Файл: Anufrieva_L_P_-_Pravo_VTO_-_teoria_i_praktika_primenenia.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 20.11.2020

Просмотров: 4538

Скачиваний: 121

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
background image

"Право ВТО: теория и практика применения:

Монография"

(под ред. Л.П. Ануфриевой)

("НОРМА", "ИНФРА-М", 2016)

Документ предоставлен

КонсультантПлюс

www.consultant.ru

Дата сохранения: 06.02.2017


background image

МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ЮРИДИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

ИМЕНИ О.Е. КУТАФИНА (МГЮА)

ПРАВО ВТО: ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА ПРИМЕНЕНИЯ

МОНОГРАФИЯ

Под редакцией доктора юридических наук, профессора

Л.П. АНУФРИЕВОЙ

Коллектив авторов:

Ануфриева Л.П., доктор юридических наук,  профессор,  почетный  работник  высшего  профессионального

образования  РФ   -

предисловие

,

гл. I

 -

III

  (кроме

подп. 3.2  п.  3  гл.  III

),

п. п.  1

,

2 гл.  IV

,

подп. 2.2  п.  2  гл.  IV

(совместно с П.А. Калиниченко),

гл. V

,

гл. VI

 (

п. 3

 совместно с Я.С. Кожеуровым);

Жданов В.А., кандидат юридических наук -

подп. 3.2 п. 3 гл. III

;

Калиниченко  П.А.,  доктор   юридических   наук,   профессор   -

подп. 2.1 п.  2  гл.  IV

,

подп. 2.2 п.  2  гл.  IV

(совместно с Л.П. Ануфриевой);

Кожеуров Я.С., кандидат юридических наук, доцент -

п. 3 гл. IV

,

п. 3 гл. VI

 (совместно с Л.П. Ануфриевой);

Соколова Н.А., доктор юридических наук, доцент -

п. 4 гл. IV

.

Список сокращений и условных обозначений

АКТ - страны Африки, Карибского бассейна и Тихого океана

ВОИС - Всемирная организация интеллектуальной собственности

ВТО - Всемирная торговая организация

ГАТС - Генеральное соглашение по торговле услугами

ГАТТ-1947 - Генеральное

соглашение

 по тарифам и торговле 1947 г.

ГАТТ-1994 - Генеральное

соглашение

 по тарифам и торговле 1994 г.

ДЕС -

Договор

 о Европейском союзе

ДРС -

Договоренность

 о правилах и процедурах, регулирующих разрешение споров

ДФЕС -

Договор

 о функционировании Европейского союза

ЕАСТ - Европейская ассоциация свободной торговли

ЕАЭС - Евразийский экономический союз

ЕврАзЭС - Евразийское экономическое сообщество

ЕС - Европейский союз

ЕЭС - Европейское экономическое сообщество

КМП ООН - Комиссия международного права ООН

МБРР - Международный банк реконструкции и развития

МВФ - Международный валютный фонд

МЭК - Международная электротехническая комиссия

НАФТА - Североамериканское соглашение о свободной торговле

ООН - Организация Объединенных Наций

ОРС ВТО - Орган по разрешению споров ВТО

СНГ - Содружество Независимых Государств

Соглашение ВТО - Марракешское

соглашение

 об учреждении Всемирной торговой организации

Статьи КМП 2001 г. -

Статьи

 об ответственности государств за международно-противоправные деяния

ТРИМС -

Соглашение

 по связанным с торговлей инвестиционным мерам

ТРИПС -

Соглашение

 по торговым аспектам прав интеллектуальной собственности

Предисловие

Вступление   России   в    ВТО    поставило    перед    государством,    предпринимательскими    кругами    и

учеными-правоведами ряд проблем, решение которых возможно только с  учетом  глубокого  и  разностороннего

знания международного экономического и торгового  права,  а  также  применения  специального  регулирования

многосторонней торговой системы ВТО в частности.

