Файл: Протокол от 2022 года Утверждаю Директор мбоу сош 3 А. В. Никонова Приказ от 2022 года.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 25.10.2023
Просмотров: 21
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Управление образования Артемовского городского округа
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 3»
Принята на заседании методического (педагогического) совета Протокол № от « » 2022 года | Утверждаю: Директор МБОУ «СОШ № 3» _____________А. В. Никонова Приказ № от « » 2022 года |
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной направленности «Музейное дело»
Возраст обучающихся: 12-18 лет
Срок реализации: 1 год
Автор-разработчик:
Авдюкова Евгения Юрьевна,
педагог дополнительного образования
г. Артемовский
2022
Оглавление
Раздел №1 «Комплекс основных характеристик программы» 3
1.1 Пояснительная записка 3
1.2 Цель и задачи программы 4
1.3 Содержание программы 5
1.4 Планируемые результаты 10
Раздел №2 «Комплекс организационно-педагогических» условий 13
2.1 Календарный учебный график 13
2.2 Условия реализации программы 13
2.3 Формы аттестации и оценочные материалы 14
Список литературы 16
Раздел №1 «Комплекс основных характеристик программы»
1.1 Пояснительная записка
Направленность программы: туристско-краеведческая.
Перечень нормативных правовых актов и государственных програмных документов: Федеральный закон «Об образовании» от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ (ред. от 31.12.2014); Концепция развития дополнительного образования детей, утвержденная распоряжением Правительства РФ № 1726-р от 4 сентября 2014 года; приказ Министерства образования и науки РФ от 29 августа 2013 года № 1008 «Об образовании Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»; письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 11.12.2008 № 06-1844 «О примерных требованиях программ дополнительного образования детей»; постановление Главного государственного врача РФ от 4.08.2014 «Об образовании СанПиН № 2.4.4.3172-14 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству организации режима работы образовательных учреждений дополнительного образования», должностные инструкции педагога дополнительного образования, Устав МБОУ «СОШ №3».
Актуальность программы: для развития, обучения и воспитания подрастающего человека исключительно важны связь с прошлыми поколениями формирование культурной и исторической памяти. Чтобы учащийся мог проникнуться такими чувствами, недостаточно только прочесть, посмотреть или услышать нужную информацию, тут требуется прикоснуться к эпохе, потрогать ее руками и эмоционально пережить артефакты.
Помочь молодому поколению в решении этих проблем сегодня может такой уникальный социальный институт, как музей. Музей – это своеобразная модель системы культуры, играющая огромную роль в воспитании личности.
Отличительная особенность программы: особое место в современных общеобразовательных учреждениях России отводится школьным музеям, которые призваны комплексно решать вопросы развития, обучения и воспитания подрастающего поколения на основе собранных детьми экспонатов, средствами экскурсионной и музейной деятельности.
Осваивая теоретические знания и практические умения в области истории родной школы, города, музейного дела учащиеся приобретают уважение к прошлому, бережное отношение к реликвиям, у них формируются патриотизм и потребность сохранить для других поколений исторические, материальные, художественные и культурные ценности.
Адресат программы: обучающиеся в возрасте 12-18 лет.
Режим занятий, периодичность и продолжительность занятий: программа рассчитана на 1 год, 108 часов в год, 1 занятие в неделю по 3 часа.
Форма обучения: очная.
1.2 Цель и задачи программы
Цель: создание условий для гражданского и патриотического воспитания учащихся посредством музейной деятельности, формирования социальной активности учащихся, интеллектуального развития путем их вовлечения в поисково-исследовательскую краеведческую деятельность
Задачи:
Обучающие:
Изучение истории школы, области и страны со времени ее образования до наших дней.
Развивающие:
Проведение экскурсионно-лекторской работы на базе материалов истории школы, приобщение обучающихся к самостоятельному выполнению заданий, к работе с документацией музея школы и со справочной литературой, отработка навыков поисковой работа по истории школы (сведения о педагогах, учениках, традициях края).
Воспитательные:
Воспитание школьников в любви к учебному заведению и родному краю, к уважительному отношению к избранной профессии; пропаганда имен и творческого наследия лучших педагогов школы; воспитание бережного отношения к памятникам истории, традициям своего народа и страны.
