Файл: Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования тюменский государственный институт культуры.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.10.2023

Просмотров: 225

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Услуга


Услуга — результат, по меньшей мере, одного действия, обязательно осуществлённого при взаимодействии поставщика и потребителя, и, как правило, нематериальна (см. Пользователь). Процесс оказания и качество услуг в России регулируется «Законом о защите прав потребителей Российской Федерации».

Услуга характеризуется неосязаемостью, несохраняемостью, непостоянством качества и неотделимостью от источника. Услуга может восприниматься как:

Услуга — действия, направленные непосредственно на пользователя.

Услуга — совершенное одним лицом (физическим или юридическим) в интересах другого лица действие или деятельность.

Услуга — блага, предоставляемые в форме деятельности.

Услуга (в экономической теории) — вид товара, который может производиться, передаваться и потребляться одновременно.

Услуга — кратковременное пользование материальным благом без права безвременного владения им (аренда).

Услуга — изменение свойств объектов без изменения их принадлежности лицу, осуществляемое поставщиком потребителю.

Услуга — деятельность осуществляемая кем-то вместо потребителя.

Услуга — деятельность по производству продукта (материального или нематериального), осуществляемая по заказу клиента (потребителя), совместно с клиентом и за клиента, с передачей продукта клиенту с целью обмена.

Формы работы библиотек


В библиотечной работе сложились такие традиционные формы библиотечных мероприятий, как: литературные часы, поэтические вечера, литературно-музыкальные композиции, интеллектуальные игры, диспуты, часы информации, читательские конференции, в том числе викторины (см. Библиотечный сервис). Сложившихся форм достаточно много, причем они постоянно трансформируются в связи с изменением социокультурной среды. [14]

В библиотеке, пользователь может получить любую информацию в виде справки: тематическую справку (содержащая библиографическую информацию по определенной теме, событию или факту); уточняющую (на уточнение библиографических данных, например, издательство или автор иллюстраций); фактографическую (сообщение точной даты, цифры, цитаты,
изложение концепции, определение термина и т.п.); адресная справка (устанавливает наличие и/или местонахождение запрашиваемого документа в фонде данной библиотеки или других библиотек).

Культурно-досуговая деятельность библиотеки – это целенаправленная, структурированная, рационально-осмысленная активность библиотек, связанная с формированием, удовлетворением и возвышением жизненно-насущных духовных потребностей пользователей в целях всестороннего и гармонического развития личности в пространстве досуга, вся это входит в информационную деятельность библиотек. (см. также Информационная деятельность)

В библиотеках ведутся индивидуальные формы библиотечно-информационного обслуживания (см. Библиотечный сервис), что способствует самораскрытию, самопознанию, самовыражению личности во всех сферах его жизнедеятельности: учебной, профессиональной, досуговой и др. К эффективным формам и методам индивидуального библиотечного обслуживания относятся: индивидуальная беседа; индивидуальное информирование; индивидуальная рекомендация, индивидуальный библиографический обзор, для повышения культуры чтения читателя.

Хранилище



Книгохранилище — специальное помещение для хранения книг, журналов, газет, изобразительных материалов и др. произведений печати, размещаемых в соответствии с определённой классификацией библиотечно-библиографической (см. Справочно-библиографический сервис).

Книгохранилища различают по назначению и характеру использования (основные и подсобные), по мощности (малой ёмкости, ярусные, магазинные).

В библиотечном деле и архитектуре в США и Европе — это место (здание) для хранения книг, не имеющее зоны для чтения. Под этим термином часто понимают многоуровневую систему стеллажей из железа или стали с узкими проходами, подобные конструкции стали создавать в XIX веке для удовлетворения растущих потребностей в складских помещениях [13].

Библиотека с открытым книгохранилищем позволяет своим посетителям входить в эти помещения и просматривать книги; в закрытых книгохранилищах сотрудники библиотеки получают книги для посетителей по запросу.

Читатель



Читатель является главным объектом деятельности любой библиотеки. Каждая библиотека создана для своего читателя.

Читателя также можно назвать абонент, пользователь, потребитель информации. Он приходит за получением информации. Читатель может пользоваться библиотекой, только на основании официальной записи в установленных документах. Читатель, придя в библиотеку, регистрируется и на него оформляется читательский формуляр.

Для детей до 14 лет, в читательский формуляр записывается поручитель (родитель или ответственное лицо). Пользователь заполняет Поручительство за детей до 14 лет и Согласие на обработку персональных данных. Пользователем библиотеки может стать любой гражданин независимо от политических убеждений, отношения к религии, социального положения, национальности, возраста, пола образования.

