Файл: Учебное пособие по курсу Технология разработки программного обеспечения для студентов.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 24.10.2023

Просмотров: 379

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Введение

1Цели при разработке программного обеспечения

2Жизненный цикл ПО. Модели жизненного цикла

3Анализ требований

3.1Принципы структурного анализа

3.2Проблема сложности ИС

3.3Группы средств моделирования систем

3.4Диаграммы потоков данных

4Построение модели в DFD на примере банковской задачи

5Словарь данных

6Спецификации процессов

7Методология функционального моделирования SADT (IDEF0)

7.1Structured Analysis and Design Technique

7.2Диаграммы IDEF0.

8Моделирование данных в нотации IDEF1x

8.1Базовые понятия ERD

8.2Виды сущностей в IDEF1x

8.3Виды связей в IDEF1X

8.4Нормализация схемы данных

9Комплексная интеграция BPWin, ERWin и Paradigm Plus.

9.1Соответствие объектов моделей процессов и моделей данных

9.2Экспорт между моделью данных и моделью процессов

9.3Paradigm Plus: двусторонняя связь с ERwin

10Создание физической модели данных в ERWin

10.1Уровни физической модели

10.2 Правила валидации и значения по умолчанию

10.3 Индексы

10.4 Триггеры и хранимые процедуры

11Тестирование и сертификация программного обеспечения

11.1 Дестабилизирующие факторы и методы обеспечения высокого качества функционирования ПО

11.2Использование среды автоматизированного тестирования Platinum TESTBytes

11.3 Методы обеспечения качества и надежности программных средств

11.4 Использование CASE для повышения качества ПО

11.5 Влияние стандартов открытых систем на качество ПО

11.6 Повышение качества ПО путем тестирования

11.7 Основные особенности процесса тестирования ПО

11.8 Организационные особенности тестирования

11.9 Сертификация ПО

12Организация и планирование тестирования для обеспечения качества ПО

12.1 Важнейшие разделы ISO 9003

12.2 Общие положения

12.3 Документирование системы качества

12.4 Программа качества

12.5 Внутренние проверки системы качества

12.6 Корректирующие действия

13Стандарты, регламентирующие разработку ПО

13.1Стандарт ISO 12207:1995 - Процессы жизненного цикла программных средств

13.2ISO 15504 SPICE

13.3 Серия стандартов ГОСТ 34-ХХХ «Информационная технология»

14Управление проектами разработки информационных систем

14.1 Процессы управления проектами

14.2 Процессы проекта

14.3 Группы процессов

14.4 Взаимосвязи процессов

14.5 Процессы инициации

14.6 Процессы планирования

14.7 Процессы исполнения и контроля

14.8 Процессы анализа

14.9 Процессы управления

14.10 Процессы завершения

15Определение концепции проекта (область применения, цели и подход)

15.1Введение

15.2Результаты

15.3Исходная информация

15.4Шаги задачи

15.5Методика и подход

15.6Роли и ответственность

16Рабочий план

16.1По работам

16.2По исполнителям

16.3Диаграмма Гантта по проекту

16.4График движения денежных средств по проекту

16.5Полномочия в изменении плана

17Заключение

18Контрольные вопросы

Библиографический список




13Стандарты, регламентирующие разработку ПО

13.1Стандарт ISO 12207:1995 - Процессы жизненного цикла программных средств


Полно и подробно ЖЦ, технология разработки и обеспечения качества сложных программных средств отражены в двух представ­ленных ниже международных стандартах ISO. Стандарт ISO 12207:1995 - Процессы жизненного цикла программных средств - оп­ределяет архитектуру, процессы, разделы и подразделы ЖЦ ПО, а также перечень базовых работ и детализирует содержание каждой из них. Архитектура ЖЦ ПО в стандарте базируется на трех крупных компонентах (рис.3):

  • основы жизненного цикла ПО и определяющие работы;

  • процессы и работы, поддерживающие жизненный цикл ПО;

  • организация и управление жизненным циклом ПО.


Стандарт состоит из семи разделов и четырех приложений. Разделы 1-4 являются вводными. В первом разделе сформулированы цели стандарта, области его применения, подчеркнуты его гибкость и ограничения при использовании. В разделе 2 приведены норматив­ные ссылки на некоторые общие стандарты, поддерживающие разра­ботку и качество ПО и их компонент, а также терминологию. В 3-м разделе аннотированы основные термины, используемые в дальней­шем. Общая структура основных (5-7) разделов и их краткое содер­жание изложено в разделе 4. Последующие - 5,6,7 разделы стандар­та состоят из ряда подразделов, в которых подробно раскрывается содержание каждой работы и комментируются особенности их выпол­нения. Такие комментарии каждого подраздела состоят в среднем из 3-6 процессов - работ. Общее число работ и коммен­тариев к ним в стандарте свыше 220.