В связи с этим

Концепция

 внешней политики Российской Федерации 2013 г. в качестве одной из  основных

задач  России  в  сфере  международных  экономических  отношений   с   учетом   приоритетов   инновационного

КонсультантПлюс

надежная правовая поддержка

www.consultant.ru

Страница  1 из 271

Документ предоставлен

КонсультантПлюс

Дата сохранения: 06.02.2017

"Право ВТО: теория и практика применения: Монография"

(под ред. Л.П. Ануфриевой)

("НОРМА", "ИНФРА-М", 2016)


background image

развития    страны    определила    обеспечение     ее     равноправных     позиций     в     современной     системе

мирохозяйственных связей, сведение к минимуму рисков, возникающих при интеграции в мировую  экономику,  в

том числе в контексте  вступления  в  ВТО  <1>.  Важным  средством  минимизации  указанных  рисков  является

уяснение  содержания  права  ВТО,  ориентирование  в   проблемах   применения   его   норм,   а   также   знание

особенностей разрешения споров в рамках ВТО. В этих целях Российская Федерация принимает меры  торговой

политики для защиты собственных интересов в соответствии с международными правилами и противодействует

торгово-политическим мерам иностранных государств, ущемляющим права Российской Федерации и российских

предприятий.

--------------------------------

<1>

Концепция

 внешней политики Российской Федерации (утв. Президентом РФ 12 февраля 2013 г.). URL:

www.kremlin.ru; СПС "КонсультантПлюс".

Правила  и  соглашения  ВТО  распространяются  сегодня  на  162  страны-члена,   регулируя   более   95%

мировой торговли. Среди последних из вступивших в организацию государств значатся  Черногория  (29  апреля

2012 г.), Самоа (10 мая 2012 г.), Российская Федерация (22 августа 2012 г.), Вануату (24 августа 2012 г.), Лаос  (2

февраля 2013 г.), Таджикистан (2 марта 2013 г.), Йемен (26 июня 2014 г.), Сейшельские Острова (26 апреля 2015

г.) и Казахстан (30 ноября 2015 г.).

При завершении переговоров  по  оформлению  вступления  России  в  ВТО  официальный  представитель

МИД России А.К. Лукашевич отметил: "Членство в этом универсальном торговом клубе расширяет  возможности

России  по  системной  защите  национальных  интересов.  Подтверждается   наш   последовательный   курс   на

интеграцию в мировую экономику и  ее  ключевые  институты,  укрепляются  международные  позиции  страны  в

качестве одного из ключевых участников глобальной торгово-экономической архитектуры. В рамках ВТО  Россия

намерена   проводить   линию   на   конструктивное   взаимодействие   со   всеми   странами-членами    в    целях

поддержания  действующих  правил  международной  торговли  и  выработки  ее  новых  принципов,  адекватных

современным вызовам глобального развития" <1>.

--------------------------------

<1> URL: http://www.mid.ru (дата обращения: 24.07.2012); см. также СПС "КонсультантПлюс".

После вступления в ВТО  Правительством  РФ  разработан  план  действий,  направленных  на  адаптацию

отдельных   отраслей   экономики   к   условиям   членства   России   в   ВТО,   предусматривающий   целый   ряд

мероприятий, как составная часть прогноза социально-экономического развития экономики и  социальной  жизни

государства  на  ближайшие  несколько  лет  <1>.  Принимаются   государственные   программы,   неотъемлемой

частью которых становятся вопросы правового регулирования в соответствующих областях.

--------------------------------

<1> См.:

Прогноз

 социально-экономического развития Российской Федерации на 2014 год  и  на  плановый

период 2015 и 2016 годов // СПС "КонсультантПлюс" (текст документа приведен  в  соответствии  с  публикацией

на сайте: URL: http://www.economy.gov.ru по состоянию на 24.10.2013).

Реализация  плана  действий   должна   полностью   корреспондировать   с   направлениями   переговоров,

которые  велись  при   подготовке   вступления   Российской   Федерации   в   ВТО.   Основными   направлениями

переговоров были следующие:  1)

переговоры по тарифным  вопросам

 - определение максимального  уровня

(связывания) ставок ввозных таможенных пошлин, на применение которых Российская  Федерация  будет  иметь

право после официального присоединения к  ВТО;  2)

переговоры по  сельскому  хозяйству

 (за исключением

тарифных  вопросов)  -  определение  объемов  внутренней  поддержки  аграрного  сектора;  3)

переговоры  по

доступу на рынок услуг

 - согласование условий доступа иностранных поставщиков услуг на российский рынок;

4)

переговоры    по     системным     вопросам

  -   определение   мер,   которые   Россия   примет   в   области

законодательства и его применения для  выполнения  своих  обязательств  как  участник  ВТО  <1>.  Конкретные

результаты  переговоров,  юридически  закрепленные  в

Протоколе

 от 16 декабря 2011 г.  <2>,  в  материальном

смысле раскрываются в Докладе рабочей группы, где изложены права и обязательства,  которые  принимает  на

себя Россия по итогам всех переговоров.

