ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 20.10.2020

Просмотров: 398

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

§1. Введение.

§2. Задачи и функции финансового менеджера.

§3. Базовые понятия финансового менеджмента.

§4. Теория операционного анализа для финансового планирования.

§5. Применение теории операционного анализа для оценки уровня финансового риска предпринимателя (бизнесмена).

§6. Расчет удаленности от порога рентабельности.

§7. Рентабельность и стоимость капитала.

§8. Пример расчета эффективности привлечения заемного капитала.

§9. Практические расчеты по оценке стоимости капитала.

§10. Структура капитала.

§11. Применение системы бюджетов.

§12. Форма бюджета продаж.

§13. Бюджет затрат.

§14. Методы распределения.

Метод Direct costing (прямые затраты).

Метод Absorption (распределенные затраты).

§15. Формирование бюджетов затрат (текущих затрат).

Форма бюджета материальных затрат.

Бюджет поставок материала.

§16. Бюджет прибылей и убытков.

Схема представления данных в отчете о прибылях и убытках в зарубежных странах.

§17. Бюджет движения денежных средств.

§18. Бюджет движения денежных средств. Косвенный метод.

§19. Прогноз баланса.

§20. Основы оценки бизнеса.

§21. Метод капитализации дохода.

Литература.

35

Материалы к лекциям по курсу «Финансовый менеджмент»


МОСКОВСКИЙ АВИАЦИОННЫЙ ИНСТИТУТ

(Государственный Технический Университет)

Кафедра 508

МАТЕРИАЛЫ К ЛЕКЦИЯМ

ПО КУРСУ

«Финансовый менеджмент»

Преподаватель

Фомкина Валентина Ивановна

МОСКВА 2006


Список условных обозначений

АК

– акционерный капитал

ДК

– добавочный капитал

ДКр

– долгосрочные кредиты

ЗК

– заемный капитал

КЗ

– кредиторская задолженность

КК

– краткосрочные кредиты

л.р.

– лабораторная работа / лабораторные работы

РК

– резервный капитал

ПФ

– паевой фонд

СкК

– складочный капитал

СК

– собственный капитал

УК

– уставные капитал

УФ

– уставный фонд

ФМ

– финансовый менеджмент


СОДЕРЖАНИЕ

§1. Введение. 4

§2. Задачи и функции финансового менеджера. 4

§3. Базовые понятия финансового менеджмента. 5

§4. Теория операционного анализа для финансового планирования. 5

§5. Применение теории операционного анализа для оценки уровня финансового риска предпринимателя (бизнесмена). 8

§6. Расчет удаленности от порога рентабельности. 10

§7. Рентабельность и стоимость капитала. 10

§8. Пример расчета эффективности привлечения заемного капитала. 13

§9. Практические расчеты по оценке стоимости капитала. 15

§10. Структура капитала. 17

§11. Применение системы бюджетов. 19

§12. Форма бюджета продаж. 20

§13. Бюджет затрат. 20

§14. Методы распределения. 20

Метод Direct costing (прямые затраты). 21

Метод Absorption (распределенные затраты). 21

§15. Формирование бюджетов затрат (текущих затрат). 22

Форма бюджета материальных затрат. 23

Бюджет поставок материала. 24

§16. Бюджет прибылей и убытков. 25

Схема представления данных в отчете о прибылях и убытках в зарубежных странах. 26

§17. Бюджет движения денежных средств. 26

§18. Бюджет движения денежных средств. Косвенный метод. 27

§19. Прогноз баланса. 28

§20. Основы оценки бизнеса. 30

§21. Метод капитализации дохода. 32

Примечание для лабораторной работы. 34

Экзаменационные билеты (на уровне понятий). 34

Литература. 35




§1. Введение.

ФМ определяет 2 цели:

  • стратегическую: связана с инвестиционной политикой

  • оперативную: связана с управлением оборотным капиталом.

В ФМ основная задача – добиться прироста собственного капитала.

Капитал – источники финансирования деятельности.

,

где – собственный капитал;

– заемный капитал.

,

где – краткосрочные кредиты;

– долгосрочные кредиты;

– кредиторская задолженность.

Основное финансовое уравнение для финансовой отчетности в Великобритании:

,

где – собственность;

– если значение >0, то есть собственность.

где

– добавочный капитал. Источник ДК: переоценка основных средств, эмиссионный доход;

– резервный капитал (из прибыли) для погашения убытков;

Темп рост 1 компании выше, чем темп роста 2 компании.

Цель управления оборотного капитала – прирост собственного капитала к части увеличения прибыли.

§2. Задачи и функции финансового менеджера.

