Файл: Протокол от 2022 года Утверждаю Директор мбоу сош 3 А. В. Никонова Приказ от 2022 года.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.10.2023

Просмотров: 22

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Управление образования Артемовского городского округа

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 3»

Принята на заседании

методического (педагогического) совета

Протокол № от « » 2022 года

Утверждаю:

Директор МБОУ «СОШ № 3»

_____________А. В. Никонова

Приказ № от « » 2022 года



Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной направленности «Музейное дело»

Возраст обучающихся: 12-18 лет

Срок реализации: 1 год

Автор-разработчик:

Авдюкова Евгения Юрьевна,

педагог дополнительного образования
г. Артемовский

2022

Оглавление


Раздел №1 «Комплекс основных характеристик программы» 3

1.1 Пояснительная записка 3

1.2 Цель и задачи программы 4

1.3 Содержание программы 5

1.4 Планируемые результаты 10

Раздел №2 «Комплекс организационно-педагогических» условий 13

2.1 Календарный учебный график 13

2.2 Условия реализации программы 13

2.3 Формы аттестации и оценочные материалы 14

Список литературы 16





Раздел №1 «Комплекс основных характеристик программы»

1.1 Пояснительная записка


Направленность программы: туристско-краеведческая.

Перечень нормативных правовых актов и государственных програмных документов: Федеральный закон «Об образовании» от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ (ред. от 31.12.2014); Концепция развития дополнительного образования детей, утвержденная распоряжением Правительства РФ № 1726-р от 4 сентября 2014 года; приказ Министерства образования и науки РФ от 29 августа 2013 года № 1008 «Об образовании Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»; письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 11.12.2008 № 06-1844 «О примерных требованиях программ дополнительного образования детей»; постановление Главного государственного врача РФ от 4.08.2014 «Об образовании СанПиН № 2.4.4.3172-14 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству организации режима работы образовательных учреждений дополнительного образования», должностные инструкции педагога дополнительного образования, Устав МБОУ «СОШ №3».


Актуальность программы: для развития, обучения и воспитания подрастающего человека исключительно важны связь с прошлыми поколениями формирование культурной и исторической памяти. Чтобы учащийся мог проникнуться такими чувствами, недостаточно только прочесть, посмотреть или услышать нужную информацию, тут требуется прикоснуться к эпохе, потрогать ее руками и эмоционально пережить артефакты.

Помочь молодому поколению в решении этих проблем сегодня может такой уникальный социальный институт, как музей. Музей – это своеобразная модель системы культуры, играющая огромную роль в воспитании личности.

Отличительная особенность программы: особое место в современных общеобразовательных учреждениях России отводится школьным музеям, которые призваны комплексно решать вопросы развития, обучения и воспитания подрастающего поколения на основе собранных детьми экспонатов, средствами экскурсионной и музейной деятельности.

Осваивая теоретические знания и практические умения в области истории родной школы, города, музейного дела учащиеся приобретают уважение к прошлому, бережное отношение к реликвиям, у них формируются патриотизм и потребность сохранить для других поколений исторические, материальные, художественные и культурные ценности.

Адресат программы: обучающиеся в возрасте 12-18 лет.

Режим занятий, периодичность и продолжительность занятий: программа рассчитана на 1 год, 108 часов в год, 1 занятие в неделю по 3 часа.

Форма обучения: очная.

1.2 Цель и задачи программы


Цель: создание условий для гражданского и патриотического воспитания учащихся посредством музейной деятельности, формирования социальной активности учащихся, интеллектуального развития путем их вовлечения в поисково-исследовательскую краеведческую деятельность

Задачи:

Обучающие:

Изучение истории школы, области и страны со времени ее образования до наших дней.

Развивающие:

Проведение экскурсионно-лекторской работы на базе материалов истории школы, приобщение обучающихся к самостоятельному выполнению заданий, к работе с документацией музея школы и со справочной литературой, отработка навыков поисковой работа по истории школы (сведения о педагогах, учениках, традициях края).



Воспитательные:

Воспитание школьников в любви к учебному заведению и родному краю, к уважительному отношению к избранной профессии; пропаганда имен и творческого наследия лучших педагогов школы; воспитание бережного отношения к памятникам истории, традициям своего народа и страны.

