Файл: Смирнов Анатолий. Основы военной службы_ учебное пособие - royallib.ru.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 17.10.2020

Просмотров: 2181

Скачиваний: 6

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Анатолий Тихонович Смирнов, Виктор Алексеевич Васнев

Основы военной службы: Учебное пособие

Введение

Раздел I. ОСНОВЫ ОБОРОНЫ ГОСУДАРСТВА

Глава 1. Оборона государства – система мер по защите его целостности и неприкосновенности

1.1. Конституция Российской Федерации об организации обороны государства

1.2. Концепция национальной безопасности Российской Федерации

1.3. Военная доктрина Российской Федерации

1.4. Федеральный закон Российской Федерации «Об обороне»

Глава 2. Вооруженные Силы Российской Федерации

2.1. История создания Российских Вооруженных Сил

2.2. Виды Вооруженных Сил, рода войск, история их создания

2.3. Основные задачи современных Вооруженных Сил России

2.4. Другие войска, их состав и предназначение

Глава 3. Воинская обязанность

3.1. Основные понятия воинской обязанности

3.2. Организация воинского учета и его предназначение

3.3. Обязательная подготовка граждан к военной службе

3.4. Добровольная подготовка граждан к военной службе

3.5. Организация медицинского освидетельствования и медицинского обследования граждан при постановке их на воинский учет и при призыве на военную службу

Глава 4. Военная служба

4.1. Правовые основы военной службы

4.2. Международное гуманитарное право

4.3. Военная присяга – клятва воина на верность Родине

4.4. Прохождение военной службы по призыву Призыв на военную службу

4.5. Прохождение военной службы по контракту

4.6. Как стать офицером Российской армии

4.7. Увольнение с военной службы и пребывание в запасе

4.8. Ответственность военнослужащих

4.9. Общевоинские уставы Вооруженных Сил Российской Федерации – закон воинской жизни

Глава 5. Военнослужащий – защитник своего Отечества

5.1. Военнослужащий – патриот, с честью и достоинством несущий звание защитника Отечества

5.2. Военнослужащий – специалист, в совершенстве владеющий оружием и военной техникой

5.3. Требования воинской деятельности, предъявляемые к моральным и психологическим качествам военнослужащих

5.4. Военнослужащий – подчиненный, строго соблюдающий Конституцию и законы Российской Федерации, выполняющий требования воинских уставов, приказы командиров и начальников

5.5. Международная (миротворческая) деятельность Вооруженных Сил Российской Федерации

Раздел II. ВОЕННО-ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ УЧАЩЕЙСЯ МОЛОДЕЖИ

Глава 6. Символы воинской чести

6.1. Боевое Знамя части – символ воинской чести, доблести и славы

6.2. Ордена – почетные награды за воинские отличия в бою и заслуги в военной службе

6.3. Ритуалы Вооруженных Сил Российской Федерации

6.4. Воинские звания и военная форма одежды военнослужащих Вооруженных Сил Российской Федерации

Глава 7. Боевые традиции Вооруженных Сил России

7.1. Патриотизм и верность воинскому долгу – главные качества защитника Отечества

7.2. Памяти поколений – дни воинской славы России

7.3. Дружба, войсковое товарищество – основа боевой готовности частей и подразделений

Раздел III. ГРАЖДАНСКАЯ ОБОРОНА

Глава 8. Гражданская оборона – составная часть системы обороноспособности страны

8.1. Гражданская оборона, ее предназначение и задачи

8.2. Современные средства вооруженной борьбы и их поражающие факторы, мероприятия по защите населения

8.3. Организация оповещения населения о чрезвычайных ситуациях мирного и военного времени

8.4. Эвакуация населения из зон поражения

8.5. Организация инженерной защиты населения от чрезвычайных ситуаций мирного и военного времени

8.6. Средства индивидуальной защиты

8.7. Гражданские организации гражданской обороны. Основные мероприятия по защите населения

8.8. Организация гражданской обороны в образовательном учреждении

Приложение 1. Учебные сборы

Приложение 2. Альтернативная гражданская служба

Приложение 3. Символы Вооруженных Сил Российской Федерации

Приложение 4. Ордена и медали России

Приложение 5. Военная форма одежды военнослужащих Вооруженных Сил Российской Федерации

