Файл: Смирнов Анатолий. Основы военной службы_ учебное пособие - royallib.ru.doc
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 17.10.2020
Просмотров: 2227
Скачиваний: 6
СОДЕРЖАНИЕ
Анатолий Тихонович Смирнов, Виктор Алексеевич Васнев
Основы военной службы: Учебное пособие
Раздел I. ОСНОВЫ ОБОРОНЫ ГОСУДАРСТВА
Глава 1. Оборона государства – система мер по защите его целостности и неприкосновенности
1.1. Конституция Российской Федерации об организации обороны государства
1.2. Концепция национальной безопасности Российской Федерации
1.3. Военная доктрина Российской Федерации
1.4. Федеральный закон Российской Федерации «Об обороне»
Глава 2. Вооруженные Силы Российской Федерации
2.1. История создания Российских Вооруженных Сил
2.2. Виды Вооруженных Сил, рода войск, история их создания
2.3. Основные задачи современных Вооруженных Сил России
2.4. Другие войска, их состав и предназначение
3.1. Основные понятия воинской обязанности
3.2. Организация воинского учета и его предназначение
3.3. Обязательная подготовка граждан к военной службе
3.4. Добровольная подготовка граждан к военной службе
4.1. Правовые основы военной службы
4.2. Международное гуманитарное право
4.3. Военная присяга – клятва воина на верность Родине
4.4. Прохождение военной службы по призыву Призыв на военную службу
4.5. Прохождение военной службы по контракту
4.6. Как стать офицером Российской армии
4.7. Увольнение с военной службы и пребывание в запасе
4.8. Ответственность военнослужащих
4.9. Общевоинские уставы Вооруженных Сил Российской Федерации – закон воинской жизни
Глава 5. Военнослужащий – защитник своего Отечества
5.1. Военнослужащий – патриот, с честью и достоинством несущий звание защитника Отечества
5.2. Военнослужащий – специалист, в совершенстве владеющий оружием и военной техникой
5.5. Международная (миротворческая) деятельность Вооруженных Сил Российской Федерации
Раздел II. ВОЕННО-ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ УЧАЩЕЙСЯ МОЛОДЕЖИ
Глава 6. Символы воинской чести
6.1. Боевое Знамя части – символ воинской чести, доблести и славы
6.2. Ордена – почетные награды за воинские отличия в бою и заслуги в военной службе
6.3. Ритуалы Вооруженных Сил Российской Федерации
6.4. Воинские звания и военная форма одежды военнослужащих Вооруженных Сил Российской Федерации
Глава 7. Боевые традиции Вооруженных Сил России
7.1. Патриотизм и верность воинскому долгу – главные качества защитника Отечества
7.2. Памяти поколений – дни воинской славы России
7.3. Дружба, войсковое товарищество – основа боевой готовности частей и подразделений
Раздел III. ГРАЖДАНСКАЯ ОБОРОНА
Глава 8. Гражданская оборона – составная часть системы обороноспособности страны
8.1. Гражданская оборона, ее предназначение и задачи
8.3. Организация оповещения населения о чрезвычайных ситуациях мирного и военного времени
8.4. Эвакуация населения из зон поражения
8.5. Организация инженерной защиты населения от чрезвычайных ситуаций мирного и военного времени
8.6. Средства индивидуальной защиты
8.7. Гражданские организации гражданской обороны. Основные мероприятия по защите населения
8.8. Организация гражданской обороны в образовательном учреждении
Приложение 2. Альтернативная гражданская служба
Приложение 3. Символы Вооруженных Сил Российской Федерации
Приложение 4. Ордена и медали России
Приложение 5. Военная форма одежды военнослужащих Вооруженных Сил Российской Федерации
Приложение 6. Погоны и знаки различия военнослужащих Вооруженных Сил Российской Федерации
Приложение 7. Положение о подготовке граждан РоссийскойФедерации к военной службе (извлечения)
Военно-Морской Флот (ВМФ)
Военно-Морской Флот – вид Вооруженных Сил, предназначенный для обеспечения военной безопасности государства с океанских (морских) направлений, защиты стратегических интересов Российской Федерации в океанских и морских районах (зонах).
