Файл: Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования тюменский государственный институт культуры.docx
Добавлен: 25.10.2023
Просмотров: 229
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
«Узлы» гипертекста
Абонемент
Абонемент – отдел библиотеки, в котором производится выдача произведений печати и некнижных материалов, имеющихся в ее фондах, для использование их вне стен библиотеки на определенных условиях ( срок, обеспечение сохранности и т.д.) [36].
В массовых и научных библиотеках (см. Библиотека) в настоящее время применяются различные формы организации абонемента, основанные на принципе общего, группового, функционального или отраслевого обслуживания (общий, групповой, функциональный, отраслевой). Выбор формы организации абонемента зависит от числа и состава читателей (см. Читатель), от числа работников, от помещения.
На абонементе можно получить консультацию библиотекаря (см. Библиотекарь) по интересующему вопросу, связанному с поиском, отбором, переработкой информации, справку, оформление письменных работ и т.п. (см. Поиск информации). Чтобы найти нужный документ на абонементе, помогут заголовки, надписи на разделителях, книжные выставки, библиотечные каталоги и картотеки. А если возникают трудности, можно обратиться к библиотекарю.
В библиотеках (см. Библиотека) выделяют два вида абонементов: детский – для обслуживания пользователей до 14 лет и взрослый – для обслуживания пользователей с 15 лет.
Организация библиотечного обслуживания на взрослом абонементе имеет свои отличия. Оформление более строгое, лаконичное, справочный аппарат более солиден (см. Библиотечная услуга). [35] Абонемент является важным звеном в работе библиотеки, и необходимым отделом в деятельности библиотек (см. Библиотека).
Библиотека
Одной из древнейших и важнейших основ цивилизации является библиотека. Она хранилище ценных знаний и духовной мудрости, национальной памяти, культурного и научного наследия многих поколений цивилизации.
В библиотековедении существует большое количество определений понятию библиотека.
Под библиотекой понимается специальное учреждение, осуществляющее индивидуальное по форме организации обеспечение общественных потребностей в информации, сосредоточенной в ее фонде публикаций (библиотечном фонде).
Библиотека – это информационная система, предоставляющая в распоряжение общества, сконцентрированные в ней информационные ресурсы (см. Информационные ресурсы).
В юридическом смысле под библиотекой понимается информационное, культурное, образовательное учреждение, располагающее организованным фондом тиражированных документов и предоставляющее их во временное пользование физическим и юридическим лицам. [15, с. 7]
Библиотека – это место где хранятся книги. Библиотека нужна для того, чтобы люди могли взять для прочтения любую книгу. Библиотеки – это книжные хранилища (см. Хранилище), в которых хранятся накопленные веками знания, умения человечества. [2, с.2]
Библиотекарь
Библиотекарь – работник библиотеки, выполняющий профессиональные библиотечные операции в библиотеках и аналогичных информационных учреждениях, а также должность, требующая специального библиотечного образования. [15, с. 7]
В библиотечной работе библиотекарь, не только обслуживает читателя, но и занимается краеведческой деятельностью, информационной деятельностью, ведь библиотека – это источник информации, знаний. На плечи сельских библиотекарей ложится фонд библиотеки, написание сценариев, онлайн-выставок, видео-обзоров и проведение мероприятий для пользователей библиотеки.
Правительство РФ пытается изменить концепцию самих библиотечных систем и сделать из них объекты культурного притяжения для различных слоев общества. В современных библиотеках (см. Библиотека) проводятся выставки и семинары, а в летний период времени многие из них обустраивают читательские залы на открытом воздухе, чтобы привлечь большее количество читателей.
Так что помимо хранения и учета книг у современного библиотекаря есть ещё масса дел: проведение мероприятий, организация выставок, участие в конференциях и т.д. Сотрудники библиотек даже ведут аккаунты в социальных сетях.
Библиотечная услуга
Обслуживание читателей в библиотеке включает два основных вида взаимосвязанной деятельности: документально-информационную (выдачу первичных и вторичных документов) и социально-коммуникативную (организацию межличностного общения читателей в библиотеке). Она направлена на предоставление
читателям совокупности библиотечных услуг.
Эта совокупность включает в себя три относительно самостоятельных класса услуг:
1. Документальные услуги, результатом которых является предоставление читателям первичных и вторичных документов (выдача читателям литературы, библиографических справок, информационных сообщения и т.п.). Пользователь обращается в библиотеку с запросом, по которому он хочет получить литературу по интересующей его теме или конкретную книгу, или копию необходимой статьи, или библиографическую справку и т.д.
