Файл: Введение 2 1 Теоретические основы ассортиментной политики 4.docx
Добавлен: 25.10.2023
Просмотров: 131
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
СОДЕРЖАНИЕ
Введение 2
1 Теоретические основы ассортиментной политики 4
1.1 Ассортиментная политика, ее содержание, цели и задачи 4
1.2 Основные методы анализа товарного ассортимента 8
1.3 Особенности организации и совершенствования товарной политики предприятий 12
2 Анализ формирования ассортиментной политики ООО «Хлебокомбинат Афипский» 16
2.1 Общая характеристика предприятия 16
2.2 Анализ ассортимента в ООО «Хлебокомбинат Афипский» 21
2.3 Совершенствование ассортиментной политики ООО «Хлебокомбинат Афипский» 25
Заключение 30
Список использованной литературы 32
Введение
Прибыльность бизнеса определяется несколькими факторами, среди них один из ведущих – ассортимент. Именно он становится источником прибыли и от него зависит, насколько будут удовлетворены потребности покупателей, их лояльное отношение и стремление делать покупки в отдельном конкретном магазине. Работа над ассортиментом позволяет влиять на потребительское поведение за счет добавления новых позиций, которые будут пользоваться повышенным спросом, и убирать не приносящие прибыли.
Ассортиментная политика – определение ассортимента, наиболее предпочтительного для успешной работы на рынке и обеспечивающего экономическую эффективность деятельности предприятия в целом.
В настоящее время ни одно предприятие в системе рыночных отношений не может нормально функционировать без определения ассортиментной политики. Это происходит, потому что потребности людей безграничны, а ресурсы предприятия ограничены.
В нынешней экономической ситуации выживает то предприятие, которое может наиболее точно выделять и улавливать разнообразие вкусов, поэтому тема применения методов анализа ассортимента товаров на предприятиях является актуальной.
Вопросы формирования товарной политики широко освещены в научной литературе по маркетингу. Вместе с тем разработка товарной политики должна осуществляться индивидуально для каждого предприятия, что обуславливает практическую значимость выбранной темы. Экономическая эффективность совершенствования товарной политики заключается в приросте выручки от реализации и увеличении прибыли предприятия.
Целью дипломной работы является разработка предложений по совершенствованию товарной политики ООО «Хлебокомбинат Афипский». Для достижения названной цели поставлены следующие задачи:
- исследование товарной политики, ее основное содержание;
- изучение концепции жизненного цикла товара, ее значение для формирования и реализации товарной политики;
- анализ вопросов оптимизации товарного ассортимента.
Объектом исследования является ассортиментная политика ООО «Хлебокомбинат Афипский», всю выпускаемую продукцию которого можно разделить на следующие ассортиментные группы: хлеб, мелкоштучная продукция, кондитерская продукция, сухие хлебобулочные изделия, безалкогольные напитки.
Научные методы написания дипломной работы:
- совокупность диалектических методов (частное – особенное, количество – качество, дедукция, индукция, система часть системы, положительное – отрицательное и др.);
- методы обобщения практического опыта (сопоставление, количественная оценка, анализ временных рядов, финансового анализа, экономико-математические методы и др.);
- методы обработки информации (редактирование, выделение главного и др.)
- методы наблюдения и опроса.
Теоретической базой исследования являются: нормативно-правовые акты Российской Федерации, научно-учебные пособия и монографии, публикации специализированной периодической печати.
Дипломный проект состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников и приложений.
1 Теоретические основы ассортиментной политики
1.1 Ассортиментная политика, ее содержание, цели и задачи
Разработка ассортиментной политики ― ключевое направление в работе предприятия. Плохо продуманная политика в отношении ассортимента опасна скоплением товаров и уменьшением рентабельности. Для предотвращения финансовых потерь и формируют ассортиментную политику компании.
Ассортимент - это состав и соотношение различных видов продукции, товаров, услуг в производственном и торговом предприятиях; перечень видов и разновидностей продукции и товаров, различаемых по отдельным показателям.
Товарный ассортимент классифицируется по следующим признакам:
-
широта (число ассортиментных групп); -
глубина (числа позиций в каждой ассортиментной группе); -
сопоставимость (соотношение между предлагаемыми ассортиментными группами с точки зрения общности удовлетворяемых потребностей, конечного использования, цены); -
полнота (способность совокупности товаров однотипной группы удовлетворять схожие потребности); -
устойчивость (способность совокупности товаров удовлетворять спрос на одни и те же товары); -
новизна (способность совокупности товаров удовлетворять изменившиеся потребности за счет производства и реализации новых товаров).