Читательский формуляр


Читательский формуляр – это учетный документ, удостоверяющий даты и факты выдачи читателю (пользователю) произведений печати и иных материалов и приема их библиотечным работникам. Как правило, читательский формуляр оформляется на абонементе библиотекарем (см. также Абонемент) (см. также Библиотекарь).

На читательском формуляре записывается номер читателя, который присваивается ему при регистрации и перерегистрации. На формуляре взрослого абонемента, записывается личные данные читателя: Ф. И. О., год рождения, образование, адрес регистрации, контактный телефон. На формуляре детского абонемента, записывается личные данные читателя: Ф. И. О. ребенка, Ф. И. О. поручителя (для детей до 14 лет), год рождения, адрес проживания, контактный телефон родителей, учебное заведение и класс. Пользователь или читатель обязан расписаться в формуляре за каждый выданный ему документ, при возвращении документа библиотекарь ставит свою подпись.

Читательский формуляр удостоверяет дату и факт выдачи читателю документов во временное пользование и приема их библиотекарем. Читательский формуляр является обязательной формой библиотечного учета и статистики (см. Библиотечный сервис). Читательский формуляр на руки пользователю не выдается. Читательский формуляр хранится в библиотеке на абонементе.

Электронная библиотека



Электронная библиотека – это сложная самостоятельная система, работающая слаженно и четко. Базируется она на гибкой, подвижной концепции, подлежащей постоянному пересмотру и обновлению, при ее разработке должна учитываться не только деятельность библиотекаря – посредника в получении информации, но и конечного пользователя (читателя). Электронная библиотека должна быть ориентирована на повышение качества информации, предоставление максимально широкого и разнообразного спектра услуг. [17, с. 79]

Большинство крупных библиотек предоставляет пользователям бесплатный доступ к подписным (платным) электронным библиотекам. В частности, жителям Тюмени удаленно доступны электронные ресурсы и аудиокниги ЛитРес, ассортимент которого насчитывает более 750 000 электронных книг на русском и иностранных языках. Городская централизованная библиотечная система выдает читателю логин и пароль, по которому можно брать книги бесплатно, для чтения на сайте или на мобильных устройствах. Книги в библиотеке выдаются на срок от 2 недель и после этого срока автоматически возвращаются в библиотеку.

Среди платных (для библиотек) ресурсов можно отметить также крупнейшую интернет-библиотеку русскоязычных СМИ Public.Ru, в которой доступно около 88 млн. публикаций. В базе данных представлено свыше 12.000 СМИ: газет, журналов, информационных агентств, телеканалов, радиостанций и интернет-изданий. География источников СМИ охватывает все регионы России, а также страны ближнего и дальнего зарубежья. Ежедневно обрабатывается и загружается в базу 70.000 новых документов.

Вместе с тем, существует и достаточно много полезных доступных и бесплатных ресурсов. Создание и использование базы данных таких ресурсов позволит существенно улучшить качество обслуживания пользователей даже в библиотеке с небольшим фондом.

Электронный каталог



Электронный каталог (ЭК) — это онлайновый каталог, т. е. библиографическая база данных, отвечающая признакам каталога. ЭК является хранилищем информации, снабженным процедурами ввода, поиска, размещения и выдачи информации. В данном определении под понятием «информация» (см. Информация) понимается «метаинформация», т. е. информация об информации (обо всех составляющих библиотечного фонда, библиографическая информация).


Некоторые источники определяют ЭК как информационно-поисковую систему или библиотечный каталог в машиночитаемой форме, работающий в реальном режиме времени и предоставленный в распоряжение пользователей. Электронные каталоги библиотек составляют основную долю библиографического потенциала Интернета. В настоящее время — это наиболее ценный информационный продукт, который могут предложить сетевому сообществу библиотеки

Электронные каталоги обладают рядом преимуществ перед традиционными аналогами:

1) «в них возможны исправления, замена или удаление библиографических записей без нарушения целостности ресурса»

2) ускорен и облегчен поиск «библиографической информации в соответствии с конкретными запросами реальных потребителей» (см. также Читатель) [16, с. 9];

Использование электронного заказа книг, внесенных в электронный каталог, позволяет читателю (см. Читатель) получить информацию «о любом издании: наличии в библиотеке, количестве, месте хранения, его востребованности. [36].

Библиографический список





  1. Арутюнян, Р. Ф. Информационно-методический сборник / Р. Ф. Арутюнян, Ю. Ф. Гафнер, Е. А. Пфжьянова. – Винзили : МАУК ЦБС ТМР, 2019. – 67 с.

