Файл: Смирнов Анатолий. Основы военной службы_ учебное пособие - royallib.ru.doc
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 17.10.2020
Просмотров: 2229
Скачиваний: 6
СОДЕРЖАНИЕ
Анатолий Тихонович Смирнов, Виктор Алексеевич Васнев
Основы военной службы: Учебное пособие
Раздел I. ОСНОВЫ ОБОРОНЫ ГОСУДАРСТВА
Глава 1. Оборона государства – система мер по защите его целостности и неприкосновенности
1.1. Конституция Российской Федерации об организации обороны государства
1.2. Концепция национальной безопасности Российской Федерации
1.3. Военная доктрина Российской Федерации
1.4. Федеральный закон Российской Федерации «Об обороне»
Глава 2. Вооруженные Силы Российской Федерации
2.1. История создания Российских Вооруженных Сил
2.2. Виды Вооруженных Сил, рода войск, история их создания
2.3. Основные задачи современных Вооруженных Сил России
2.4. Другие войска, их состав и предназначение
3.1. Основные понятия воинской обязанности
3.2. Организация воинского учета и его предназначение
3.3. Обязательная подготовка граждан к военной службе
3.4. Добровольная подготовка граждан к военной службе
4.1. Правовые основы военной службы
4.2. Международное гуманитарное право
4.3. Военная присяга – клятва воина на верность Родине
4.4. Прохождение военной службы по призыву Призыв на военную службу
4.5. Прохождение военной службы по контракту
4.6. Как стать офицером Российской армии
4.7. Увольнение с военной службы и пребывание в запасе
4.8. Ответственность военнослужащих
4.9. Общевоинские уставы Вооруженных Сил Российской Федерации – закон воинской жизни
Глава 5. Военнослужащий – защитник своего Отечества
5.1. Военнослужащий – патриот, с честью и достоинством несущий звание защитника Отечества
5.2. Военнослужащий – специалист, в совершенстве владеющий оружием и военной техникой
5.5. Международная (миротворческая) деятельность Вооруженных Сил Российской Федерации
Раздел II. ВОЕННО-ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ УЧАЩЕЙСЯ МОЛОДЕЖИ
Глава 6. Символы воинской чести
6.1. Боевое Знамя части – символ воинской чести, доблести и славы
6.2. Ордена – почетные награды за воинские отличия в бою и заслуги в военной службе
6.3. Ритуалы Вооруженных Сил Российской Федерации
6.4. Воинские звания и военная форма одежды военнослужащих Вооруженных Сил Российской Федерации
Глава 7. Боевые традиции Вооруженных Сил России
7.1. Патриотизм и верность воинскому долгу – главные качества защитника Отечества
7.2. Памяти поколений – дни воинской славы России
7.3. Дружба, войсковое товарищество – основа боевой готовности частей и подразделений
Раздел III. ГРАЖДАНСКАЯ ОБОРОНА
Глава 8. Гражданская оборона – составная часть системы обороноспособности страны
8.1. Гражданская оборона, ее предназначение и задачи
8.3. Организация оповещения населения о чрезвычайных ситуациях мирного и военного времени
8.4. Эвакуация населения из зон поражения
8.5. Организация инженерной защиты населения от чрезвычайных ситуаций мирного и военного времени
8.6. Средства индивидуальной защиты
8.7. Гражданские организации гражданской обороны. Основные мероприятия по защите населения
8.8. Организация гражданской обороны в образовательном учреждении
Приложение 2. Альтернативная гражданская служба
Приложение 3. Символы Вооруженных Сил Российской Федерации
Приложение 4. Ордена и медали России
Приложение 5. Военная форма одежды военнослужащих Вооруженных Сил Российской Федерации
Приложение 6. Погоны и знаки различия военнослужащих Вооруженных Сил Российской Федерации
Приложение 7. Положение о подготовке граждан РоссийскойФедерации к военной службе (извлечения)
Внутренняя служба – это повседневная служебная деятельность в воинских частях и подразделениях. Она организуется и осуществляется в соответствии с Уставом внутренней службы Вооруженных Сил РФ и предназначена для поддержания в воинских частях внутреннего порядка и воинской дисциплины, обеспечивающих постоянную боевую готовность.
РЕАЛЬНЫЕ БОЕВЫЕ ДЕЙСТВИЯ
Реальные боевые действия – это тот вид воинской деятельности, ради которого создаются Вооруженные Силы и осуществляется их учебно-боевая подготовка и служебно-боевая деятельность. Эти действия осуществляются непосредственно в условиях боя и имеют целью нанесение поражения противнику.