Разработка ассортиментной политики ― ключевое направление в работе предприятия. Плохо продуманная политика в отношении ассортимента опасна скоплением товаров и уменьшением рентабельности. Для предотвращения финансовых потерь и формируют ассортиментную политику компании.
Товарная, она же и ассортиментная, политика – это метод управления ассортиментом.
Ассортиментная политика предприятия, магазина основывается на:
-
знании потребностей клиентов; -
состоянии бизнеса; -
стратегических целях.
Формирование ассортиментной политики торгового предприятия может показаться неким теоретическим, академическим вопросом. Тем не менее, совершенствование ассортиментной политики напрямую влияет на прибыль компании, поэтому стоит уделить ассортименту пристальное внимание.
Ассортиментная политика любого предприятия строится исходя из различных способов анализа товарного ассотримента, но по общепризнанной схеме (рис. 1)
Рисунок 1 - Формирование товарного ассортимента
Главными направлениями в реализации ассортиментной политики являются:
-
расширение ассортимента через внедрение новых позиций и увеличение наиболее популярных; -
обновление ассортимента путем устранения не актуальных товаров; -
стабилизация положения через формирование политики, которая обеспечивает постоянство основных показателей продаж; -
совершенствование ассортимента.
За научными словами «анализ» и «ассортиментная политика» скрывается всего лишь умение понять, чего хотят покупатели и насколько возможности предприятия отвечают их потребностям. Если ассортиментная политика организации оптимальна, то:
-
она не останется без клиентов; -
компания потратит ресурсы на ту продукцию, которая приносит прибыль; -
предприятие не сработает в убыток.
Основными целями ассортиментной политики являются:
-
удовлетворение покупательской потребности; -
улучшение позиций компании среди конкурентов; -
обеспечение соответствующего уровня доходности.
Главное желание любого предпринимателя - это стремление, не выходя за пределы своих возможностей, дать клиенту все, что он хочет и точно купит, с нужной рентабельностью и прибылью. На это и работает ассортиментная политика. Поэтому ассортимент должен быть полным и гибким. Гибкость подразумевает возможность водить новые наименования в товарную номенклатуру, не нарушая общей системы классификации товаров. И это напрямую связано с полнотой ассортимента.
По сути, ассортиментная политика решает такие задачи, как:
-
модернизация производства; -
модификация продуктов для улучшения их качеств и свойств; -
разработка новых товарных линеек; -
формирование преимуществ продукции; -
продажа товара высокого качества по ценам аналогов с более низким качеством.
Ассортиментная политика предприятия — это основная составляющая производственной, экономической и маркетинговой сфер. Благодаря правильной стратегии и предварительному анализу, компания получит доход и определит покупательские потребности в рыночном сегменте.
1.2 Основные методы анализа товарного ассортимента
Ассортиментная политика – одна из основных составляющей экономической стратегии на предприятии. От спланированного ассортимента продукции в будущем будет зависеть прибыль предприятия, поэтому так важно использовать эффективнее методы планирования и анализа ассортимента. В практике анализа ассортиментной политики известны различные методы и подходы к анализу ассортимента, различающиеся по приемам анализа, форме конечных результатов и по предмету анализа.
На сегодняшний день наиболее перспективными можно назвать методы, основанные на маржинальном подходе. Рассмотрим некоторые широко распространенные методы анализа ассортимента.
-
Метод анализа ассортимента на основе матрицы »продукт-рынок» Ансоффа
Суть матрицы Ансоффа заключается в выборе одной из четырех базовых стратегий компанией на рынке (табл. 1).
Таблица 1 - Матрица Ансоффа продукт/ рынок
Продукт/Рынок | Действующий | Новый продукт |
Действующий | Расширение на рынке | Развитие продукта |
Новый рынок | Развитие рынка | Диверсификация |
Метод анализа ассортимента на основе матрицы «конкурентоспособность – стадия жизненного цикла»
Данная матрица является инструментом анализа стратегических хозяйственных единиц, хозяйственного и продуктового портфелей организации, используемым для определения зоны выбора стратегии (табл.2).
Белые ячейки – широкий диапазон выбора стратегий; темно серые ячейки – осторожное выборочное развитие; светло серые ячейки – опасность: уход в рыночную нишу, отказ от рынка или ликвидация бизнеса.
