Файл: ¦Ы¦¦¦¦TЖ¦¬¦¬ ¦¬¦- ¦г¦Я.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 20.10.2020

Просмотров: 341

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Определение понятий персонал, организация и внешняя среда.

Классификация персонала.

Характеристики персонала как потребителя.

Классификация персонала как производителя услуг.

Модели эффективного менеджера.

Стратегия управления персоналом и кадровая политика.

Соотношение стратегии управления персоналом и кадровой политики.

Компетентность как объект стратегического управления персоналом.

Функции управления персоналом.

Функция – планирование персонала.

Функция – развитие и обучение.

Функция – привлечение персонала.

Найм.

Отбор.

Адаптация.

Увольнение.

Задачи и роль исследования деятельности работника.

Мотивация.

Теории мотивации.

Теория бихевиоризма.

Процессуальная теория В. Врума – теория ожиданий.

Теория Герцберга – двухфакторная модель.

Теория Маслоу.

Оценка персонала.

Оценка кандидатов.

Оценка работников.

Методы оценки персонала.

Методы бальных оценок.

Метод сравнительных оценок.

Метод 3600.

Метод постановки личных целей.

Управление рабочим временем.

Принципы планирования рабочего времени.

Принцип приоритетов.

Принцип Парето (80% на 20%).

Принцип «салями».

Принцип «Тихий час».

Принцип делегирования полномочий.

Принцип закрытых дверей.

Методы планирования рабочего времени.

Метод швейцарского сыра.

Метод поедания слона.

Метод «не брезгайте – съешьте лягушку».

Оплата труда.

21

Лекции по управлению персоналом. Изюмова И.В. МАИ, 2007



Определение понятий персонал, организация и внешняя среда. 2

Классификация персонала. 2

Характеристики персонала как потребителя. 3

Классификация персонала как производителя услуг. 4

Модели эффективного менеджера. 6

Стратегия управления персоналом и кадровая политика. 8

Соотношение стратегии управления персоналом и кадровой политики. 8

Компетентность как объект стратегического управления персоналом. 9

Функции управления персоналом. 11

Функция – планирование персонала. 11

Функция – развитие и обучение. 12

Функция – привлечение персонала. 13

Найм. 13

Отбор. 13

Адаптация. 14

Увольнение. 15

Задачи и роль исследования деятельности работника. 15

Мотивация. 17

Теории мотивации. 17

Теория бихевиоризма. 17

Процессуальная теория В. Врума – теория ожиданий. 17

Теория Герцберга – двухфакторная модель. 17

Теория Маслоу. 18

Оценка персонала. 18

Оценка кандидатов. 18

Оценка работников. 18

Методы оценки персонала. 19

Методы бальных оценок. 19

Метод сравнительных оценок. 19

Метод 3600. 19

Метод постановки личных целей. 19

Управление рабочим временем. 19

Принципы планирования рабочего времени. 20

Принцип приоритетов. 20

Принцип Парето (80% на 20%). 20

Принцип «салями». 20

Принцип «Тихий час». 20

Принцип делегирования полномочий. 21

Принцип закрытых дверей. 21

Методы планирования рабочего времени. 21

Метод швейцарского сыра. 21

Метод поедания слона. 21

Метод «не брезгайте – съешьте лягушку». 21

Оплата труда. 21



Изюмова Ирина Вячеславовна

Литература:

  1. Базадзе Н.Г. Управление персоналом (3)

  2. Базадзе Н.Г. Управление персоналом в наукоемком бизнесе.

  3. Джеймс Коул. Управление персоналом в современных организациях.


Организация – процесс, направленный на достижение целей.

Элементы организаций:

Задача курса – соединить элементы «управление»-«ресурсы».

Ресурсы:

  • Материальные;

  • Нематериальные.

Особенности человека как нематериального ресурса:

  1. Человек расценивается как стратегический ресурс предприятия, который является бесценным и уникальным.

  2. Человек обладает волей, желанием, самосознанием, самопознанием, самоопределением.

  3. Изменчивость характеристик человека.

  4. Вероятность исчезновения человека.

  5. Человек налаживает коммуникационные связи.

Тест на самооценку: 

1 – завышенная самооценка

2-4 – адекватная самооценка

5-7 – заниженная самооценка

Определение понятий персонал, организация и внешняя среда.

Персонал – штатный состав сотрудников предприятия, т.е. те люди, которые находятся с предприятием в трудовых отношениях.

Штатный состав определяется организационной структурой предприятия.

Существуют разные виды организационных структур. Количество, взаимоотношения, взаимосвязи между сотрудниками определяются структурой.

7±2 – наиболее эффективное адаптивное число для управления другими элементами. Если число выходит за эти рамки, то эффективность управления понижается.

Дисциплина востребована в следующих направлениях:

  1. Линейные, функциональные руководители;

  2. Сотрудники служб управления;

  3. Топ-менеджеры;

  4. Ведущие специалисты;

  5. Консультанты по управлению персоналом;

  6. Организации, которые оказывают услуги другим организациям (выделяются 3 направления: консалтинговые компании, тренинговые компании, рекрутинговые компании).

Классификация персонала.