1.3 Содержание программы


Учебный план:



Тема занятия

Теория

Практика

1

Введение. Задачи, содержание и значение работы кружка «Музейное дело».

1




0

Тема 1. Музей как институт социальной памяти. 4 часа




2

Происхождение музея. Профили и типы музеев.

1




0

3

Специфика школьного музея как центра музейнопедагогической и краеведческой работы в школе.

1




0

Тема 2. Музейный предмет и способы его изучения. 12 часов




4

Музейный предмет – предмет музейного назначения – экспонат

1




0

5-6

Классификация музейных предметов

1




1

7-8

Атрибуция – выявление основных признаков музейного предмета.

1




1

9

Копии музейного предмета

1




0

10

Способы изучения музейных предметов

1




0

Тема 3. Проведение научных исследований активом школьного музея. 14 часов




11

Экспедиции и краеведческие походы - основная форма комплектования фондов

0




1

12-13

Привлечение данных различных вспомогательных исторических дисциплин

1




1

14

Геральдика

1




0

15

Нумизматика

1




0

16-17

Подготовка рефератов

1




1

18-19

Публикация статей

1




1

20

Другие способы комплектования фондов школьного музея.

1




0

Тема 4. Фонды школьного музея. Определение понятия, основные направления фондовой работы. 16 часов




21

Фонды школьного музея и их значение.

1




0

22-23

Структура фондов

1




1

24

Обменный фонд и фонд временного хранения

1




0

25-28

Создание интерактивной выставки фондов

1




3

29-31

Комплектование музейных фондов

1




2

32-33

Учёт музейных фондов.

1




1

34-35

Хранение музейных фондов

1




1

Тема 5. Экспозиция школьного музея. 14 часов




35

Экспонат

1




0

36

Экспозиция

1




0

37

Экспозиционный комплекс

1




0

38-39

Выставка как актуальная для школьного музея форма презентации его коллекций

1




1

40-45

Этапы создания экспозиции. Тексты в экспозиции – виды и функции, правила составления

2

4

Тема 6. Работа с аудиторией. 14 часов

46

Понятие: аудитория школьного музея. Разнообразие форм работы с аудиторией

1

0

47

Основные требования к музейной экскурсии и этапы её подготовки.

1

0

48-51

Подготовка экскурсии

1

3

52-53

Подготовка экскурсовода

1

1

54-55

Работа экскурсовода.

1

1

Тема 7. Изучение истории школьного музея. 14 часов

56

Школьный музей как источник изучения родного края.

1

0

57-58

История создания школьного музея

1

1

59-60

Фонды школьного музея.

1

1

61-63

Экспозиции школьного музея.

1

2

64

Направления работы школьного музея

1

0

65

Исследовательская деятельность.

1

0

Тема 8. Историческое краеведение. 14 часов

66-70

Историческое краеведение как наука. Объекты изучения.

2

3

71-72

Записи историко-краеведческих наблюдений.

1

1

73

Как проводить беседы с очевидцами исторических событий и записывать их воспоминания.

1

0

74

Изучение и охрана памятников, связанных с историей борьбы нашего народа за свою независимость в годы Великой Отечественной войны.

1

0

Тема 9. Военно-патриотическая работа. 14 часов

75

Воспитательное значение военно-патриотической работы.

1

0

76-77

Герои СССР - уроженцы Урала

1

1

78-79

Пропаганда героических подвигов советских воинов

1

1

80-85

Поиск документов ветеранов ВОВ в архивах и в интернете

1

5

Тема 10. Организация и проведение исторических экспедиций, поездок по местам боевой славы. 12 часов

86-87

Как организовать историческую экспедицию

1

1

88-89

Как разрабатывать маршрут экспедиции

1

1

90-91

Как организовать поездку по местам боевой славы.

1

1

Тема 11. Изучение истории школы. 14 часов

92-93

Основные события в жизни школы.

1

1

94-96

Учителя школы.

1

2

97-100

История деятельности пионерской и комсомольской организаций.

1

3

101-104

Организация отчётной выставки. Оформление фотоальбома

1

3

105-108

Подведение итогов. Организация отчётной выставки. Оформление фотоальбома

1

3



Содержание программы:

Введение

Задачи, содержание и значение работы кружка «Музейное дело». Особенности работы историков-краеведов.

