ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 20.11.2020
Просмотров: 1905
Скачиваний: 5
СОДЕРЖАНИЕ
Обязанность государств сотрудничать друг с другом в соответствии с Уставом
Принцип равноправия и самоопределения народов
Принцип суверенного равенства государств
Принцип добросовестного выполнения государствами обязательств, принятых ими в соответствии с Уставом
Декларация о предоставлении независимости колониальным странам и народам
Заключительный акт Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе
Вопросы, относящиеся к безопасности в Европе
Вопросы, относящиеся к безопасности и сотрудничеству в Средиземноморье
Сотрудничество в гуманитарных и других областях
Дальнейшие шаги после Совещания
Конвенция о мирном решении международных столкновений
Раздел I. О сохранении всеобщего мира
Раздел II. О добрых услугах и посредничестве
Раздел III. О Международных Следственных Комиссиях
Раздел IV. О международном третейском суде
Раздел V. Заключительные постановления
Договор об отказе от войны в качестве орудия национальной политики (Пакт Бриана-Келлога)
"Ведомости Верховного Совета СССР", 1975 г., N 33.
Текст
документа сверен по:
"Сборник
действующих договоров,
соглашений
и конвенций,заключенных
СССР с
иностранными государствами"
вып.XXXI,
М., 1977 год
Определение агрессии
Утверждено резолюцией 3314 (ХХIХ) Генеральной Ассамблеи от 14 декабря 1974 года
Генеральная Ассамблея,
исходя из того, что одной из основных целей Организации Объединенных Наций является поддержание международного мира и безопасности и принятие эффективных коллективных мер для предотвращения и устранения угрозы миру и подавления актов агрессии и других нарушений мира,
напоминая, что согласно статье 39 Устава Организации Объединенных Наций Совет Безопасности определяет существование любой угрозы миру, любого нарушения мира или акта агрессии и делает рекомендации или решает о том, какие меры следует предпринять в соответствии со статьями 41 и 42 для поддержания или восстановления международного мира и безопасности,
напоминая также об обязанности государств по Уставу разрешать свои международные споры мирными средствами, чтобы не подвергать угрозе международный мир, безопасность и справедливость,
учитывая, что ничто в этом определении не может истолковываться как каким-либо образом затрагивающее сферу действия положений Устава в отношении функций и полномочий органов Организации Объединенных Наций,
считая также, что, поскольку агрессия является наиболее серьезной и опасной формой незаконного применения силы, таящей в себе в условиях существования различных видов оружия массового уничтожения возможную угрозу мирового конфликта со всеми его катастрофическими последствиями, на данной стадии следует дать определение агрессии,
вновь подтверждая обязанность государств не использовать вооруженную силу в целях лишения народов их права на самоопределение, свободу и независимость или нарушения территориальной неприкосновенности,
вновь подтверждая также, что территория государства является неприкосновенной и что она не должна быть объектом, даже временно, военной оккупации или других мер применения силы, предпринимаемых другим государством в нарушение Устава, и что она не должна быть объектом приобретения другим государством в результате таких мер или угрозы их применения,
вновь подтверждая также положения Декларации о принципах международного права, касающихся дружественных отношений и сотрудничества между государствами в соответствии с Уставом Организации Объединенных Наций,
будучи убеждена, что принятие определения агрессии оказывало бы сдерживающее влияние на потенциального агрессора, облегчало бы констатацию актов агрессии и осуществление мер для их пресечения, а также способствовало бы оказанию помощи жертве агрессии и ограждению ее прав и законных интересов,
считая, что, хотя вопрос о том, совершен ли акт агрессии, должен рассматриваться с учетом всех обстоятельств в каждом отдельном случае, тем не менее желательно сформулировать основные принципы в качестве руководства для такого определения,
одобряет нижеследующее определение агрессии1:
Статья 1
Агрессией является применение вооруженной силы государством против суверенитета, территориальной неприкосновенности или политической независимости другого государства, или каким-либо другим образом, несовместимым с Уставом Организации Объединенных Наций, как это установлено в настоящем определении.
Пояснительное примечание: В настоящем определении термин «государство»
а) употребляется, не предрешая вопроса о признании или вопроса о том, является ли государство членом Организации Объединенных Наций;
b) включает там, где это уместно, понятие «группы государств».
Статья 2
Применение вооруженной силы государством первым в нарушение Устава является prima facieсвидетельством акта агрессии, хотя Совет Безопасности может в соответствии с Уставом сделать вывод, что определение о том, что акт агрессии был совершен, не будет оправданным в свете других соответствующих обстоятельств, включая тот факт, что соответствующие акты или их последствия не носят достаточно серьезного характера.
