ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 20.10.2020

Просмотров: 397

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

§1. Введение.

§2. Задачи и функции финансового менеджера.

§3. Базовые понятия финансового менеджмента.

§4. Теория операционного анализа для финансового планирования.

§5. Применение теории операционного анализа для оценки уровня финансового риска предпринимателя (бизнесмена).

§6. Расчет удаленности от порога рентабельности.

§7. Рентабельность и стоимость капитала.

§8. Пример расчета эффективности привлечения заемного капитала.

§9. Практические расчеты по оценке стоимости капитала.

§10. Структура капитала.

§11. Применение системы бюджетов.

§12. Форма бюджета продаж.

§13. Бюджет затрат.

§14. Методы распределения.

Метод Direct costing (прямые затраты).

Метод Absorption (распределенные затраты).

§15. Формирование бюджетов затрат (текущих затрат).

Форма бюджета материальных затрат.

Бюджет поставок материала.

§16. Бюджет прибылей и убытков.

Схема представления данных в отчете о прибылях и убытках в зарубежных странах.

§17. Бюджет движения денежных средств.

§18. Бюджет движения денежных средств. Косвенный метод.

§19. Прогноз баланса.

§20. Основы оценки бизнеса.

§21. Метод капитализации дохода.

Литература.

§19. Прогноз баланса.

Обычно применяют 2 подхода к прогнозу баланса.

Первый прогноз базируется на бюджетах. По всем бюджетам указываются остатки на начало периода, поступления, расходы, а в графиках, прилагаемых к бюджетам, показываются платежи. Остатки рассчитываются по правилам бухгалтерского учета.

На практике широко используют второй метод – сводный баланс (агрегированный).

Для его формирования необходима дополнительная информация:

  1. Коэффициент изменения объемов продаж;

  2. Коэффициент операционного рычага в зависимости от изменения объемов продаж или коэффициент операционного рычага в зависимости от изменения цен.

Все текущие активы меняют пропорционально изменению объемов продаж.

Инвестиционные активы представляются в 2 вариантах:

  1. Если они не меняются, то их величина показывается за минусом амортизации;

  2. Если они увеличиваются, то увеличение отражается в прогнозном балансе.

В пассивах баланса показывается изменение прибыли с учетом 2 факторов:

    • Изменение объемов продаж;

    • Сила влияния рычага.

    Темп изменения выручки – коэффициент изменения объемов продаж.

    указывается в балансе за предыдущий период, а рассчитывается из значения рычага.

    Рычаг определяется по данным за отчетный период.

    Активы

    Начало

    Прогноз

    Источники

    Начало

    Прогноз

    Основные средства

    100

    Уставный капитал

    300

    300

    Денежные средства

    300

    Прибыль нераспределенная

    500

    Запасы

    200

    Кредиты

    100

    Дебиторская задолженность

    400

    Кредиторская задолженность

    100

    ИТОГО:

    1000

    1260+470


    1000

    1730

    .

    .

    .

    .

    .

    Рычаг по объемам: .

    Рычаг по ценам: .

    Бюджет продаж показал увеличение выручки на 30%.

    Коэффициент будет равен 1,3.

    В бюджете продаж предусматривается сохранение цен, т.е. рост выручки идет за счет объемов.

    Основные средства по составу не меняются.

    Основные средства: .

    .

    Величина кредита или потребности во внешнем финансировании определяются:

    .

    Компания может предоставить на 470 единиц дополнительную величину финансовых вложений или на эту сумму может приобрести основные средства, т.е. это ее источники финансирования, которыми она может распорядиться.

    В этом примере кредита не требуется.

    : плюс дополнительные активы за счет прибыли.

    Пример 10 (для экзамена). Задача по применению косвенного метода движения денежных средств.

    , в т.ч. - амортизация.

    Компания имеет на начало периода следующие активы:

    Активы

    Начало

    Конец

    Основные средства

    100 000

    90 000

    Запасы продукции

    150 000

    30 000

    Дебиторская задолженность

    200 000

    240 000

    Денежные средства

    50 000

    (310-130)=180 000

    Итого


    540


    Капитал и обязательства компании:

    Источники

    Начало

    Конец

    Уставный капитал

    Прибыль нераспределенная

    25 000

    37 920

    Кредиторская задолженность

    100 000

    94 080

    Кредит

    200 000

    233 000

    Рассчитать остаток денежных средств.

    Чистая нераспределенная прибыль: .

    Амортизация: .

    Изменение активов: (запасы).

    (дебиторская задолженность).

    Изменение обязательств: (кредиторская задолженность).

    (кредиты).

    Изменение капитала или в нашем примере изменение прибыли: смотри NOPAT.

    Оборот: .

    Остаток денег на конец: .

    Уставный капитал: .

    Пример 11 (для экзамена). Задача по применению маржинального анализа (структурные сдвиги, выпуски продукции).