Организационно ВМФ России состоит из четырех флотов (Северного, Тихоокеанского, Балтийского и Черноморского), Каспийской флотилии и включает рода сил:
• подводные силы,
• надводные силы,
• морскую авиацию,
• береговые войска (морская пехота и береговые ракетно-артиллерийские войска),
• части и подразделения обеспечения и обслуживания.
Основу Северного и Тихоокеанского флотов составляют и будут составлять ракетные подводные лодки стратегического назначения и многоцелевые атомные подводные лодки, авианесущие и десантные корабли, выполняющие задачи по охране границ Российской Федерации в подводной среде, укреплению безопасности судоходства, промысловой, хозяйственной, научной и иных видов деятельности страны в Мировом океане.
Основу Балтийского, Черноморского флотов и Каспийской флотилии составляют многоцелевые надводные корабли, минно-тральные корабли и катера, дизельные подводные лодки, береговые ракетно-артиллерийские войска и штурмовая авиация.
Подводные силы предназначены для поражения наземных объектов противника, осуществления поиска и уничтожения его подводных лодок, нанесения ударов по группировкам надводных кораблей, в том числе по авианосцам, десантным отрядам и конвоям, как самостоятельно, так и во взаимодействии с другими силами флота.
Надводные силы предназначены для ведения поиска и уничтожения подводных лодок, для борьбы с надводными кораблями, высадки на побережье противника морских десантов, обнаружения и обезвреживания морских мин и ряда других задач.
Морская авиация предназначена для уничтожения корабельных группировок, конвоев, десантов противника в море и в базах; для поиска и уничтожения подводных лодок противника, нарушения систем наблюдения и управления на морских театрах; для прикрытия группировок своих кораблей, ведения разведки и выдачи целеуказаний в интересах применения оружия силами флота.
Береговые войска предназначены для обороны побережья страны и важных объектов (фронта) на берегу, а также прибрежных коммуникаций от ударов флота противника.
Части и подразделения обеспечения и обслуживания предназначены для обеспечения базирования и боевой деятельности подводных и надводных сил флота.
Ракетные войска стратегического назначения (РВСН)
Основное предназначение РВСН – выполнение стратегических задач. Отличительными свойствами РВСН являются: огромная поражающая мощь; высокая боевая готовность и точность нанесения ракетно-ядерных ударов по объектам противника; практически неограниченная дальность действия; способность наносить удары одновременно по многим стратегическим объектам, успешно преодолевать противовоздушную и противоракетную оборону; независимость боевого применения от условий погоды, времени года и суток. Основой вооружения РВСН являются стационарные и мобильные ракетные комплексы.
В процессе реорганизации РВСН сохранили свои боевые возможности и способность выполнять задачи по ядерному сдерживанию.
Планом строительства и развития ВС РФ на период до 2005 г предусматривается качественное развитие РВСН путем перевооружения их новыми ракетными комплексами «Тополь-М», имеющими более совершенные боевые и технические характеристики. Этот комплекс в будущем составит основу группировки РВСН.
Воздушно-десантные войска (ВДВ)
ВДВ – самостоятельный род войск центрального подчинения, предназначенный для ведения боевых действий в тылу противника. Десантники способны быстро достигать удаленных районов на театре военных действий, наносить внезапные удары по противнику, успешно вести общевойсковой бой.
Свои задачи по захвату и удержанию важных районов в глубоком тылу противника, по нарушению системы его государственного и военного управления, по содействию наступающим войскам в форсировании крупных водных преград и в преодолении горных районов, по уничтожению важных военных объектов противника ВДВ решают во взаимодействии с соединениями и частями различных видов Вооруженных Сил и родов войск.
В настоящее время Воздушно-десантные войска имеют в своем составе четыре воздушно-десантные дивизии, одну отдельную воздушно-десантную бригаду, учебный центр, Рязанский институт ВДВ, части обеспечения и обслуживания.
Космические войска
Космические войска осуществляют подготовку и запуск всех ракетоносителей, управление на орбитах подавляющим большинством космических аппаратов, разработкой и заказами космических комплексов и систем. Космические войска осуществляют контроль за соблюдением международных обязательств по ограничениям стратегических наступательных вооружений, обеспечивают ведение космической связи и глобальной навигации.