2. Коммуникативные услуги путем организации различных форм межличностного общения читателей в библиотеке (различного рода массовые мероприятия, читательские клубы и объединения и т.п.). Пользователь выражает свое желание участвовать в том или ином библиотечном мероприятии (см. Читатель).
3. Услуги библиотечного сервиса, которые являются необходимым условием реализации процесса обслуживания и выступают в форме предоставления читателям различного рода удобств в использовании документальных и коммуникативных услуг.
Библиотечная услуга — это результат библиотечной деятельности (полезный эффект библиотечного труда) по удовлетворению информационных потребностей пользователей библиотеки.
Библиотечный сервис
За последние два десятилетия библиотечное обслуживание претерпело значительные изменения, связанные с использованием компьютеров, цифровых систем и Интернета (см. Библиотечная услуга). Никогда еще ресурсы библиотеки не были такими доступными как сейчас. Новые технологии упрощают процессы передачи запроса, получения и доставки информации.
Однако, с ростом использования электронных ресурсов снижается посещаемость библиотек. Нынешнее поколение выросло с компьютерами и легко ориентируется в виртуальной реальности. Для него Web – это не только источник информации, но и место общения, сотрудничества и самовыражения. Это заставляет библиотеки искать инновационные подходы к обслуживанию и побуждает предоставлять услуги методами, удобными для читателя (см. Библиотечная услуга).
Большинство новых сервисов, внедренных в библиотечное обслуживание в последние несколько лет связаны с использованием технологий Web 2.0. Понятие появилось в сентябре 2005 года, когда сторонник движений за свободное программное обеспечение из США, Тим О’Рейлли, опубликовал соответствующую статью с названием «What Is Web 2.0» (см. Библиотечная услуга).
Библиотечный фонд
Библиотечный фонд — упорядоченное собрание документов, которое хранится в библиотеке [1].
Библиотечный фонд — это произведения печати (книги, периодические издания), а также другие документы (диафильмы, микрофильмы, электронные документы). В библиотечном фонде документы собраны не произвольно, а подобраны на основе стандартного их отбора, в соответствии с задачами библиотеки и потребностями её читателей.
Основной фонд — базовая часть фондов библиотеки, содержит самый полный комплект документов по её профилю. Предназначен для постоянного (долговременного) хранения, предоставления читателям на их запрос.
Может подразделяться на несколько частей — центральный фонд (фонд основного хранения) и специализированные фонды: по видам документов (фонотека, патентный фонд и др.); по содержанию документов (отраслевые, специализированной литературы, справочно-библиографический фонд, краеведческий фонд и др.); по статусу хранения (архивный фонд, фонд редких и ценных изданий, исторические и мемориальные коллекции) [2].
Обменный фонд — вспомогательное собрание, составленное за счет непрофильных и дублетных экземпляров, исключённых из основного фонда; а также из специально приобретённых для целей обмена документов. Обменный фонд используют для взаимного обмена с другими библиотеками, безвозмездной передачи библиотекам и другим социальным заведениям, продажи юридическим и физическим лицам [2].
Резервный фонд — вспомогательная часть фонда библиотеки, предназначенная для пополнения основного фонда библиотеки (филиалов) в случае утраты (полного одряхления) документов, которые находятся в постоянном спросе, а также при создании новых филиалов. Учитывается в отдельном каталоге, находится в отделе книгохранения, не используется для обслуживания читателей [2].
Главные свойства библиотечного фонда — целостность, открытость, множественность, динамичность, информативность, управляемость, кумулятивность, стохастичность, гетерогенность, надёжность.
Библиотечно-информационная система
Автоматизированные библиотечные информационные системы (АБИС) - системы планирования ресурсов библиотек, которые используются для отслеживания библиотечных фондов, от их заказа и приобретения до выдачи посетителям библиотек (см. Читатель).
АБИС возникли на основе естественного расширения возможностей и задач электронных библиотечных каталогов (см. Электронный каталог).
АБИС обычно состоит из реляционной базы данных, программного обеспечения, которое взаимодействует с базой данных, и двух графических пользовательских интерфейсов (один для читателей, второй для персонала (см. Библиотекарь)).
Отдельные функции программного обеспечения большинства АБИС представляют собой функционально законченные модули, которые объединены в общий интерфейс. Примерный перечень модулей включает:
‒ приобретения фондов (заказ, выставление счетов и получение);
‒ каталогизацию (классификация и внесение в общий указатель материалов),
‒ учет обращения (учет выдач читателям экземпляров из фонда библиотеки и их возврата)