ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 20.10.2020

Просмотров: 427

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

§1. Введение.

§2. Задачи и функции финансового менеджера.

§3. Базовые понятия финансового менеджмента.

§4. Теория операционного анализа для финансового планирования.

§5. Применение теории операционного анализа для оценки уровня финансового риска предпринимателя (бизнесмена).

§6. Расчет удаленности от порога рентабельности.

§7. Рентабельность и стоимость капитала.

§8. Пример расчета эффективности привлечения заемного капитала.

§9. Практические расчеты по оценке стоимости капитала.

§10. Структура капитала.

§11. Применение системы бюджетов.

§12. Форма бюджета продаж.

§13. Бюджет затрат.

§14. Методы распределения.

Метод Direct costing (прямые затраты).

Метод Absorption (распределенные затраты).

§15. Формирование бюджетов затрат (текущих затрат).

Форма бюджета материальных затрат.

Бюджет поставок материала.

§16. Бюджет прибылей и убытков.

Схема представления данных в отчете о прибылях и убытках в зарубежных странах.

§17. Бюджет движения денежных средств.

§18. Бюджет движения денежных средств. Косвенный метод.

§19. Прогноз баланса.

§20. Основы оценки бизнеса.

§21. Метод капитализации дохода.

Литература.

Для снижения необходимо изменять затраты. Условно-постоянные затраты (FC) пропорционально, а переменные затраты (VC) непропорционально.

Пример 3 (для экзамена). Компания продает мобильные телефоны по цене 7000 руб. – продажная цена за штуку. Условно постоянные расходы составили 300 000 (FC). Коэффициент запаса финансовой прочности 30% ( ). Определить, сколько продано штук.


  1. Коэффициент операционного рычага.

Рассчитывают для определения зависимости между темпом изменения выручки и прибыли.

Операционный рычаг – Leverage.

  1. Коэффициенты финансового рычага, которые зависят от объемов заемного капитала.

§5. Применение теории операционного анализа для оценки уровня
финансового риска предпринимателя (бизнесмена).

– теория операционного анализа.

Прибыль – это функция от затрат и объемов.

Мы стремимся получить максимальную величину прибыли . Мы управляем объемами продаж. Для этого составляются бюджеты продаж, в которых фиксируются объемы продаж . Бюджет продаж в отличие от плана продаж показывает согласованность планируемого состояния с финансовыми ресурсами.

Соотношение между прибылью и выручкой от продаж:

и ,

где: – планируемый прирост валового дохода или прибыли от продаж;

– валовой доход ( , );

– планируемый прирост выручи от продаж;

– выручка, которая была;

– рассчитывается (в бюджете продаж).

В финансовом менеджменте операционный рычаг показывает соотношение темпов изменения к темпам изменения :

– коэффициент операционного рычага (Leverage).

Значение рычага характеризует опережение темпов прироста валового дохода (прибыли от продаж) по отношению к выручке от продаж.

Операционный рычаг имеет и другие названия – производственный рычаг (в производственной сфере), оборотный рычаг (в торговой сфере).

Операционный рычаг позволяет оценить уровень финансового риска неполучения планируемых темпов прироста прибыли.

В практической деятельности можно сравнивать разные компании по значению этого рычага, а в пределах одной компании можно сравнивать его значение в разных периодах времени. Чем выше значение рычага, тем выше уровень риска.

На практике значение рычага в пределах более или менее допустимо.

  1. от выручки от продаж ( )

  2. – смена ценовой политики ( )

В этих расчетах не учитывается НДС.

,

где – себестоимость единицы (покупная цена).

1 вариант :

– прибыль (при ).

Чтобы снизить риск, необходимо уменьшать постоянные расходы ( ).

Если компания убыточная, то значение рычага может быть отрицательным.

2 вариант :

Менять ценовую политику опаснее для планирования прибыли, т.к. уровень финансового риска повышается. Ценовая политика обычно связана с повышением цен.

3 вариант:

В практической деятельности обычно меняют и цены, и объемы, причем в разные стороны. В этом случае нужно считать коэффициент динамики прибыли.


сделать вывод формулы!

Операционный рычаг характеризует уровень предпринимательского риска при изменении объемов и при изменении цен. Риск заключается в вероятности получения ожидаемой прибыли.

Пример 4. Определить уровень финансового риска компании. Ее результаты деятельности в отчетном периоде следующие:

.

  1. Компания планирует динамику объема продаж на 10% за счет количественного фактора ( ).

В новом варианте переменные расходы составят:

Прирост составил

При планировании прироста объемов продаж ( ) на 10%. Прибыль выросла на 60%. Т.е. прибыль растет быстрее, чем объемы продаж в 6 раз (это значение рычага).

Значение рычага позволяет рассчитать, насколько надо изменить объемы продаж, чтобы получить планируемый прирост прибыли.

Нужно планировать прирост прибыли с учетом инфляции.

  1. Компания принимает решение добиться увеличения прибыли за счет ценовой политики ( ).

Рассчитаем рычаг:

.

Уровень финансового риска очень высокий.

