Файл: Введение 2 1 Теоретические основы ассортиментной политики 4.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Реферат

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.10.2023

Просмотров: 125

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


1.3 Особенности организации и совершенствования товарной политики предприятий


Процесс обновления товарного ассортимента предприятия предполагает разработку комплексной системы, включающей инновационную стратегию, направления модификации, вариации и дифференцирования.

Одним из коренных вопросов ассортиментной политики является определение совокупности товарных групп, наиболее предпочтительной для успешной работы предприятия на рынке и обеспечивающей экономическую эффективность его деятельности в целом. Ассортиментная политика предполагает также решение вопроса о происхождении товаров - производимых предприятием или приобретаемых им от внешних источников.

В рамках ассортиментной политики можно решить следующие важные задачи предприятия:

  • удовлетворение запросов потребителей;

  • оптимальное использование технологических знаний и опыта предприятия;

  • оптимизация финансовых результатов предприятия, когда формирование ассортимента основывается на ожидаемой рентабельности и объеме прибыли;

  • завоевание новых сегментов рынка путем расширения сферы применения существующей производственной программы;

  • соблюдение принципа гибкости за счет диверсификации сфер деятельности предприятия и включения нетрадиционных для него отраслей в портфель стратегических зон хозяйствования;

  • соблюдение принципа синергизма, предполагающего расширение областей производства и услуг предприятия, связанных между собой определенной технологией, единой квалификацией кадров и другой логической зависимостью, дающей значительную экономию затрат.

Для совершенствования товарной политики используются следующие основные направления:

  • расширение товарной номенклатуры за счет включения новых ассортиментных групп товаров;

  • достижение гармоничности товаров различных ассортиментных групп;

  • углубление товарной номенклатуры, т.е. увеличение насыщенности уже существующих ассортиментных групп;

  • оптимизация имеющегося ассортимента.


Выбор в пользу того, в каком направлении оптимизировать ассортимент, во многом зависит от социально-экономических условий в стране. В условиях позитивного экономического развития ассортимент магазина, как правило, оптимизируется за счет его расширения и частых обновлений. В условиях кризиса, наоборот, ассортимент оптимизируется за счет сокращения и довольно редких обновлений.

Такой подход к оптимизации ассортимента магазинов объясняется тем, что в условиях стабильного экономического развития и экономического роста, которые сопровождаются увеличением доходов населения и доходов корпораций, покупательская способность как населения, так и предприятий растет, что требует от магазинов расширения ассортимента с целью удовлетворения растущего спроса.

В условиях кризиса наблюдаются обратные процессы: доходы населения, прибыль предприятий и инвестиционные бюджеты сокращаются, потребительский спрос падает, поэтому магазины сталкиваются с проблемой продажи товаров. В таких условиях многие предприятия, чтобы пережить кризис и остаться на рынке, вынуждены сокращать свой ассортимент и не могут позволить себе часто обновлять его, так как введение в структуру ассортимента новых товаров - это всегда риск, и в условиях ограниченных финансовых ресурсов магазины опасаются идти на риск.

Существует четыре основных принципа формирования ассортимента продукции:

  • функциональные (в непосредственной близости от выполняемых функций) - бытовая техника, кухонная мебель, наборы посуды, руководства и т. д .;

  • потребитель (по группам потребителей) - товары для детей, молодежи, пожилых людей и т. д.;

  • продажи (по типу посредника, торговых организаций или по стилю продажи) - товары, продаваемые в супермаркете, супермаркете, гостиничном киоске;

  • цена (уровень цен) - цены на товары, товары со скидкой, товары одной цены.

Оптимизация ассортимента продукции - это непрерывный процесс, который осуществляется с учетом жизненного цикла продукции.

В маркетинговой практике используются следующие способы оптимизации ассортимента продукции:

  • расширение (увеличение) ассортимента продукции - включение в ассортимент продукции новых товарных групп;

  • увеличение насыщенности товарного ассортимента за счет выпуска новых товаров в рамках существующих товарных групп;

  • углубление (дифференциация) ассортимента продукции путем предложения потребителю большего количества вариантов (модификаций) каждого товара; ассортиментный политика маркетинг товарный

  • изменение гармонии между товарами разных ассортиментных групп;

  • упорядочение ассортимента продукции, что обычно выражается в концентрации усилий на производстве части существующего ассортимента. Эта необходимость может быть обусловлена ​​рядом факторов, в том числе: увеличением затрат и рисков, связанных с хранением продукции на складе и с ее реализацией; колебание спроса; ухудшение конъюнктуры рынка.


Оптимальный ассортимент продукции хозяйствующего субъекта, как правило, включает в себя:

  • товар-лидеры, которые определяют успех организации (предприятия), широкую клиентуру, прибыль. Обычно они появляются как новые продукты.

  • товары-локомотивы, которые тянут другие продукты предприятия и способствуют утверждению бренда;

  • стимулирующие («вызывающие») товары, которые привлекают покупателей по более низким ценам. Это известные продукты. Их низкие цены покупатель распространяет и на другие товары предприятия;

  • тактические товары, которые дополняют существующий ассортимент, чтобы клиент не обращался к конкуренту. Это рентабельное производство;

  • внедрены продукты, которые нуждаются в поддержке и благоприятном моменте для выхода на рынок;

  • устаревший продукт (уход с рынка), который требует модификации или ухода с рынка.

Задача маркетологов - выбрать наиболее подходящее соотношение между этими типами продуктов.

В заключение первой главы можно сделать выводы о том, что товарная политика - это совокупность маркетинговых принципов, методов и действий, связанных с формированием и управлением товарным портфелем компании. Жизненный цикл товара представляет собой период времени от идеи товара до прекращения его реализации на целевом рынке и описывается изменениями показателей продаж и прибыли с течением времени на разных его этапах. Оптимизация ассортимента продукции осуществляется с учетом жизненного цикла. Оптимизация ассортимента продукции может быть осуществлена ​​за счет: расширения (увеличения) ассортимента, увеличения насыщенности, углубления (дифференциации) ассортимента и т. д.


2 Анализ формирования ассортиментной политики ООО «Хлебокомбинат Афипский»

2.1 Общая характеристика предприятия


ООО «Хлебокомбинат Афипский» состоит из двух Хлебокомбинатов: в посёлке Черноморском и головной — в п. Афипском Северского района. Несмотря на времена перестройки, непростые 90-е, кризисы 2000-х, предприятие выстояло, сохранив своё «лицо» и коллектив.

ООО «Хлебокомбинат Афипский» возглавляет генеральный директор Тишковский Дмитрий Васильевич — Компании уже более сорока лет, что говорит о стабильной деятельности.

На сегодняшний день Афипский Хлебокомбинат включает в себя два цеха — хлебобулочный, где выпекают не только буханки, но и мелкоштучный товар, кондитерский — «царство» тортов, эклеров, трубочек с кремом, а так же безалкогольных напитков.

Виды деятельности лицензированы, и включают в себя:

  • Производство хлеба и мучных кондитерских изделий, тортов и пирожных недлительного хранения

  • Производство хлеба и хлебобулочных изделий недлительного хранения

  • Производство сухарей, печенья и прочих сухарных хлебобулочных изделий, производство мучных кондитерских изделий, тортов, пирожных, пирогов и бисквитов, предназначенных для длительного хранения

  • Техническое обслуживание и ремонт автотранспортных средств

  • Деятельность агентов по оптовой торговле пищевыми продуктами

  • Торговля розничная хлебом и хлебобулочными изделиями и кондитерскими изделиями в специализированных магазинах

  • Торговля розничная прочими пищевыми продуктами в специализированных магазинах

  • Перевозка прочих грузов

  • Деятельность автомобильного грузового транспорта и услуги по перевозкам

  • Деятельность автомобильного грузового транспорта

  • Перевозка грузов специализированными автотранспортными средствами

  • Перевозка грузов неспециализированными автотранспортными средствами

  • Деятельность по складированию и хранению

  • Хранение и складирование замороженных или охлажденных грузов

География поставок продукции комбината не ограничена Северским районом. Хлеб предприятия поставляется в республику Адыгея, Краснодар, Абинский, Крымский, Славянский, Красноармейский районы и Анапу. В ближайшей перспективе — выход на Новороссийск.

На сегодняшний день хлебокомбинат производит около 18 тонн продукции в сутки. По сравнению с прошлогодними 24 тоннами объёмы заметно снизились. Причина в выходе на кубанский рынок конкурентов из Ростовской области. Из соседнего региона хлебобулочные изделия на наши прилавки везут целыми фурами.

На территории завода расположены: административно – бытовой корпус; производственное здание, которое включает в себя: хлебобулочный цех, кондитерский цех, мини-пекарню, сырьевой склад и склад готовой продукции, слесарное отделение, технологические и бытовые комнаты; котельная; гараж с механической мастерской. Территория завода и подъездные пути к нему заасфальтированы.

Общую структуру деятельности ООО «Хлебокомбинат Афипский» составляет промышленная, вместе с торговой.

Промышленная структура включает в себя производство основных видов продуктов.

Торговая структура обеспечивает рекламу и реализацию произведённой продукции на рынки Краснодарского края и Адыгеи.

В настоящее время на предприятии применяют линейно- функциональную структуру управления. Сущность ее заключается в том, что весь аппарат управления по его вертикали делится на ступени, а его горизонтали на каждой ступени образуют звенья управления (рис. 2).



Рисунок 2 - Линейно функциональная структура управления предприятием

В основу организации ступеней управления положен производственно – территориальный принцип. Ступени управления показывают последовательность получения органов управления снизу доверху. Каждую ступень управления возглавляет линейный руководитель, осуществляющий общее руководство. Он, являясь единоначальником на данном участке подчинен руководителю и получает задания и распоряжения только от него.

На предприятии различают следующие функции управления: общее руководство, техническая подготовка производства, технико – экономическое планирование, организация труда и заработной платы, энергетическое и ремонтное обслуживание, бухгалтерский учет и финансовая деятельность, сырьевое и материально техническое обслуживание, сбыт готовой продукции, комплектование и подготовка кадров, общее делопроизводство и хозяйственное обслуживание, контроль качества сырья и готовой продукции.

Основными конкурентами завода являются: краснодарские Хлебокомбинаты № 1, 2, 6.

Рынок сбыта включает в себя почти все продуктовые магазины города и районов, а также собственные торговые точки.