Файл: Учебное пособие по курсу Технология разработки программного обеспечения для студентов.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 24.10.2023

Просмотров: 351

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Введение

1Цели при разработке программного обеспечения

2Жизненный цикл ПО. Модели жизненного цикла

3Анализ требований

3.1Принципы структурного анализа

3.2Проблема сложности ИС

3.3Группы средств моделирования систем

3.4Диаграммы потоков данных

4Построение модели в DFD на примере банковской задачи

5Словарь данных

6Спецификации процессов

7Методология функционального моделирования SADT (IDEF0)

7.1Structured Analysis and Design Technique

7.2Диаграммы IDEF0.

8Моделирование данных в нотации IDEF1x

8.1Базовые понятия ERD

8.2Виды сущностей в IDEF1x

8.3Виды связей в IDEF1X

8.4Нормализация схемы данных

9Комплексная интеграция BPWin, ERWin и Paradigm Plus.

9.1Соответствие объектов моделей процессов и моделей данных

9.2Экспорт между моделью данных и моделью процессов

9.3Paradigm Plus: двусторонняя связь с ERwin

10Создание физической модели данных в ERWin

10.1Уровни физической модели

10.2 Правила валидации и значения по умолчанию

10.3 Индексы

10.4 Триггеры и хранимые процедуры

11Тестирование и сертификация программного обеспечения

11.1 Дестабилизирующие факторы и методы обеспечения высокого качества функционирования ПО

11.2Использование среды автоматизированного тестирования Platinum TESTBytes

11.3 Методы обеспечения качества и надежности программных средств

11.4 Использование CASE для повышения качества ПО

11.5 Влияние стандартов открытых систем на качество ПО

11.6 Повышение качества ПО путем тестирования

11.7 Основные особенности процесса тестирования ПО

11.8 Организационные особенности тестирования

11.9 Сертификация ПО

12Организация и планирование тестирования для обеспечения качества ПО

12.1 Важнейшие разделы ISO 9003

12.2 Общие положения

12.3 Документирование системы качества

12.4 Программа качества

12.5 Внутренние проверки системы качества

12.6 Корректирующие действия

13Стандарты, регламентирующие разработку ПО

13.1Стандарт ISO 12207:1995 - Процессы жизненного цикла программных средств

13.2ISO 15504 SPICE

13.3 Серия стандартов ГОСТ 34-ХХХ «Информационная технология»

14Управление проектами разработки информационных систем

14.1 Процессы управления проектами

14.2 Процессы проекта

14.3 Группы процессов

14.4 Взаимосвязи процессов

14.5 Процессы инициации

14.6 Процессы планирования

14.7 Процессы исполнения и контроля

14.8 Процессы анализа

14.9 Процессы управления

14.10 Процессы завершения

15Определение концепции проекта (область применения, цели и подход)

15.1Введение

15.2Результаты

15.3Исходная информация

15.4Шаги задачи

15.5Методика и подход

15.6Роли и ответственность

16Рабочий план

16.1По работам

16.2По исполнителям

16.3Диаграмма Гантта по проекту

16.4График движения денежных средств по проекту

16.5Полномочия в изменении плана

17Заключение

18Контрольные вопросы

Библиографический список

14.9 Процессы управления


Управление исполнением проекта - это определение и применение необходимых управляющих воздействий с целью успешной реализации проекта. Если исполнение проекта происходит в соответствии с намеченным планом, то управление фактически сводится к исполнению - доведению до участников проекта плановых заданий и контролю их реализации. Эти процессы нами включены в процессы исполнения. Другое дело, если в процессе реализации возникли отклонения, анализ которых показал, что необходимо определение и применение корректирующих воздействий. В этом случае требуется найти оптимальные корректирующие воздействия, скорректировать план оставшихся работ и согласовать намеченные изменения со всеми участниками проекта.

Итак, процессы управления предназначаются для определения, согласования и внесения необходимых изменений в план проекта. Такие процессы управления часто называются управлением изменениями и инициируются процессами анализа.