Статья 3
Любое из следующих действий, независимо от объявления войны, с учетом и в соответствии с положениями статьи 2, будет квалифицироваться в качестве акта агрессии:
а) вторжение или нападение вооруженных сил государства на территорию другого государства или любая военная оккупация, какой бы временный характер она ни носила, являющаяся результатом такого вторжения или нападения, или любая аннексия с применением силы территории другого государства или части ее;
b) бомбардировка вооруженными силами государства территории другого государства или применение любого оружия государством против территории другого государства;
с) блокада портов или берегов государства вооруженными силами другого государства;
d) нападение вооруженными силами государства на сухопутные, морские или воздушные силы, или морские и воздушные флоты другого государства;
e) применение вооруженных сил одного государства, находящихся на территории другого государства по соглашению с принимающим государством, в нарушение условий, предусмотренных в соглашении, или любое продолжение их пребывания на такой территории по прекращению действия соглашения;
f) действие государства, позволяющего, чтобы его территория, которую оно предоставило в распоряжение другого государства, использовалась этим другим государством для совершения акта агрессии против третьего государства;
g) засылка государством или от имени государства вооруженных банд, групп, иррегулярных сил или наемников, которые осуществляют акты применения вооруженной силы против другого государства, носящие столь серьезный характер, что это равносильно перечисленным выше актам, или его значительное участие в них.
Статья 4
Вышеприведенный перечень актов не является исчерпывающим, и Совет Безопасности может определить, что другие акты представляют собой агрессию согласно положениям Устава.
Статья 5
1. Никакие соображения любого характера, будь то политического, экономического, военного или иного характера, не могут служить оправданием агрессии.
2. Агрессивная война является преступлением против международного мира. Агрессия влечет за собой международную ответственность.
3. Никакое территориальное приобретение или особая выгода, полученные в результате агрессии, не являются и не могут быть признаны законными.
Статья 6
Ничто в настоящем определении не должно толковаться как расширяющее или сужающее каким-либо образом сферу действия Устава, включая его положения, касающиеся случаев, в которых применение силы является законным.
Статья 7
Ничто в настоящем определении, и в частности в статье 3, не может каким-либо образом наносить ущерба вытекающему из Устава праву на самоопределение, свободу и независимость народов, которые насильственно лишены этого права и о которых упоминается в Декларации о принципах международного права, касающихся дружественных отношений и сотрудничества между государствами в соответствии с Уставом Организации Объединенных Наций, в частности народов, находящихся под господством колониальных и расистских режимов или под другими формами иностранного господства, а также праву этих народов бороться с этой целью и испрашивать и получать поддержку в соответствии с принципами Устава и согласно вышеупомянутой Декларации.
Статья 8
При их толковании и применении изложенные выше положения являются взаимосвязанными, и каждое положение должно рассматриваться в контексте всех других положений.
1 Пояснительные примечания к статьям 3 и 5 содержатся в пункте 20 доклада Специального комитета по вопросу об определении агрессии [Официальные отчеты Генеральной Ассамблеи, двадцать девятая сессия, Приложение, № 19 (A/9619 и Соrr.1 и 2)]. Заявления по определению содержатся в пунктах 9 и 10 доклада Шестого комитета (А/9890).
Источник: Официальные отчеты Генеральной Ассамблеи, двадцать девятая сессия, Приложение, № 31, стр. 181–182
Конвенция о мирном решении международных столкновений
Раздел I. О сохранении всеобщего мира
С
целью предупредить, по возможности,
обращение к силе в отношениях между
Государствами, договаривающиеся Державы
соглашаются прилагать все свои усилия
к тому, чтобы обеспечить мирное решение
международных несогласий.
Раздел II. О добрых услугах и посредничестве
Статья
2
Договаривающиеся
Державы соглашаются, в случае важного
разногласия или столкновения,
прежде чем прибегнуть к оружию,
обращаться, насколько позволят
обстоятельства, к добрым услугам или
посредничеству одной или нескольких
дружественных Держав.
Статья 3
Независимо
от этого обращения, договаривающиеся
Державы признают полезным и желательным,
чтобы одна или несколько Держав, не
причастных столкновению, по собственному
почину предлагали находящимся в споре
Государствам, насколько позволят
обстоятельства, свои добрые услуги или
посредничество.
Право предлагать
добрые услуги
или посредничество принадлежит
непричастным столкновению Державам
даже во время военных действий.
Применение
этого права
отнюдь не может быть почитаемо той или
другой из спорящих Сторон за действие
недружелюбное.
Статья 4
Задача
посредника заключается в согласовании
противоположных притязаний и в успокоении
чувства неприязни, если оно возникло
между Государствами, находящимися в
споре.
Статья 5
Обязанности
посредника прекращаются с того времени,
когда одна из спорящих Сторон или сам
посредник удостоверятся, что предложенные
средства примирения не были приняты.