Основные работы по подготовке, разработке эксплуатации и сопровождению программных средств изложены в разделе 5. Процесс приобретения или подготовки к созданию ПО (5.1) отражается 23 работами и начинается с инициализации проекта, анализа концеп­ции, анализа рынка продуктов, выработки требований и состава поддерживающих документов, создания предварительного плана дейс­твий. Далее анализируются предложения возможных исполнителей на разработку и подготавливается проект контракта. Организуется отслеживание разработки, ее приемки и завершения. В подразделе 5.2. детализируются 23 процесса организации последующей подго­товки к поставке ПО. Оцениваются отклики фирм на предложение по созданию проекта, заключается контракт, планируется жизненный цикл, организуются поддержка разработки отчетами и обеспечение развития, а также процессы сдачи и завершения проекта.




  1. Структура представления жизненного цикла программных средств в стандарте ISO 12207:1995


Основные 55 работ по созданию сложного комплекса программ представлены в подразделе 5.3. Подготовка проекта начинается с создания состава сопровождающих документов, выбора средств кон­фигурационного управления и обеспечения качества, а также выбора методов и средств технологического обеспечения разработки всей информационной системы. Анализируются и формализуются системные требования и критерии качества ПО: функциональные, коммерческие, пользовательские, защищенности, интерфейсов с внешней средой, сопровождаемости и т.д. На этой базе проектируется архитектура всей ИС, выделяются и анализируются требования к программным средствам. Рекомендуется при формировании характеристик качества ПО руководствоваться стандартом ISO 9126 и предложенной в нем номенклатурой показателей. Все эти работы отражаются совокуп­ностью документов на каждую компоненту проекта, их взаимодейс­твие и связи с внешней средой в ИС. Кодирование и тестирование каждой компоненты ПО должно быть оформлено совокупностью доку­ментов, удостоверяющих соответствие первичной спецификации, со­держащих тесты и результаты тестирования.

Для интеграции компонент рекомендуется разрабатывать план работ, включающий их комплексирование, тестирование по всем раз­делам требований и показателям качества, а также документирова­ние плана, результатов интеграции, использованных тестов, крите­риев оценки и полученных результатов. Далее ПО рекомендуется подвергать квалификационному (аттестационному) тестированию по всем разделам требований, при широком варьировании тестов, изме­нениях значений критериев, а также тестировать адекватность и полноту технической и пользовательской документации. Проверенный таким образом комплекс программ интегрируется в вычислительные средства информационной системы, средства визуализации и теле­коммуникации. После объединения всех средств ИС система подвер­гается квалификационному тестированию и испытаниям на всю сово­купность требований к системе, а также производится оформление и проверка полного комплекта документации. При этом рекомендуется использовать методы и средства поддержки жизненного цикла ПО, изложенные в разделе 6. Далее разработчику рекомендуется создать план инсталляции программного продукта в соответствии с контрак­том и производить инсталляции, результаты которых документируют­ся. Должна быть обеспечена поддержка разработчиком ПО.



Подраздел 5.4. из 9 работ посвящен поддержке эксплуатации. Подготовленный оператор должен освоить все процедуры применения ИС и в том числе тестирования ПО при функционировании на соот­ветствие критериям оперативного использования в соответствии с документацией. Работы по поддержке пользователей состоят в помо­щи и консультации их при обнаружении дефектов или ошибок при применении ПО в составе информационной системы.

Эти работы взаимодействуют с работами подраздела 5.5, обес­печивающими сопровождение ПО (24 работы). Предполагается, что работы по сопровождению могут выполняться специалистами, которые не вели разработку ПО на предыдущих этапах. Специалисты анализи­руют сообщения об ошибках и предложения на модификацию ПО, се­лектируют их на соответствие требованиям контракта и оценивают целесообразность проведения изменений. Подготовленные изменения тестируются и проверяются по критериям, определенным в докумен­тации. При подтверждении корректности изменения в программах, производится корректировка документации. Далее планируется распространение проведенных изменений или новой версии пользователям, которым была поставлена предшествующая версия. Рекомендуется учитывать возможность одновременного использования у пользователей версий ПО с разным составом проведенных модификаций. Некоторые версии с определенной совокупностью изменений планируются для ликвидации и прекращения сопровождения.