14.9.1 Основные процессы управления


К основным процессам управления, встречающимся практически в каждом проекте, относятся:

  • общее управление изменениями - определение, согласование, утверждение и принятие к исполнению корректирующих воздействий и координация изменений по всему проекту.

  • управление ресурсами - внесение изменений в состав и назначения ресурсов на работы проекта;

  • управление целями - корректировка целей проекта по результатам процессов анализа;

  • управление качеством - разработка мероприятий по устранению причин неудовлетворительного исполнения.



14.9.2 Вспомогательные процессы управления


Среди вспомогательных процессов управления отметим:

  • управление рисками – реагирование на события и изменение рисков в процессе исполнения проекта;

  • управление контрактами - координация работы (суб)подрядчиков, корректировка контрактов, разрешение конфликтов.



14.10 Процессы завершения


Завершение проекта сопровождается следующими процессами:

  • закрытие контрактов - завершение и закрытие контрактов, включая разрешение всех возникших споров;

  • административное завершение - подготовка, сбор и распределение информации, необходимой для формального завершения проекта.




15Определение концепции проекта (область применения, цели и подход)

15.1Введение


В рамках данной задачи устанавливаются и согласовываются область применения, цели и подход, связанные с данным проектом. Выполнение данной задачи означает, что и Исполнитель, и Заказчик достигли понимания на уровне определения области применения, целей и рисков. Для идентификации рисков и установления мер по их сдерживанию должна быть представлена оценка рисков.

15.2Результаты


Результатом данной задачи является документ Область применения, цели и подход.

15.3Исходная информация


  • Документация с требованиями Заказчика. Эта документация (приглашение на участие в тендере, корреспонденция, требования по спецификации и т.д.), подготовленная Заказчиком и содержащая описание области проекта в терминологии Заказчика.

  • Технико-коммерческое предложение, подготовленное Исполнителем. Эта документация (включающая оценку рисков, анализ рентабельности, рабочий план проекта, корреспонденцию и т.д.), подготовленная Исполнителем и содержащая описание области проекта в терминологии Исполнителя.

  • Договорные соглашения между Заказчиком и Исполнителем. Договорное соглашение (включая любой субподрядный договор) - это совместное заявление, устанавливающее конкретное содержание работы, которая будет предпринята Исполнителем в ответ на требования Заказчика, и имеющее юридическую силу. Договорное соглашение является кульминацией переговорного процесса и означает достижение консенсуса между Заказчиком и Исполнителем относительно требований и предложений.

  • Результаты подпроцесса Контроль изменений (CR.060) (необязательно). Эта документация включает описание каких-либо изменений в области применения проекта, которые имели место при выполнении предыдущих работ по проекту, и которые влияют на договорные обязательства.

  • Область применения, цели и подход (необязательно). Может быть использована документация с описанием области применения, целей и подхода, связанная с предыдущими работами по проекту.

  • Оценка риска (необязательно). Оценка риска уже существует как часть Предложения и подвергается пересмотру по ходу выполнения проекта.




15.4Шаги задачи









  1. Схема шагов задачи.




Номер шага

Шаг задачи

Раздел результата










1.

Выработать основные положения проекта.

Основные положения проекта

2.

Определить область применения, цели и подход.

Область применения, цели и подход (в предварительном виде)

3.

Произвести оценку риска.

Оценка риска, меры по сдерживанию риска

4.

Получить подтверждение Заказчика и Исполнителя.

Область применения, цели и подход


15.5Методика и подход

15.5.1Выработать основные положения проекта


Данный шаг задачи следует непосредственно из Предложения. Собираются все материалы, которые могут быть полезными для определения основных положений проекта.

  • Собирается вся исходная информация от менеджера по подготовке Предложения.

  • Совместно с менеджером по подготовке Предложения анализируется подготовленная документация.

  • Проводится анализ принятых обязательств.

  • Базовая документация помещается во временное хранилище файлов, которое затем включается в состав Библиотеки проекта (см. процесс Управление конфигурацией).