--------------------------------

<1> См.:

Право Всемирной  торговой  организации

: влияние на экономику и  законодательство  государств

Европейско-Азиатского региона / Отв. ред. В.Д. Перевалов. М., 2014.

<2> См.:

Протокол

 о присоединении Российской Федерации к Марракешскому соглашению об  учреждении

Всемирной торговой организации от  15  апреля  1994  г.  (вместе  с

Перечнем

 CLXV уступок  и  обязательств  по

товарам, Таблицами  ежегодных  снижений  ставок  для

части I

,  секций  I-A  (сельскохозяйственные  тарифы),

II

(прочие  товары),

Перечнем

  специфических  обязательств  по  услугам,

Списками

 изъятий из  статьи  II  (РНБ),

традиционных  операторов,

Дополнительными   обязательствами

 в области услуг  базовых  телекоммуникаций).

Подписан в г. Женеве 16 декабря 2011  г.

Протокол

 является неотъемлемой частью  Марракешского

соглашения

КонсультантПлюс

надежная правовая поддержка

www.consultant.ru

Страница  2 из 271

Документ предоставлен

КонсультантПлюс

Дата сохранения: 06.02.2017

"Право ВТО: теория и практика применения: Монография"

(под ред. Л.П. Ануфриевой)

("НОРМА", "ИНФРА-М", 2016)


background image

от 15 апреля 1994 г. на основании

п. 2 ч. 1

. Ратифицирован Федеральным

законом

 от 21 июля 2012 г. N 126-ФЗ.

Протокол

 вступил в  силу  22  августа  2012  г.  (СЗ  РФ.  2012.  N  37.  Ст.  4986).

Приложение

  на  русском  языке

опубликовано в: СЗ РФ. 2012. N 37 (ч. ч. I - IV); см. также: СПС "КонсультантПлюс".

Как  в  преддверии  подписания

Протокола

  о  присоединении  России  к  Марракешскому  соглашению   об

учреждении  ВТО,  так  и  сегодня  в  стране,  особенно  в  предпринимательских   кругах   и   среди   ученых,   не

прекращаются  дискуссии  по  поводу  pro  et  contra  ее  вступления  в  ВТО.  Ряд  специалистов  так   суммируют

причины  беспокойства  российских  предпринимателей:  "Вступление  России  в  ВТО  само   по   себе   вряд   ли

приведет  к  какому-то  взрывному  росту  отечественного  экспорта  или  даже  к  его  заметному   немедленному

увеличению. Во-первых, ВТО стимулирует в основном торговлю готовыми изделиями и наукоемкой  продукцией,

тогда  как  основу  российского  экспорта,  как  известно,  составляют  пока  сырье   и   топливо   (которые   и   так

допускаются на внешние рынки  почти  без  ограничений).  Россия  -  это  страна  с  моноэкономикой.  Во-вторых,

структура   российского   экспорта   крайне   инерционна   и   не   может   быть    быстро    изменена    в    сторону

перерабатывающих отраслей  ввиду  чрезмерной  изношенности  производственных  мощностей  отечественной

промышленности (и транспорта), ее недогрузки и заторможенности технического прогресса в стране.  В-третьих,

по мере преодоления кризиса растущий спрос на отечественную продукцию предъявляет внутренний рынок, что

уже привело к ряду ограничений на экспорт. Наконец, в-четвертых, Россия уже сейчас имеет доступ к основному

объему тарифных льгот, зафиксированных ВТО, через свои двусторонние торговые  соглашения  со  странами  -

членами этой Организации" <1>. Этим не исчерпываются сомнения  в  эффективности  последствий  вступления

России  в   ВТО.   "Вторая   причина   беспокойства   касается   импорта   товаров   и   услуг.   Утверждается,   что

расширенный допуск иностранных производителей на отечественный  рынок  способен  существенно  обострить

конкуренцию по многим позициям, к чему российская промышленность пока не готова. Это особенно относится к

пищевой, фармацевтической, химической, авто- и  авиастроительной,  легкой  и  электронной  промышленности,

секторам страхования, финансовых услуг и розничной торговли, мелкому и среднему бизнесу  и  т.д.  Поэтому  о

своей готовности к работе по нормам и правилам ВТО заявляют ныне лишь 10% проанкетированных российских

предприятий. Конечно, обилие  и  дешевизна  импортных  товаров  могли  бы  пойти  на  пользу  отечественному

потребителю. Но это возможно лишь в условиях эффективной  внутренней  конкуренции  и  обеспечения  прав  и

интересов потребителя, что в стране пока отсутствует" <2>.