  2. Берестова, Т. Ф. Информационное пространство библиотеки : научно-методическое пособие / Т. Ф. Берестова. – Москва : Либерея-Бибинформ, 2007. –240 с.

  3. Берестова, Т. Ф. Общедоступная муниципальная библиотека в едином информационном пространстве : научно-методическое пособие. / Т. Ф. Берестова. – Москва : Либерея-Бибинформ, 2005 – 287 с.

  4. Библиотечно-информационная деятельность: история, современное состояние, перспективы развития : материалы научная практическая конференция молодых преподавателей и студентов библиографического-информационного факультета ; Выпуск 9 / научный редактор С.Е. Демидова ; составитель Е.В. Маклакова. – Тюмень : 2005. – 96 с.

  5. Блюменау, Д. И. Информационный анализ/синтез для формирования вторичного потока документов : учебно-практическое пособие / Блюменау Д. И. – Санкт-Петербург : Профессия, 2002. – 235 с.

  6. Будко, Н. А. Литературные Интернет-ресурсы как возможность руководства чтением молодежи / Н. А. Будко // Культурная жизнь Юга России. 2016. – 2 (61). – С. 146–150.

  7. Варганова, Г. В. Организация научно-исследовательской работы в библиотеках : учебное пособие для студентов магистратуры : направление подготовки 51.04.06 «Библиотечно-информационная деятельность» : профиль «Теория и методология библиотечно-информационной деятельности» / Г. В. Варганова ; Министерство культуры Российской Федерации, Санкт-Петербургский государственный институт культуры, Библиотечной информации Кафедра библиотековедения и теории чтения. – Санкт-Петербург : СПбГИК, 2015. – 159 с.

  8. Гендина, Н. И. Формирование информационной культуры личности : теоретическое обоснование и моделирование содержания учебной дисциплины / Н. И. Гендина, Н. И. Колкова, Г. А. Стародубова, Ю. В. Уленко. – Москва, Межрегиональный центр библиотечного сотрудничества. – 2006. – 512 с.

  9. Дворкина, М. Я. Библиотечно-информационная деятельность : теоретические основы и особенности развития в традиционной и электронной среде / М. Я. Дворкина. – Москва : ФАИР, 2009. – 254 с. – ISBN 978-5-8183-1530-0.

  10. Долгополова, Е.Е. Интернет-доступ к информации о правовых ресурсах как инновационная форма обслуживания: из опыта Национальной библиотеки Беларуси / Е.Е. Долгополова // Национальный правовой интернет-портал Республики Беларусь, РБ. – URL: www.pravo.by/conf2010/ reports/Dolgopolova.doc (дата обращения: 20.03.2021)

  11. Дрешер, Ю. Н. Организация информационного производства : учебное пособие / Ю. Н. Дрешер. – Москва : ФАИР-ПРЕСС, 2005. – 248 с. – (Специальный издательский проект для библиотек). – ISBN 5-8183-0898-7.

  12. Дулатова, А. Н. Информационная культура личности : учебно-методическое пособие / А. Н. Дулатова, Н. Б. Зиновьева. – Москва : Либерея-Бибинформ, 2007. – 171 с. ISBN 5-85129-175-3.

  13. Жабко, Е.Д. Справочное обслуживание в сетевой среде – от локального обслуживания к национальным корпоративным службам / Е.Д. Жабко // Библиотечные компьютерные сети: Россия и Запад. Москва., 2003. Вып. 2. – С. 147–158.

  14. Информационно-библиотечная деятельность, библиография. Термины – URL: http://www.gosthelp.ru/text/GOST7099SIBIDInformacionn.html (дата обращения: 05.03.2021).

  15. Карташов, Н. С. Общее библиотековедение : учебник в 2 ч / Н. С. Карташов, В. В. Скворцов. – Москва : Издательство Москва государственный университ культуры, 1996 – 1997. – Ч. 1. Теоретические основы библиотековедения / В. В. Скворцов. – 1996. – 89 с. – ISBN 5-85652-025-4.

  16. Клюев В. К. Современное библиотечное образование: реформы продолжаются // Науч. и техн. б-ки. 2017. № 4. С. 77–85.

  17. Коджаспирова, Г. М. Педагогический словарь : для студентов высш. и сред. пед. учеб. заведений / Г. М. Коджаспирова, А. Ю. Коджаспиров. – 2-е изд., стер. ‒ Москва : Academia, 2005. ‒173 с.

