положение, формирует и возглавляет Совет Безопасности, утверждает военную доктрину, назначает и освобождает высшее командование Вооруженных Сил РФ, присваивает высшие воинские звания.

Определенные полномочия в области обороны закреплены за Советом Федерации и Государственной Думой.

Совет Федерации рассматривает расходы на оборону, установленные бюджетом, и федеральные законы в области обороны; утверждает указы Президента РФ о введении военного положения на территории страны; решает вопросы о возможности использования Вооруженных Сил РФ за пределами территории России.

Государственная Дума рассматривает расходы на оборону и принимает законы в области обороны.

Таким образом, Конституция РФ достаточно ясно и четко регламентирует организацию обороны Российской Федерации. На основе Конституции принимаются законодательные акты, обеспечивающие детальное и подробное регулирование отношений в области организации обороны нашего государства.


1.2. Концепция национальной безопасности Российской Федерации



Концепция национальной безопасности – это система взглядов на обеспечение безопасности личности, общества и государства от внешних и внутренних угроз во всех сферах жизнедеятельности. В ней сформулированы практически все важнейшие направления государственной политики России.

Под национальной безопасностью понимается безопасность многонационального народа Российской Федерации как носителя суверенитета и единственного источника власти в стране, т. е. защищенность народа от различных угроз.


Первый раздел Концепции посвящен положению России в мировом сообществе. После окончания эры биполярной конфронтации США и СССР возобладали две тенденции формирования международных связей. Первая проявляется в равном развитии значительного числа государств, их объединений, в признании многостороннего управления международными процессами и в формировании идеологии многополярного мира. Вторая тенденция основана на доминировании западных стран при лидерстве США с преобладанием военно-силовых решений в обход международного права.


Россия одна из крупнейших стран мира с богатыми историческими и культурными традициями. Несмотря на кризисы, она в силу своего экономического, научно-технического и военного потенциала, уникального положения на Евразийском континенте продолжает играть важную роль в мире. Объективно сохраняется общность интересов России и других государств по многим проблемам безопасности, включая противодействие распространению оружия, борьбу с терроризмом и наркобизнесом, решение экологических проблем, обеспечение ядерной безопасности. Вместе с тем активизируются усилия ряда государств, направленные на ослабление России. Попытки игнорировать ее интересы при решении крупных проблем способны подорвать международную безопасность и стабильность.

Второй раздел Концепции подробно раскрывает национальные интересы России. Под ними понимается совокупность сбалансированных интересов личности, общества и государства в экономической, внутриполитической, социальной, международной, информационной, военной, пограничной, экологической и других сферах. Эти интересы носят долгосрочный характер и определяют стратегические цели и текущие задачи внутренней и внешней политики России.

Интересы личности состоят в реализации конституционных прав и свобод, в обеспечении личной безопасности, в повышении качества и уровня жизни, в физическом, духовном и интеллектуальном развитии каждого человека.

Интересы общества выражаются в упрочении демократии, в создании правового, социального государства, в достижении и поддержании общественного согласия, в духовном обновлении России.

Интересы государства заключаются в незыблемости конституционного строя, суверенитета и территориальной целостности России, в политической, экономической и социальной стабильности, в безусловном обеспечении законности и правопорядка, в развитии равноправного международного сотрудничества.


Реализация интересов России возможна только на основе устойчивого развития экономики. Поэтому экономические национальные интересы являются ключевыми для обеспечения всех иных интересов.


Во внутриполитической сфере национальные интересы состоят в сохранении стабильности институтов государственной власти, обеспечении гражданского мира и согласия, территориальной целостности, единства правового пространства, в нейтрализации причин и условий возникновения политического и религиозного экстремизма, этнического сепаратизма и их последствий – межэтнических и религиозных конфликтов, терроризма.

Интересы России в социальной сфере заключаются в обеспечении высокого уровня жизни народа.

Интересы в духовной сфере состоят в сохранении и укреплении нравственных ценностей общества, традиций патриотизма и гуманизма, культурного и научного потенциала страны.


В международной сфере национальные интересы заключаются в обеспечении суверенитета, упрочении позиций России как одного из центров многополярного мира, в развитии взаимовыгодных отношений со всеми странами и их объединениями, прежде всего с государствами СНГ, в повсеместном соблюдении прав и свобод человека и недопустимости при этом двойных стандартов.

Интересы России в информационной сфере заключаются в соблюдении прав и свобод в области получения информации и пользования ею, в развитии современных коммуникационных технологий, в защите информационных ресурсов от несанкционированного доступа.

Интересы в военной сфере заключаются в защите независимости, суверенитета, государственной и территориальной целостности России, в предотвращении военной агрессии против России и ее союзников, в обеспечении условий для мирного демократического развития.