--------------------------------

<1>

Право  Всемирной   торговой   организации

:  влияние  на  экономику  и  законодательство   государств

Европейско-Азиатского региона / Отв. ред. В.Д. Перевалов.

<2>

Право  Всемирной   торговой   организации

:  влияние  на  экономику  и  законодательство   государств

Европейско-Азиатского региона / Отв. ред. В.Д. Перевалов.

Нельзя не отметить, что от вступления России в ВТО выигрывает и Запад. Самое  явное  (и  одновременно

не самое серьезное) приобретение выражено в словах бывшего главы  ВТО  П.  Лами  по  поводу  официального

присоединения России к ВТО: "Реальная хорошая новость заключается в том, что Россия будет делать взносы в

бюджет ВТО, из-за чего другим придется платить меньше" <1>. Академик РАН С.Ю. Глазьев приводит в одной из

своих статей расчеты, согласно которым после вступления России  в  ВТО  иностранцы  получат  примерно  15%

нашего внутреннего рынка в дополнение к нынешним 15% <2>. Настоящим камнем преткновения в  переговорах

по вступлению России в ВТО стало требование США  по  открытию  прямых  филиалов  иностранных  страховых

компаний на территории  Российской  Федерации.  Дебаты  среди  специалистов  вызывает  и  такая  сфера,  как

юридические услуги <3>.

--------------------------------

<1> Аргументы недели. 2013. N 11. С. 9.

<2>  Цит.  по:  Перевалов  В.Д.,  Берг   Л.Н.,   Шерпаев   В.И.   Россия   и   право   ВТО:   взаимодействие   и

безопасность //

Право Всемирной торговой  организации

: влияние на экономику и законодательство  государств

Европейско-Азиатского региона / Отв. ред. В.Д. Перевалов.

<3> См.: Муранов  А.И.

Общий обзор  обязательств

 России как будущего члена ВТО в  отношении  сектора

услуг по налогообложению (налоговому консультированию) // Право ВТО. 2012.  N  1.  С.  26  -  46.  Подробнее  о

регулировании услуг см. в

гл. III

 настоящей монографии.

Насколько оправданны  приведенные  опасения,  конечно,  во  всей  полноте  покажет  время.  Однако  уже

сейчас нелишне получить адекватное представление о том, что такое право ВТО,  каковы  его  особенности,  как

оно  функционирует,  что  на  него  может  оказать  влияние  и  каково  его   воздействие   на   внутреннее   право

государств-членов и  т.д.  В  целях  постижения  перечисленного  хотя  бы  в  минимальном  объеме  читателю  и

представляется настоящая работа.

Глава I. ВТО В РАМКАХ СОВРЕМЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ

КонсультантПлюс

надежная правовая поддержка

www.consultant.ru

Страница  3 из 271

Документ предоставлен

КонсультантПлюс

Дата сохранения: 06.02.2017

"Право ВТО: теория и практика применения: Монография"

(под ред. Л.П. Ануфриевой)

("НОРМА", "ИНФРА-М", 2016)


background image

МЕЖДУНАРОДНОЙ ТОРГОВЛИ

1. Предпосылки создания ВТО

Прежде всего следует констатировать обилие  работ,  посвященных  ВТО:  истокам  ее  создания,  истории

ГАТТ,  сфере  деятельности,  организационным  аспектам  функционирования,  правовым  основам  и   т.д.   <1>.

Многие авторы сегодня говорят об "уникальности"  и  "исключительности"  ВТО  как  международной  институции

<2>.  Не  вдаваясь  в  подробности  подтверждения  этого  и,  значит,  констатации   ее   исключительности   или,

наоборот,  опровержения  указанного,  важно  все  же  определить  главные   черты   ВТО   как   международного

образования,   играющего   ключевую   роль   в   современном   международном   экономическом   правопорядке.

Специфические  особенности,  которыми  располагает  организация,  в  немалой  степени  восходят   к   периоду

становления  международной  торговой   системы   после   Второй   мировой   войны,   формирования   мирового

экономического правопорядка в целом и попыток учреждения в этих целях необходимых институтов, в том числе

Международной торговой организации.

--------------------------------

<1>  Вот  лишь   некоторые   из   первых   отечественных   изданий:   Григорян   С.А.   Всемирная   торговая

организация и Россия. Ростов н/Д, 2000; Дюмулен И.И.  Всемирная  торговая  организация.  М.,  2003;  Карро  Д.,

Жюйар П. Международное экономическое право /  Пер.  с  фр.  В.П.  Серебреникова,  В.М.  Шумилова.  М.,  2002;

Россия и международная торговая система / Под  ред.  Э.  ван  Дузера,  С.Ф.  Сутырина,  В.И.  Капусткина.  СПб.,

2000; Скурко Е.В.  ВТО:  введение  в  правовую  систему  /  Под  ред.  В.М.  Шумилова.  М.,  2003;  Шумилов  В.М.