1.3 Содержание программы
Учебный план:
№ | Тема занятия | Теория | Практика | ||
1 | Введение. Задачи, содержание и значение работы кружка «Музейное дело». | 1 | | 0 | |
Тема 1. Музей как институт социальной памяти. 4 часа | | ||||
2 | Происхождение музея. Профили и типы музеев. | 1 | | 0 | |
3 | Специфика школьного музея как центра музейнопедагогической и краеведческой работы в школе. | 1 | | 0 | |
Тема 2. Музейный предмет и способы его изучения. 12 часов | | ||||
4 | Музейный предмет – предмет музейного назначения – экспонат | 1 | | 0 | |
5-6 | Классификация музейных предметов | 1 | | 1 | |
7-8 | Атрибуция – выявление основных признаков музейного предмета. | 1 | | 1 | |
9 | Копии музейного предмета | 1 | | 0 | |
10 | Способы изучения музейных предметов | 1 | | 0 | |
Тема 3. Проведение научных исследований активом школьного музея. 14 часов | | ||||
11 | Экспедиции и краеведческие походы - основная форма комплектования фондов | 0 | | 1 | |
12-13 | Привлечение данных различных вспомогательных исторических дисциплин | 1 | | 1 | |
14 | Геральдика | 1 | | 0 | |
15 | Нумизматика | 1 | | 0 | |
16-17 | Подготовка рефератов | 1 | | 1 | |
18-19 | Публикация статей | 1 | | 1 | |
20 | Другие способы комплектования фондов школьного музея. | 1 | | 0 | |
Тема 4. Фонды школьного музея. Определение понятия, основные направления фондовой работы. 16 часов | | ||||
21 | Фонды школьного музея и их значение. | 1 | | 0 | |
22-23 | Структура фондов | 1 | | 1 | |
24 | Обменный фонд и фонд временного хранения | 1 | | 0 | |
25-28 | Создание интерактивной выставки фондов | 1 | | 3 | |
29-31 | Комплектование музейных фондов | 1 | | 2 | |
32-33 | Учёт музейных фондов. | 1 | | 1 | |
34-35 | Хранение музейных фондов | 1 | | 1 | |
Тема 5. Экспозиция школьного музея. 14 часов | | ||||
35 | Экспонат | 1 | | 0 | |
36 | Экспозиция | 1 | | 0 | |
37 | Экспозиционный комплекс | 1 | | 0 | |
38-39 | Выставка как актуальная для школьного музея форма презентации его коллекций | 1 | | 1 | |
40-45 | Этапы создания экспозиции. Тексты в экспозиции – виды и функции, правила составления | 2 | 4 | ||
Тема 6. Работа с аудиторией. 14 часов | |||||
46 | Понятие: аудитория школьного музея. Разнообразие форм работы с аудиторией | 1 | 0 | ||
47 | Основные требования к музейной экскурсии и этапы её подготовки. | 1 | 0 | ||
48-51 | Подготовка экскурсии | 1 | 3 | ||
52-53 | Подготовка экскурсовода | 1 | 1 | ||
54-55 | Работа экскурсовода. | 1 | 1 | ||
Тема 7. Изучение истории школьного музея. 14 часов | |||||
56 | Школьный музей как источник изучения родного края. | 1 | 0 | ||
57-58 | История создания школьного музея | 1 | 1 | ||
59-60 | Фонды школьного музея. | 1 | 1 | ||
61-63 | Экспозиции школьного музея. | 1 | 2 | ||
64 | Направления работы школьного музея | 1 | 0 | ||
65 | Исследовательская деятельность. | 1 | 0 | ||
Тема 8. Историческое краеведение. 14 часов | |||||
66-70 | Историческое краеведение как наука. Объекты изучения. | 2 | 3 | ||
71-72 | Записи историко-краеведческих наблюдений. | 1 | 1 | ||
73 | Как проводить беседы с очевидцами исторических событий и записывать их воспоминания. | 1 | 0 | ||
74 | Изучение и охрана памятников, связанных с историей борьбы нашего народа за свою независимость в годы Великой Отечественной войны. | 1 | 0 | ||
Тема 9. Военно-патриотическая работа. 14 часов | |||||
75 | Воспитательное значение военно-патриотической работы. | 1 | 0 | ||
76-77 | Герои СССР - уроженцы Урала | 1 | 1 | ||
78-79 | Пропаганда героических подвигов советских воинов | 1 | 1 | ||
80-85 | Поиск документов ветеранов ВОВ в архивах и в интернете | 1 | 5 | ||
Тема 10. Организация и проведение исторических экспедиций, поездок по местам боевой славы. 12 часов | |||||
86-87 | Как организовать историческую экспедицию | 1 | 1 | ||
88-89 | Как разрабатывать маршрут экспедиции | 1 | 1 | ||
90-91 | Как организовать поездку по местам боевой славы. | 1 | 1 | ||
Тема 11. Изучение истории школы. 14 часов | |||||
92-93 | Основные события в жизни школы. | 1 | 1 | ||
94-96 | Учителя школы. | 1 | 2 | ||
97-100 | История деятельности пионерской и комсомольской организаций. | 1 | 3 | ||
101-104 | Организация отчётной выставки. Оформление фотоальбома | 1 | 3 | ||
105-108 | Подведение итогов. Организация отчётной выставки. Оформление фотоальбома | 1 | 3 |
Содержание программы:
Введение
Задачи, содержание и значение работы кружка «Музейное дело». Особенности работы историков-краеведов.
