Файл: Учебное пособие по курсу Технология разработки программного обеспечения для студентов.doc
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 24.10.2023
Просмотров: 359
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
1Цели при разработке программного обеспечения
2Жизненный цикл ПО. Модели жизненного цикла
3.1Принципы структурного анализа
3.3Группы средств моделирования систем
4Построение модели в DFD на примере банковской задачи
7Методология функционального моделирования SADT (IDEF0)
7.1Structured Analysis and Design Technique
8Моделирование данных в нотации IDEF1x
9Комплексная интеграция BPWin, ERWin и Paradigm Plus.
9.1Соответствие объектов моделей процессов и моделей данных
9.2Экспорт между моделью данных и моделью процессов
9.3Paradigm Plus: двусторонняя связь с ERwin
10Создание физической модели данных в ERWin
10.2 Правила валидации и значения по умолчанию
10.4 Триггеры и хранимые процедуры
11Тестирование и сертификация программного обеспечения
11.1 Дестабилизирующие факторы и методы обеспечения высокого качества функционирования ПО
11.2Использование среды автоматизированного тестирования Platinum TESTBytes
11.3 Методы обеспечения качества и надежности программных средств
11.4 Использование CASE для повышения качества ПО
11.5 Влияние стандартов открытых систем на качество ПО
11.6 Повышение качества ПО путем тестирования
11.7 Основные особенности процесса тестирования ПО
11.8 Организационные особенности тестирования
12Организация и планирование тестирования для обеспечения качества ПО
12.1 Важнейшие разделы ISO 9003
12.3 Документирование системы качества
12.5 Внутренние проверки системы качества
13Стандарты, регламентирующие разработку ПО
13.1Стандарт ISO 12207:1995 - Процессы жизненного цикла программных средств
13.3 Серия стандартов ГОСТ 34-ХХХ «Информационная технология»
14Управление проектами разработки информационных систем
14.1 Процессы управления проектами
14.7 Процессы исполнения и контроля
15Определение концепции проекта (область применения, цели и подход)
16.3Диаграмма Гантта по проекту
16.4График движения денежных средств по проекту
13.2ISO 15504 SPICE
ISO/IEC TR 15504 SPICE создан с целью обеспечить руководство компаний- разработчиков программного обеспечения концептуальной основой и механизмом для оценки корпоративных бизнес- процессов. Подобный механизм может использоваться организациями, так или иначе вовлеченными в планирование, управление, мониторинг, контроль и улучшение процессов приобретения, поставки, разработки, использования, оценки и поддержки программного обеспечения (SW- процессы).
-
Структура процессов ISO/IEC TR 15504 SPICE
ISO/IEC TR 15504 SPICE предлагает структурированный подход к оценке или аттестации (assessment) SW- процессов:
-
самим предприятием или по его поручению, для определения текущего состояния внутренних процессов с целью их последующего улучшения; -
самим предприятием или по его поручению, для определения соответствия внутренних процессов некоторым критериям; -
самим предприятием или по его поручению, для определения соответствия другой организации требованиям конкретного контракта или типа разработки.
-
Состав и соотношение процессов SPICE
Предлагаемая ISO/IEC TR 15504 SPICE основа:
-
поощряет и во многом ориентирована на внутренние проверки; -
направлена на определение соответствия уровня управления оцениваемого процесса; -
учитывает контекст, в котором проистекает исследуемый процесс; -
предлагает систему рейтингов (a process profile) вамен стандартной для ИСО 9000 системы выполнено/не выполнено; -
одинаково применим для предприятий любого размера и области деятельности.
Для организаций, начавших работы по улучшению качества продукции, требуется проверенный и надежный метод проведения исследований и построения рейтинговых оценок производственных процессов. Более того, должен существовать механизм, позволяющий использовать полученные результаты в долговременных программах улучшения качества.
Использование предлагаемой в ISO/IEC TR 15504 SPICE модели аттестации процессов приводит к:
-
переходу к непрерывному улучшению процессов и внедрению корректных механизмов для поддержки подобных программ; -
проектированию процессов в соответствии с реальными бизнес- требованиями; -
оптимизации использования ресурсов.
Результат указанных мероприятий - организация связанных с ИТ работ с максимальной степенью соответствия требованиям рынка, снижение расходов на разработку и внедрение программного обеспечения, рост удовлетворения заказчиков. В свою очередь, организации, приобретающие ПО, получают ряд преимуществ:
-
снижение рисков при выборе поставщиков ПО, связанных с возможностью определения потенциала подрядчиков до момента оплаты работ; -
организацию на месте соответствующего управления для снижения возможных последствий рисков; -
создание численных методик для выбора и классификации потребностей бизнеса, требований и предварительных оценок стоимости ИТ- проектов в соответствии с определенными возможностями подрядчиков.