Развитие видов Вооруженных Сил и родов войск тесно связано с экономикой нашего государства, с возможностями по созданию новых, более совершенных образцов военной техники и вооружения. Поэтому проводимая в настоящее время военная реформа должна обеспечить создание такой организационно-штатной структуры Вооруженных Сил, которая максимально соответствовала бы принятой в государстве военной доктрине, а также позволяла бы с минимальными затратами максимально использовать боевые возможности военной техники и вооружения.
2.3. Основные задачи современных Вооруженных Сил России
Вооруженные Силы – часть структуры государства, связанная с выполнением его внешних функций (оборона страны, участие в миротворческой деятельности и др.). Понятие «вооруженные силы» впервые было введено Ф. Энгельсом, как общее для армии и флота. В настоящее время Вооруженные Силы включают в себя различные виды и рода войск, высшие органы военного управления, органы тыла. Решающее влияние на строительство Вооруженных Сил оказывает экономическое состояние страны.
Вооруженные Силы Российской Федерации – государственная военная организация, составляющая основу обороны Российской Федерации. Они предназначены для отражения внешней агрессии, защиты целостности и неприкосновенности территории страны, а также для выполнения задач в соответствии с международными договорами Российской Федерации. Деятельность Вооруженных Сил России осуществляется на основании Конституции Российской Федерации, Федерального закона «Об обороне» и других законов, нормативных и правовых актов в области обороны. Вооруженные Силы Российской Федерации состоят из центральных органов военного управления, объединений, соединений, воинских частей и организаций, которые входят в виды и рода войск. Личный состав Вооруженных Сил России включает в себя военнослужащих и лиц гражданского персонала.
Комплектование Вооруженных Сил личным составом осуществляется:
• военнослужащими – путем призыва и добровольного поступления граждан на военную службу;
• гражданским персоналом – путем приема на работу в военные организации на должности, подлежащие замещению гражданскими специалистами.
Национальные интересы России в области обороны заключаются в обеспечении безопасности личности, общества и государства от военной агрессии со стороны других стран. Это положение требует концентрации усилий общества и государства на планомерном военном строительстве, на реформировании Вооруженных Сил, на приведении их в соответствие с балансом сил на мировой арене и экономическими возможностями страны. На основе анализа изменений, происшедших в характере отношений Российской Федерации с ведущими державами мира, можно делать вывод, что угроза крупномасштабной агрессии против России в обозримом будущем практически отсутствует. Вместе с тем не исключаются попытки силового соперничества с Россией и отмечается, что реальную угрозу в области обороны России представляют:
• существующие и потенциальные очаги локальных войн и вооруженные конфликты вблизи государственных границ России;
• распространение ядерного и других видов оружия массового поражения, развитие технологий их производства и средств их доставки в сопредельных с Россией странах или близких к ней регионах;
• расширение спектра угроз, связанных с международным терроризмом;
• сохранение или создание крупными державами мощных группировок Вооруженных Сил в прилегающих к территории России регионах.
В этих условиях главной целью практической деятельности государства является совершенствование военной организации Российской Федерации, ее Вооруженных Сил для обеспечения национальной безопасности страны, возможности адекватного (соответствующего) реагирования на угрозы, которые могут возникнуть для России в XXI в., при рациональных затратах на национальную оборону.
На пороге XXI в. Россия встала перед необходимостью проведения военной реформы. Ее начало было положено замыслом предстоящих преобразований, разработанным ведущими учеными и специалистами Министерства обороны, Генерального штаба, командования и штабов видов Вооруженных Сил, родов войск, военных округов и флотов. Правовым фундаментом военной реформы стал Указ Президента РФ – Верховного Главнокомандующего Вооруженными Силами от 16 июля 1997 г. «О первоочередных мерах по реформированию Вооруженных Сил Российской Федерации и совершенствованию их структуры». В нем были уточнены задачи Вооруженных Сил с учетом внешнеполитической обстановки и возможностей экономики России, определены основные положения политики государства в области военного строительства. Все это в последующем нашло свое отражение в «Концепции национальной безопасности Российской Федерации», в которой определено, что Россия не стремится поддерживать паритет (равенство) в вооружениях и вооруженных силах с ведущими государствами мира и ориентируется на реализацию принципа реалистического сдерживания, в основе которого лежит решимость использовать военную мощь для противодействия агрессии. Для предотвращения войны и вооруженных конфликтов Российская Федерация отдает предпочтение политическим, экономическим и другим невоенным средствам. Однако пока неприменение силы не стало нормой международных отношений, национальные интересы Российской Федерации требуют наличия достаточной для обороны страны военной мощи.
