Файл: Введение 2 1 Теоретические основы ассортиментной политики 4.docx
Добавлен: 25.10.2023
Просмотров: 130
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Таблица 3 - Анализ размеров производства
Показатель | 2020г. | 2021г. | 2022г. | 2022г. в % к 2020г. |
Валовая продукция хозяйства, тыс.руб.: | 3572,0 | 4988,0 | 5188,5 | 69 |
хлебобулочные | 3261,4 | 4102,32 | 4137,68 | 79 |
кондитерские | 310,6 | 885,68 | 1050,82 | 29,5 |
Товарная продукция, тыс.руб. | 3572,0 | 4988,0 | 5188,5 | 69 |
Полная себестоимость продукции | 27507,0 | 29375,0 | 27510,0 | 99,9 |
Среднегодовая стоимость основных средств предприятия | 59893,28 | 58213,28 | 63254,28 | 94,68 |
Прибыль | 1613,0 | 1574,0 | 1758,0 | 91,7 |
Среднегодовая численность работников, чел. | 272,17 | 331,83 | 336,3 | 81 |
Фондоотдача | 0,06 | 0,085 | 0,082 | 73,2 |
Производственная площадь предприятия, м.кв. | 2050 | 2050 | 2120 | 96,7 |
Анализируя таблицу 3 можно сделать вывод, что рост валовой продукции обусловлен ростом цен на завозную продукцию и сырье, а также ростом цен на выпускаемую продукцию и энергоресурсы. Среднегодовая численность работников возросла незначительно. Рост товарной продукции объясняется общим в стране ростом цен на все виды продукции и рост увеличения объема производства в натуральном выражении.
2.2 Анализ ассортимента в ООО «Хлебокомбинат Афипский»
Ассортимент, вырабатываемый на хлебокомбинате, насчитывает более 150 наименований. Помимо популярного «кирпичика», именуемого «Екатеринодарским», здесь выпекают несколько сортов ржаного хлеба «Бородинский», «Дарницкий» (особенно популярный в меню для диабетиков), «Владимирский» и «Купеческий» с изюмом на Хлебокомбинате №1. Есть и диетические сорта с отрубями — «Нежный», «Русь». Перечислять ассортимент кондитерского цеха можно бесконечно, но знаменитые слойки с джемом и кремовые трубочки любимы многими поколениями жителей Северского района.
При производстве любого объема хлеба и хлебобулочной продукции необходимо тщательно соблюдать технологию производства, для того чтобы обеспечить хорошие потребительские качества продукции.
В прошлом году в хлебобулочном цеху запустили новую линию по производству подовых сортов хлеба. В планах у предприятия запустить выработку нарезных сортов хлеба, провести модернизацию упаковочной линии.
Основными свойствами ассортимента являются его широта, полнота, устойчивость и новизна. В соответствии с этими свойствами существуют и коэффициенты, их подсчитывающие.
Для того чтобы понять, реализация каких ассортиментных групп наиболее эффективна и приносит максимальную и стабильную прибыль, а на чем не стоит делать акцент, необходимо провести анализ структуры ассортимента и стабильности продаж.
Широкое распространение в практике проведения анализа ассортиментной политики получил анализ структуры ассортимента (АВС-анализ) – метод, позволяющий классифицировать товары предприятия по степени их значимости в части получения организацией выручки и прибыли. На основании имеющихся данных проведем АВС-анализ ассортимента ООО «Хлебокомбинат Афипский» по объему выручки, учитывая следующие рекомендованные значения: группа А – 80% выручки, 20% наименований; группа В – 15% выручки, 30% наименований; группа С – 5% выручки, 50% наименований (табл. 4).
Таблица 4 - АВС-анализ ассортимента ООО «Хлебокомбинат Афипский»
Ассортиментная группа | Выручка за 2016 г., тыс. руб. | Удельный вес ассортиментной группы, % | Удельный вес нарастающим итогом, % | Категория |
Хлеб | 34870 | 28,9 | 28,9 | А |
Кондитерская продукция | 32800 | 27,2 | 56,1 | А |
Сухие хлебобулочные изделия | 22001 | 18,2 | 74,3 | В |
Мелкоштучная продукция | 21882 | 18,1 | 92,4 | В |
Безалкогольные напитки | 9200 | 7,6 | 100 | С |
Итого | 120753 | 100 | | |
Ассортиментные группы расположим в порядке убывания объёма выручки и рассчитаем общую сумму выручки по всем товарам. Цель анализа стабильности продаж (XYZ-анализа) – дифференциация товаров в ассортименте по группам в зависимости от равномерности спроса и точности прогнозирования. На основании имеющихся данных проведем XYZ-анализ ООО «Хлебокомбинат Афипский» по объему выручки (табл. 5).