13.3 Серия стандартов ГОСТ 34-ХХХ «Информационная технология»
13.3.1ГОСТ 34.601-90. Информационная технология. Автоматизированные системы. Стадии создания.
Данный стандарт распространяется на автоматизированные системы (АС), используемые в различных видах деятельности (исследование, проектирование, управление и т.п.), включая их сочетания, создаваемые в организациях, объединениях и на предприятиях.
Стандарт устанавливает стадии и этапы создания АС.
13.3.2ГОСТ 34.602-89. Информационная технология. Техническое задание на создание автоматизированной системы
Данный стандарт распространяется на автоматизированные системы (АС) для автоматизации различных видов деятельности (управление, проектирование, исследование и т. п.), включая их сочетания, и устанавливает состав, содержание, правила оформления документа «Техническое задание на создание (развитие или модернизацию) системы».
13.3.3ГОСТ 34.603-92. Информационная технология. Виды испытаний автоматизированных систем
Данный стандарт распространяется на автоматизированные системы (АС), используемые в различных видах деятельности (исследование, проектирование, управление и т. п.), включая их сочетания, создаваемые в организациях, объединениях и на предприятиях (далее - организациях).
Стандарт устанавливает виды испытаний АС и общие требования к их проведению.
14Управление проектами разработки информационных систем
14.1 Процессы управления проектами
Управление проектами – интегрированный процесс. Действия (или их отсутствие) в одном направлении обычно влияют и на остальные направления. Такая взаимосвязь заставляет балансировать между задачами проекта - часто улучшение в одной области может быть достигнуто лишь за счет ухудшения в другой. Для лучшего понимания интегрированной природы управления проектами опишем его через процессы, из которых оно состоит и их взаимосвязи.
Подробнее вопросы управления проектами при разработке ПО будут рассмотрены в соответствующем курсе.
Процессы – действия и процедуры, связанные с реализацией функций управления.
Данный раздел представляет собой введение в концепцию управления проектами, как совокупность взаимосвязанных процессов, которые будут подробно описаны в последующих главах в разрезе управления проектами разработки информационных систем.
14.2 Процессы проекта
Проект состоит из процессов.
Процесс – это совокупность действий, приносящих результат.
Процессы проекта обычно выполняются людьми и распадаются на две основные группы:
-
Процессы управления проектами - касающиеся организации и описания работ проекта (которые будут подробно описаны далее); -
Процессы, ориентированные на продукт - касающиеся спецификации и производства продукта. Эти процессы определяются жизненным циклом проекта и зависят от области приложения.
В проектах процессы управления проектами и процессы, ориентированные на продукт, накладываются и взаимодействуют. Например, цели проекта не могут быть определены при отсутствии понимания того, как создать продукт.
14.3 Группы процессов
Процессы управления проектами могут быть разбиты на шесть основных групп, реализующих различные функции управления:
-
процессы инициации - принятие решения о начале выполнения проекта; -
процессы планирования - определение целей и критериев успеха проекта и разработка рабочих схем их достижения; -
процессы исполнения - координация людей и других ресурсов для выполнения плана; -
процессы анализа - определение соответствия плана и исполнения проекта поставленным целям и критериям успеха и принятие решений о необходимости применения корректирующих воздействий; -
процессы управления - определение необходимых корректирующих воздействий, их согласование, утверждение и применение; -
процессы завершения - формализация выполнения проекта и подведение его к упорядоченному финалу.
П
роцессы управления проектами накладываются друг на друга и происходят с разными интенсивностями на всех стадиях проекта, как проиллюстрировано на рисунке.
-
Наложение групп процессов в фазе
Кроме того, процессы управления проектами связаны своими результатами - результат выполнения одного становится исходной информацией для другого.
И, наконец, имеются взаимосвязи групп процессов различных фаз проекта. Например, закрытие одной фазы может являться входом для инициации следующей фазы (пример: завершение фазы проектирования требует одобрения заказчиком проектной документации, которая необходима для начала реализации).
В реальном проекте фазы могут не только предшествовать друг другу, но и накладываться.
Повторение инициации на разных фазах проекта помогает контролировать актуальность выполнения проекта. Если необходимость его осуществления отпала, очередная инициация позволяет вовремя это установить и избежать излишних затрат.
14.4 Взаимосвязи процессов
Внутри каждой группы процессы управления проектами связаны друг с другом через свои входы и выходы. Фокусируясь на этих связях, опишем отдельные процессы через:
-
Входы - документы или документированные показатели, согласно которым процесс исполняется. -
Выходы - документы или документированные показатели, являющиеся результатом процесса. -
Методы и средства - механизмы, по которым вход преобразуется в выход.
14.5 Процессы инициации
Инициация включает единственный подпроцесс - авторизацию, т.е. решение начать следующую фазу проекта.