В разделе 6 представлены около 70 технологических работ, поддерживающих жизненный цикл ПО. Процессы документирования ПО (6.1) охватывают планирование и обеспечение документирования, рекомендации по стандартизации, проектированию и разработке, а также по производству, конфигурационному управлению и сопровож­дению комплекта документации на ПО. Конфигурационное управление (6.2) включает план, как часть общего плана управления проектом, рекомендации по конфигурационной идентификации, контролю, учету, отчетности и развитию конфигурации.

Обеспечение гарантий качества (6.3) включает использование планирования, методологии, процедур и стандартов обеспечения ка­чества в соответствии с контрактом с учетом доступных ресурсов. Рекомендуется обеспечивать качество конечного продукта в соот­ветствии с документацией, путем планирования и выполнения специ­альных работ в процессе всего жизненного цикла ПО, а также на основе положений стандарта ISO 9001. Верификация ПО (6.4) вклю­чает организацию, планирование и техническое обеспечение верифи­кации. Представлена структура контракта на верификацию, содержа­ние процесса, состав требований, проектирование процесса верифи­кации, обобщение и документирование результатов. Валидация (6.5) - удостоверение правильности (аттестация) должно гарантировать полное соответствие спецификациям, требованиям и документации на ПО и возможность его безопасного и надежного применения пользо­вателем. Рекомендуется ее выполнять путем тестирования во всех возможных ситуациях исходных данных и проводить независимыми специалистами. По существу, этот процесс аналогичен сертифика­ции, которая в стандарте не упоминается.


Управление проектом (6.6) сосредоточено, в основном, в под­готовке и обеспечении планирования и управления ресурсами, пер­соналом, аппаратурой, программными средствами и инструментарием. Общий контроль проекта должен учитывать состояние доступных ре­сурсов и возможность изменения плана проектирования, а также систематические технические отчеты. Процессы ревизии - аудит (6.7) служат для установления соответствия реальных работ и от­четов требованиям, планам и контракту. Ревизоры не должны иметь прямой зависимости от проектировщиков ПО, они определяют состоя­ние работ, использование ресурсов, соответствие документации спецификациям и стандартам, корректность тестирования. В процес­се устранения дефектов и ошибок (6.8) решаются проблемы обеспе­чения последующего применения программных средств и их функцио­нирования. Каждый дефект или ошибка должны быть определены, идентифицированы, описаны, проанализированы, и разрешены в про­цессе сопровождения в соответствии с контрактом.

Раздел 7 посвящен процессам организации жизненного цикла ПО, которые отражены 25-ю работами. Процессы управления (7.1) включают основные работы по управлению проектом, производством и средствами для обеспечения прикладных процессов по разработке, эксплуатации, сопровождению и поддерживающим процессам. Они ох­ватывают разработку концепции управления, планирования, реализа­цию планов и контроль, отчетность и развитие проекта, а также его завершение.

Процессы образования инфраструктуры (7.2) включают выбор и установление аппаратных и программных средств, технологии, стан­дартов и обслуживания, используемых для разработки, сопровожде­ния и обеспечения эксплуатации ПО. Инфраструктура должна модифи­цироваться и сопровождаться в соответствии с изменениями требо­ваний к разработке и подлежит конфигурационному управлению. Про­цессы совершенствования жизненного цикла ПО (7.3) состоят в ус­тановлении, оценивании, измерении, контроле и корректировке про­цессов жизненного цикла. Совершенствование ЖЦ ПО должно учиты­вать требования пользователей и развитие определенной техноло­гии. Процессы обучения (7.4) определяются требованиями к проек­ту, должны учитывать необходимые ресурсы, управление и техничес­кие средства. Должны быть разработаны и представлены пользовате­лю материалы, облегчающие обучение по соответствующему плану.


В приложении А (нормативное) изложены основы преобразования и обобщения базовой структуры этого международного стандарта для конкретного проекта. Следует подчеркнуть необходимость реализа­ции двух важнейших вариантов адаптации положений и рекомендаций стандарта: на особенности ЖЦ создания потенциально мобильных ПО и на особенности ЖЦ ПО с использованием мобильных компонентов.

Приложение В (информационное) содержит руководство по процессам адаптации и преобразования ЖЦ ПО для конкретного проекта, а так­же конкретные рекомендации по возможным изменениям ряда работ из разделов 5 и 6 стандарта в зависимости от характеристик объекта разработки.