15.5.2Определить область применения, цели и подход


На данном шаге выполнения задачи создается в предварительном виде документ Область применения, цели и подход. Этот документ может подготавливаться либо отдельно, либо включаться в План качества. В рамках подготовки документа:

  • Проводятся встречи с Заказчиком, посвященные обсуждению положений документа. В качестве основы для данного документа берется информация из Предложения. Особо надо отметить необходимость согласовать позиции с представителями Заказчика относительно того, что является содержанием проекта, и что будет означать завершение проекта.

  • Устанавливаются область применения и цели проекта. В некоторых случаях Предложение может потерять свою актуальность из-за изменений, возникших в результате предконтрактных переговоров. Если эти изменения влияют на стоимость или сроки, то позиции по этим вопросам также нуждаются в обязательном согласовании.

  • Выявляются какие-либо ограничения и допущения по проекту, которые должны быть обязательно согласованы и зарегистрированы. В дальнейшем это может потребоваться в случае внесения каких-либо изменений, касающихся области определения проекта.

  • Определяется подход (напр., какой-либо из подходов CDM - Classic, Fast Track, Lite).

  • Подготавливается предварительный вариант документа Область применения, цели и подход.




15.5.3Произвести оценку рисков


На этом шаге задачи необходимо идентифицировать риски, связанные с выполнением проекта (или откорректировать оценки рисков, данные в Предложении), и сформулировать меры по сдерживанию этих рисков.

  • Если есть возможность, анализируются ранее сделанные оценки рисков. В процессе анализа могут выявиться новые риски, а ранее установленные могут потерять свою актуальность. Кроме того, могли произойти изменения, касающиеся степени серьезности рисков и степени их воздействия на проект.

  • Производится оценка рисков (с использованием соответствующих средств оценки и документированием полученных результатов в Журнале Риски и спорные вопросы). Если для каких-то рисков выявлена их неприемлемость, то это может повлечь за собой необходимость возвратиться к определению области применения проекта, его целей и подхода.

  • Для каждого риска необходимо установить меры по его сдерживанию. Эти меры должны быть включены в рабочие и финансовые планы работ по проекту. Примером типичного риска может служить обеспечение и поддержка Заказчиком среды разработки. Со стороны Исполнителя это влечет выделение средств и ресурсов на помощь Заказчику в установке, настройке, контроле и т.д.



15.5.4Получить подтверждение Заказчика и Исполнителя


Если меры по сдерживанию рисков признаются неприемлемыми, то надо рассмотреть риски с точки зрения мер предосторожности или мер по ограничению. Меры предосторожности - меры, выраженные в денежном виде, для сдерживания выявленных количественных рисков. Меры по ограничению - меры, выраженные в денежном виде, для сдерживания рисков, не определенных количественно.

  • Если риски все еще остаются неприемлемыми или меры по их сдерживанию слишком дороги, то необходимо возвратиться к переопределению Области определения, целей и подхода.

  • Результаты анализа отражаются в документе Область применения, цели и подход.

  • Подготавливается окончательный вариант документа Область применения, цели и подход.




15.6Роли и ответственность


Распределение ролей и ответственностей, связанных с данной задачей, выглядит следующим образом:

Роль

Ответственность

%










Менеджер проекта

Выработка основных положений проекта; установка области определения, целей и подхода; оценка риска и обеспечение утверждения.

70

Персонал проекта

Подтверждение технических требований Заказчика.

20

Администратор проекта

Установка инструментальных средств и библиотеки материалов по проекту.

10

Менеджер по подготовке Предложения

Обеспечение доступности всех материалов по Предложению, а также информации о Заказчике.

*

Менеджер проекта со стороны Заказчика

Утверждение области определения, целей и подхода.

*

Спонсор проекта

Участие в согласовании области определения, целей и подхода.

*

Бизнес-менеджер

Участие в согласовании области определения, целей и подхода, а также оценке риска.

*



16Рабочий план


Рабочий план является основным документом, регламентирующим график работ по проекту и распределение ответственностей:

Рабочий план содержит следующую информацию: