Файл: Учебное пособие по курсу Технология разработки программного обеспечения для студентов.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 24.10.2023

Просмотров: 361

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Введение

1Цели при разработке программного обеспечения

2Жизненный цикл ПО. Модели жизненного цикла

3Анализ требований

3.1Принципы структурного анализа

3.2Проблема сложности ИС

3.3Группы средств моделирования систем

3.4Диаграммы потоков данных

4Построение модели в DFD на примере банковской задачи

5Словарь данных

6Спецификации процессов

7Методология функционального моделирования SADT (IDEF0)

7.1Structured Analysis and Design Technique

7.2Диаграммы IDEF0.

8Моделирование данных в нотации IDEF1x

8.1Базовые понятия ERD

8.2Виды сущностей в IDEF1x

8.3Виды связей в IDEF1X

8.4Нормализация схемы данных

9Комплексная интеграция BPWin, ERWin и Paradigm Plus.

9.1Соответствие объектов моделей процессов и моделей данных

9.2Экспорт между моделью данных и моделью процессов

9.3Paradigm Plus: двусторонняя связь с ERwin

10Создание физической модели данных в ERWin

10.1Уровни физической модели

10.2 Правила валидации и значения по умолчанию

10.3 Индексы

10.4 Триггеры и хранимые процедуры

11Тестирование и сертификация программного обеспечения

11.1 Дестабилизирующие факторы и методы обеспечения высокого качества функционирования ПО

11.2Использование среды автоматизированного тестирования Platinum TESTBytes

11.3 Методы обеспечения качества и надежности программных средств

11.4 Использование CASE для повышения качества ПО

11.5 Влияние стандартов открытых систем на качество ПО

11.6 Повышение качества ПО путем тестирования

11.7 Основные особенности процесса тестирования ПО

11.8 Организационные особенности тестирования

11.9 Сертификация ПО

12Организация и планирование тестирования для обеспечения качества ПО

12.1 Важнейшие разделы ISO 9003

12.2 Общие положения

12.3 Документирование системы качества

12.4 Программа качества

12.5 Внутренние проверки системы качества

12.6 Корректирующие действия

13Стандарты, регламентирующие разработку ПО

13.1Стандарт ISO 12207:1995 - Процессы жизненного цикла программных средств

13.2ISO 15504 SPICE

13.3 Серия стандартов ГОСТ 34-ХХХ «Информационная технология»

14Управление проектами разработки информационных систем

14.1 Процессы управления проектами

14.2 Процессы проекта

14.3 Группы процессов

14.4 Взаимосвязи процессов

14.5 Процессы инициации

14.6 Процессы планирования

14.7 Процессы исполнения и контроля

14.8 Процессы анализа

14.9 Процессы управления

14.10 Процессы завершения

15Определение концепции проекта (область применения, цели и подход)

15.1Введение

15.2Результаты

15.3Исходная информация

15.4Шаги задачи

15.5Методика и подход

15.6Роли и ответственность

16Рабочий план

16.1По работам

16.2По исполнителям

16.3Диаграмма Гантта по проекту

16.4График движения денежных средств по проекту

16.5Полномочия в изменении плана

17Заключение

18Контрольные вопросы

Библиографический список


Если различие между As-Is и To-Be велико и процесс перехода между ними неочевиден, то кроме As-Is и To-Be, строится третья модель, изображающая такой процесс.

7.2Диаграммы IDEF0.


Модель в IDEF0 представляет собой совокупность иерархически упорядоченных и взаимосвязанных диаграмм.

В IDEF0 выделяется 4 вида диаграмм:

  • Контекстная диаграмма.

  • Диаграмма декомпозиции.

  • Диаграмма дерева узлов.

  • Диаграмма только для экспозиции (FEO).

Основные символы и виды дуг изображены на рисунке 12.



  1. Функциональный блок и интерфейсные дуги в IDEF0


Работа (Activity) обозначает поименованный процесс, функцию или задачу, происходящую в течение определенного времени и имеющую распознаваемый результат. Имя работы должно выражаться отглагольным существительным, обозначающим действие (например, «Изготовление детали», «Прием заказа»).

Стрелки (Arrow) описывают взаимодействие системы с внешним миром и работой между собою. Стрелки представляют собой информацию или физические объекты и именуются существительными (например, «Заготовка», «Изделие», «Заказ»).

В IDEF0 различают 5 типов стрелок:

  • Вход (Input) – материал или информация, использующаяся или преобразуемая работой для получения результатов. Стрелки такого типа изображаются входящими в левую грань блока функции.

  • Управление (Control) – правила, стратегии, процедуры или стандарты, которыми руководствуется работа. Стрелки такого типа изображаются входящими в верхнюю грань блока функции.

  • Выход (Output) – материал или информация, производящаяся работой. Стрелки такого типа изображаются выходящими из правой грани блока функции.

  • Механизм (Mechanism) – ресурсы, которые выполняют работу (персонал предприятия, станки, устройства и т.п.). Стрелки этого типа изображаются входящими в нижнюю грань блока функции.