Финансовый менеджер работает на фирмах, где решают задачи инвестиционного характера, задачи управления текущей финансовой деятельностью, задачи дивидендной политики.

В кредитных организациях существует должность финансового аналитика.

Основные задачи финансового менеджера:

  • проведение финансового анализа (для выявления резервов роста прибыли, резервов повышения эффективности деятельности);

  • диагностика финансового состояния;

  • расчеты финансовых показателей;

  • обоснование источников финансирования;

  • разработка бюджетов, бизнес-планов;

  • разработка инвестиционных проектов;

  • решение задач распределения прибыли, дивидендной политики;

  • выполнение операций с ценными бумагами.

§3. Базовые понятия финансового менеджмента.

  1. – объем выручки от продаж.

  2. – валовая маржа.

  3. – переменные расходы.

где – вклад на покрытие условно-постоянных расходов и на получение валового дохода.

  1. – условно-постоянные расходы.

  2. – валовой доход.

– вклад на покрытие и , контрибуционная маржа.

§4. Теория операционного анализа для финансового планирования.

В финансовом плане на первом месте выдвигается бюджет продаж. Он характеризует планируемую или ожидаемую выручку от продаж ( – продажи).

( без НДС, акцизов).

В финансовом менеджменте выделяется теория операционного анализа, которая получила название . Эта теория показывает зависимости между издержками, объемами продаж и прибылью.

В этой теории чрезвычайно важно разделить переменные затраты от условно-постоянных, т.к. переменные затраты связаны с объемами продаж.

Условно-постоянные расходы признаются в том периоде времени, в котором они возникли или в котором они имели место. Признание означает уменьшение базы для расчета налога на прибыль.

Теория операционного анализа позволяет установить зависимость между ожидаемой прибылью и необходимым объемом продаж.


В этой теории выделяют следующие показатели:

  1. Коэффициент валовой маржи.

  1. Критический объем продаж или порог рентабельности.

Критический объем продаж означает минимальный необходимый объем продаж для покрытий возникших постоянных и переменных расходов, связанных или вызванных этими продажами.

При , т.е. в этой точке нет ни прибыли, ни убытка.

Поэтому критический объем продаж называют порогом рентабельности, т.е. в бизнесе нужно подняться выше этой точки, переступить порог (рис.3). Эта величина соответствует точке безубыточности. Точка безубыточности существует только тогда, когда компания производит один товар или предоставляет одну услугу.

Денежное выражение объема продаж:

.

при , следовательно, .

  1. Запас финансовой прочности.

Характеризует выручку, в которой есть прибыль.

Доля выручки с прибыли (доля запаса финансовой прочности):

Чем коэффициент запаса выше, тем более устойчиво работает компания. Он всегда должен опережать индекс инфляции.

Каждая компания обязана определить свой порог рентабельности.

Чтобы определить или рассчитать прибыль из запаса финансовой прочности используется следующая формула:

– величина валового дохода в выручке.

Расчет показателя валового дохода и управление величиной прибыли

, где – номенклатура объектов продажи.

, где – переменные расходы на единицу изделия.

В входят общепроизводственные и управленческие расходы.

Себестоимость производства складывается из переменных и постоянных расходов.

Если продукция продана, то возникают коммерческие расходы, которые тоже носят характер условно-постоянных расходов.

Валовая прибыль равна выручке нетто за вычетом затрат на производство.

В сфере торговли из выручки необходимо отнять затраты на приобретение товара и издержки обращения.

Если из валовой прибыли вычесть коммерческие расходы, то получим прибыль от продаж.

* – общепроизводственные и общехозяйственные расходы

– прибыль от продаж.

** – коммерческие расходы или расходы по продажам

Пример 1. Предприниматель закупил сигарет разных наименований на 50 000 руб. Аренда торговой точки составляет 20 000 руб. за неделю. Сигареты проданы и выручка составила 100 000 руб. ( ). Определить критический объем продаж .

минимально необходимый объем продаж.

Пример 2. Продали 10 изделий по цене 150 руб. Аренда торгового помещения 400 руб. , , .

Существует 3 варианта переменных затрат:

Сравнить уровень для 3 вариантов:

,

в 3 варианте по отношению к 1 вырос в 2 раза, VC тоже выросли в 2 раза: , .

По отношению к 1 варианту VC выросли на 40 %: .

по отношению к базовому составил 25%.

Темпы изменения меньше темпов изменения . Несовпадение вызвано характером общепроизводственных и общехозяйственных расходов, которые на определенном интервале времени сохраняют свою величину на постоянном уровне, следовательно, их доля или их соотношение меняется.