Национальные интересы России в пограничной сфере заключаются в обеспечении надежной охраны государственной границы, в соблюдении установленных законодательством страны порядка и правил осуществления экономической и иных видов деятельности в пограничном пространстве.

Национальные интересы в экологической сфере заключаются в сохранении и оздоровлении окружающей среды.


В Концепции подчеркнуто, что важнейшей составляющей национальных интересов России является защита личности, общества и государства от терроризма, от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера и их последствий, а в военное время – от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий.


В третьем разделе Концепции раскрыт весь спектр существующих угроз национальной безопасности России.

В сфере экономики угрозы обусловлены прежде всего существенным сокращением внутреннего валового продукта, снижением инвестиционной, инновационной активности и научно-технического потенциала, стагнацией (застоем) аграрного сектора, разбалансированием банковской системы, ростом внешнего и внутреннего государственного долга, тенденцией к преобладанию в экспортных поставках топливно-сырьевой и энергетической составляющих, а в импортных поставках – продовольствия, предметов потребления и предметов первой необходимости. Отмечается ослабление научно-технического потенциала страны, сокращение исследований на стратегически важных направлениях, отток за рубеж специалистов и интеллектуальной собственности, угрожающие утратой передовых позиций в мире, усилением внешней зависимости и подрывом обороноспособности.

Негативные процессы в экономике лежат в основе сепаратистских устремлений ряда субъектов Российской Федерации, которые ведут к усилению политической нестабильности, ослаблению единого экономического пространства и его важнейших составляющих – производственно-технологических и транспортных связей, финансово-банковской, кредитной и налоговой систем. Экономическая дезинтеграция, девальвация духовных ценностей способствуют усилению напряженности во взаимоотношениях регионов и центра, подрывают федеративное устройство и социально-экономический уклад страны. Этноэгоизм, этноцентризм и шовинизм, неконтролируемая миграция способствуют усилению политического и религиозного экстремизма, этносепаратизма, создают условия для возникновения конфликтов. Единое правовое пространство страны размывается вследствие местничества и несоблюдения приоритета Конституции Российской Федерации над иными правовыми нормами, федеральных правовых норм над нормами субъектов Российской Федерации.


Основными факторами, способствующими росту преступности и коррупции, стали серьезные просчеты, допущенные при проведении реформ в экономической, военной, правоохранительной и иных областях, ослабление системы государственного контроля, несовершенство правовой базы, отсутствие сильной государственной политики в социальной сфере, снижение духовно-нравственного потенциала общества. Масштабы терроризма и организованной преступности возрастают вследствие изменения форм собственности, обострения борьбы за власть на основе групповых и этнонационалистических интересов. Отсутствие эффективной системы социальной профилактики правонарушений, недостаточная правовая и материально-техническая обеспеченность органов правопорядка увеличивают эту опасность.

Угрозу национальной безопасности в социальной сфере создают рост бедности и безработицы в стране, а также глубокое расслоение общества на богатых и малообеспеченных граждан. Угрозой физическому здоровью нации являются кризис систем здравоохранения и социальной защиты населения, рост потребления алкоголя и наркотических веществ. Последствиями социального кризиса стали резкое сокращение рождаемости, продолжительности жизни в стране, деформация демографического и социального состава общества, ослабление главной фундаментальной ячейки общества – семьи, снижение духовного, нравственного и творческого потенциала населения, правовой нигилизм.

Угрозы нашей национальной безопасности проявляются в попытках ряда государств противодействовать укреплению России как одного из центров влияния в многополярном мире, ослабить ее позиции в Европе, на Ближнем Востоке, в Закавказье, Центральной Азии и Азиатско-Тихоокеанском регионе. Налицо стремление ряда стран к доминированию в мировом информационном пространстве, вытеснению России с внешнего и внутреннего информационных рынков. Уже разработаны концепции информационных войн, средств опасного воздействия на информационные сферы других стран мира, методы нарушения функционирования телекоммуникационных систем, а также сохранности информационных ресурсов, получения несанкционированного доступа к ним, в том числе через Интернет.

Возрастают масштабы угроз в военной сфере. Переход некоторых государств к практике силовых действий без санкции Совета Безопасности ООН чреват угрозой дестабилизации обстановки в мире. Технологический отрыв и наращивание возможностей ведущих держав по созданию вооружений нового поколения создают предпосылки нового этапа гонки вооружений, коренного изменения способов ведения военных действий. Активизируется деятельность на территории Российской Федерации иностранных специальных служб и используемых ими организаций.

Угрозы национальной безопасности в пограничной сфере обусловлены экономической, демографической и культурно-религиозной экспансией сопредельных государств на российскую территорию, активизацией деятельности трансграничной организованной преступности, а также зарубежных террористических организаций.