  • Вызов (Call) – специальная стрелка, указывающая на другую модель работы. Стрелка рисуется исходящей из нижней грани блока.

Для дополнительной идентификации стрелок каждой из них присваивается ICOM-код (ICOM – аббревиатура от Input-Control-Output-Mechanism). Код стрелки содержит префикс, соответствующий типу стрелки (I, C, O или M) и ее порядковый номер.

Правила работы со словарем данных в IDEF0 аналогичны правилам, используемым в DFD.



Пример контекстной диаграммы IDEF0 для банковской задачи приведён на рисунке 13.


  1. Контекстная диаграмма IDEF0 банковской задачи

7.2.1Виды связей в IDEF0


Функции в IDEF0 располагаются в порядке доминирования. Функция управляющая, или предшествующая располагается левее и выше управляемой функции.

В IDEF0 различают 5 видов связей между работами (рис.14):

  • Связь по входу (output – input).

  • Связь по управлению (output – control).

  • Обратная связь по входу (output – input feedback).

  • Обратная связь по управлению (output – control feedback).

  • Связь выход-механизм (output – mechanism). Связь показывает, что одна работа подготавливает ресурсы, необходимые для проведения другой работы.



  1. Виды связей в IDEF0.


Примеры декомпозиции процессов банковской задачи при помощи диаграмм IDEF0 приведены на рисунках 15 и 16.



  1. Диаграмма первого уровня IDEF0 для банковской задачи





  1. Диаграмма IDEF0 для процесса «Обработать запрос на обслуживание»



7.2.2Диаграмма дерева узлов


Диаграмма дерева узлов показывает иерархию работ в модели и позволяет рассмотреть всю модель целиком, но не показывает взаимосвязи между работами. Процесс создания модели работ является итерационным, следовательно, работы могут менять своё положение в дереве узлов.

Для сохранения контроля над структурой декомпозиции работ дерево узлов следует создавать для каждого варианта модели.

Дерево узлов для банковской задачи приведено на рисунке 17.



  1. Дерево узлов банковской задачи



7.2.3Диаграмма «Только для просмотра» (For Exposition Only – FEO)


Диаграммы «Только для просмотра» используются в моделях для иллюстрации других точек зрения, для отражения деталей, не поддерживаемых синтаксисом IDEF0. Диаграмма FEO позволяет нарушить любое синтаксическое правило, поскольку является по сути лишь картинкой – копией стандартной диаграммы – и не включается в анализ синтаксиса. Например, работа на диаграмме FEO может не иметь стрелок управления и выхода.


Если необходимо обсудить с экспертом какой-либо ограниченный аспект модели, может быть создана диаграмма FEO с одной работой и одной стрелкой. Данный приём позволит исключить несущественные для данной экспертизы и сбивающие эксперта с толку детали модели.

Если же FEO создается для иллюстрации альтернативной точки зрения по модели, то рекомендуется придерживаться синтаксиса IDEF0.


8Моделирование данных в нотации IDEF1x


Цель моделирования данных состоит в обеспечении разработчика концептуальной схемой базы данных в форме одной или нескольких моделей, которые могут быть легко отображены на требуемую систему баз данных.

Диаграммы «сущность-связь» (ERD) предназначены для разработки моделей данных и обеспечивают стандартный способ определения данных и отношений между ними.

Данный подход введен П.Ченом и усовершенствован Р. Баркером.

8.1Базовые понятия ERD


Сущность (Entity) – реальный либо воображаемый объект, имеющий существенное значение для предметной области.

Каждая сущность должна обладать уникальным идентификатором. Каждый экземпляр сущности должен однозначно идентифицироваться и отличаться от всех других экземпляров данного вида сущности.

Каждая сущность должна обладать следующими свойствами:

  • Иметь уникальное имя. К одному и тому же имени должна всегда применяться одна интерпретация; интерпретация не может применяться к различным именам, если только они не являются псевдонимами.

  • Обладать одним или несколькими атрибутами, которые либо принадлежат сущности, либо наследуются ею через связь.

  • Обладать одним или несколькими атрибутами, которые однозначно идентифицируют каждый экземпляр сущности.

  • Каждая сущность может обладать любым количеством связей с другими сущностями модели.

Связь (Relationship) – поименованная ассоциация между двумя сущностями, значимая для предметной области.

Атрибут (Attribute) – любая характеристика сущности, значимая для предметной области и предназначенная для квалификации, идентификации, количественной характеристики или выражения состояния сущности. Атрибут представляет собой тип характеристик или свойств, ассоциированных со множеством реальных или абстрактных объектов (людей, мест, событий и т.п.). Экземпляр атрибута определяется типом характеристики и ее значением (значением атрибута). Экземпляр атрибута – определенная характеристика отдельного элемента множества. В ERD атрибуты ассоциируются с конкретными сущностями. Каждый экземпляр сущности должен обладать единственным определенным значением для ассоциированного атрибута.