Статья 6
Добрые
услуги и посредничество, будут ли они
применяться по просьбе спорящих Сторон
или по почину непричастных столкновению
Держав, имеют исключительно значение
совета и отнюдь не могут почитаться
обязательными.
Статья 7
Принятие
посредничества, при отсутствии иного
соглашения, не может иметь последствием
приостановку, замедление
или задержание мобилизации и прочих
приготовительных к войне мер.
Если
посредничество последует по открытии
военных действий, то оно, при отсутствии
иного соглашения, не приостанавливает
текущих военных операций.
Статья 8
Договаривающиеся
Державы единодушно советуют в тех
случаях, когда позволят
обстоятельства, применять следующий
особый способ посредничества.
В
случае важного несогласия, представляющего
опасность для мира, находящиеся в споре
Государства избирают, каждое со своей
стороны, Державу, которой они поручают
войти в непосредственные сношения с
Державой, избранной другой Стороной, с
целью предупредить нарушение мирных
отношений.
Пока длится это
поручение, срок которого, если не будет
постановлено иначе, не может превышать
тринадцать дней, находящиеся в споре
Государства прекращают всякие
непосредственные между собой сношения
по предмету спора, каторый считается
переданным исключительно на обсуждение
Держав-посредниц. Последние должны
приложить все свои старания к решению
несогласия.
В случай действительного
нарушения мирных сношений, на этих
Державах продолжает лежать общая для
них обязанность пользоваться всяким
случаем для восстановления мира.
Раздел III. О Международных Следственных Комиссиях
Статья
9
В
международных спорах, не затрагивающих
ни чести, ни существенных интересов, и
проистекающих из разногласия в оценке
фактических обстоятельств дела,
договаривающиеся Державы признают
полезным и желательным, чтобы Стороны,
не достигшие соглашения дипломатическим
путем, учреждали, насколько позволят
обстоятельства, Международную
Следственную Комиссию, на которой будет
лежать обязанность облегчать разрешение
этих споров, выяснением вопросов факта
посредством беспристрастного и
добросовестного их расследования.
Статья 10
Международные
Следственные Комиссии учреждаются на
основании особого соглашения между
спорящими Сторонами.
Соглашение
о следствии точно определяет подлежащие
расследованию факты; оно устанавливает
порядок и срок образования Комиссии и
объем полномочий Комиссаров.
Оно,
равным образом, определяет, если надо,
место пребывания Комиссии и ее право
перемещаться, язык, которым Комиссия
будет пользоваться, и языки, прибегать
к которым будет перед ней дозволено, а
также срок, в который каждая Сторона
должна будет представить свое изложение
фактов, и вообще все усилия, о которых
Стороны согласились.
Если Стороны
признают необходимым назначить Асессоров,
соглашение о следствии определяет
порядок их назначения и объем их
полномочий.
Статья 11
Если
соглашением о следствии не назначено
место пребывания Комиссии, последняя
пребывает в Гааге.
Место пребывания,
раз назначенное, не может быть изменено
Комиссией иначе, как с согласия
Сторон.
Если соглашением о следствии
не указано, каким языком надлежит
пользоваться, то это решается Комиссией.
Статья 12
Международные
Следственные Комиссии образуются, при
отсутствии иного о этом условия, порядком,
определенным статьями
45 и 57
настоящей Конвенции.
Статья 13
В
случае смерти, отставки или отсутствия,
по какой бы то ни было причине, одного
из Комиссаров или, соответственно,
одного из Асессоров, замещение его
производится порядком, установленным
для его назначения.
Статья 14
Стороны
имеют право назначить при Следственной
Комиссии особых агентов, с поручением
представлять их и служить посредниками
между ними и Комиссией.
Стороны,
кроме того, могут поручать назначенным
ими советникам или адвокатам излагать
и поддерживать их интересы перед
Комиссией.
Статья 15
Международное
Бюро Постоянной Палаты Третейского
Суда служит канцелярией для Следственных
Комиссий, заседающих в Гааге, и
предоставляет свое помещение и свои
услуги в распоряжение договаривающихся
Держав для действия Следственной
Комиссии.
Статья 16
Если
Комиссия заседает не в Гааге, она
назначает Генерального Секретаря, бюро
которого служит ей канцелярией.
Канцелярии
поручается, под руководством Председателя,
внешнее устройство заседаний Комиссии,
составление протоколов и, во время
следствия, сохранение архива, который
потом передается Международному Бюро
в Гааге.
Статья 17
Чтобы
облегчить образование и действие
Следственных Комиссий, договаривающиеся
Державы предлагают нижеследующие
правила, которые будут применяться к
следственному производству, поскольку
Стороны не примут других правил.
Статья 18
Комиссия
устанавливает подробности производства,
не предусмотренные особым соглашением
о следствии или настоящей Конвенцией,
и производить все формальности,
сопряженные с представлением
доказательств.