До появления огнестрельного оружия бой представлял собой рукопашную схватку воинов, вооруженных холодным оружием. С появлением ружей и пушек важнейшим элементом боя стал огонь из огнестрельного оружия. Увеличение скорострельности, дальности и меткости огнестрельного оружия, оснащение войск артиллерией, танками и авиацией привели к тому, что успех на поле боя стал достигаться согласованными усилиями разных родов войск. Основными чертами современного боя являются маневренность, динамичность, быстрые и резкие изменения обстановки, неравномерность его развития по фронту и в глубину, повышенное морально-психологическое и физическое напряжение личного состава. Он требует от каждого военнослужащего стойкости, инициативы, дисциплинированности. Наиболее сильное воздействие на человека в бою оказывает опасность, которая воспринимается как угроза жизни. Поэтому важное значение в бою имеет способность человека управлять своими чувствами, эмоциями и состояниями, контролировать свое поведение и деятельность. Вооруженное противоборство требует от человека высоких духовных и моральных качеств. История войн знает немало примеров, когда исход боя решало не превосходство в живой силе и технике, а морально-психологическая готовность воинов до конца выполнять свой долг. Поэтому каждый военнослужащий в процессе воинской деятельности должен постоянно стремиться вырабатывать в себе такие качества, как беззаветная преданность своему народу, Родине, уверенность в разгроме врага, мужество, героизм, готовность к самопожертвованию. Эти качества приобретаются в процессе военной службы при исполнении всех видов воинской деятельности.
Представление об особенностях воинской деятельности в разных видах Вооруженных Сил РФ дает характеристика приведенных ниже классов воинских должностей.
Операторские воинские должности в Сухопутных войсках
Наводчик артиллерийского орудия. Штатная воинская должность – наводчик. Штатное воинское звание – рядовой.
Наводчик артиллерийского орудия обязан хорошо знать устройство орудия, своевременно и качественно готовить орудие, прицельные приспособления, боеприпасы к боевому применению; быстро находить и устранять возникающие поломки и неисправности; безошибочно определять дальность до цели, выбирать точку прицеливания, установку шкалы прицела, точно наводить орудие в цель и вести меткий огонь. Как заместитель командира орудия, он должен знать в полном объеме и его обязанности. Наводчик должен обладать способностью к быстрому счету в уме и точному выполнению сложных двигательных действий, координированными движениями обеими руками, своевременной реакцией на движущийся объект, самообладанием, выдержкой и находчивостью.
Технологические воинские должности в Военно-Воздушных Силах
Авиационный механик. Штатная воинская должность – авиационный механик. Штатное воинское звание – ефрейтор.
Авиационный механик обязан знать конструкцию самолета, правила эксплуатации и объемы периодических работ на закрепленной за ним технике, правила ведения технической документации и применения средств обслуживания, сорта применяемых на самолетах топлив, масел, спецжидкостей и газов. Ему необходимы такие профессиональные качества, как развитое образное мышление, высокая устойчивость к воздействию световых и звуковых раздражителей, хорошая переносимость длительных физических нагрузок, дисциплинированность, исполнительность, аккуратность.
Технологические воинские должности в Военно-Морском Флоте
Машинист-турбинист подводной лодки. Штатная воинская должность – машинист-турбинист. Штатное воинское звание – матрос.
Машинист-турбинист должен знать инструкцию по обслуживанию материальной части, устройство, правила эксплуатации и обслуживания парогазотурбинной установки, требования безопасности при работе на ней. Ему необходимы развитое логическое мышление, высокая нервно-психическая устойчивость, физическая выносливость, дисциплинированность и ответственность.
5.3. Требования воинской деятельности, предъявляемые к моральным и психологическим качествам военнослужащих
Общие требования воинской деятельности к уровню подготовки призывников
В условиях повышения технической оснащенности Вооруженных Сил государства, сокращения времени, необходимого для развертывания войск и приведения их в готовность к вступлению в бой, возросли требования к уровню морально-психологической, профессиональной и физической подготовки каждого военнослужащего. Особое значение сегодня приобретают такие качества, как устойчивость внимания, скорость и точность восприятия окружающей обстановки, быстрота и гибкость мышления, самостоятельность, ответственность, способность принимать решение в условиях жесткого дефицита времени, эмоционально-волевая устойчивость, готовность к самопожертвованию во имя защиты Отечества. Все эти качества должен развивать в себе юноша перед поступлением на военную службу как по призыву, так и по контракту.