Если хотим увеличить прибыль на 50%, то цену нужно увеличить на 5%.

Но повысить цены даже на 5% – это большой риск, особенно при большой конкуренции.

§6. Расчет удаленности от порога рентабельности.

– фактический объем продаж к критическому.

Чтобы иметь прибыль, нужно, чтобы .

§7. Рентабельность и стоимость капитала.

сколько рублей прибыли имеем на каждый рубль использованного (вложенного) капитала. Это отдача капитала.

где: – рентабельность капитала;

– прибыль;

– собственный капитал;

– заемный капитал.

Капитал – источники финансирования деятельности.

– приращение капитала, увеличение его. Если , то это убыток, значит, имеет место сокращение (уменьшение) капитала.

Целесообразно при расчете брать нераспределенную или чистую прибыль.

Если речь идет о приращении капитала, надо брать показатель нераспределенной прибыли.

Если проводится анализ, в т.ч. финансовый анализ, динамики экономических показателей, то обычно берут чистую прибыль. Иногда в этом случае могут взять и прибыль от продаж.

Когда оценивается рентабельность продаж, достаточно брать показатель прибыли от продаж

В финансовом менеджменте чаще всего говорят о рентабельности собственного капитала ( ).

Факторы, влияющие на повышение рентабельности собственного капитала.

  1. выручка от продаж ;

  2. активы ;

  3. прибыль ;

  4. собственный капитал .

Рентабельность собственного капитала по формуле Дюпона (Dupont):

,

где: – рентабельность продаж;

– отдача активов;

– характеризует структуру финансирования (если применяется только собственный капитал, то ; если привлекается заемный капитал, то ).

Рентабельность собственного капитала можно повысить за счет:

  • прибыли от продаж (цены или объемы) и снижения себестоимости;

  • повышения отдачи активов и привлечения заемного капитала.

Но привлечение капитала, как правило, платное. Каждый вид капитала или каждый источник финансирования имеет свою цену, поэтому обычно рассчитывают среднюю стоимость капитала ( ).


В русской аббревиатуре может встретиться .

,

где: – цена;

– удельный вес;

– вид собственного капитала;

– перечень видов собственного капитала компании.

где: ДК – добавочный капитал;

УК – уставный капитал;

РК – резервный капитал;

НП – нераспределенная прибыль;

ЗК – заемный капитал.

Для каждого элемента собственного капитала существуют определенные подходы к определению его цены.

,

,

где: – цена;

– удельный вес;

– вид заемного капитала;

– перечень видов заемного капитала;

– ставка налога на прибыль;

* – цена заемного капитала в пределах норматива по налоговому кодексу;

– цена заемного капитала, превышающей норматив.

в этой формуле выражено в процентах ( – процент платы за капитал).

измеряется в процентах. сравнивают с рентабельностью капитала для оценки эффективности текущей деятельности (должно быть в текущей деятельности).

В инвестиционной деятельности сравнивают с внутренней нормой доходности ( ). – процентная ставка, при которой чистый приведенный доход равен 0 ( ). Должно быть .

Величина используется как процентная ставка при дисконтировании потоков платежей.

Правила формирования цены элементов капитала:

  1. Акционерный капитал.

Цена соответствует проценту выплачиваемых дивидендов. Это ожидаемый инвесторами доход или норма дохода. Она должна быть выше, чем ставка безрисковых вариантов вложения.

Ставка безрисковых вариантов вложения – в мировой практике ставка по государственным ценным бумагам (может быть ставка доходности по евробондам, т.е. по европейским облигациям). В РФ к этой ставке можно отнести ставку доходности по депозитным вкладам в надежном банке или под безрисковые вложения. Чаще всего это Сбербанк РФ, а его ставка зависит от ставки Центрального Банка и она немного ниже (порядка 2-3%).

Ставка ЦБ: .

  1. Нераспределенная прибыль (НП).

Цена НП определяется в зависимости от . Это означает, что вложение капитала в компанию должно принести доход больший, чем вклад в банке.

  1. Резервный капитал (резервный фонд).

Его цена соответствует цене нераспределенной прибыли, т.к. он образуется из прибыли.

  1. Добавочный капитал (ДК).

ДК по переоценке основных средств. Его цена определяется платой за переоценкой.

  1. Кредиты.

Цена зависит от процентной ставки (эффективная ставка) и схемы погашения кредита

  1. Облигации.

Цена зависит от процента дисконта, если облигации с дисконтом, от процента купонного дохода, если облигации дают купонный доход, от затрат на размещение облигаций.

  1. Вексель.

Вексель – заемный капитал. Цена зависит от вида векселя (дисконт либо процентный доход).

  1. Кредиторская задолженность.

Если оформляется векселем, то цена зависит от факторов, от которых зависит цена векселя. Если она не оформляется векселем, то ее цена равна 0.

§8. Пример расчета эффективности привлечения заемного капитала.