Тема 1. Музей как институт социальной памяти

Происхождение музея. Музей античного мира., эпохи Возрождения. Первые национальные музеи. Профили музеев. Типы музеев. Специфика школьного музея как центра музейно-педагогической и краеведческой работы в школе. Выбор профиля и темы – важнейший этап в создании школьного музея.

Тема 2. Музейный предмет и способы его изучения

Понятия: музейный предмет – предмет музейного назначения – экспонат. Классификация музейных предметов. Основные критерии ценности музейного предмета. Уникальный и типичный музейный предмет. Атрибуция – выявление основных признаков музейного предмета. «Легенда» как способ фиксации сведений о музейном предмете со слов владельца. Копии музейного предмета. Муляж, макет, модель.

Тема 3. Проведение научных исследований активом школьного музея

Экспедиции и краеведческие походы как способ изучения темы и основная форма комплектования фондов. Переписка, связанная с поисками материалов. Работа в фондах государственных музеев, библиотеках и архивах. Привлечение данных различных вспомогательных исторических дисциплин – геральдика, нумизматика и др. Подготовка школьных рефератов, сообщений, докладов, а также публикаций статей по результатам научных исследований.

Тема 4. Фонды школьного музея. Определение понятия, основные направления фондовой работы

Понятие: фонды школьного музея. Термины: коллекция – фонд – единица хранения. Структура фондов: основной, научно-вспомогательный, интерактивный. Обменный фонд и фонд временного хранения. Основные направления фондовой работы: комплектование, учёт и хранение.

Тема 5. Экспозиция школьного музея

Понятия: экспонат, экспозиция, экспозиционный комплекс. Выставка (экспозиция временного характера) как актуальная для школьного музея форма презентации его коллекций. Интерактивные выставки. Этапы создания экспозиции. Тексты в экспозиции – виды и функции, правила составления.

Тема 6. Работа с аудиторией

Понятие: аудитория школьного музея – учащиеся данной школы или других школ, родители, жители посёлка, воспитанники детских садов и т. д. Разнообразие форм работы с аудиторией. Традиционные и нетрадиционные формы работы с аудиторией. Основные требования к музейной экскурсии. Этапы подготовки экскурсии. Работа экскурсовода.


Тема 7. Изучение истории школьного музея

Школьный музей как источник изучения родного края. История создания школьного музея Боевой и Трудовой Славы Муниципального общеобразовательного учреждения Каменской средней общеобразовательной школы № 2. Военно-исторический музей. Профиль музея: воспитание нравственности, патриотизма, гражданственности. Фонды и экспозиции школьного музея. Направления работы школьного музея, исследовательская деятельность.

Тема 8. Историческое краеведение

Историческое краеведение как наука. Объекты изучения. Общественно полезный характер исторического краеведения. Записи историко-краеведческих наблюдений.

Порядок ведения дневника исторических событий. Как проводить беседы с очевидцами исторических событий и записывать их воспоминания. Изучение записей воспоминаний, хранящихся в школьном музее. Изучение и охрана памятников, связанных с историей борьбы нашего народа за свою независимость в годы Великой Отечественной войны.

Тема 9. Военно-патриотическая работа

Воспитательное значение военно-патриотической работы. Пропаганда героических подвигов советских воинов в годы Великой Отечественной войны. Герои ВОВ - уроженцы Урала

Тема 10. Организация и проведение исторических экспедиций, поездок по местам боевой славы

Как определять цели и район экспедиции. Как комплектовать группы и распределять обязанности. Как разрабатывать маршрут экспедиции. Как организовать поездки по местам боевой славы и трудовой славы

Тема 11. Изучение истории школы

Основные события в жизни школы. Учителя школы. История деятельности пионерской и комсомольской организаций по экспозиции школьного музея.

Подведение итогов

Как оформлять результаты практических работ кружка. Фотоальбом. Организация отчетной выставки.

1.4 Планируемые результаты


Личностные результаты:

в рамках когнитивного компонентанеобходимо сформировать:

  • освоение национальных ценностей, традиций, культуры родного народа;

  • ориентацию в системе моральных норм и ценностей;

  • основы социально-критического мышления, ориентация в особенностях социальных отношений и взаимодействий;

  • сознание, признание высокой ценности жизни во всех её проявлениях;

  • знание основ здорового образа жизни и здоровье сберегающих технологий.