Приложение 6. Погоны и знаки различия военнослужащих Вооруженных Сил Российской Федерации

Приложение 7. Положение о подготовке граждан РоссийскойФедерации к военной службе (извлечения)

Приложение 8. Перечень военных образовательных учреждений профессионального образования Министерства обороны Российской Федерации

Список литературы

В Военно-ветеринарный институт для продолжения обучения принимаются граждане из числа студентов, окончивших четыре курса ветеринарных университетов, институтов (факультетов) в возрасте не старше 27 лет.

Лица из числа гражданской молодежи, желающие поступить в военные образовательные учреждения профессионального образования, подают заявления в военный комиссариат района, города без районного деления, иного муниципального (административно-территориального образования) по месту жительства до 20 апреля года поступления на учебу.

В заявлении указываются фамилия, имя и отчество, год, число и месяц рождения, адрес места жительства, наименование военного образовательного учреждения профессионального образования и специальность, по которой кандидат желает обучаться.

К заявлению прилагаются автобиография, характеристика с места учебы или работы, копия документа о среднем образовании (учащиеся предоставляют справку о текущей успеваемости, лица, окончившие первые и последующие курсы образовательных учреждений высшего профессионального образования, предоставляют академическую справку), три фотографии (без головного убора размером 4,5 х 6 см).

Паспорт, военный билет или удостоверение гражданина, подлежащего призыву на военную службу, и подлинный документ о среднем образовании предоставляются кандидатом в приемную комиссию военного образовательного учреждения профессионального образования по прибытии.

Предварительный отбор кандидатов проводится призывными комиссиями военных комиссариатов районов до 15 мая года поступления на учебу и включает определение их соответствия требованиям, предъявляемым к поступающим, и пригодности к обучению в военных образовательных учреждениях профессионального образования по результатам медицинского освидетельствования и профессионального психологического отбора. На кандидатов, поступающих в вузы, отбор в которые производится после оформления допуска к сведениям, составляющим государственную тайну, оформляется соответствующий допуск.

Решение о направлении кандидатов в военные образовательные учреждения профессионального образования для прохождения профессионального отбора принимается призывными комиссиями военных комиссариатов районов, оформляется протоколом и объявляется кандидатам в десятидневный срок.

Учащиеся, являющиеся членами семей военнослужащих или лиц гражданского персонала Вооруженных Сил Российской Федерации, проходящих военную службу (работающих) в воинских частях, дислоцированных за пределами Российской Федерации, могут подавать заявления с приложением необходимых документов на имя начальника соответствующего военного образовательного учреждения профессионального образования до 20 мая года поступления на учебу.


Приемные комиссии военных образовательных учреждений профессионального образования рассматривают поступившие документы кандидатов и принимают решение о допуске к профессиональному отбору. Решение доводится до кандидатов через соответствующие военные комиссариаты до 20 июня года поступления на учебу с указанием времени и места вступительных испытаний или причин отказа.

Профессиональный отбор кандидатов для зачисления в военные образовательные учреждения профессионального образования курсантами проводится приемными комиссиями (выездными приемными комиссиями1) и включает:

а) определение годности кандидатов к поступлению по состоянию здоровья;

б) вступительные испытания.

Вступительные испытания предусматривают:

• определение категории профессиональной пригодности кандидатов на основе их социально-психологического изучения, психологического и психофизиологического обследования;

• оценку уровня физической подготовленности кандидатов;

• оценку уровня общеобразовательной подготовленности кандидатов.

Уровень общеобразовательной подготовленности кандидатов определяется путем проведения вступительных экзаменов по предметам (дисциплинам) согласно Перечню предметов (дисциплин) в объеме программ среднего (полного) общего образования (табл. 2).

Таблица 2

Перечень предметов (дисциплин), по которым проводятся вступительные экзамены




Окончание табл. 2




Примечания:

1. Экзамен по русскому языку (письменно) проводится в форме изложения или диктанта, экзамен по русскому языку и литературе (письменно) проводится в форме сочинения.

