Файл: Учебное пособие по курсу Технология разработки программного обеспечения для студентов.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 24.10.2023

Просмотров: 294

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Введение

1Цели при разработке программного обеспечения

2Жизненный цикл ПО. Модели жизненного цикла

3Анализ требований

3.1Принципы структурного анализа

3.2Проблема сложности ИС

3.3Группы средств моделирования систем

3.4Диаграммы потоков данных

4Построение модели в DFD на примере банковской задачи

5Словарь данных

6Спецификации процессов

7Методология функционального моделирования SADT (IDEF0)

7.1Structured Analysis and Design Technique

7.2Диаграммы IDEF0.

8Моделирование данных в нотации IDEF1x

8.1Базовые понятия ERD

8.2Виды сущностей в IDEF1x

8.3Виды связей в IDEF1X

8.4Нормализация схемы данных

9Комплексная интеграция BPWin, ERWin и Paradigm Plus.

9.1Соответствие объектов моделей процессов и моделей данных

9.2Экспорт между моделью данных и моделью процессов

9.3Paradigm Plus: двусторонняя связь с ERwin

10Создание физической модели данных в ERWin

10.1Уровни физической модели

10.2 Правила валидации и значения по умолчанию

10.3 Индексы

10.4 Триггеры и хранимые процедуры

11Тестирование и сертификация программного обеспечения

11.1 Дестабилизирующие факторы и методы обеспечения высокого качества функционирования ПО

11.2Использование среды автоматизированного тестирования Platinum TESTBytes

11.3 Методы обеспечения качества и надежности программных средств

11.4 Использование CASE для повышения качества ПО

11.5 Влияние стандартов открытых систем на качество ПО

11.6 Повышение качества ПО путем тестирования

11.7 Основные особенности процесса тестирования ПО

11.8 Организационные особенности тестирования

11.9 Сертификация ПО

12Организация и планирование тестирования для обеспечения качества ПО

12.1 Важнейшие разделы ISO 9003

12.2 Общие положения

12.3 Документирование системы качества

12.4 Программа качества

12.5 Внутренние проверки системы качества

12.6 Корректирующие действия

13Стандарты, регламентирующие разработку ПО

13.1Стандарт ISO 12207:1995 - Процессы жизненного цикла программных средств

13.2ISO 15504 SPICE

13.3 Серия стандартов ГОСТ 34-ХХХ «Информационная технология»

14Управление проектами разработки информационных систем

14.1 Процессы управления проектами

14.2 Процессы проекта

14.3 Группы процессов

14.4 Взаимосвязи процессов

14.5 Процессы инициации

14.6 Процессы планирования

14.7 Процессы исполнения и контроля

14.8 Процессы анализа

14.9 Процессы управления

14.10 Процессы завершения

15Определение концепции проекта (область применения, цели и подход)

15.1Введение

15.2Результаты

15.3Исходная информация

15.4Шаги задачи

15.5Методика и подход

15.6Роли и ответственность

16Рабочий план

16.1По работам

16.2По исполнителям

16.3Диаграмма Гантта по проекту

16.4График движения денежных средств по проекту

16.5Полномочия в изменении плана

17Заключение

18Контрольные вопросы

Библиографический список


4Построение модели в DFD на примере банковской задачи


В качестве примера создания модели рассмотрим фрагмент проекта системы, организующей работу по обслуживанию клиента банка через банкомат. На этом примере рассмотрим основные базовые техники структурного анализа и проектирования по мере того, как будет возникать необходимость в них. На рисунке 7 приведена контекстная диаграмма системы с единственным процессом («Обслужить»), идентифицирующая внешние сущности «Клиент» и «Компьютер банка» (в компьютере банка хранится информация о состоянии счетов всех клиентов).



  1. Контекстная диаграмма банковской задачи

Опишем потоки данных, связывающие систему с внешними объектами.

Для банковского обслуживания клиент должен предоставить системе свою «Кредитную карту». С «Кредитной карты» автоматически считывается информация – «Пароль», «Лимит денег», «Детали клиента». Кроме того, клиент должен сообщить свои «Ключевые данные», состоящие из составных частей «Пароль» и «Запрос на обслуживание». «Запрос на обслуживание» представляет собой вариант требуемой клиенту услуги (например, снятие со счета наличных денег).

Банковское обслуживание с точки зрения клиента должно обеспечивать выполнение следующих операций:

  • Выдать «Сообщение», приглашающее клиента ввести «Ключевые данные».

  • Выдать клиенту «Деньги».

  • Выдать клиенту «Выписку» по проведенному обслуживанию. «Выписка» включает в себя следующие элементы: «Выписка о деньгах», «Выписка по балансу», «Выписка по операции».

С компьютером банка контекстный процесс обменивается следующей информацией:

  • «Данные по счету» клиента в банке.

«Протокол обслуживания» включающий в себя элементы: «Обработанная документация», «Денежная сумма», «Данные по истории запроса». Детализация контекстного процесса при помощи DFD нижнего уровня представлена на рис. 8.