    Компания выпускает 2 вида продукции:

    Показатели

    S (160)

    120

    40

    p

    10

    5

    V

    12

    8

    VC (52)

    36

    16

    FC (48)



    Найти критический объем продаж по количеству по количеству для изделий и .

    Коэффициент валовой маржи чаще называют коэффициентом маржинального дохода.

    Структурный сдвиг означает изменения пропорции между выпускаемыми продукциями. Обычно продукцию с наибольшим удельным весом берут за 1 (возьмем ), а остальные виды продуктов определяют пропорцией.

    Соотношение между и : .

    , где .

    Если это соотношение перенести на критический объем продаж, тогда можно рассчитать выручку изделия в критическом объеме.

    – выручка по изделию в критическом объеме.

    Количество изделий :

    : .

    Количество изделий : .

    Соотношение между изделиями и при критическом объеме продаж .

    Если компания будет переходить на один вид продукции, то она должна определить наиболее выгодный вид продукции. Для этого определяется запас финансовой прочности (запас безопасности).

    .

    По изделию : .

    Выпустили 10 штук. Тогда получается, что прибыль на 1 единицу :

    Рентабельность продаж изделия : .

    Аналогично по изделию : .

    .

    Рентабельность продаж изделия : .

    Вывод: так как изделие имеет более высокую рентабельность, то при переходе на 1 вид продукции выбираем изделие .

    §20. Основы оценки бизнеса.

    Оценка бизнеса необходима для определения рыночной стоимости компании.

    Каждая компания стремится увеличить свою рыночную стоимость.

    Рыночная стоимость компании используется при решении вопросов о поглощении, о слиянии и других форм реорганизации компании, а также при принятии решений об эмиссии ценных бумаг.

    Рост рыночной стоимости компании является важным показателем для акционеров.

    Прирост рыночной стоимости компании в основном обеспечивается доходом, т.е. прибылью.

    Если растет рыночная стоимость компании, то растет доход.

    Основные подходы к оценке бизнеса:

    • Доходный;

    • Сравнительный;

    • Затратный.

    Доходный подход основан на предположении, что стоимость компании (или любого объекта) равна текущей стоимости плюс будущие выгоды от владения этим объектом.


    Доходный подход чаще всего применяется для оценки компании.

    Сравнительный подход базируется на информации о состоянии рынка продаж объекта, аналогичных рассматриваемому объекту.

    Он учитывает действия потенциального продавца и покупателя.

    Затратный подход рассматривает стоимость объекта с точки зрения понесенных затрат при альтернативном создании объекта.

    Понесенные затраты – это затраты по смете. Чаще всего это строительство.

    Доходный подход осуществляется следующими методами:

    1. Метод капитализации прибыли;

    2. Метод дисконтированных денежных потоков.

    Для действующих предприятий используется метод дисконтирования денежных потоков.

    Метод капитализации прибыли применим к объектам, для которых можно рассчитать или спрогнозировать будущие доходы и расходы.

    Сравнительный подход основан на 3 методах:

    1. Метод рынка капитала;

    2. Метод сделок;

    3. Метод отраслевых коэффициентов.

    Метод рынка капитала базируется на ценах, которые реально выплачены в аналогичных условиях. Например: цены на акции аналогичных компаний на фондовом рынке.

    Метод сделок основан на ценах приобретения аналогичных объектов или контрольных пакетов акций аналогичных компаний.

    Методы отраслевых коэффициентов базируются на статистических данных по отрасли.

    Затратный подход тоже имеет 2 метода.

    1. Метод чистых активов;

    2. Метод ликвидационной стоимости.

    Метод чистых активов предусматривает определение стоимости собственного капитала:

    .

    Метод ликвидационной стоимости применяется на различных стадиях антикризисного управления, когда есть сомнения в способности предприятия сохранить свои позиции на рынке (банкротство).

    Пример 12. Применение метода дисконтированного денежного потока.

    Все расчеты делаем на определенный период.

    ,

    где: – приведенная величина;

    – денежный поток;

    – процентная ставка;

    – интервалы времени.

    Суммирование проводится за интервал времени, в течение которого компания сохраняется.

    Денежный поток ( ) – это разница между доходами и затратами (инвестициями).

    Эти расчеты выполняются для прогнозного периода и постпрогнозного периода.

    Прогнозный период характеризуется определенными тенденциями, а на постпрогнозный период распространяется средняя величина.

    Показатели

    Интервалы времени

    Прогнозный период

    Постпрогнозный период

    1

    2

    3

    4

    5

    5+n

    1.

    Чистая прибыль

    3

    3

    5

    6




    2.

    Инвестиции

    5

    4

    2

    0




    3.

    Чистый доход

    3–5= –2

    1

    +3

    +6




    4.

    Активы

    10

    12

    14

    15




    5.

    Дисконтированный

    CF




    6.

    Итого:









    Требуемый доход инвесторов – 20%.

    .

    Если за прогнозный период величина дисконтированного денежного потока будет отрицательной (т.е. инвестиции не окупаются), тогда в расчеты необходимо вводить постпрогнозный период с определенной степенью вероятности.