Таблица 5 - XYZ-анализ ассортиментаООО «Хлебокомбинат Афипский»
Ассортиментная группа | 1-й квартал | 2-й квартал | 3-й квартал | 4-й квартал | Выручка за 2016г., тыс. руб. | Среднее значение, тыс.руб. | Коэффициент вариации,% | Категория |
Хлеб | 8845,3 | 8510,5 | 8732,8 | 8781,4 | 34870 | 8717,5 | 2,9 | X |
Кондитерская продукция | 8103 | 8947,4 | 7979,6 | 7770 | 32800 | 8200 | 10,9 | Y |
Сухие хлебобулочные изделия | 5545,2 | 5495,1 | 5379,5 | 5581,2 | 22001 | 5500,25 | 2,8 | X |
Мелкоштучная продукция | 5300,5 | 4978,5 | 5137 | 6466 | 21882 | 5470,5 | 21,4 | Y |
Безалкогольные напитки | 2101 | 1095 | 3567 | 2437 | 9200 | 2300 | 76,7 | Z |
Итого | 29895 | 29026,5 | 30795,9 | 31035,6 | 120753 | 30188,25 | | |
Рассчитаем коэффициент вариации v для каждого анализируемого объекта. В категорию Х включаются товары со стабильной продажей с коэффициентом вариации от 0% до 10%, в категории Y более значительные отклонения с коэффициентом вариации от 10% до 25%, в категории Z оказываются товары, продажи которых точно прогнозировать невозможно, их коэффициент вариации от 25% и выше. Эффективнее применить XYZ-анализ в сочетании с АВС-анализом. В таблице 6 дается характеристика товаров и отдельных позиций ассортиментной политики для разных клеток совмещенной матрицы.
Таблица 6 - Характеристика категорий интегрированного АВС- и XYZ-анализа
Группа | X | Y | Z |
А | Высокий вклад в сбыт, высокая степень надежности прогноза, стабильное потребление. | Высокий вклад в сбыт, средняя степень надежности прогноза, нестабильное потребление. | Высокий вклад в сбыт, низкая степень надежности прогноза, неравномерное (стахостическое) потребление. |
В | Средний вклад в сбыт, высокая степень надежности прогноза, стабильное потребление. | Средний вклад в сбыт, средняя степень надежность прогноза, нестабильное потребление. | Средний вклад в сбыт, низкая степень надежности прогноза, неравномерное (стахостическое) потребление. |
С | Низкий вклад в сбыт, высокая степень надежности прогноза, стабильное потребление. | Низкий вклад в сбыт, средняя степень надежность прогноза, нестабильное потребление. | Низкий вклад в сбыт, низкая степень надежности прогноза, неравномерное (стахостическое) потребление. |
Обозначим в матрице расположение анализируемых ассортиментных групп по результатам АВС- и XYZ-анализов (табл. 7).
Таблица 7 - Нанесение результатов интегрированного АВС- и XYZ-анализа на матрицу
Группа | Х | Y | Z |
А | Хлеб | Кондитерские изделия | AZ |
В | Сухие хлебобулочные изделия | Мелкоштучная продукция | BZ |
С | CX | CY | Безалкогольные напитки |
В результате проведенного ассортиментного анализа можно сделать вывод, что хлеб и сухие хлебобулочные изделия (товары группы АХ и ВХ) отличает высокий товарооборот и стабильность.
Необходимо обеспечить постоянное наличие товара, но для этого не нужно создавать избыточный страховой запас. Расход товаров этой группы стабилен и хорошо прогнозируется.
Кондитерские изделия (товары группы AY) и мелкоштучная продукция (товары группы BY)при высоком товарообороте имеют недостаточную стабильность продаж, и, как следствие, для того чтобы обеспечить их постоянное наличие, нужно увеличить страховой запас.
Что касается безалкогольных напитков (группы товаров CZ), рекомендуется не концентрироваться на данной группе товаров, но исключать ее не целесообразно, т.к. она приносит регулярный дополнительный доход предприятию.
В целом использование интегрированного АВС- и XYZ-анализа ассортиментной политики предприятия позволяет повысить эффективность системы управления товарными ресурсами, повысить долю высокоприбыльных товаров без нарушения принципов ассортиментной политики, выявить ключевые товары и причины, влияющие на количество товаров, хранящихся на складе, перераспределить усилия персонала в зависимости от его квалификации и имеющегося опыта.