Всемирная торговая организация (ВТО) и международное право // Международное публичное  и  частное  право.

2003. N 1 (5); Он же. Право Всемирной торговой организации: Учеб. пособие. М., 2006; и др.

<2> См.: Смбатян А.С.

Всемирная торговая организация

: уникальность и адекватность // Право ВТО. 2012.

N 1. С. 4 - 10; Шумилов  В.М.

Феномен права ВТО

 и законодательство России // Современный юрист. 2013.  N  2

(3). С. 88 - 106.

В   1944   г.   на   конференции   в    Бреттон-Вудсе,    как    известно,    были    заключены    многосторонние

международные договоры (Бреттон-Вудские соглашения) о создании МВФ и МБРР, которые стали олицетворять

собою две опоры в фундаменте мировой финансово-экономической системы. И хотя, по признанию французских

ученых <1>, это произошло скорее  случайно,  чем  намеренно,  для  ее  "логического"  дополнения  требовалось

учреждение третьей международной межправительственной организации, занимающейся вопросами торговли, -

Международной   торговой   организации.    Более    того,    предполагалось,    что    она    будет    иметь    статус

специализированного  учреждения  ООН.  Однако  возведение  третьей  опоры   оказалось   значительно   более

сложным делом. Как совершенно справедливо заметили  упомянутые  исследователи,  "невозможно  достаточно

хорошо понять проблематику  ВТО,  если  абстрагироваться  от  исторического  контекста  создания  ГАТТ  и  его

эволюции... Институциональные механизмы ВТО, являющиеся более сложными и с [лучшей]  перспективой,  чем

в ГАТТ, лишь отражают коренные изменения в многосторонней торговой системе, произошедшие с подписанием

Марракешских

соглашений

 от 15 апреля 1994 года..." <2>.

--------------------------------

<1> См.: Карро Д., Жюйар П. Указ. соч. С. 39.

<2> Карро Д., Жюйар П. Указ. соч. С. 39.

История попыток формирования в рамках мировой экономической  системы  специальной  международной

торговой  организации  относится  к  40-м  гг.  XX  в.   Как   отмечается   в   правовой   литературе,   посвященной

предпосылкам  учреждения  ВТО,  "идея  создания  глобального  торгового  режима,  основанного  на  принципах

справедливости  в  международной  торговле,  окончательно  созрела  к  концу  Второй  мировой  войны"  <1>.  В

частности,  в  1943  г.  на  американо-английских  консультациях  по   вопросам   международной   торговли   был

поставлен вопрос об образовании Международной торговой организации. В 1945 г. США предложили союзникам

провести   международную   конференцию   по   торговле   и   развитию   и   создать   Международную   торговую

организацию. После того как приступила к действию ООН, на первой сессии ее  Экономического  и  Социального

Совета (ЭКОСОС) в феврале  1946  г.  была  принята  Резолюция  о  созыве  Конференции  ООН  по  торговле  и

занятости. На ее  основе  из  представителей  19  государств  был  сформирован  Подготовительный  комитет,  в

назначение   которого   входила   разработка   Устава   (Хартии)   Международной   торговой   организации.   Она

осуществлялась на Лондонской конференции в октябре  1946  г.,  Женевской  конференции  в  августе  1947  г.  и

завершилась на конференции в Гаване (ноябрь 1947 г. - март 1948 г.), отсюда и название документа -  Гаванская

хартия,  которая  должна  была  вступить  в  силу  сразу  после  ее  ратификации  подписавшими   государствами

(общее количество последних было довольно внушительным - более 50! СССР в этом не  участвовал  <2>).  Тем

не менее из-за отказа США ратифицировать  документ  вследствие  изменившегося  соотношения  политических

сил в Конгрессе США после выборов 1950 г. организация не была создана, а ее учредительный  акт  -  Гаванская

КонсультантПлюс

надежная правовая поддержка

www.consultant.ru

Страница  4 из 271

Документ предоставлен

КонсультантПлюс

Дата сохранения: 06.02.2017

"Право ВТО: теория и практика применения: Монография"

(под ред. Л.П. Ануфриевой)

("НОРМА", "ИНФРА-М", 2016)