Тема 1. Музей как институт социальной памяти
Происхождение музея. Музей античного мира., эпохи Возрождения. Первые национальные музеи. Профили музеев. Типы музеев. Специфика школьного музея как центра музейно-педагогической и краеведческой работы в школе. Выбор профиля и темы – важнейший этап в создании школьного музея.
Тема 2. Музейный предмет и способы его изучения
Понятия: музейный предмет – предмет музейного назначения – экспонат. Классификация музейных предметов. Основные критерии ценности музейного предмета. Уникальный и типичный музейный предмет. Атрибуция – выявление основных признаков музейного предмета. «Легенда» как способ фиксации сведений о музейном предмете со слов владельца. Копии музейного предмета. Муляж, макет, модель.
Тема 3. Проведение научных исследований активом школьного музея
Экспедиции и краеведческие походы как способ изучения темы и основная форма комплектования фондов. Переписка, связанная с поисками материалов. Работа в фондах государственных музеев, библиотеках и архивах. Привлечение данных различных вспомогательных исторических дисциплин – геральдика, нумизматика и др. Подготовка школьных рефератов, сообщений, докладов, а также публикаций статей по результатам научных исследований.
Тема 4. Фонды школьного музея. Определение понятия, основные направления фондовой работы
Понятие: фонды школьного музея. Термины: коллекция – фонд – единица хранения. Структура фондов: основной, научно-вспомогательный, интерактивный. Обменный фонд и фонд временного хранения. Основные направления фондовой работы: комплектование, учёт и хранение.
Тема 5. Экспозиция школьного музея
Понятия: экспонат, экспозиция, экспозиционный комплекс. Выставка (экспозиция временного характера) как актуальная для школьного музея форма презентации его коллекций. Интерактивные выставки. Этапы создания экспозиции. Тексты в экспозиции – виды и функции, правила составления.
Тема 6. Работа с аудиторией
Понятие: аудитория школьного музея – учащиеся данной школы или других школ, родители, жители посёлка, воспитанники детских садов и т. д. Разнообразие форм работы с аудиторией. Традиционные и нетрадиционные формы работы с аудиторией. Основные требования к музейной экскурсии. Этапы подготовки экскурсии. Работа экскурсовода.
Тема 7. Изучение истории школьного музея
Школьный музей как источник изучения родного края. История создания школьного музея Боевой и Трудовой Славы Муниципального общеобразовательного учреждения Каменской средней общеобразовательной школы № 2. Военно-исторический музей. Профиль музея: воспитание нравственности, патриотизма, гражданственности. Фонды и экспозиции школьного музея. Направления работы школьного музея, исследовательская деятельность.
Тема 8. Историческое краеведение
Историческое краеведение как наука. Объекты изучения. Общественно полезный характер исторического краеведения. Записи историко-краеведческих наблюдений.
Порядок ведения дневника исторических событий. Как проводить беседы с очевидцами исторических событий и записывать их воспоминания. Изучение записей воспоминаний, хранящихся в школьном музее. Изучение и охрана памятников, связанных с историей борьбы нашего народа за свою независимость в годы Великой Отечественной войны.
Тема 9. Военно-патриотическая работа
Воспитательное значение военно-патриотической работы. Пропаганда героических подвигов советских воинов в годы Великой Отечественной войны. Герои ВОВ - уроженцы Урала
Тема 10. Организация и проведение исторических экспедиций, поездок по местам боевой славы
Как определять цели и район экспедиции. Как комплектовать группы и распределять обязанности. Как разрабатывать маршрут экспедиции. Как организовать поездки по местам боевой славы и трудовой славы
Тема 11. Изучение истории школы
Основные события в жизни школы. Учителя школы. История деятельности пионерской и комсомольской организаций по экспозиции школьного музея.
Подведение итогов
Как оформлять результаты практических работ кружка. Фотоальбом. Организация отчетной выставки.
1.4 Планируемые результаты
Личностные результаты:
в рамках когнитивного компонентанеобходимо сформировать:
-
освоение национальных ценностей, традиций, культуры родного народа; -
ориентацию в системе моральных норм и ценностей; -
основы социально-критического мышления, ориентация в особенностях социальных отношений и взаимодействий; -
сознание, признание высокой ценности жизни во всех её проявлениях; -
знание основ здорового образа жизни и здоровье сберегающих технологий.