Основная цель состоит в том, чтобы эффективно организовать деятельность персонала для достижения целей организации.

В связи с этим необходимо учитывать такие элементы, как предмет труда, средства труда, трудовые функции (персонал).

В процессе деятельности предмет труда превращается в продукт, средства труда изнашиваются, человек утомляется, изменяются характеристики человека. Все это вместе приводит к какому-либо результату.

Задачи управления персоналом: необходимо, чтобы продукт обладал высоким качеством, средства труда меньше изнашивались, человек меньше утомлялся, и при этом характеристики его улучшались.

Результативность – функция, которую выполняет человек (персонал): компетентность отдельно взятого сотрудника, его мотивированность к выполнению этих функций и организационные условия, в которых он действует:

,

где: – организационные условия;

компетентность;

мотивированность.

Персонал рассматривается как объект изучения в 2 направлениях:


  1. Персонал может рассматриваться как производитель благ и услуг и как носитель производственных функций.

  2. Персонал как потребитель благ и услуг.

Характеристики персонала как потребителя.

1 характеристика – пол.

Пол необходим для того, чтобы выяснить представителей какого пола на предприятии работает меньше. Необходимо для создания условий для снижения утомляемости, социальных условий для нормальной деятельности.

В зависимости от большинства представителей того или иного пола будет предусматриваться состав социального пакета, сфера услуг, поведение людей.

2 характеристика – возраст.

На крупных предприятиях уделяют особое внимание этой характеристике.

Эффективны те компании, которые достигая определенной точки, находят те причины, которые могут привести к зрелости и дальнейшему вымиранию.

Если рассматривать возраст персонала, и он больше чем 50 лет, то наступит момент, когда ресурсы начнут менять характеристики в сторону снижения физических, интеллектуальных возможностей. Необходимо вовремя обновлять персонал.

3 характеристика – раса.

4 характеристика – гражданство.

Для российских предприятий раса не имеет большого значения, т.к. не происходит большой миграции в российские предприятия.

Гражданство в РФ имеет значение. Связано с ограничением по уровню зарплаты, т.е. дискриминация.

5 характеристика – образование.

Молодые предприятия набирают студентов. Бывает так, что студенты, работая, бросают учебу. Если же студент работает и учится, то в результате успевает либо там, либо там.

6 характеристика – семейное положение.

Замужем/незамужем, холост/женат. Это дальнейшая перспектива для организации. Если много холостых, то, исходя из возраста и пола, можно спрогнозировать, сколько создадут семью и какой будет отток персонала.

7 характеристика – жизненный цикл семьи.

ЖЦ семьи могут быть: юные молодожены, полная семья (родители, дети), пустое гнездо (родители в пожилом возрасте, дети живут отдельно), полное гнездо (родители со взрослыми детьми), вдовы или вдовцы, одинокие (когда один родитель с детьми).

8 характеристика – материальное положение.

Может быть высокий, средний или умеренный, низкий уровень.

Например: женщина работает за низкую зарплату, ее зарплата неочень беспокоит, т.к. семья имеет высокий материальный достаток (муж зарабатывает).

9 характеристика – уровень запросов.

Можно относить как материальное положение (возьмем предприятие, на котором работают люди от 25 до 30 лет: у большинства будут высокие запросы, но может быть так, что они готовы работать в более низких условиях, но за высокую зарплату).

Уровень запросов имеют 3 градации: высокий, средний, низкий.

10 характеристика – уровень культуры.

Уровень культуры может быть высокий, средний, низкий.

Тип культуры может быть – спортивная команда, где все работают на успех, соревнуются между собой на создание более качественного продукта. Для таких предприятий характерны более приспосабливающиеся люди.


Бюрократический: все регламентировано (например, форма одежды). Характерна для больших банков.

Административные команды – демократические команды.

11 характеристика – уровень IQ.

Чем больше людей с высоким уровнем интеллекта, тем компания является более дорогой.

Уровень IQ бывает высокий, средний, низкий.

12 характеристика – темперамент.

Типы темперамента: холерик, сангвиник, меланхолик, флегматик.

13 характеристика – тип темперамента По Юнгу.

4 градации:

1 тип: рациональный, иррациональный.

2 тип: логик, этик.

3 тип: сенсорик, интуит.

4 тип: экстраверт, интроверт.

14 характеристика – социальный статус.

15 характеристика – вероисповедание.

Классификация персонала как производителя услуг.

п/п

Классификационный
признак

Реализация признака

Классификационная группа

Примеры должностей, специалистов, рабочих

1.

Вид деятельности

Умственный (содержанием деятельности работников является информация)

Белые воротнички

Золотые воротнички (инженеры, разработчики сложных конструкций, инноваций, т.е. интеллектуальный труд)

Серые воротнички (исполнители)

Руководители, конструкторы, инженеры

Работники физического труда

Синие воротнички (рабочие)

Сборщики, фрезеровщики, шлифовальщики

2.

По категориям функций белых воротничков

Те, кто принимают решения и несут ответственность за эти решения

Руководители всех уровней

Начальник цеха, отдела

Разрабатывают, исследуют, анализируют различные управленческие решения.