Практика работы призывных комиссий военкоматов выявила ряд проблем в ходе проведения призыва. Прежде всего – это состояние здоровья призывников. Отмечено, что почти каждый третий юноша освобождается от призыва на военную службу по состоянию здоровья. Недостаточен уровень физической подготовленности юношей призывного возраста. Снизился уровень и их общеобразовательной подготовки. Такое состояние свидетельствует не только об отрицательном влиянии объективных социально-экономических факторов, но и о безответственном отношении молодежи к своему здоровью, физической закалке и образованию.
При подготовке к военной службе каждому юноше следует особое внимание обратить на свою физическую подготовку, которая должна обеспечить успешное исполнение воинских обязанностей и стойкое перенесение трудностей. Учитывая резкое снижение организации физической подготовки в общеобразовательных учреждениях и разрушение спортивной базы, молодым людям надо самим больше внимания уделять занятиям физической культурой и спортом для развития таких жизненно важных качеств, как сила, быстрота, выносливость, гибкость (табл. 4, 5).
Для оценки уровня своей физической подготовки молодые люди могут воспользоваться нормативами для студентов вузов и учащихся общеобразовательных учреждений.
Таблица 4
Контрольные нормативы для оценки физической подготовленности студентов вузов
Таблица 5
Уровень подготовленности учащихся 17 лет
Морально-психологические требования
Воинская деятельность сегодня носит ярко выраженный коллективный характер. Использование современных технических средств не только предполагает распределение функций между членами отделения, расчета, экипажа, взвода, роты, но и требует полной согласованности их действий в процессе боевой работы. Первостепенное значение приобретают вопросы психологической совместимости военнослужащих. Поэтому в большинстве случаев военнослужащему недостаточно лишь умения и готовности качественно исполнить непосредственные обязанности. Он должен еще обладать способностью работать в коллективе, эффективно взаимодействовать с другими членами экипажа (номерами боевого расчета), иметь внутреннюю направленность на коллективизм. Психологическую основу взаимодействия военнослужащих в коллективе составляют уставные взаимоотношения между ними, которые складываются в процессе совместной службы и повседневной жизни. В процессе совместной жизнедеятельности военнослужащие постоянно взаимодействуют друг с другом не только в ходе коллективного выполнения задач боевой подготовки, но и в столовой, у телевизора, на спортивной площадке, при совместном проведении свободного от службы времени. При этом между членами воинского коллектива могут возникнуть самые различные противоречия, которые при определенных условиях могут перерасти в конфликт. Любой конфликт всегда отрицательно влияет на взаимоотношения в группе, а следовательно, и на уровень боеспособности и боеготовности отделения, экипажа, расчета. При правильной организации взаимоотношений в воинском коллективе противоречия, возникшие между военнослужащими, могут быть разрешены путем взаимного компромисса между ними. Умение жить бесконфликтно – это одно из требований воинской деятельности. Но само оно не приходит, ему надо учиться и учитывать, что общая задача воинского коллектива выше личных запросов и интересов. При этом надо помнить, что любые компромиссы не должны унижать личное достоинство человека. Военная служба – это первая ступень, где проверяется уровень готовности человека к взрослой жизни, где жестко, без скидок и условностей каждый получает оценку за прожитые 18 лет.
Современный уровень технической оснащенности Вооруженных Сил не только повышает требования к общеобразовательному уровню, физической подготовленности и морально-психологическим качествам призывников, но и позволяет им в процессе военной службы приобрести профессиональные знания, навыки и качества, необходимые в жизни после увольнения в запас. Поэтому прохождение военной службы для молодого человека является, по сути дела, подготовкой его ко взрослой жизни.
5.4. Военнослужащий – подчиненный, строго соблюдающий Конституцию и законы Российской Федерации, выполняющий требования воинских уставов, приказы командиров и начальников
Высокая воинская дисциплина – одно из основных качеств военного человека. Военный историк А. Керсновский отмечает, что храбрость, которую ошибочно полагают главной воинской добродетелью, только производная этого качества. Людей, сохраняющих дисциплину под огнем, уже за одно только это можно назвать храбрыми. Высокая воинская дисциплина является одним из решающих условий боеспособности и боеготовности войск, важнейшим фактором, обеспечивающим победу на поле боя.
Что же следует понимать под дисциплиной вообще?
Дисциплина – это установленный порядок поведения людей, отвечающий сложившимся в обществе нормам права и морали, а также определенным требованиям.