  1. Детализация процесса «Обслужить»




Диаграмма содержит следующие процессы:

Процесс 1 («Получить пароль») осуществляет прием и проверку пароля клиента. Процесс использует следующие потоки данных:

  • «Сообщение» – используется для информирования клиента о готовности принять пароль.

  • «Введенный пароль» – элемент внешнего потока «Ключевые данные»;

  • «Пароль» из хранилища «Данные кредитной карты» для проверки вводимого клиентом пароля.

Процесс 2 («Получить запрос на обслуживание») осуществляет прием и проверку запроса клиента на проведение необходимой ему банковской операции. Процесс использует следующие потоки данных:

  • «Сообщение» используется для информирования клиента о готовности системы принять запрос на обслуживание.

  • «Запрос на обслуживание» является элементом внешнего потока «Ключевые данные».

  • «Лимит денег» из хранилища «Данные кредитной карты» – используется для контроля наличия денег на счете клиента.

Процесс 3 («Обработать запрос на обслуживание») использует следующие потоки данных:

  • «Данные по счету» от внешней сущности «Компьютер банка».

  • «Детали клиента» из хранилища «Данные кредитной карты».

  • «Выписка».

  • «Деньги».

  • «Протокол обслуживания».

Процесс 4 («Обработать кредитную карту») осуществляет считывание информации с кредитной карты. Процесс использует следующие потоки данных:

  • «Кредитная карта».

  • «Данные кредитной карты». Данный поток на модели не именован, поскольку он полностью соответствует по структуре хранилищу «Данные кредитной карты».

Процессы 1, 2 и 4 являются элементарными, их спецификация будет приведена в лекции по спецификации процессов. Декомпозиция процесса 3 приведена на рис. 9.




  1. Декомпозиция процесса «Обработать запрос на обслуживание»


Диаграмма содержит следующие процессы:

Процесс 3.1 («Обработать документацию») осуществляет обработку внутренней банковской документации по клиенту. Процесс использует следующие потоки данных:


  • «Детали клиента».

  • «Обработанная документация», которая является частью потока «Протокол обслуживания».

Процесс 3.2 («Распечатать баланс клиента») выдает клиенту справку по истории его счета и баланса. Процесс использует потоки:

  • «Детали клиента».

  • «Данные по балансу» (часть потока «Данные по счету»).

  • «Выписка по балансу» (часть потока «Выписка»).

  • «Данные по истории запроса» (часть потока «Протокол обслуживания»).

Процесс 3.3 («Приготовить деньги клиенту») обеспечивает выдачу наличных денег и информирует компьютер банка об изъятых из банка деньгах. Процесс использует следующие потоки данных:

  • «Денежная сумма».

  • «Детали клиента».

  • «Деньги».

  • «Денежная сумма» (часть потока «Протокол обслуживания»).

Процесс 3.4 («Распечатать операцию клиента») выдает справку по истории счета и уведомление по проведенной операции. Процесс использует следующие потоки:

  • «Данные по счету».

  • «Детали клиента».

  • «Выписка по операции» (часть потока «Выписка»).

  • «Данные по истории запроса» (часть потока «Протокол обслуживания»).




5Словарь данных


Словарь стрелок решает задачу формализации языка предметной области для аналитиков.

В процессе создания диаграмм должны проводиться сеансы экспертизы, то есть обсуждения диаграмм со специалистами предметной области. В любой предметной области формируется профессиональный жаргон, причем зачастую жаргонные термины имеют нечеткий смысл и воспринимаются специалистами по-разному. В то же время аналитик – автор диаграмм должен употреблять выражения, понятные экспертам. Поскольку формальные определения часто сложны для восприятия, аналитик должен употреблять профессиональный жаргон. В этой ситуации, во избежание неоднозначности трактовок, в словаре данных каждому понятию дается расширенное, а при необходимости – формальное определение. Стрелка идентифицируется именем (Arrow Name), кроме того, для каждой стрелки может быть введено:

  • Примечание (Arrow Note).

  • Определение (Arrow Definition).

  • Имя автора стрелки (Author).

Приведем несколько описаний стрелок из примера банковской задачи:



Arrow Name

Arrow Note

Arrow Definition

Данные по балансу




Текущий баланс счета клиента

Деньги

Сумма выдаваемых денег должна быть кратна 5

Деньги, выдаваемые клиенту

Словарь сущностей и атрибутов используется для однозначного описания данных предметной области. В BPWin (так же, как и в ERWin) используются следующие определения:

  • Сущность представляет собой множество подобных индивидуальных объектов, называемых экземплярами. Каждый экземпляр индивидуален и должен отличаться от других экземпляров.

  • Атрибут выражает определенное свойство объекта.

Словарь сущностей и атрибутов содержит список сущностей, для каждой из которых может быть определен набор атрибутов.

Определение структуры данных для информационных потоков. Для каждого потока данных возможно указать набор сущностей из соответствующего словаря и выделить в данных сущностях те атрибуты, которые будут использоваться в данном потоке. Таким образом, однозначно идентифицируется структура данных, передающихся по потоку.