2. Экзамены, отмеченные значком «*», являются профильными.


На подготовку к каждому вступительному экзамену кандидатам предоставляется не менее двух дней. До начала вступительных экзаменов для кандидатов проводятся консультации, им разъясняется порядок проведения вступительных экзаменов и предъявляемые требования.

Профессиональный отбор кандидатов для поступления на учебу проводится в период с 1 по 30 июля2.

Кандидаты, успешно прошедшие профессиональный отбор, заносятся в конкурсные списки и по результатам конкурса зачисляются на учебу в военное образовательное учреждение профессионального образования.

Вне конкурса зачисляются успешно прошедшие профессиональный отбор кандидаты из числа:

• детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;

• граждан в возрасте до 20 лет, имеющих только одного родителя – инвалида I группы, если среднедушевой доход семьи ниже величины прожиточного минимума, установленного в соответствующем субъекте Российской Федерации;

• граждан, уволенных с военной службы и поступающих в военные образовательные учреждения профессионального образования по рекомендациям командиров воинских частей;

• участников боевых действий;


• граждан, которым в соответствии с Законом РСФСР от 15 мая 1991 г № 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» предоставлено право внеконкурсного поступления в учреждения высшего профессионального образования;

• других граждан, которым в соответствии с законодательством Российской Федерации предоставлено право внеконкурсного поступления в учреждения высшего профессионального образования.

Преимущественным правом при зачислении в военные образовательные учреждения профессионального образования пользуются кандидаты, показавшие в ходе вступительных испытаний равные результаты, из числа:

• граждан, имеющих преимущественное право при поступлении в высшие и средние специальные учебные заведения в соответствии с Законом РСФСР от 15 мая 1991 г № 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС»;

• граждан, уволенных с военной службы;

• детей военнослужащих, проходящих военную службу по контракту и имеющих общую продолжительность военной службы 20 лет и более;

• детей граждан, уволенных с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями, общая продолжительность военной службы которых составляет 20 лет и более;

• детей военнослужащих, погибших или умерших вследствие увечья (ранения, травмы, контузии) либо заболевания, полученных ими при исполнении обязанностей военной службы;

• других граждан, которым в соответствии с законодательством Российской Федерации предоставлено преимущественное право при поступлении в военные образовательные учреждения профессионального образования.

От проверки знаний по общеобразовательным предметам освобождаются кандидаты из числа:

• военнослужащих, проходивших военную службу по призыву и при этом выполнявших задачи в условиях вооруженного конфликта немеждународного характера в Чеченской Республике и на непосредственно прилегающих к ней территориях Северного Кавказа, отнесенных к зоне вооруженного конфликта;

• выпускников суворовских военных, Нахимовского военно-морского училищ и кадетских корпусов (далее именуются – суворовские училища), награжденных медалью (золотой или серебряной) «За особые успехи в учении», – при поступлении во все военные образовательные учреждения профессионального образования;

• остальных выпускников суворовских училищ, направляемых в образовательные учреждения в соответствии с планом распределения кандидатов для поступления на учебу;

• выпускников Московского военно-музыкального училища при их поступлении на учебу в Московскую военную консерваторию (военный институт);


• лиц, окончивших с медалями (золотой или серебряной) «За особые успехи в учении» имеющие государственную аккредитацию образовательные учреждения среднего (полного) общего или начального профессионального образования, а также лиц, окончивших с отличием имеющие государственную аккредитацию образовательные учреждения среднего профессионального образования, при положительных результатах собеседования (лицам, не прошедшим собеседование, предоставляется право сдавать экзамены по общеобразовательным предметам на общих основаниях);

• других граждан, которые в соответствии с законодательством Российской Федерации освобождаются от проверки знаний по общеобразовательным предметам при поступлении в военные образовательные учреждения профессионального образования.

Приемная комиссия военного образовательного учреждения профессионального образования на основании рассмотрения конкурсного списка принимает решение о зачислении установленного количества кандидатов.

Материалы сдачи вступительных экзаменов кандидатами, не прошедшими по конкурсу в военные образовательные учреждения профессионального образования (письменные экзаменационные работы и листы устного ответа), оформляются и высылаются этими образовательными учреждениями в двухдневный срок по запросу военного образовательного учреждения профессионального образования, в которое они прошли по конкурсу.