    Для постпрогнозного периода целесообразно ввести сценарный подход с выделением 3 областей:

    1 область – наиболее вероятная средняя оценка;

    2 область – пессимистическая оценка;

    3 область – оптимистическая оценка.

    Оценка относится к величине прибыли и к величине процентной ставки.

    §21. Метод капитализации дохода.

    Этот метод позволяет определить прирост величины акционерного капитала или собственного капитала компании.

    Эта величина представляет практический интерес для инвесторов, которые хотят купить эту компанию или купить пакет акций этой компании. Также величиной прироста капитала компании интересуются конкуренты компании для поглощения или слияния.

    Инвестор рассчитывает, сколько надо заплатить за акции компании (чаще всего контрольный паке) или за всю компанию в целом (если хотят «поглотить»).

    Метод капитализации дохода в отличии от метода дисконтированного денежного потока платежей не распределяет данные по годам. Данные берутся в целом за прогнозируемый период.

    Инвестор определяет продолжительность этого периода.

    Пример 13. Пример расчета.

    Ожидаемая выручка от продаж за весь период: .

    Себестоимость без амортизации: .

    Амортизация нематериальных активов за весь период: .

    Инвестиции: .

    Доля заемного капитала: .

    Доля собственного капитала: .

    Процентная ставка: .

    Премия за риск: .

    1. – доходы до уплаты процентов и налога на прибыль.

    .

    1. Условная прибыль (условный доход) до уплаты процентов налога на прибыль и без учета амортизации.

    .

    1. Налог на прибыль от условной прибыли с учетом амортизации.

    .

    – условный налог.

    1. Условная чистая прибыль после уплаты налога.

    .

    – условные доходы до уплаты процентов.

    1. Свободный денежный поток.

    .

    Величину кредита можно рассчитать из соотношения:

    .

    Пусть , тогда:

    .

    1. Дисконтирование.

    ,

    где: – льготы ;

    – ставка рефинансирования;

    – налог на прибыль.

    – интегральная формула влияния факторов.

    1. Ожидаемая приведенная стоимость компании (прирост стоимости ее величины).

    .

    1. Текущая стоимость затрат на обслуживание процентов.

    ,

    где: – количество лет.

    При :

    .

    1. На эту величину нужно уменьшить прирост стоимости капитала.

    .

    При :

    .

    Метод дисконтированных денежных потоков дает меньший прирост.


    Примечание для лабораторной работы.

    Прибыль компании – результат работы за отчетный год.

    Прибыль за кварталы, полугодия, 9 месяцев – показатель для авансовых платежей налога на прибыль.

    Расчеты финансового результата осуществляются нарастающим итогом с начала года.

    На экзамене: 1 квартал и 2 квартал. Считаем за 1 квартал. А когда за 2 квартал, сначала считаем, а потом складываем с 1 кварталом.

    Резервный фонд образуется из прибыли года.

    Разрешается часть прибыли распределять между собственниками, учредителями, акционерами по окончании квартала, полугодия, 9 месяцев.

    По окончании года обычно прибыль распределяется между собственниками, учредителями, акционерами.

    В процессе распределения пополняется резервный фонд, если о нем сказано в учредительных документах.

    Если после распределения часть прибыли остается, то она называется нераспределенной и она увеличивает собственный капитал компании.

    Экзаменационные билеты (на уровне понятий).

    1. Финансовые ресурсы и капитал компании.

    2. Порог рентабельности, критический объем продаж.

    3. Валовая маржа, коэффициент покрытия. Применение коэффициента покрытия в их финансовых расчетах:

      1. Критический объем продаж;

      2. Прибыль из запаса финансовой прочности;

      3. Для распределения постоянных расходов (маржинальный анализ);

    4. Запас финансовой прочности («кромка безопасности»).

    5. Применение коэффициентов операционного рычага:

      1. Для оценки уровня предпринимательского риска.

    6. Удаленность от порога рентабельности.

      1. Формула: через коэффициент производственного рычага.

    7. Применение коэффициента динамики прибыли (в ценовой политике).

    8. Расчет уровня финансового риска.

      1. Операционный рычаг

      2. Финансовый рычаг

      3. Их совместное влияние

    9. Предел привлечения заемного капитала (через коэффициент финансового рычага).

    10. Маржинальный анализ. Ассортимент, продукция.

    11. Средневзвешенная стоимость капитала. Цена отдельных источников капитала.


    Для экзамена. Какой показатель, если условия банкротства наступает.

    Банкротство – ситуация, когда компания не может расплатиться. Нет денежных средств. Показатель платежеспособности.

    1. Произойдет значительное увеличение .

    2. Если показатель по выручке и себестоимости, то нет динамики. Либо возвращает вложенные средства только, либо уйдет в минус.

    В задачах по бюджетированию будет вопрос: найти ошибку. Из бюджета продаж к отчету о прибылях и убытках и к отчету о денежных средств. В отчете о прибылях – без НДС выручка.