  18. Левин, Г. Л. Традиционные типы библиографической продукции в электронной среде : проблемы теории и практика российских библиотек / Г. Л. Левин // Библиосфера. – 2010. – №1. – С.7–13

  19. Лисецкая, В. Ю. Электронные библиотеки : окно в будущее / В. Ю. Лисецкая // Библиотечно-информационная деятельность: история, современное состояние, перспективы развития : материалы научной практики конференция молодых преподавателей и студентов библиотечной информатики факультет / научный редактор С. Е. Демидова ; составитель Е. В. Маклакова ; Тюменский государственный институт искусств и культуры. – Тюмень, 2005. – С. 79–81.

  20. Лопатина Н. В. Информационно-библиотечное образование в условиях перехода на стандарты нового поколения // Науч. и техн. б-ки. 2016. № 4. С. 81–90.

  21. МАУК ЦБС ТМР. Библиотеки района – URL: https://cbstmr.ru/strukturnye-podrazdeleniya.php (дата обращения 08.03.2021).

  22. Моргенштерн, И. Г. Общее библиографоведение : учебное пособие / И. Г. Моргенштерн. – Санкт-Петербург : Лань, 2016. ‒ 207 с. – ISBN 978-5-8114-2148-0.

  23. Мотульский, Р. С. Создание облачного комплекса информационно-технологических систем для библиотек Беларуси / Р.С. Мотульский // Развитие информатизации и государственной системы научно-технической информации РИНТИ-2014 : XIII Междунар. конф., 20 нояб. 2014 года, Минск : доклады / [науч. ред.: А.В. Тузиков, Р.Б. Григянец, В.Н. Венгеров]. – Минск, 2014. – С. 18–23.

  24. Паршукова, Г. Б. Методика поиска профессиональной информации: учеб.- метод. пособие / Г. Б. Паршукова. . – Санкт-Петербург. – 2006. – 224с.

  25. Пилко, И. С. Библиотечно-информационное образование: новые концепции и технологии развития / И. С. Пилко, Л. Г. Тараненко, М. Г. Ли и другие ; под научной редакцией И. С. Пилко. – Москва : Литера, 2014. – 300 с.

  26. Расцветаева, Н. П. Библиотека и научно-технический потенциал региона: вектор взаимодействия / Н. П. Расцветаева. – Текст : электронный – Библиотечное дело. – 2010 – №18. – С. 20–21.

  27. Ревякина, Н. С. Традиционные и инновационные виды библиотечного сервиса / Н. С. Ревякина. –– Социологическте науки. – 2015 – №4 (17). – С. 69‒73.

  28. Редькина, Н. С. Деятельность библиотек в веб-среде: оценка эффективности / Н. С. Редькина. ‒ Ученые записки. – 2017 ‒ 2(12) https://cyberleninka.ru/article/n/deyatelnost-biblioteki-v-veb-srede-otsenka-effektivnosti/viewer (дата обращения: 09.03.2021).

  29. Серова, О. В. Качество услуг в электронной среде и новые сервисы // Библиосфера. – 2009. – № 1. – С. 27–32.

  30. Соколов, А. В. Библиотечный гуманизм и гуманистическая миссия библиотек в информационном обществе / А. В. Соколов / Библиотечное дело. – 2011. – №17. – С. 8–15.

  31. Соколов, А. В. Зачем библиотеки информационному обществу / А. В. Соколов // Нева. – 2011. – №9. – С. 14‒17

  32. Соколов, А. В. Информационное общество и библиотеки Ч. 2 : Гуманистический символ нации / А. В. Соколов – Библиотековедение. – 2011. –№ 4. – С. 28–36.

  33. Соколов, А. В. Информационные опусы. Опус № 13. Информационный поиск как разновидность аналитико-синтетической переработки информации. / А. В. Соколов ‒ Научные и технические библиотекики. ‒ 2013. ‒ № 6. ‒ С. 5‒24

  34. Соколов, А. В. Информационные функции и гуманистическая миссия российских библиотек / А. В. Соколов // Библиотековедение. – 2013. – №3. – С. 10‒15

  35. Соколов, А. В. Науки об информации библиотекарь: профессионально-мировоззренческое пособие / А. В. Соколов. – Москва : Литера, 2010. – 144 с. – ISBN: 978-5-91670-060-2.

  36. Соколов, А. В. Российские библиотеки в информационном обществе / А. В. Соколов. – Москва : Литера, 2012. – 400 с. ISBN: 978-5-91670-106-7.

  37. Фокеев, В. А. Библиография : теоретико-методологические основания : учеб. пособие / В. А. Фокеев. – Санкт-Петербург : Профессия, 2006. – 352 с. – ISBN 5-93913-114-X.

  38. Портал федеральных государственных образовательных стандартов высшего образования. URL: http://fgosvo.ru/fgosvo/151/150/24/101 (дата обращения: 14.03.2021).