Таблица 2 - Матрица «конкурентоспособность – стадия жизненного цикла»
Конкурентоспособность | Зарождение | Рост | Зрелость | Старение |
Доминирование | | | | |
Сильная позиция | | | | |
Благоприятная позиция | | | | |
Прочная позиция | | | | |
Слабая позиция | | | | |
Нежизнеспособная позиция | | | | |
Анализируемые продукты могут попасть в одну из трех зон выбора стратегий. Наиболее широкий диапазон выбора стратегий имеют «молодые» продукты, занимающие доминирующие позиции на рынке. «Старые», неконкурентоспособные продукты, расположенные в правом нижнем углу матрицы, требуют наиболее радикальных решений, связанных с резким сокращением или ликвидацией данного бизнеса.
-
Метод анализа ассортимента на основе матрицы «рост/доля»
Данный метод подразумевает способ построения стратегической матрицы, основанный на внутренней информации предприятия. Единицей анализа выступает «группа продукта», под которой подразумевается часть линии продукта (товара или услуги), ориентированного, с одной стороны, на удовлетворение схожей по природе потребности, а с другой стороны, рассчитанного на потребление определенным сегментом рынка. Для каждой группы продукта строится пространство координат, в котором отражается доля каждой группы в объеме сбыта («доля рынка») и доля в темпе изменения объема сбыта («рост рынка»), причем значения координат для каждой группы поддаются точному вычислению на основании данных о реализации предприятия за некоторый период. Вычислив эти значения для каждой группы продукта и представив их графически, можно получить параметрический график (стратегическая матрица), характеризующий каждую группу продуктов ассортимента.
-
АВС-анализ ассортимента
Это метод, позволяющий классифицировать ассортиментные позиции по степени их важности в ассортименте. В его основе лежит принцип Парето, продукция разделяется на категории A, B и C, составляющие в структуре продаж 80, 15 и 5%, соответственно метод предполагает различные подходы к управлению этими категориями ассортиментных позиций. Позиции в категории А несомненно стоит оставить в ассортименте, а вот ассортиментные позиции категории В и особенно С должны быть тщательно проанализированы на предмет того, стоит их оставить в ассортименте или же исключить.
-
Достаточно известный метод анализа ассортимента был предложен Ф. Котлером.
Метод основывается на изучении особенностей товарной линии и стоит их двух этапов:
1) анализ товарной линии – этап, включающий в себя постоянный сбор информации об объеме продаж и прибыли по каждой товарной единице, а также определение долей отдельных товарных единиц в объеме продаж и прибыли товарной линии. Высокая доля объема продаж,
приходящаяся на несколько товарных единиц, означает уязвимость товарной линии. На данном этапе также определяется рыночный профиль товарной линии, для этого строится карта позиционирования, которая отражает позиции товарной линии предприятия по отношению к продукции конкурентов.
2) принятие решения о длине товарной линии, необходимости обновления, корректировке или сокращении. Критерием оптимальной длины является операционная прибыль предприятия. Товарная линия считается короткой, если добавив к ней новые товарные единицы, можно увеличить прибыль, и слишком длинной, если сокращение числа товарных единиц ведет к росту прибыли.
6. Так же известен метод анализа и планирования ассортимента путем оптимизации ключевых финансовых показателей. Данный метод предполагает несколько этапов планирования и основывается на определении ключевых финансовых показателей при наилучшем варианте производственной структуры, оценке влияния производственных факторов на финансовые показатели и определении себестоимости единицы каждого вида продукции.
Расчеты проводятся по следующим этапам: формирование «портфеля заказов»; планирование себестоимости каждого вида продукции; определение маржинального дохода предприятия; оценка влияния уровня организации производства и труда на маржинальный доход и прибыль предприятия.
Описанные методы анализа ассортимента позволяют проводить сравнение различных альтернатив, позволяют упростить процесс принятия решения, так как исключают из рассмотрения незначительные детали, а это способствует изучению проблем, что помогает понять и оценить стратегические альтернативы.
Предложенные методы практичны, просты, информативны и очень активно применяются многими успешными компаниями. С их помощью можно анализировать такие параметры ассортимента, как вклад товара в результат работы магазина, стабильность продаж товара, статус каждого товара в ассортиментной матрице и закупочную политику в отношении каждого вида товара. Также можно определить положение нового товара в общем ассортименте, определить необходимость вложения оборотных средств и определить метод подсчета товарных запасов с целью оптимизации налогообложения.