Стать дисциплинированным – значит научить себя подчиняться требованиям законов, различных правил, инструкций и общепринятых норм поведения, распоряжениям начальников и старших. Это законы человеческого общества, в котором каждый человек является подчиненным.
Военная дисциплина – разновидность государственной дисциплины, имеющая свою специфику и особенности, связанные, прежде всего, с основным предназначением Вооруженных Сил страны вообще и задачами каждого военнослужащего в частности. Становление военнослужащего начинается с приобретения им способности беспрекословного подчинения требованиям воинской службы.
А.В. Суворов в своей знаменитой «Науке побеждать» приводит основные слагаемые победы в такой последовательности: первое – субординация (подчинение) – альфа и омега всего воинского единства; затем экзерциция (упражнение, развитие, закалка); далее дисциплина, слагающаяся из элементов подчинения и совместного обучения. Дисциплина дает победу. Победа рождает славу.
В условиях современной войны роль и значение воинской дисциплины постоянно возрастают. Овладение новейшими видами оружия и военной техники, умение в полной мере использовать их возможности в бою требуют согласованных действий большого количества воинов разных специальностей, высокой общей организованности, технической грамотности каждого воина, безупречной исполнительности. Беспрекословное выполнение приказа командира, вера в него – залог победы. Душой воинской дисциплины является повиновение, т. е. сознательное подчинение командирам, точное выполнение их приказов, распоряжений, команд. Обсуждение приказа недопустимо, а неповиновение приказу или его неисполнение является воинским преступлением. Исполнительность, т. е. беспрекословное повиновение, является важнейшим требованием воинской дисциплины особенно в боевых условиях. Свидетельством тому является такой исторический пример.
Генерал М.Д. Скобелев (1843–1882) в русско-турецкой войне 1877–1878 гг. успешно командовал отрядом под Плевной, затем дивизией в сражении при Шипке-Шейново. В разгар сражения с турками Скобелев обратился к батальону, который он посылал в атаку: «Братцы, я посылаю вас на смерть. Видите позицию? Взять ее нельзя. Да я брать ее и не думаю. Но нужно, чтобы турки перебросили туда все свои силы, а я тем временем ударю им в центр. Вы дадите России победу. Смерть ваша будет честной, славной смертью!» Бодрым, могучим «Ура!» ответил батальон, посылаемый на смерть, и бросился в атаку.
В бою многое построено на исполнительности каждого воина, на жесткой дисциплине, на четком и пунктуальном исполнении своих обязанностей и приказов командира. Малейшее отклонение от установленного порядка и плана действий может привести к невыполнению боевой задачи. Не случайно одним из основных принципов строительства Вооруженных Сил Российской Федерации, руководства ими и взаимоотношений военнослужащих между собой является принцип единоначалия. Неисполнение приказа вследствие небрежного или недобросовестного отношения к службе, повлекшее тяжкие последствия, наказывается ограничением по военной службе на срок до одного года, либо арестом на срок от трех до шести месяцев, либо содержанием в дисциплинарной воинской части на срок до двух лет.
В современных условиях особенно высокие требования предъявляются к военнослужащим, несущим боевое дежурство и боевую службу. При выполнении этих задач необходима наивысшая степень организованности и дисциплинированности. Каждый военнослужащий обязан глубоко понимать свою ответственность за безупречное несение боевого дежурства и быть в готовности к немедленным действиям по установленным сигналам. Боевое дежурство регламентируется строго установленными правилами, соблюдение которых является законом для каждого военнослужащего. Нарушение этих правил является воинским преступлением.
Статья 340 Уголовного кодекса Российской Федерации «Нарушение правил несения боевого дежурства» предусматривает:
1. Нарушение правил несения боевого дежурства (боевой службы) по своевременному обнаружению и отражению внезапного нападения на Российскую Федерацию либо по обеспечению ее безопасности, если это деяние повлекло или могло повлечь причинение вреда интересам безопасности государства, наказывается ограничением по военной службе на срок до двух лет, либо содержанием в дисциплинарной воинской части на срок до двух лет, либо лишением свободы на срок до пяти лет.
2. То же деяние, повлекшее тяжкие последствия, – наказывается лишением свободы на срок до десяти лет.
3. Нарушение правил несения боевого дежурства (боевой службы) вследствие небрежного или недобросовестного к ним отношения, повлекшее тяжкие последствия, наказывается ограничением по военной службе на срок до двух лет, либо содержанием в дисциплинарной воинской части на срок до двух лет, либо лишением свободы на срок до трех лет.