Специалисты

Бухгалтер, экономист

Исполнители решений, осуществляют техническое и информационное обслуживание

Служащие

Кассир

3.

По звеньям

Высшее

Руководители

Генеральный директор

Среднее

Начальники отделов

Начальник планово-экономического отдела, начальник отдела маркетинга

Низшее

Мастер

Мастер литейного цеха

4.

По группам

Линейная

Начальники отделов, цехов, участков


Функциональные руководители


Начальник планово экономического отдела

5.

По квалификации




6.

Категория служащих*




7.

По должностям

Руководители

Должности руководителей


Специалисты

Должности специалистов


Служащие

Должности служащих


8.

По профессиям рабочих

Основное производство





Вспомогательное производство



9.

По видам производств и работ

В соответствие с общероссийским классификатором профессий рабочих и должностей

Общеотраслевые профессии рабочих


Рабочие, занятые на обработке сырья и материалов


10.

По уровню образования

Высшее

Белые воротнички


Средне-специальное

Белые воротнички, синие воротнички, специалисты, служащие


Среднее

Белые воротнички, синие воротнички, специалисты, служащие


11.

По формам оплаты труда

Сдельная (прямая, премиальная, прогрессивная)

Рабочие


Повременная (простая, премиальная)

Руководители, специалисты, служащие


12.

По тарификации

Тарификационные разряды

Рабочие под разрядом 1-8


13.

По квалификационным категориям (для рабочих)

Классы квалификации

Первая


Вторая


Третья


14.

По группам условий работы

Нормальные условия



Опасные, вредные



Особо опасные, особо вредные



15.

По механизации труда

Выполнение работ автоматами



С помощью машин и автоматов



Вручную при машинах и автоматах



Вручную не при машинах и автоматах



Вручную по наладке, ремонту оборудования



16.

По производным от профессий рабочих



Старший помощник, сменный бригадир, начальник смены

17.

По производным от должностей руководителей, специалистов и служащих

Вице, премьер, замы, главный, ведущий



18.

По квалификационным категориям

Категории, класс, квалификация

Специалист 1 категории (до 6)


19.

По форме занятости

Полная



Аккордная (по факту)



Неполная



Неполное рабочее время

Женщины, которые выходят на работу, находясь в декретном отпуске


20.

По форме урегулирования трудовых отношений

Штатные



По контракту



Совместители



21.

По режиму работ

Регламентирован



Нерегламентирован



Нестандартен



22.

По форме организации труда

Индивидуальная



Командная



Совместно творческая



Последовательная




* - нужно обращаться к справочникам «Квалификация специалистов, руководителей и служащих»

Классификацию необходимо знать. Это влияет на оплату труда, снижение порога выхода на пенсию.

Должность – это ячейка в структуре организации (руководители, специалисты, рабочие или служащие) для выполнения профессиональной деятельности.

Профессия – образовательная характеристика для выполнения определенных работ в определенной сфере деятельности.

Специальность – набор профессиональных знаний, навыков для выполнения определенных работ в определенных условиях.

Пример:

1) Область знаний – экономика

Профессия – экономист

Должность – директор, начальник отдела

Специальность – экономист

2) Область знаний – медицина

Профессия – врач

Должность – зав. отделением

Специальность – терапевт

Модели эффективного менеджера.

Модель – эталонный образ поведения руководителя.




Внешний мир



Легкий

Трудный

Внутренний мир

Простой

Стресс

Фрустрация

Сложный

Конфликт

Кризис

Фрустрация – психологическое состояние индивидуума невозможности достичь желаемого.

Одно из ярких проявлений фрустрации – агрессия.

Существуют 3 типа агрессии: направленная на других, на объект, на себя.

Реакций около 9 (наркотики, алкоголь, табакокурение).

Кризис – невозможно жить по-другому, жить как раньше.

Основные функции менеджера:

  1. Организация;

  2. Обеспечить работников ресурсами;

  3. Создание психологического климата.

Роли менеджера:

  1. Управленец:

    • Определение стратегических целей и направлений развития организации.

    • Ведущая деятельность управленца состоит в планировании и организационном сценировании.

    • Нестандартность: гибкость мышления, гибкость общения, мотивация на достижения, готовность к изменениям, стратегичность мышления.

  2. Организатор:

    • Разработка мероприятий по достижению целей организации.

    • Организация и организационное проектирование.

    • Динамичность мышления, ориентация на конечный результат, руководство группой, эффективность взаимодействия с людьми, гибкость в общении.

  3. Администратор:

    • Оперативное управление, поддержание бизнес-процессов в организационной структуре.

    • Контроль и администрирование.

    • Системность мышления, способность к планированию, ориентация на конечный результат, способность к ведению переговоров, ответственность.

  4. Руководитель:

    • Направление потенциала на сотрудников, урегулирование вопросов, связанных с людьми.

    • Мотивация.

Признаки: Цель; Ведущая деятельность; Ключевые компетенции.

Компетентность – квалификационная характеристика, совокупность знаний, умений, индивидуальных способностей для выполнения обязанностей определенной должности.

Компетенция – круг полномочий, возложенных на определенную должность.