Вооруженные Силы России играют главную роль в обеспечении национальной безопасности государства силовыми методами.
Исходя из этого, определены следующие основные задачи Вооруженных Сил России и других войск.
Главные задачи по обеспечению военной безопасности:
• своевременное обнаружение угрожающего развития военно-политической обстановки, подготовки вооруженного нападения на Российскую Федерацию и (или) ее союзников;
• поддержание состава, состояния боевой и мобилизационной готовности и подготовки стратегических ядерных сил, сил и средств, обеспечивающих их функционирование и применение, а также систем управления на уровне, гарантирующем нанесение отпора агрессору в любых условиях;
• поддержание боевого потенциала, боевой и мобилизационной готовности и подготовки группировок войск (сил) общего назначения мирного времени на уровне, обеспечивающем отражение агрессии локального масштаба;
• содержание вооружения и военной (специальной) техники, запасов материальных средств в готовности к боевому применению;
• несение боевого дежурства (боевой службы) выделенными (назначенными) войсками, силами и средствами, обеспечивающее безопасность нашей страны;
• качественное и в полном объеме выполнение планов и программ оперативной, боевой и мобилизационной подготовки, воспитания личного состава войск (сил);
• поддержание готовности к стратегическому развертыванию в рамках государственных мероприятий по переводу страны на условия военного времени;
• охрана и защита государственной границы Российской Федерации;
• развитие противовоздушной обороны Российской Федерации как единой системы на основе централизованного управления всеми силами и средствами ПВО;
• создание условий для безопасности экономической деятельности, защита национальных интересов Российской Федерации в территориальном море, на континентальном шельфе и в исключительной экономической зоне Российской Федерации, а также в Мировом океане;
• охрана важных государственных объектов;
• предотвращение и пресечение диверсий и террористических актов;
• предупреждение экологических катастроф и других чрезвычайных ситуаций, ликвидация их последствий;
• организация гражданской и территориальной обороны;
• обеспечение технического прикрытия и восстановления коммуникаций;
• обеспечение информационной безопасности;
• ведение стратегических операций и боевых действий (в том числе совместных с союзными государствами) по разгрому вторгшихся, уничтожению созданных (создаваемых) группировок войск (сил) агрессора в районах их базирования, сосредоточения и на коммуникациях;
• поддержание готовности к применению и применение (в предусмотренных военной доктриной случаях и в установленном порядке) потенциала ядерного сдерживания;
• локализация и нейтрализация приграничных вооруженных конфликтов;
• поддержание режима военного (чрезвычайного) положения;
• защита населения, объектов экономики и инфраструктуры от воздействия средств поражения противника;
• выполнение союзнических обязательств в соответствии с международными договорами Российской Федерации.
Решение задач по отражению вооруженного нападения (агрессии) организуется и осуществляется в соответствии с Планом применения Вооруженных Сил Российской Федерации, Мобилизационным планом Вооруженных Сил Российской Федерации, указами Президента Российской Федерации по вопросам военной безопасности, приказами и директивами Верховного Главнокомандующего Вооруженными Силами Российской Федерации, другими нормативными правовыми актами, планами и директивными документами.
Главные задачи во внутренних вооруженных конфликтах:
• разгром и ликвидация незаконных вооруженных формирований, бандитских и террористических групп и организаций, уничтожение их баз, центров подготовки, складов, коммуникаций;
• восстановление законности и правопорядка;
• обеспечение общественной безопасности и стабильности;
• поддержание правового режима чрезвычайного положения в районах конфликтов;
• локализация и блокирование районов конфликтов;
• пресечение вооруженных столкновений и разъединение противоборствующих сторон;