Зачисленные кандидаты приказами начальников образовательных учреждений назначаются на воинские должности курсантов с 1 августа года поступления на учебу. Тем из них, кто не имел воинских званий, присваивается воинское звание «рядовой» или «матрос». Они приобретают статус военнослужащих, проходящих военную службу по призыву. По достижении возраста 18 лет, но не ранее окончания первого курса обучения и до окончания второго курса обучения, с ними заключается контракт о прохождении военной службы на время обучения в военном образовательном учреждении профессионального образования и на пять лет службы после его окончания.

Нормативный срок обучения – 5 лет, по отдельным специальностям командного профиля – 4 года, по медицинским специальностям – до 7 лет.

За время обучения курсанты приобретают фундаментальные знания в области гуманитарных, социально-экономических, естественно-научных, общепрофессиональных и специальных дисциплин в объеме требований государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования. Они получают необходимую военно-профессиональную подготовку, отвечающую квалификационным требованиям. На тактических занятиях и учениях в поле, в морских походах, при работе с вооружением и военной техникой, а также в ходе войсковой (флотской) стажировки курсанты приобретают практические навыки, необходимые офицеру для исполнения служебных обязанностей.


Для отлично и хорошо успевающих курсантов предусмотрены льготы и поощрения, направленные на стимулирование их труда.

Подготовка офицерских кадров для Вооруженных Сил Российской Федерации осуществляется в военных академиях, в военных университетах и военных институтах.

Военные академии являются ведущими учебно-методическими и научными центрами в системе военного образования.

Основное предназначение академий – готовить высококвалифицированных офицеров, уже имеющих высшее образование и опыт офицерской службы, на высшие должности.

Академии располагают высоким научно-педагогическим потенциалом и современной учебно-материальной базой. Это позволяет им в широких масштабах вести фундаментальные, прикладные и поисковые исследования в интересах Вооруженных Сил и укрепления обороноспособности страны. Большое место в деятельности академий занимает подготовка научно-педагогических кадров высшей квалификации, а также переподготовка и повышение квалификации офицеров.

Военные университеты    – это новый вид военно-учебных заведений. Они были организованы в 1995 г. Военные университеты являются многоуровневыми военно-учебными заведениями. Наряду с подготовкой офицеров на первичные офицерские должности они готовят руководящие военные кадры с высшим военным образованием.

Военные институты являются основным звеном в системе подготовки военных кадров для замещения первичных офицерских должностей. Они готовят дипломированных специалистов с высшим военно-специальным образованием более чем по 250 специальностям, необходимым для армии и флота.


Организация учебного процесса в военных образовательных учреждениях профессионального образования


Обучение в военно-учебных заведениях организуется в основном на тех же принципах, что и в гражданских образовательных учреждениях высшего и среднего профессионального образования.

Учебный год начинается 1 сентября и делится на два семестра, каждый из которых заканчивается экзаменационной сессией. По окончании каждого семестра курсантам предоставляются каникулярные отпуска: зимний – продолжительностью 14 суток и летний – продолжительностью 30 суток.

Занятия проводятся 6 раз в неделю. Общий объем учебной работы курсантов составляет не более 54 часов в неделю. Из них на занятия под руководством преподавателей отводится 36 часов в неделю на всех курсах, кроме выпускного, и не более 30 часов в неделю на выпускном курсе. Остальное время выделяется для самостоятельной работы курсантов.

Наряду с традиционными занятиями (лекциями, семинарами, лабораторными и практическими занятиями) большое место отводится учебным занятиям, отражающим специфику профессиональной деятельности офицера. Проводятся военные игры, тактические и тактико-специальные занятия и учения. На них отрабатываются навыки организации и обеспечения боевых действий, управления подразделениями в бою. Занятия и учения проводятся в учебных центрах, на полигонах, командных пунктах, в условиях, максимально приближенных к боевым. В ходе таких занятий широко используется реальное оружие и боевая техника, тренажеры и вычислительные устройства.