Показатели

1 вариант

2 вариант

3 вариант

4 вариант

Капитал (Собственный +Заемный)

СК

ЗК

200

200

200

100

100

200

50

150

300

200

100

Прибыль от продаж

50

50

50

65

Процентные платежи по кредитам

12*

18*

12

Налогооблагаемая база (база для налога на прибыль)

50

38

32

53

Налог на прибыль

12

9,12

7,68

Чистая прибыль

38

28,88

24,32

Показатели рентабельности собственного капитала

* – в пределах норматива

– чистая операционная прибыль после уплаты налога на прибыль.

Привлечение заемного капитала уменьшает прибыль компании на сумму процентных платежей (фактических процентных платежей).

– возврат на собственность.

Привлечение заемного капитала при допущении, что сумма капитала не меняется и прибыль от продаж является константой, ведет к росту рентабельности собственного капитала. Следовательно, привлечение заемного капитала целесообразно.

Однако есть предел привлечения заемного капитала. Он вызван тем, что суммы прибыли может быть недостаточно для погашения процентных платежей.

– доходы до уплаты процентов налога на прибыль.


Предположим, что компания имея 200 единиц СК, имеет 100 единиц ЗК. Ее капитал увеличился (см. 4 вариант).

Сравним 1 вариант с вариантом привлечения заемного капитала (в.4). Имеет место рост рентабельности собственного капитала, т.е. компания получила дополнительную прибыль, равную . Прирост прибыли на .

Если индекс инфляции меньше, чем 6%, компания имеет фактическое развитие.


Эти расчеты могут изменяться в зависимости от схемы выплаты дивидендов, т.к. это влияет на величину чистой прибыли (нераспределенной прибыли).

Для определения коэффициента предельной величины заемного капитала используют показатель финансового рычага:

.

Финансовый рычаг:

.

Эффект финансового рычага:

,

где: - налоговый щит;

- рентабельность СК;

- процентная ставка по кредиту;

- дифференциал или приращение;

- плечо.

Если больше норматива, то формулу нужно корректировать:

при .

Эффект финансового рычага будет иметь место, если величина положительная.

Эффект финансового рычага составил 3%.

Пример 5. . Средняя продажная цена . Сколько штук продали

.

Пример 6. Определить прибыль от продаж .

.

§9. Практические расчеты по оценке стоимости капитала.

В теории финансового менеджмента выделяют концепцию стоимости капитала. Она рассчитывает относительную величину денежных выплат, которые перечисляют владельцам, предоставившим финансовые ресурсы.


Концепция отражает рентабельность инвестированного капитала. Уровень этой рентабельности должен быть таким, чтобы не уменьшить рыночную стоимость компании.

,

где: - величина вложенного капитала.

инвестиции вложены в активы. (Вместо можно подставить ).

Обычно стоимость капитала связана с долгосрочной перспективой деятельности компании. Поэтому величина капитала, используемого на протяжении нескольких периодов, рассчитывается как средняя:

.

Величина периода может быть разной: год, квартал, месяц. Может быть также более длительный период – период инвестирования (несколько лет).

Стоимость собственного капитала показывает привлекательность для потенциальных инвесторов, которые могут стать владельцами компании.

Стоимость заемного капитала также интересна для инвесторов, т.к. она отражается на величине прибыли и доходности.

Знать стоимость капитала необходимо для решения следующих задач:

  1. Определение рыночной оценки собственного капитала:

  • Существует специальная модель Гордона, которая позволяет прогнозировать цену акции в зависимости от динамики прибыли и дивидендов;

  1. Стоимость заемных средств оказывает решающее влияние на вариант привлечения капитала;

  2. Максимальная величина рыночной стоимости фирмы будет соответствовать минимальной стоимости отдельных элементов капитала;

  3. Средняя стоимость капитала необходима для проведения инвестиционных расчетов, в частности для обоснования коэффициента дисконтирования.

Теоретические подходы к определению средней стоимости капитала предусматривают влияние следующих зависимостей

Область пересечения дает возможность занять определенные позиции на рынке капитала.

Одним из основных видов капитала является привлечение заемных средств в форме выпуска облигаций. Это корпоративные облигации.

Цена корпоративных облигаций для инвесторов зависит от:

  1. Размер купонного дохода;

  • Эти затраты разные или первоначальные.

  1. Размер дисконта при реализации ценной бумаги;

  • Первоначальные

  1. Затраты на размещение и на эмиссию облигаций.

  • Эти затраты разные или первоначальные.

,

где: – цена облигационного займа;

–размер купонного дохода;

– номинальная стоимость облигаций;

– количество купонных выплат;

– процент отклонений от номинальной стоимости облигаций при их размещении;

– дисконт;

– величина, характеризующая срок обращения облигаций (годы);

– коэффициент затрат на размещение.

вводится в формулу, если считается стоимость облигационного займа за год.

– процент, который берут финансовые посредники за размещение выпуска

Финансовые посредники – организации, имеющие лицензии на право работы на рынке ценных бумаг.

Пример 7. Пример расчета облигационного займа.

В результате эмиссии облигаций компания получила дополнительные денежные средства и рентабельность инвестируемого капитала составила .